Эвакуационные пути и выходы (лайфхак для собственников и арендаторов)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эвакуационные пути и выходы (лайфхак для собственников и арендаторов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий зависят от двух факторов. По-первых, от максимально возможного числа людей, которые могут эвакуироваться через такой выход. Во-вторых, от предельно допустимого расстояния от самого удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода (п. 4.2.5 СП 1.13130.2020).

Что может быть эвакуационным выходом

Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.

Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше

Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:

  • коридор;
  • вестибюль;
  • фойе;
  • лестничная клетка;
  • коридор и вестибюль;
  • коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.

Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным.

Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу.

Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей

Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания.

Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:

  • тамбур имеет обособленный выход наружу;
  • выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
  • перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.

В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.

В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен.

Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности

Категория

Расшифровка категории

Ф2

здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений

Ф3

здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания

Ф4

здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений

Эвакуационные пути и выходы (лайфхак для собственников и арендаторов)

Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике? Для того времени — правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной.

Разрешили применять турникеты и распашные ворота на эвакуационных выходах в вестибюлях, если есть распашная калитка.

Неправильная конструкция дверного полотна не сможет выдержать длительное воздействие высоких температур. Если используются некачественные материалы или сложные механизмы, могут возникнуть неполадки при эксплуатации дверных полотен.

Ввели рекомендации к устройствам, которыми нужно оборудовать двери. Рекомендуют установить устройство самозакрывания дверей, например, доводчики, чтобы дверь могла самостоятельно и плотно закрываться. А также оборудовать подвижные створки двери устройством «Антипаника» (п. 4.2.24 СП 52.13330). Рекомендации – это не обязательные требования.

Приказ Министерства труда №883н от 11 декабря 2020 года

9. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

10. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

11. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:

  • Места на расстоянии ближе 2 м от неизолированных токоведущих частей электроустановок
  • Места на расстоянии ближе 2 м от неогражденных (отсутствие защитных ограждений) перепадов по высоте 1,8 м и более либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м

12. К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся:

  • Участки территории строящегося здания (сооружения)
  • Этажи (ярусы) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования
  • Зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов
  • Места, над которыми происходит перемещение грузов кранами

13. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

14. Для исключения работ на высоте в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются преимущественное первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов).

15. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее – средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции
  • Пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5 этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов
  • Грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций

16. В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Средства контейнеризации или тара для перемещения штучных или сыпучих материалов, а также бетона или раствора с учетом характера и массы перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ
  • Грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), соответствующие массе и габаритам перемещаемого груза, условиям строповки и монтажа
  • Способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями
  • Приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций
  • Порядок и способы складирования строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования
  • Способы временного и окончательного закрепления конструкций
  • Способы удаления отходов строительных материалов и мусора
  • Защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости

17. Перед началом строительного производства на территории действующего объекта (в том числе действующих административных, производственных и иных зданий) работодатель и руководитель (полномочный представитель руководителя) хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект, должны оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего объекта строительного производства (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №1 к Правилам) и наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №2 к Правилам) (далее соответственно – акт-допуск, наряд-допуск).

18. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в н��селенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

  • Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
  • Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
  • По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
  • Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

44. При производстве земляных работ на строительных площадках, на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, в которых происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

45. Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

46. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

наверх

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Читайте также:  Как прописать человека в квартиру - пошаговая инструкция

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

59. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

60. При использовании в строительном производстве на территории строительного объекта мобильных строительных машин должна обеспечиваться обзорность рабочей и опасной зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий мобильной строительной машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения мобильной строительной машины, должны быть ознакомлены работники, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы мобильной строительной машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

  • Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
  • Определить средства защиты работников
  • Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

  • Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
  • Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
  • Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).

Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.

99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза д��лжно быть не менее двух.

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организа��ионно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

Противопожарные преграды и заполнение проемов

Внимание

Когда место работы находится на участках приближения к станции или удаления от станции, в Журнале осмотра формы ДУ-46 делается запись о мерах безопасности при пропуске поездов по станции.

Если место, требующее уменьшения скорости на перегоне, расположено вблизи станции и оградить его установленным порядком невозможно, то:

  • со стороны перегона оно ограждается установленным порядком;
  • со стороны станции напротив остряков выходной стрелки и напротив входного сигнала устанавливаются переносные желтые сигналы и на расстоянии 50 м от места работ – сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места».

На станциях, имеющих маршрутные сигналы на главных путях, желтый щит устанавливается напротив маршрутного сигнала.

В том случае, когда расстояние от места путевых работ до границы станции менее чем 50 м, сигнальный знак «Начало опасного места» устанавливается напротив знака «Граница станции».

В каком случае допускается производить техническое обслуживание и ремонт тормозного оборудования грузового вагона в составе поезда?
► После перекрытия разообщительного крана и выпуска сжатого воздуха из запасного резервуара и тормозного цилиндра

Во время очистки стрелок работники должны располагаться?

Где разрешается проход по территории железнодорожной станции?
► По специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам

Для совмещения отверстий в головках тяг и рычагах тормозной рычажной передачи необходимо пользоваться: (несколько правильных ответов)

Как нужно сходить с переходной площадки вагона?
► Сходить с площадки нужно, повернувшись лицом к вагону, держась руками за поручни, предварительно убедившись в отсутствии приближающего состава на соседнем железнодорожном пути

Читайте также:  Что делать, если не пришла пенсия или пришла только ее половина?

Как следует проходить по пути при невозможности пройти в стороне от пути или по обочине?

Какие работы относятся к категории работа на высоте?
► Работа, при которой существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более

Какие размеры должны быть у здания, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути?

Когда допускаются переговоры по личным мобильным телефонам?
► Только во время перерывов в работе и нахождения работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км\час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км\ч

Кому при работе на станционных путях машинист маневрового локомотива сообщает о случаях нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях по станционной (маневровой) или поездной радиосвязи:

На какое расстояние следует отойти при обнаружении приближающегося подвижного состава работниками, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава?
► На обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км\ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км\ч

На каком расстоянии от ж.д. путей должен находиться работник во время использования (в случае крайней необходимости) мобильного телефона:

Осмотрщик вагонов был укушен змеей. Подлежит ли расследованию данное событие как несчастный случай?
► Подлежит и может быть квалифицирован как несчастный случай, связанный с производством

От чего зависит длительность перерывов в работе для обогревания при работе на открытом воздухе в зимнее время?

Перчатки из дисперсии бутилкаучука предназначены для:
► Защиты рук от растворов кислот и щелочей средней концентрации, а также некоторых органических растворителей (кроме хлорированных ароматических углеводородов, нефтепродуктов)

По какому маршруту необходимо следовать к месту работы?
► К месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями «Служебный проход»

После какого срока работнику, имеющему предупредительный талон №2 возвращают талон №1?
► Если в течении 6 месяцев не нарушал требований безопасности труда

После чего работнику выдается предупредительный талон №1?
► Прохождения первичной проверки знаний по охране труда

При какой скорости ветра запрещается производить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы на крышах грузовых вагонов?

Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
► Переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава

Укажите, на что направлена система информации «Человек на пути»
► На предупреждение случаев травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих и граждан, находящихся на железнодорожных путях, обеспечение контроля за соблюдением правил нахождения на железнодорожных путях, а также на уменьшение количества случаев, влияющих на ухудшение функционального состояния машиниста и снижение работоспособности

Что выдается лицам, прошедшим обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях?

Что должен немедленно сделать машинист локомотива в случае выявления нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а также случаев экстренного торможения поезда с целью предотвращения наезда на работников:
► По поездной радиосвязи сообщает дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру при диспетчерской централизации

Что должен сделать в первую очередь машинист, если при проследовании поезда по соседнему пути продолжаются работы и люди не ушли на безопасное расстояние (кроме случаев производства работ в «технологическое окно» в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки):
► Сообщить о нарушении по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, указав точное место нахождения людей

Что должно быть установлено в местах пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями?

ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 1.13130.2009

  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  5. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

2.2.1. Перед выходом на перегон руководитель работ обязан:

  • проверить наличие, комплектность и исправность у работников инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты;
  • убедиться лично или по радиосвязи у дежурного по железнодорожной станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению;
  • провести работникам целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.

Руководитель работ и сигналисты должны иметь при себе выписки из действующего на текущий период расписания движения поездов. 2.2.2. Проход от места сбора к месту производства работ и обратно должен осуществляться, как правило, в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна или по середине междупутья под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда. При движении необходимо обращать внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и показания сигналов светофоров. 2.2.3. При невозможности прохода в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в негабаритных местах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть осуществлен с принятием следующих мер предосторожности:

  • руководитель работ обязан предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или рядами по два человека не допуская отставания;
  • руководитель работ должен находиться сзади группы работников, ограждая ее сигналами остановки: днем — развернутым красным флагом, а ночью — фонарем с красным огнем. Впереди группы работников должен идти сигналист или специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;
  • в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии прямой видимости, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не менее 500 метров от идущей группы. О приближении поезда сигналист должен своевременно оповещать группу работников звуком рожка, а руководителя работ по носимой радиостанции.

Переезды должны иметь настил, подъезды, шлагбаумы, перекрывающие проезжую часть дороги полностью или частично, с сигнальными фонарями на заградительных брусьях.

Переезды должны располагаться в прямых участках железных и автомобиль­ных дорог вне пределов выемок. Пересечение с автомобильными дорогами дол­жно осуществляться под прямым углом, в трудных условиях под углом 60°.

С каждой стороны переезда автомобильная дорога располагается на пло­щадке длиной не менее 10 м от крайнего рельса, при расположении переез­да на насыпи; не менее 20 м в выемке (на существующих переездах не менее 15 м). Подходы автодороги к площадке должны быть не круче 30 %о на рас­стоянии не менее 50 м. При подходе к переезду автомобильной грунтовой дороги на расстоянии не менее 10 м от крайнего рельса должно быть нане­сено твердое покрытие.

Железнодорожные переезды являются объектами повышенной опасности, и участники дорожного движения обязаны строго соблюдать Правила дорожного движения, а организации, осуществляющие техническое обслуживание железнодорожных переездов, создавать условия для безопасного движения поездов и автотранспорта.

Ограждающие устройства на железнодорожном переезде – это комплекс технических средств и схемных решений, направленных на обеспечение безопасного движения подвижного состава, автомобильного и другого транспорта, сохранности грузов, пассажиров и жизни людей.

К ограждающим устройствам, применяемым на железнодорожных переездах, относятся переездные светофоры, автоматические шлагбаумы, устройства заграждения переездов, противотаранные устройства.

Автоматические шлагбаумы и заградительные устройства как комплекс устройств ограждения переездов в зависимости от области применения следует подразделять на три варианта применения:

  • АПС с основными шлагбаумами с перекрытием от 1/2 до 2/3 ширины проезжей части с правой стороны по ходу движения транспортных средств;
  • АПС с основными и дополнительными шлагбаумами, полностью перекрывающими проезжую часть;
  • АПС с основными шлагбаумами с перекрытием от 1/2 до 2/3 ширины проезжей части с правой стороны по ходу движения транспортных средств и дополнительными механическими заградительными устройствами (УЗП), полностью перекрывающими проезжую часть.

На железнодорожных переездах наличие световой и звуковой сигнализации обязательно.

УЗП является техническим средством повышения безопасности на переезде в дополнение к АПС со шлагбаумами как заградительное устройство, исключающее выезд автотранспорта на переезд при закрытом положении шлагбаумов и включенной световой и звуковой сигнализации.

Согласно, требований ПТЭ РФ:

  • автоматическая переездная сигнализация (АПС) должна начинать подачу сигнала остановки в сторону автомобильной дороги, а шлагбаумы принимать закрытое положение за время, необходимое для заблаговременного освобождения переезда транспортными средствами до подхода поезда к переезду;
  • регулируемые переезды должны в обязательном порядке оборудоваться световой, звуковой сигнализацией, а в отдельных случаях – автоматическими шлагбаумами и заградительными устройствами;
  • автоматическая переездная сигнализация должна продолжать действовать, а автоматические шлагбаумы должны оставаться в закрытом положении до полного освобождения переезда поездом.

На всех железнодорожных переездах железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед остальными видами транспорта.

Переездный автошлагбаум является основной частью комплекса устройств для ограждения железнодорожных переездов в одном уровне с автомобильными магистралями и дорогами городского транспорта. Автошлагбаум не является техническим средством, полностью исключающим возможность попадания на железнодорожный переезд автотранспорта после закрытия переезда. Поэтому автошлагбаум, наряду со световой и звуковой сигнализацией является механической сигнализацией, упреждающей транспортные средства о выезде на закрытую охраняемую часть железнодорожного переезда.

Переездной шлагбаум выполняет следующие функции:

  • устойчивое удержание заградительного бруса (ЗБ) в закрытом положении;
  • создание достаточного усилия для перевода заградительного бруса шлагбаума из закрытого положения в открытое положение и обратно;
  • устойчивое удержание ЗБ в открытом положении с нормированным усилием;
  • при переводе шлагбаума из открытого положения в закрытое и обратно иметь возможность остановки ЗБ при появлении препятствия, а после его устранения, ЗБ должен закончить свое движение;
  • обеспечивает сворачиваемость ЗБ в закрытом положении в горизонтальной плоскости на угол до 90 градусов, в случае наезда на него автотранспорта или вручную;
  • обеспечивает непрерывный контроль положения и состояния ЗБ шлагбаума, включая контроль целостности ЗБ;
  • обеспечивает исправное, работоспособное или защитное состояние независимо от времени суток, погодных условий и других внешних дестабилизирующих факторов.

Установка шлагбаумов на переезде должна удовлетворять требованиям габарита приближений строений «С» и обеспечивать требования существующих строительных норм и правил (СНиП).

Устройство поворота ЗБ в горизонтальной плоскости должно позволять возвращение ЗБ в рабочее положение по окончании воздействия на него автоматически (электроприводом – самовосстанавливающийся), либо при помощи дежурного работника.

Устройство поворота ЗБ должно иметь достаточное фиксирующее усилие, исключающее возможность сворачивания ЗБ от ветровой нагрузки.

Противопожарные требования к путям эвакуации

Двери на путях эвакуации должны открываться в направлении выхода. Так они не будут создавать препятствия для спасающихся, не станут причиной промедления. Существуют и исключения. Двери могут открываться внутрь помещения, если в нем одновременно может находиться не больше 5 человек, в кладовых размером не больше 200 м², если там постоянно не работают люди, в туалетных комнатах, в северных регионах, если дверь ведет на улицу.

Двери, ведущие на улицу, не должны быть раздвижными, секционными, рулонными или вращающимися. Такие конструкции будут замедлять выведение людей в безопасную зону. Установить такие двери разрешается только в тех случаях, когда их наличие необходимо для организации работы, пропускного контроля, если их легко можно выбить при возникновении аварийной ситуации.

Читайте также:  Кто и как выставляет квитанции для оплаты взносов на капремонт

Эскалаторы и лифты не являются способом эвакуации. При пожаре их работа может быть нарушена, из-за чего люди не смогут покинуть горящее строение. Исключением считаются метрополитен, шахты.

Из подземных этажей выходы должны вести на улицу. В противном случае эвакуационные пути могут стать опасными из-за дыма.

Разрешается высота дверей от 1,9 м. Ширина должна составлять не менее 0,8 м. Важно, чтобы через них можно было перенести пострадавшего на носилках. Если дверь расположена на техническом этаже, ее размер может быть меньше. Допускается установка конструкций от 1,5 м в высоту и 0,75 м в ширину.

Двери на эвакуационные лестницы в общественных зданиях необходимо делать с уплотнением. Это позволит предотвратить распространение дыма по помещению.

На двери выходов запрещается помещать такие запоры, которые будет затруднительно открыть. Необходимо, чтобы эвакуирующиеся способны были быстро открыть проход самостоятельно.

На путях можно устанавливать огнестойкие двери. Они задержат распространение пламени. Следует выбирать варианты с высоким пределом огнестойкости, чтобы конструкция сдерживала пламя в течение более длительного времени. Остекление таких дверей может составлять не больше 25% от общей площади. Стекло должно быть устойчивым к высоким температурам, воздействию пламени. Применяются специальные армированные варианты.

Пути эвакуации должны освещаться. Если имеется возможность, следует обеспечить естественное освещение. Кроме того, должно иметься искусственное освещение на всей протяженности. Должны иметься как работающие постоянно осветительные приборы, так и специальные варианты, которые будут работать в аварийной ситуации, чтобы люди смогли двигаться к выходу, ориентируясь на световые дорожки.

Необходимы фотолюминисцентные планы эвакуации. При задымлении, нарушении подачи электроэнергии они будут служить указателем, ориентиром. Символы должны быть четкими, не слишком маленькими по размеру.

Проходы нельзя захламлять. Любые отходы, мусор, выставленная в коридор мебель или техника создадут дополнительную преграду, которая станет причиной замедления продвижения эвакуирующихся. Нельзя устанавливать препятствия и намеренно: установка не предусмотренных в планировке турникетов, замков, перегородок запрещена.

Если ведущий на улицу выход не соответствует установленным стандартам, он называется аварийным. Такой проход является запасным. На планах его не обозначают.

Со второго и более высоких этажей эвакуационные и аварийные выходы ведут на лестницы, с которых можно спуститься на первый. Иногда спуститься получается сразу на улицу.

Существует ряд требований к эвакуационным лестницам. В детских садах, яслях, домах престарелых, больницах, предназначенных для сна корпусах интернатов ширина пролета должна составлять не меньше 1,35 м. Если в здании на любом уровне может одновременно находиться не больше 200 человек, показатель равняется 1,2 м. Лестницы, ведущие к 1 обслуживаемому рабочему месту, могут иметь ширину от 70 см. Для всех остальных вариантов разрешается ширина от 90 см.

Различают разные типы эвакуационных лестниц. В зависимости от типа предъявляются требования. Существуют наружные и внутренние открытые варианты, внутренние в составе лестничных клеток.

У ведущей к выходу в безопасное место лестницы может быть не больше 18 ступенек. Высота ступеней должна варьироваться в пределах от 25 до 29 см, длина одной ступени может составлять от 22 см и больше.

Правила часто нарушают, из-за чего пожарная эвакуация проводится неправильно, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

По своду правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы должны иметь высоту не меньше 1,9-2 м. Часто устанавливаются более низкие двери.

Выходы всегда открыты, чтобы не возникали препятствия для покидающих горящее помещение. Это правило особенно часто нарушается в детских учреждениях: двери запирают, чтобы школьники и дошколята не покидали здание школы или детского сада в неположенное время. В случае пожара это нарушение может стать причиной гибели детей, поскольку проход может не быть вовремя открыт.

Ширина лестничных пролетов нередко оказывается меньше положенной. При эвакуации людей на носилках или в инвалидной коляске может возникать затруднение: широкое оборудование будет непросто транспортировать вниз.

Выходы могут быть завалены мусором, строительным оборудованием. Часто мебель выставляют в коридоры, по которым люди должны идти к эвакуационным выходам.

Коридоры часто отделывают материалами, которые могут воспламениться.

Дверные проемы часто делают уже, чем положено. Из-за этого при возникновении аварийной ситуации, когд�� все стремятся быстрее покинуть строение, в дверях возникает давка, где люди могут получить механические повреждения. Кроме того, выйти из помещения становится сложнее, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

На окнах первого этажа часто устанавливают решетки. Такая мера защищает от проникновения грабителей, но является нарушением правил пожарной безопасности: люди не смогут покинуть здание через оконные проемы.

В неисправном состоянии может находиться пожарная сигнализация. Иногда огнетушитель отсутствует. Возможен и вариант, когда приспособление для тушения пожара находится в неисправном состоянии.

Отсутствовать может система, устраняющая задымление. Если дым не может покинуть помещение, концентрация токсичных веществ в нем увеличивается. Человек может потерять сознание.

Аварийное освещение и люминисцентные указатели также есть не везде. Поскольку во время пожара электроснабжение часто нарушается, свет может выключиться. В темноте людям будет затруднительно сориентироваться в пространстве, особенно если локация плохо им знакома.

Не соблюдается количество выходов. Часто следует устанавливать большее количество дверей, чтобы все люди своевременно смогли покинуть помещение.

Судебная практика показывает, что нарушения требований организации, эксплуатации и оснащения эвакуационных путей и выходов в зданиях — явление распространенное. За последние 5 лет из-за несоблюдения положений свода правил «СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на рассмотрении в судебных инстанциях оказалось свыше 1 600 дел, из них 24 дошло до Верховного Суда РФ. Именно этот свод правил — наряду с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Правилами противопожарного режима — является определяющим в принятии решений по данному вопросу. Проблема стоит настолько остро, что МЧС России выпустило за указанный период 8 информационных писем, дополнительно разъясняющих требования СП 1.13130.2009.

Рассмотрим ключевые аспекты, которые надлежит знать собственникам, арендаторам и техническим службам зданий в отношении обустройства путей и выходов эвакуации, и, в конечном итоге, создании условий обеспечения спасения людей в случае пожара.

1 . Определения и классификации Технического регламента о пожарной безопасности

Напомним, что свод правил СП 1.13130.2009 включен приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 года № 474 в список документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Регламент). Термины и определения, приведенные в Регламенте, имеют приоритет перед понятиями документов нижестоящего уровня при различиях в формулировке, или расширяются ими при отсутствии противоречий.

Как нужно устанавливать входные двери: нормы пожарной безопасности

[20.10.2010] При установке входных дверей следует иметь в виду, что нарушение правил пожарной безопасности может вылиться в судебное разбирательство и штрафы. В этом материале мы расскажем, как правильно устанавливать двери, можно ли менять направление открывания двери и что будет, если Ваша новая дверь открывается в сторону соседской двери.

Как правильно устанавливать входные двери?

Правила установки дверей регламентируют Приказ МЧС РФ №313 (ППБ 01-03) и СНиП 21-01-97. Главное, что может вынести для себя человек, устанавливающий дверь, — запрещается монтировать дополнительные двери или менять направления открывания дверей из квартир на общую площадку, если это ухудшает условия эвакуации людей.

Что значит «ухудшает условия эвакуации»? Объясним наглядно.

4.1. На станциях и в структурных подразделениях должны быть разработаны и утверждены маршруты служебного прохода работников к производственным зданиям, помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта.

4.2. Маршруты служебного прохода разрабатываются комиссионно. Распорядительный документ о создании комиссии и сроках ее работы готовит начальник станции. В состав комиссии входят представители всех структурных подразделений смежных служб, чьи объекты расположены в границах станции. Председателем комиссии является начальник станции. При разработке маршрутов служебных проходов должны учитываться:
— предложения всех структурных подразделений, объекты которых находятся в границах станции;
— материалы информационной системы «Человек на пути»;
— материалы расследования несчастных случаев (если имели место) на маршрутах служебного прохода.
Схема маршрута служебного прохода составляется подразделением владельца инфраструктуры (дистанция пути) с учетом координат переходов, расположения стрелочных улиц (масштабной схемы) с приложением письменного описания координат.
Для внеклассных станций, станций 1 и 2 класса к разработке маршрутов служебных проходов при необходимости привлекаются специализированные проектные организации. Техническое задание на проект разрабатывается членами комиссии, указанной выше.
Согласовывают схему маршрута руководители всех причастных структурных подразделений. После согласования она утверждается начальником станции (согласно разделу 3 «Приложения к техническо-распорядительному акту» Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД» от 15.03.2005 N ХЗ-3801).

4.3. Акты-схемы разграничения ответственности за состояние служебного прохода хранятся у начальника станции и в структурных подразделениях, за которыми закреплены территории.

4.4. Маршруты служебного прохода в пределах территории структурного подразделения (ПМС, ПЧ, ЭЧ, ШЧ, ТЧ и др.) разрабатываются начальником данного структурного подразделения.

4.5. Схемы маршрутов служебных проходов с приложениями (описание, акт разграничения ответственности, акт зон ограниченной видимости) хранятся у начальника станции и руководителей структурных подразделений.

Входная дверь в частный дом, коттедж: как правильно должна открываться — наружу или внутрь?

Очень часто, особенно в старых деревнях домах, можно заметить, что входные врата практически во всех случаях открываются по направлению входа в жилье, а не наружу. Это обусловлено тем, что если будет сильная метель, то выход может просто замести и вы не сможете покинуть жилье, если врата будут открываться наружу. Именно с этой целью и устанавливались врата, которые открываются внутрь. Сейчас же, по правилам пожарной безопасности, если это одна единственная створка, которая выходит из вашего дома, у вас нет тамбура и коридора, то двери должны отворятся наружу, а не внутрь.

Хотя в частном доме они могут открываться куда угодно, так как не могут препятствовать эвакуации соседей. Потому как их рядышком нет. Имеет место, что во время пожара человек должен опереться на створку и она может отвориться, если будет открываться наружу. Если же она будет открываться внутрь, это сделать попросту невозможно. Именно с такой целью рекомендуется устанавливать дверь, которая открывается наружу. В частном доме человек сам себе может решать, в какую сторону будут открываться его врата и каким образом будет выглядеть вход. Нередко, для того чтобы дверь не промерзала, оборудует тамбур или небольшой коридор. В таком случае дверь, которая находится ближе к улице, должна открываться наружу, а та которая ближе к дому, должно открываться внутрь.

Какие правила планировки и застройки на дачных участках СНТ действуют в 2022 году

Минимальные отступы, установленные правилами, увы, мало кто соблюдает. При желании можно придраться к любому дачному или садовому участку, если хозяин не перфекционист в отношении соблюдении норм законодательства. Так как земельные участки, принятые к выдаче чаще всего, имеют размер – 6 соток, приходится умудриться на таком клочке земли разместить хотя бы минимум: дом, баню, хозчасть, при этом не забыть про сад и огород. Вот и получается: где-то строения расположены слишком близко друг к другу, где-то деревья посажены неправильно. Однако, если нарушения касаются высадки деревьев или кустарников – то исправить ситуацию при обращении недовольных соседей можно на раз-два. А если не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка при строительстве коттеджа или бани? Здесь вариант решения проблемы гораздо сложнее. Рассмотрим какие правила планировки и застройки действуют в 2022 году, сколько метров отступать от забора при строительстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *