Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камень попал в лобовое стекло: как получить компенсацию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.
Получение страховых выплат
Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.
Если в момент аварии нанесен ущерб транспорту другим водителям, то может все сложиться не в их пользу. Если автомобилист избегал столкновения и выполнил неверный маневр, то виноватым окажется все равно он. Возмещение будет лишь в случае, когда доказательства покажут, что невозможно было повести себя иначе, во избежание создания неблагоприятной ситуации. Противоправными признаются действия страховщиками и выплат полагаться не будет.
Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.
На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.
От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП. Выплачиваются денежные средства быстро.
Является ли такой случай ДТП?
Да. Согласно Правилам дорожного движения:
ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».
Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.
Другие способы возмещения ущерба
Когда к нам обращается за консультацией водитель, чье транспортное средство было повреждено выскочившим из-под колес камнем, мы всегда рекомендуем привлекать к фиксации происшествия сотрудников Госавтоинспекции. Особенно это важно в том случае, когда пострадал дорогой автомобиль, а у его владельца нет полиса КАСКО.
После оформления случившегося собственнику машины придется обратиться для оценки причиненного вреда к независимому эксперту. Специалист определит размер убытков и выдаст об этом соответствующее заключение. Далее начинается подготовка к подаче судебного иска. В качестве ответчика могут выступать органы власти или дорожные службы, отвечающие за состояние участка дороги. Добиться от них возмещения убытков будет не просто, поэтому настоятельно рекомендуем заручиться поддержкой профильного адвоката.
В случае, когда ответчиком по делу выступает юридическое лицо, проводить процедуру досудебного урегулирования спора нужно обязательно. Ответчику готовится и направляется претензия. Оформляется документ в простой письменной форме. Обязательное условие – наличие такой информации:
Все изложенные в претензии факты нужно подтвердить документально. Для этого формируется пакет, состоящий из копий:
Если обращение готовит автоюрист, его полномочия подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью.
Передать претензию можно лично, посетив офис организации. В этом случае следует взять с собой второй экземпляр документа, на котором получатель делает регистрационную отметку и проставляет дату. Самый простой и удобный способ подачи претензии – направление ее по почте. Используется заказное письмо с описью вложения и уведомлением. На последнем представитель ответчика ставит дату получения с которой и начинается отсчет времени, предоставленного для рассмотрения претензии.
Для рассмотрения претензии отводится обычно 10 дней с момента получения. Если организация не готова идти на контакт или отказывается возмещать убытки, готовится и подается судебный иск.
ВС РФ: камень из-под колес попутки в лобовое – не ДТП
Итак, если лобовое стекло разбито камнем, а у вас только полис ОСАГО, то страховая компания в большинстве случаев вам не поможет, так как виновник, скорее всего, скрылся (или просто банально не понял, что повредил ваш автомобиль), к тому же нет никаких доказательств его вины. А вот если в стекло попал иной предмет, например, лопата, оставленная на дороге ремонтниками, то к ним можно предъявить гражданский иск. Если авария случилась в результате нарушения ПДД, допущенного другим водителем, то ему придется возместить ущерб.
Если же у вас имеется добровольная страховка (каско), то поменять стекло вам обязаны за счет страховой компании. Прибывшие сотрудники ГИБДД оформят ДТП и выдадут вам следующие документы: справку, копию протокола и постановление по делу. После чего вам необходимо будет явиться с комплектом документов в страховую компанию и написать заявление о страховом случае. К заявлению надо приложить талон-уведомление – его вам выдадут в день подачи заявления в полиции (даже если это произошло ночью), справку по форме Ф3 и постановление о возбуждении или об отказе возбуждения уголовного дела.
В некоторых страховых компаниях лобовые стекла меняются без справок (при страховании «полное каско»). Иногда в договоре страхования предусматривается, что без справок можно обращаться в случае повреждения стеклянных элементов, одного кузовного элемента, бамперов, если ущерб не превышает оговоренную страховым договором сумму. Причем стеклянные элементы могут заменяться неоднократно. В таких случаях перечень предоставляемых документов должен быть оговорен в договоре и правилах страхования. Обычно это паспорт, полис, СТС и водительское удостоверение.
Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.
Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Камень попал в лобовое стекло: как получить компенсацию?
Неприятная и до слез обидная ситуация, в которую попадали многие автомобилисты. Спокойно двигаясь по дороге, не нарушая правил дорожного движения, получаете удар камнем по лобовому стеклу. А водитель машины, из-под колес которой вылетел этот злополучный камень, даже не догадывается какую пакость он вам преподнес. Результат — трещина на лобовом и испорченное настроение, полное крушение всех планов на день.
Когда шок от такой несправедливости пройдет, возникает вопрос — а кто будет платить за испорченное стекло, является ли такое происшествие ДТП и стоит ли обращаться в страховую за выплатой.
Анализируя судебную практику можно с уверенностью сказать, что разбираемый нами случай не признается ДТП.Страховая компания не обязана компенсировать нанесенный вам ущерб.
Мотивируется отказ тем, что порча транспортного средства произошла по обстоятельствам, которые не зависят от водителя. Он не предпринимал какие-либо действия и не нарушал ПДД, которые привели к происшествию на дороге. А также водитель «виновной» машины не мог предвидеть, что на дороге будет его «ждать» камень, чтобы вылететь из-под колес.
Из всего этого можно сделать вывод, которого придерживаются и сотрудники ГБДД и судебные инстанции, что камень, вылетевший из-под колес, не является дорожно-транспортным происшествием. Страховая компания не является исключением: так как нет виновника — значит, нет и страхового случая.
Единственное, где может получить возмещение ущерба «потерпевший» автолюбитель — это по КАСКО, при условии, что такая страховка была заключена. Некоторые страховые компании в таких случаях требует вызова представителей ДПС к месту происшествия. Поэтому при заключении договора КАСКО следует внимательно прочитать все его условия, чтобы впоследствии не получить законный отказ от СК.
Федеральный закон №40, регулирующий основные законодательных принципов ОСАГО, не даёт чёткого определения обо всех возможных случаях причинения вреда различным ТС в результате дорожных происшествий с участием транспорта. Именно поэтому частный случай с вылетевшим камнем из-под колёс должен рассматриваться как причинение вреда транспортному средству потерпевшего лица из-за произошедшего ДТП.
Вопреки заблуждению, закон не содержит обязательного требования о прямом контакте ТС застрахованного лица и потерпевшего: достаточно подтверждения вины.
Не стоит забывать, что в договоре ОСАГО страхуется личная ответственность того, кто причиняет вред, а не имущество потерпевшего.
В ПДД, ДТП характеризуется как любое событие, произошедшее в процессе передвижения транспортных средств по дорогам общего или частного пользования, в которых участвовали ТС, по вине которых был причинён материальный или физический ущерб, то есть:
- были получены повреждения транспортных средств, грузов или сооружений;
- пострадали или получили травмы, несовместимые с жизнью, люди.
Ввиду того, что вылетевший камень нанёс ущерб автомобилю — разбил стекло, бампер, фары, поцарапал ЛКП и т. п., такую ситуацию можно приравнивать к определению ДТП.
Вопрос продолжает оставаться спорным: несмотря на то, что в большинстве случаев и сотрудники ГИБДД и многие суды признают ситуацию как дорожно-транспортное происшествие, существует и вполне реальный прецедент, когда ВС РФ вынес постановление в ходе рассмотрения административного дела.
В нём было указано, что подобный случай не может классифицироваться как ДТП, так как вины гражданина, управляющего транспортным средством, ставшим причиной повреждений другой машины — нет. Это было проявление обстоятельств непреодолимой силы, которые не зависели от водителя. (Постановление ВС РФ от 11 марта 2016 г. №39-АД16-1).
Особенности получения компенсации
Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.
Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.
Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.
Как ремонтировать стекло? Или лучше заменить полностью?
Сегодня есть технологии ремонта автомобильных стекол. Они основаны на простых инструментах, но требуют значительного профессионализма. Иногда не удается качественно восстановить стекло после попадания камня. Глубокие сколы и большие трещины практически невозможно устранить без визуальных последствий. Оптимально ремонтируются трещины до 30 мм и сколы без серьезного повреждения слоев стекла. Процесс ремонта выглядит следующим образом:
- мастер внимательно осматривает трещину и производит анализ оптимальных методов подготовки к ремонту в вашем случае, часто это занимает не менее 1 часа только для осмотра;
- далее специалист выводит всю влагу из поврежденного участка, чтобы полностью исключить дальнейшие проблемы с повреждением, это позволяет гарантировать качество ремонта;
- следующим шагом будет засверливание в тех местах, где трещина может дать дополнительный ход и распустить стекло, так мастер предотвращает рост повреждения в дальнейшем;
- затем засверленное место заливается специальным полимерным составом, от качества которого зависит долговечность службы такой «пломбы», выравнивает поверхность и шлифует ее;
- последний шаг — проверка выполненной работы, а также шлифовка краев трещины, чтобы они не разрывали дворники, но такой ремонт можно производить в зонах, где повреждение не мешает осмотру.
Если вменяют 10.1 Правил
Что означает пункт ПДД 10.1 — Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Зачастую инспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности за нарушение пункта 10.1 правил. Свое решение сотрудники ГИБДД мотивируют тем, что водитель обязан двигаться с небольшой скоростью, при которой водитель сможет заблаговременно остановить ТС в случае возникновения опасности.
