Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Антикоррупционная оговорка в договоре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.
Что запрещает антикоррупционная оговорка ICC
1)Взяточничество – передача, обещание, предложение, санкционирование либо получение любой неправомерной имущественной или другой выгоды в пользу либо со стороны определенных указанных выше лиц либо других лиц, чтобы сохранить либо получить неправомерные коммерческие или другие преимущества. В частности, при заключении договора поставки для частных либо государственных нужд, получении разрешений со стороны регулирующих органов, таможенном оформлении, налогообложении, судебном разбирательстве, либо законодательном процессе. Часто взяточничество включает:
— Передача части выплат по договору для партийных деятелей, госслужащей, сотрудников других компаний, их родственникам, партнерам либо друзьям.
— Обращение к посредникам, включая субподрядчиков, агентов, консультантов, других третьих лиц, чтобы передать выплаты для партийных деятелей, госслужащих либо работников другой компании, их друзей, близких родственников либо деловых партнеров.
2) Вымогательство взятки или склонение к передаче взятки – требование взятки, связанное с угрозами в случае отказа, или без них. Компании обязуются противодействовать любым попыткам вымогательства взятки, склонения передавать взятку. Настоятельно рекомендуется для компании информирование по имеющимся официальным и неофициальным каналам о подобных попытках, кроме случаев, когда были такие сообщения об обстоятельствах контрпродуктивными.
3) Злоупотребление влиянием в корыстных целях – склонение либо предложение к получению неправомерной выгоды, чтобы оказать неправомерное предполагаемое либо реальное влияние на госслужащего с целью неправомерного преимущества в пользу первоначального инициатора этих действий либо любого другого лица.
4) Отмывание доходов – от коррупционных практик, которые указаны выше, либо утаивание преступного происхождения, месторождения, источника, способа распоряжения, перемещения либо принадлежности, если известно, что получено данное имущество из-за совершения преступления.
Что такое антикоррупционная оговорка
Антикоррупционная оговорка — это специальное положение договора, предписывающее сторонам такого соглашения следовать требованиям законодательства РФ о противодействии коррупции. Несоблюдение данного условия договора обычно влечет негативные последствия для нарушившей его стороны, как правило, выражающиеся в прекращении договора, применении предусмотренных законом или договором мер ответственности. Использование такого рода оговорки является одной из антикоррупционных мер, предусмотренных законом (ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273, далее — закон № 273).
Такая оговорка может быть включена в любой тип соглашений.
Например, в качестве образцов антикоррупционной оговорки в договоре можно рассматривать:
- разд. 7 типового договора на оказание услуг…, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 09.06.2016 № 1113р;
- разд. 4 положения «О порядке взаимодействия…», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013 № 1685р и др.
При составлении антикоррупционной программы организации, в т. ч. при разработке антикоррупционной оговорки в договоре, следует опираться на специальные Методические рекомендации (данный документ не имеет уникальных реквизитов и найти его в актуальной редакции можно на сайте Минтруда России).
Антикоррупционная оговорка: как и зачем включать в договоры
В какие документы и как внедрять антикоррупционную оговорку Предназначается Антикоррупционная оговорка ICC, чтобы применять её в любом договоре, в котором указана в полном объеме либо в виде ссылки. Главной целью Оговоркой становится предоставление для Сторон договора условия, который гарантирует соблюдение правил деловой этики со стороны контрагентов в преддоговорный период, в течение срока договора и даже по его завершении. Включение Оговорки в договор возможна 3 способами:- Короткий текст и инкорпорация – ссылкой на часть I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года (вариант I),- Инкорпорация всего текста части I Правил ICC по борьбе с коррупцией 2011 года в договор (вариант II),- Ссылка на корпоративную программу комплаенс по обеспечению соблюдения антикоррупционных требований, предусмотренную статьей 10 Правил ICC по борьбе с коррупцией (вариант III).
Документация об аукционе в электронной форме
Такие оговорки могут представлять собой значимое дополнение ко всей системе комплаенса, пока учитывается риск их недействительности. Оговорки могут способствовать росту информированности о необходимости соответствовать определенным стандартам. В этом отношении крайне «чувствительным» для положения соглашения может выступать недвусмысленное требование о соответствии ряду статутных норм по отношению к праву аннулированного соглашения.В частности, средняя по размеру компания является ключевым звеном российской индустрии, но при этом была до недавних времен лишена возможность полностью ознакомиться с вопросом комплаенса, из-за чего часто не было представления о юридических законодательных предпосылках в отношении конкуренции и коррупционных преступлений.
Антикоррупционная оговорка в договоре оказания услуг
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года. При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия.
Зачем в договоре антикоррупционная оговорка
В результате включения этой оговорки в сделку растет осведомленность экономически более слабого контрагента о недопустимости коррупции и обязательности соответствия определенным стандартам.
Данная норма может быть прописана в любом соглашении независимо от его характера.
Особенности законодательного регулирования Федеральный закон №44-ФЗ посвящен контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для госнужд и нужд местного самоуправления.
Этот документ был принят 5 апреля 2013 года. В данном нормативном акте антикоррупционная оговорка не упоминается вовсе. Читайте статью: Жалоба в прокуратуру: как написать? Тем не менее, если госзакупки производятся согласно этому документу, то в контракт, которым они регулируются, либо же в составленное приложение к нему оговорка вполне может быть включена.
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.
2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.
Данная норма действует с 2013 года.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия.
Такое подтверждение второй стороне требуется отправить в определенный срок после получения ею претензий от первой, к примеру его длительность может быть установлена в размере 10 дней.
Комплаенс оговорка в дилерских договорах: риски и последствия реализации
Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.
2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.
Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.
– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.
– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.
– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.
Антикоррупционная оговорка — это специальное положение договора, предписывающее сторонам такого соглашения следовать требованиям законодательства РФ о противодействии коррупции.
Несоблюдение данного условия договора обычно влечет негативные последствия для нарушившей его стороны, как правило, выражающиеся в прекращении договора, применении предусмотренных законом или договором мер ответственности.
Использование такого рода оговорки является одной из антикоррупционных мер, предусмотренных законом (ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273, далее — закон № 273).
Антикоррупционная оговорка
1. При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам, для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели. При исполнении своих обязательств по Договору, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Договора законодательством, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
2. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. После письменного уведомления, соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по Договору до получения подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты направления письменного уведомления.
Антикоррупционная оговорка в договоре: образец, обязательна ли?
В дополнение ко всему, в случае подозрений на допущение нарушений одной из сторон другой стороне могут быть предоставлены контрольные права (auditing rights). В большинстве случаев контрольные права не соответствуют жестким стандартам ФРГ в части защиты секретности данных; более того, общие обязательства по договору в части соблюдения определенных положений и стандартов зачастую составляют необоснованное затруднение для другой стороны, тем самым недействительны в силу национального законодательства Германии.
Так, например, в качестве необоснованного затруднения может быть охарактеризована ситуация, при которой на одну из сторон по договору возлагается обязательство соответствия ряду зарубежных правовых норм (например, см. UK Bribery Act) даже тогда, когда в определенных случаях нормы не предписаны к исполнению на законодательном уровне.
Что такое антикоррупционная оговорка в гражданско-правовых договорах и чем она регламентируется
Если такое требование содержится в вашей антикоррупционной политике, то вы обязаны включать оговорку в свои договоры. Однако учтите, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Следовательно, вы не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием. Также Стороны, их работники, представители и аффилированные лица при исполнении Договора не осуществляют действия, квалифицируемые российским законодательством как вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, дача или получение взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13. 3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции). 5. 2. В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение п. 5. 1 Договора, она обязуется незамедлительно уведомить другую сторону в письменной форме.
В уведомлении нужно указать факты или предоставить материалы, подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение. 5. 1. При исполнении своих обязательств по Договору Стороны, их работники, представители и аффилированные лица не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату денежных средств или иных ценностей любым лицам, чтобы оказать влияние на их действия или решения с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или с иными противоправными целями.
- запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
- порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр. );
- права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Антикоррупционная оговорка по закону № 44-ФЗ
Включение такого положения в сам текст контракта или в качестве приложения к нему с т. з. закона является правомерным, поскольку процедура госзакупок регламентируется не одним только законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-Ф), ст. 2 названного закона.
Например, в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ всякий договор должен отвечать требованиям императивных норм, установленных законом на момент заключения договора (контракта), к числу которых относятся и предписания закона № 273 (см., например, решение комиссии УФАС по Тамбовской обл. от 26.02.2016 по делу № РЗ-19/16).
В дополнение рекомендуем также ознакомиться со ст. «Коррупция в сфере государственных закупок».
ВАЖНО! Включение антикоррупционной оговорки в текст контракта в рамках закона № 44-ФЗ, как и внесение такого положения в текст иного вида договоров, по закону не является обязательным, т. к. ст. 13.3 закона № 273 содержит и иные варианты реализации субъектом мероприятий антикоррупционной программы. Если в договоре такая оговорка присутствует, ее надлежит неукоснительно исполнять, т. к. она является одним из условий договора.
Антикоррупционная оговорка в договоре.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия.
Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.
Антикоррупционная оговорка: как и зачем включать в договоры
При нарушении соглашения у другой стороны появляется право прекращения дальнейшего исполнения договора либо настаивать на возмещении убытков.
Также при подозрении на нарушения другая сторона может получить контрольные права. Контрольные права обычно не соответствуют положениям жестких российских стандартов в вопросах секретности данных.
При этом общие обязательства по договору в вопросах соблюдения определенных стандартов и положений нередко приводят к необоснованному затруднению для другой стороны, становясь недействительными из-за норм российского законодательства. В частности, необоснованным затруднением может выступать ситуация, когда договором на одну сторону возлагается обязательство соответствия определенным зарубежным правовым нормам, даже когда нормы в определенных случаях не предписаны к исполнению действующим законодательством.
Требования антикоррупционного характера при заключении договоров
Можно выбрать и иное название – например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее – Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.
Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы. 1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR).
Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.
2. Первичное обсуждение рабочей версии документа.