Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основную массу нарушений правил парковки фиксируют экипажи сотрудников ГИБДД, которые перемещаются по трассам или совершают рейды по наиболее «популярным» зонам населенных пунктов, где любят парковаться нарушители. Часто инициаторами проверки становятся инспектора дорожной и транспортной инспекции, а также обычные граждане, которым активно мешают особенно наглые парковщики.

Комментарии к ст. 12.19 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарий к ст. 12.19 КоАП

1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.

Читайте также:  Как устроить ребенка в детский сад без прописки: нужна ли временная регистрация?

2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.

3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

Существует несколько вариантов как наказать недобросовестного водителя, который нарушает ПДД (парковка на тротуаре):

  • личное убеждение;

    Любую борьбу за свои права стоит начинать с проведения беседы. Надо попытаться доказать соседу, что его автомобиль действительно загораживает проход людям.

  • сообщение в подразделение полиции (ГИБДД);

    Каждый житель домов, расположенных в том дворе, где стоит неправильно припаркованный автомобиль, может позвонить в полицию и сообщить данный факт. Необходимо указать адрес дома, марку и номер автомобиля.

  • онлайн обращение на сайт ГИБДД.

    Современные технологии позволяют решать многие вопросы посредством обращения через интернет.

    В специальной вкладке пишется обращение с указанием необходимой информации и прикрепляется фотография неправильно припаркованного авто.

Важно сделать фото так, чтобы был четко виден сам тротуар и желательно — номер дома либо основные ориентиры. Теперь каждый знает куда отправить фото парковки на тротуаре.

Санкции за нарушение ПДД

Припарковав на стоянку автомобиль или другое механическое средство передвижения на мостовой, предназначенной для пешеходов, владельцу следует ожидать штрафных санкций. За такое противоправное деяние предусмотрен административный штраф в соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ в размере 1000 рублей, кроме городов Москва и Санкт-Петербург, в которых размер этого наказания составляет 3000 рублей.

Если автомобиль мешает проходу пешеходов, то его владелец обязан уплатить административный штраф. Машина может быть эвакуирована на штрафную стоянку, что принесет хозяину дополнительные расходы и затраты времени. Штраф за стоянку на тротуаре может налагаться столько раз, сколько будет зафиксировано данное правонарушение.

Чтобы припарковаться в неположенном месте, по нему необходимо проехать. Нерадивому водителю нужно знать, какой штраф его ожидает за езду по тротуару. В соответствии с частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ по протоколу налагается взыскание в размере 2000 рублей.

Места для парковки, разрешенные ПДД

В ПДД имеется такое понятие, как стоянка, и указаны места, где она не запрещена.

В пунктах 12.1 и 12.2 статьи 12 ПДД РФ перечислены разрешенные места и способы стоянки:

  • на обочине дороги справа, а при ее отсутствии — на краю проезжей части;
  • слева — в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении и без трамвайных путей посередине;
  • на односторонних дорогах, за исключением грузовых автомобилей с массой более 3,5 т;
  • параллельно краю проезжей части, в один ряд, а двухколесным транспортным средствам без люльки — в два ряда;
  • способ, определяемый знаком 6.4 в сочетании с табличками 8.6.1–8.6.9 и линией разметки, то есть ставить автомобили можно под углом к краю дороги, если сделать это позволяет конфигурация полотна;
  • не запрещена стоянка на краю тротуара, граничащего с полосой, предназначенной для движения машин, в местах, определенных знаком 6.4 в сочетании с табличками 8.6.3, 8.6.6–8.6.9 и 8.4.7.

Парковка для отдыха, принятия пищи или ночлега вне населенного пункта предусмотрена только на оборудованных для этого площадках или за пределами дороги.

Стоянка на части дорожного полотна, предназначенной для движения пешеходов, не запрещена в форс-мажорных обстоятельствах или при поломке, но в разговоре с инспектором это нужно будет доказать.