Соглашаться с обвинением категорически нельзя, хотя обвинение по данному пункту вполне обосновано со стороны инспекторов. В протоколе необходимо выразить несогласие с вменяемым нарушением и потребовать помощи адвоката (защитника). Главная задача — добиться привлечения к ответственности виновника происшествия.
Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств
К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:
- Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
- Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
- Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
- Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
- Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям. Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
- В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
- Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.
Примеры из судебной практики
Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:
Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта. Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий. Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.
Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения. Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте. Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.
Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны. Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД
Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде
Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:
- Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
- Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
- В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
- Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
- Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
- Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
- Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.
Можно ли оформить по ОСАГО повреждения машины от камней? / ГИБДД / Авто
Нередко из-под колес грузовиков и внедорожников вылетают небольшие камушки, которые врезаются в другие автомобили и причиняют ущерб транспортным средствам. Можно ли оформить эти повреждения как ДТП и оплатить ремонт с помощью автогражданки виновника происшествия?
Часто весной автовладельцам приходится чинить мелкие сколы на лакокрасочном покрытии или даже менять треснувшие лобовые стекла. Эти повреждения были причинены в результате «неявных» ДТП.
Разбитый асфальт или некачественный песок, используемый дорожниками для подсыпки скользких участков дорог, содержит небольшие камушки, которые цепляются протектором колес, застревают в нем, а затем на большой скорости под действием центробежных сил, вылетают, как пули, и рискуют попасть в машины сзади. Ремонт от таких попаданий недешев и очень печалит автовладельцев. Можно ли считать такие дорожные происшествия полноценными ДТП и есть ли смысл догонять стреляющуюся камнями машину, чтобы потребовать у ее владельца оформления повреждений по ОСАГО? Ситуацию комментирует заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.
Верховный суд не стал относить повреждения от камней из-под колес к ДТП — Российская газета
Водителя лишили прав за то, что он скрылся с места аварии, которой не было. Впрочем, Верховный суд восстановил справедливость.
Казалось бы, банальная ситуация: из-под колеса автомобиля вылетел камень и попал в лобовое стекло машины, двигавшейся следом. Стекло треснуло. Такое случается на дорогах сплошь и рядом. И обычно обходится без последствий для водителя того автомобиля, из-под колеса которого этот камень выскочил. Даже если стекло разбито вдребезги. Но не в этот раз.
Итак, некто Савчук ехал по трассе Москва — Белгород. В деревне Духовец Курской области он заметил, что двигавшийся следом автомобиль начал ему сигналить фарами и клаксоном. Он остановился. Водитель, который ему сигналил — некто Шинаков — заявил, что из-под колеса машины Савчука вылетел камень и разбил ему лобовое стекло. Шинаков потребовал либо рассчитаться на месте, либо вызвать ГИБДД. Савчук же заверил своего визави, что правил не нарушал, а если из-под колеса вылетел камень, то это случайность и аварией не считается. И уехал.
Однако не уехал Шинаков. Он вызвал на место происшествия сотрудников ГИБДД. Инспекторы посчитали же, что авария имела место, а Савчук скрылся с места происшествия. Оформили дело, подали в суд, и мировой судья признал Савчука виновным и лишил его прав на год.
Савчук обжаловал это решение в районном суде, но — безрезультатно. Областной суд также оставил решение в силе. Причем интересна позиция районного судьи. Он утверждал, что Савчук знал о ДТП и умышленно нарушил правила, скрывшись с места происшествия. А было ли ДТП, суд по непонятным причинам устанавливать не стал. Такая позиция открывает широкую дорогу для разного рода подставщиков. Есть у вас трещина на лобовом стекле? Догоняйте любую машину и заявляйте ее водителю, что это из-под его колеса камень вылетел. А затем требуйте с него денег или угрожайте заявить в ГИБДД. Отличный способ. Даже столкновения имитировать не надо. Некоторые инспекторы ГИБДД и судьи будут на вашей стороне. Если бы не одно, но очень существенное «но».
Верховный суд занял противоположную позицию. В своем решении он указал, что по делу об оставлении места аварии необходимо доказать сам факт аварии.
Согласно справке о ДТП, машина Шинакова была повреждена — на лобовом стекле появилась трещина. Это повреждение образовалось от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении автомобиля Савчука. Что подтверждается письменными объяснениями обоих водителей, а также их объяснениями, данными в ходе судебного разбирательства.
Однако, отметил Верховный суд, это событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от Савчука, без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он не мог.
Следовательно, делает вывод Верховный суд, повреждение автомобиля из-за вылетевшего из-под колеса камня — это не ДТП. А раз ДТП не было, то нельзя и покинуть место его совершения.
По этой причине Верховный суд постановил все постановления судов низших инстанций отменить, а административное дело в отношении Савчука прекратить.