Фиксация правонарушения

В настоящее время нарушения ПДД фиксируют инспекторы ГИБДД, делающие это в силу своих полномочий, и современные автоматические комплексы. К борьбе за правопорядок могут подключиться и обычные неравнодушные граждане.

Читайте также:  Транспортный налог в Московской области

Патрули ДПС, проводя рейды по установленным маршрутам, фиксируют нарушения правил парковки. Автомобили, оборудованные приборами автофиксации нарушений ПДД, по пути следования фотографируют неправомерно припаркованные машины, после обработки материалов владельцам приходят по почте постановления об оплате штрафов.

Граждане могут зафиксировать нарушение ПДД и выслать материалы в адрес местного отдела ГИБДД для принятия мер к правонарушителям.

Водителям следует помнить, что даже заезд одним колесом на пешеходную зону, где стоянка запрещена, считается нарушением. Таких неаккуратных любителей парковать машину как попало будут штрафовать.

Как оспорить штраф за парковку на тротуаре в суде

Для этого также потребуется подготовить аргументированную жалобу на штраф за неправильную парковку и приложить к ней доказательства, опровергающие факт нарушения.

С помощью нашей подробной инструкции вы сможете самостоятельно составить и подать такую жалобу.

После того, как жалоба будет направлена в районный суд по месту совершения правонарушения (это адрес, указанный в постановлении), ожидайте вызов в судебное заседание и будьте готовы дать суду необходимые объяснения.

Решение будет вынесено не позднее чем через 2 месяца с момента принятия судом документов. Если вы с ним не согласитесь, у вас будет еще 10 дней после получения копии решения на руки: в этот период вы вправе обжаловать данное решение в вышестоящий суд.

Желаем удачи и хорошей дороги!

Размер штрафа за парковку на тротуаре в 2022 году

Согласно п. 3 ст. 12.19 КоАП РФ за остановку или стоянку на тротуаре водителей штрафуют на сумму 1000 рублей. В Москве и Питере штраф за такое нарушение выше – 3000 рублей.

Важно! Если водитель отсутствует, неправильно припаркованную машину могут эвакуировать на спецстоянку. В этом случае кроме штрафа за нарушение правил парковки, придется заплатить за услуги эвакуатора и хранение авто на штрафстоянке. В результате, такое нарушении может встать автомобилисту в кругленькую сумму.

Нарушением считается любая стоянка транспортного средства на тротуаре, даже если вы всего «одним колесом» и «на секундочку» заехали на бордюр.

Всем невнимательным водителям необходимо понимать, чем грозит неправильная стоянка автомобиля в зоне для пешеходов. По статье 12.19, парковка на тротуаре влечет за собой административный штраф для водителя в размере 1500 рублей. Отметим, что для жителей Санкт-Петербурга и Москвы размер штрафа выше и составляет 3000 рублей.

Однако штраф – это еще не самое страшное. Часто автомобили нарушителей эвакуируют и отгоняют на штрафстоянку. Это возможно в том случае, если машина мешает пешеходам. Но даже если автомобиль припаркован на тротуаре таким образом, что никому не мешает, инспектор ГИБДД все равно может вызвать эвакуатор, который отгонит машину на штрафстоянку. Доказать в таком случае, что она не создавала помех пешеходам, будет невозможно.

Многие водители неправильно понимают понятия «обочина» и «тротуар». Между ними есть отличия, и если стоянка на тротуаре возможна только при наличии разрешающего знака, то стоянка на обочине разрешена в большинстве случаев при отсутствии запрещающих знаков. Обочина находится на одном уровне с проезжей частью, примыкает к ней, но она может иметь другое покрытие. Также обочину может обозначать сплошная непрерывная линия, хотя чаще всего это просто грунтовая дорога, которая находится справа от асфальтированной трассы.

Иногда водители не понимают, что находится справа – тротуар или обочина. Действительно сложно отличить эти участки из-за отсутствия бордюрного камня. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то лучше считать, что справа находится тротуар, а не обочина.

Какой штраф и ответственность могут возникнуть за неправильную парковку (стоянку) на тротуаре? Данную область нарушения ПДД регламентирует статья 12.19 (часть 6) КоАП.

В ней прозрачно написано, что заезд/остановка/парковка/стояка на тротуар — нарушения правил парковки в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) карается штрафом 3 тыс. рублей, в региональных городах – 1 тыс. рублей.

Кроме того, может применяться отправка на штрафстоянку (КоАП статья 27.13 первая часть). В этом случае помимо штрафа автовладельцу придется раскошелиться еще и на эвакуацию и штрафстоянку (до 7 тыс. рублей). А также потратить время и нервы на возврат железного коня.

Читайте также:  Онлайн-касса для ИП и ООО на УСН: все нюансы применения техники

Здесь вы найдёте информацию о других штрафах за нарушение ПДД.

Почему автовладельцы все же нарушают и паркуются на тротуарах

Причин нарушений не так много. Но они имеют абсолютно разную природу. Например, все так же водители не хотят прислушиваться к мнению и желаниям пешеходов, других участников движения. Они оставляют машину не там, где нужно, а там, где удобно. Есть те, кто любят оставлять свое авто под окнами квартиры, считая, что так машина максимально защищена от угона. Кому-то вообще наплевать на потребности людей с ограниченными возможностями, мамомочек с колясками и т.д.

До сих пор у большинства водителей существует заблуждение: парковка во дворе на пешеходной зоне – вполне нормальное явление. Никому машина не мешает, так как здесь нет активного движения.

Но есть и вполне объяснимая причина – ТС негде припарковать, поскольку существует огромная нехватка специально оборудованных мест для стоянки.

В любом случае нужно максимально стараться придерживаться ПДД. В ином случае придется платить деньги в бюджет.

Что разрешено и что запрещено для транспортных средств

Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.

Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.

Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.

Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.

Античные дороги создавались с большим трудом, чем современные, поскольку материалы и технологии были довольно примитивны. Но важность их для людей в те далёкие времена была намного выше. Чтобы просёлочные дороги не превращались в месиво, представители первых развитых цивилизаций стали применять мощение — деревянное и каменное. Естественно, последнее было куда долговечнее. Дороги с каменным покрытием имелись в Ассирии, Хеттском царстве, государстве Ахеменидов. У ассирийцев имелись особые отряды, строившие мосты и трассы для движения боевых колесниц. Но наиболее хорошо известны, конечно, римские дороги. Они стали главными путями коммуникации между Европой и Азией, а их общая длина составила, по разным оценкам, от 80 до 300 тысяч километров. К IV веку до нашей эры римляне создали уже 372 магистрали, 29 из которых вели в Вечный город. Отсюда, собственно, и появилось выражение «Все дороги ведут в Рим». Строительство мощёных магистралей римляне освоили более 2 тысяч лет назад. Каменное покрытие было необходимо, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления к своим войскам, завоевывавшим территории далеко на окраинах. Сначала тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединённых известковым раствором. Затем на это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем ещё один слой камней поменьше, величиной с орех. А в конце сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Ширина её составляла от 4 до 12 метров, что давало возможность разъехаться двум конным экипажам. По бокам дороги имелись возвышения для прохода пеших путников. То есть своеобразный древнеримский тротуар. Некоторые из этих сооружений сохранились и до наших дней. Разумеется, если римляне достигли таких высот в строительстве международных «трасс», то дороги в самом Риме и других городах империи они тоже старались делать по уму. Для прогулок кое-где иногда устраивали специально огороженные пути, по которым спокойно могли передвигаться граждане. Разумеется, с падением Рима, а позднее и Константинополя, о культуре городских прогулок людям пришлось позабыть. Ведь в Средневековье, проходя по улице, человек рисковал получить ушат помоев на голову. Из-за чего, собственно, в Европе впоследствии и распространились шляпы и капюшоны разного фасона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *