Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое разбор ДТП: все, что должен знать водитель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участие в разборе полезно не только явному виновнику, но и каждому участнику аварии. Никто лучше вас не знает и не сможет отстоять ваши интересы. Если что-то мешает посетить ГАИ в день, когда происходит разбор, есть возможность обратиться с ходатайством о перенесении даты.
Как строить свою защиту?
Для грамотной защиты своей позиции нужно использовать все установленные законом права. На страже интересов участника административного расследования стоит ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей, данное лицо вправе:
- знакомиться с материалами дела на любом этапе;
- обращаться в группу разбора с ходатайствами, приводить доказательства своей правоты, вносить пояснения по аварии;
- использовать родной язык с приглашением переводчика;
- настаивать на приведении доказательств, включая применение специальных экспертиз;
- вести аудиозапись всего процесса;
- нанимать адвоката (чем раньше — тем лучше).
В силу положений КоАП также можно и нужно запрашивать у ГИБДД приобщение к документам разбора необходимых справок. К примеру, о состоянии дорожного полотна или об уровне освещенности места происшествия. Кроме того, будет полезно сфотографировать схему ДТП на телефон.
Как расследуют ДТП в различных организациях
Служебное расследование ДТП на предприятии согласно нормативным документам должно быть организовано в обязательном порядке, независимо от того, в государственной или частной собственности оно находится. Касается это требование и частных предпринимателей, ведущих бизнес без организации юридического лица. Это требование содержится в Законе о безопасности дорожного движения №196-ФЗ.
Положение о том, в каком порядке проводятся такие расследования на конкретном предприятии, является внутренним документом, который в обязательном порядке должен быть предприятием разработан и соответствующим образом утвержден. В документе указываются лица, ответственные за расследования. В процессе проведения установленных мероприятий эти лица должны взаимодействовать с органами ГИБДД, проводящими дознание и следствие.
По каждому факту происшествия в организации издается приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования. Результаты расследования отражаются в акте. Срок проведения внутренних служебных расследований – 5 дней. Каждый случай ДТП с автомобилями организаций должен заноситься в журнал регистрации ДТП, который ведется в обязательном порядке.
Как проходит группа разбора ДТП в ГИБДД и как себя вести
Даже несмотря на незначительность повреждения, полученного в аварии и стопроцентную уверенность в свой невиновности, участнику ДТП не следует пренебрегать явкой на разбор в отделение ГИБДД, так как на практике есть много примеров того, что такое игнорирование приводило к неприятным последствиям в виде признания его виновником аварии со всеми вытекающими последствиями. Присутствие на разборе даст возможность защитить свою правоту весомыми аргументами. При наличии объективных причин, препятствующих участию в разборе в установленный срок, нужно заранее подать письменное ходатайство о его переносе.
Каждый участник ДТП в этот период имеет право:
- Быть ознакомленным со всеми материалами дела;
- Давать ходатайства, объяснения и представлять свои доказательства по делу;
- Объясняться на родном языке с участием переводчика;
- Требовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных служб о состоянии дорог и освещения на данном участке;
- Производить запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД на диктофон;
- Пользоваться услугами автоюриста;
- Обжаловать решение постановления.
Что нужно знать о разборе автоаварии?
Разбор в ГАИ после ДТП как происходит эта процедура? Сотрудники группы разбора могут общаться с участниками аварии по очереди или пригласить их одновременно. Во втором случае, получается подобие очной ставки. Водителям не разрешают смотреть в материалы дела и схему происшествия демонстрируют только частично.
Таким образом, сотрудники подталкивают автолюбителей вспомнить все нюансы столкновения. По стилю общения водитель сможет сделать вывод, о том, как настроены сотрудники – объективно рассмотреть дело или «выгородить» одного из участников аварии.
«Немилый» автовладелец может пожаловаться на такие действия вышестоящему руководству или прокурору. Только нужны, веские доказательства – реплики или действия сотрудников группы разбора.
Для принятия решения по некоторым ДТП нужно обязательно провести автотехническую экспертизу. Сотрудники группы разбора иногда стараются избегать экспертиз, ссылаясь на перегруженность экспертных служб МВД. В таком случае, автолюбителям необходимо воспользоваться своим правом и потребовать проведение экспертизы.
После рассмотрения дела на группе разбора будет вынесенное постановление об админправонарушении по данному ДТП. Если транспортный инцидент привел к тому, что пострадавшим участникам был причинен средний или тяжелый ущерб здоровью, то специалисты группы передадут материалы дела в прокуратуру или орган дознания полиции для возбуждения уголовного дела.
Обязан ли я прийти в ГИБДД или суд по вызову?
Обязанность присутствовать при рассмотрении дела и давать показания в органах зависит от вашего статуса в этом деле и от конкретного типа дела: административного или уголовного.
Если речь об административных правонарушениях, то во многом это не зависит от конкретного нарушения – даже если речь идёт не о нарушениях водителей или делах в области дорожного движения в целом, закон одинаков для всех, потому что регулируется он Административным кодексом, лишь одна глава которого отвечает за штрафы и другие наказания ГИБДД.
КоАП предусматривает таких участников в делах о нарушениях:
- лицо, в отношении которого ведётся дело (далее «ЛВОК» – аналог обвиняемого в Уголовном кодексе) – именно такое лицо чаще всего обязано явиться в ГИБДД или суд и давать показания для опроса в деле в 2021 году, но чаще всего ему или ей можно не приходить по запросу органов,
- виновник – лицо, признанное соответствующим должностным лицом или судьёй нарушившим и которое должно нести ответственность,
- свидетель,
- понятой,
- потерпевший,
- представитель несовершеннолетнего гражданина.
Есть ещё прямо не прописанный в кодексе статус – заявитель, но мы его также должны рассмотреть в контексте обязанности явки при вызове для дачи показаний.
Давайте рассмотрим каждого из перечисленных участников по отдельности!
Как себя вести при разборе ДТП в ГИБДД?
Даже незначительные повреждения, полученные во время аварийной ситуации, не могут стать причиной для неявки гражданина в группу разбора ДТП. Не стоит пренебрегать таким требованием, поскольку игнорирование может стать причиной серьезных последствий, а именно того, что гражданин будет признан виновным в аварии со всеми вытекающими последствиями.
Присутствие на разборе позволяет гражданам защитить свою правоту при помощи различных доводов и фактических доказательств. При наличии объективных факторов, не позволяющих принять участие в разборе в установленный срок, следует подать специальное ходатайство о переносе сроков мероприятия. Каждый участник процедуры вправе:
- получить доступ к материалам дела;
- подавать ходатайства и доказательства;
- пользоваться услугами переводчика, а показания давать на родном языке;
- требовать проведения экспертиз, вызывать свидетелей и приобщать к делу дополнительные справки, выписки;
- производить запись процедуры на диктофон;
- привлекать к делу юриста;
- обжаловать постановление.
Согласно п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ, по результатам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении), а невиновное лицо получает официальную справку. Все дальнейшие действия и меры по отношению к виновнику аварии могут быть применены лишь после судебного заседания и вынесения соответствующего решения.
Обязательно ли посещать группу разбора?
Никаким законом или нормативным документом не предусмотрена обязательная явка участников столкновения на рассмотрение своей автомобильной аварии на группе административной практики отделения ГИБДД. Если кто-то из водителей, попавших в ДТП, не явится в назначенное время на группу разбора, то дело будет рассмотрено без его участия и будет вынесено постановление.
Эксперты категорически не советуют игнорировать эту важную процедуру. Существует очень много примеров, когда водитель, на сто процентов уверенный в своей невиновности, не посещал группу разбора и потом неприятно был удивлен тем, что именно он признан виновником автоаварии со всеми вытекающими из этого последствиями.
Присутствуя лично на разборе дорожного происшествия, автолюбитель будет иметь возможность защитить свою правоту, предоставив веские аргументы, дополнительные материалы или показания свидетелей. Конечно, в жизни может произойти незапланированное событие, которое помешает принять участие в разборе автомобильной аварии в назначенный срок.
В ходе административного расследования решаются те же вопросы, что и на месте автоаварии. Однако разбор при ДТП необходим в случае, если требуется более длительное время на исследование всех обстоятельств происшествия или проведения различных экспертиз. Иными словами, разбор при ДТП проводится, если непосредственно на месте автопроисшествия не имеется возможности выяснить все существенные детали, влияющие на определение виновности участников.
Наиболее частыми случаями, из-за которых назначается расследование, являются:
- причинение в результате аварии лёгкого, среднего или тяжёлого вреда здоровью человека;
- наличие погибших;
- спорные моменты в обстоятельствах события;
- расхождение во взглядах по оценке причин случившегося участниками ДТП;
- отрицание вины водителями.
Если в аварии имеются пострадавшие с разной степенью повреждений, на место происшествия, кроме инспектора ГИБДД, направляется оперативно-следственная группа в составе оперативных сотрудников полиции, следователя и эксперта. Такой материал регистрируется в территориальном подразделении полиции в самый короткий срок и направляется в соответствующий орган в зависимости от последствий аварии:
- в специализированный следственный отдел по расследованию ДТП — в случае смерти человека или причинения человеку тяжкого вреда здоровью;
- в местное отделение Госавтоинспекции — при наличии лёгкой и средней тяжести вреда здоровью человека.
Результат разбора ДТП
Итогом проведённого расследования конкретного ДТП становится оформление документа, в котором подтверждается или опровергается факт правонарушения и определяется степень виновности каждого водителя. Таким документом, в случае наличия состава правонарушения в действиях участников автоаварии, является постановление об административном правонарушении с указанием наказания виновного лица.
Важно: должностные лица могут привлекать к административной ответственности только в виде штрафа, отличные от него наказания назначаются судом.
На обжалование постановления участниками события установлен срок в 10 дней. Сделать это можно непосредственно у вышестоящего руководства либо в судебной инстанции.
Читаем также: Образец акта служебного расследования ДТП
Бывают случаи, что признанный виновным участник ДТП не согласен с постановлением и не признает свою виновность, пытаясь переложить ответственность на второго водителя. В такой ситуации потребуется составить и подать в суд исковое заявление об установлении вины в ДТП и возмещении ущерба.
Когда необходим разбор дорожно-транспортного происшествия в Госавтоинспекции?
Участники аварии должны первым делом выполнить требования п. 2.6 раз. 2 ПДД. Согласно указанному пункту лицо обязано оказать первую помощь пострадавшим, при возможности направить таковых в ближайшее медучреждение на попутном транспорте (отвезти самостоятельно). Также нужно вызвать сотрудников Госавтоинспекции и ожидать их прибытия.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Если ДТП не значительное и автомобили могут передвигаться, необходимо освободить проезжую часть (при ее блокировке). Перед тем как начать движение стоит проконсультироваться с сотрудником ГИБДД по номеру дежурной части, далее зафиксировать положение ТС по отношению к автомобилю другого участника и окружающую обстановку, включая детали, напрямую относящиеся к инциденту.
Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс. рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ).
При наличии разногласий или невыполнении условий, обозначенных в предыдущем абзаце, необходимо уведомить Госавтоинспекцию. Сотрудники, прибывшие на аварию, осуществляют разбор ДТП согласно п. 269 раздела III Приказа МВД РФ № 664. Уполномоченными лицами производится ограждение места аварии, установление участников инцидента и их ТС, поиск и опрос очевидцев, запись персональных данных, осмотр дорожной обстановки. Основным актом является протокол о правонарушении и схема ДТП.
Если причины произошедшего очевидны, а стороны не расходятся в показаниях, то инспектор оформляет штраф нарушителю ПДД. Виновниками могут быть признаны все стороны (обоюдно). При этом стоит разделять гражданскую ответственность, наступающую в связи с нанесением ущерба потерпевшему, и несоблюдение правил дорожного движения. Взимание средств за нарушение ПДД производится в бюджет. Полный перечень санкций можно посмотреть в гл. 12 КоАП РФ. В некоторых случаях при разборе ДТП к виновнику не применяются меры взыскания. Это относится к п. 10.1 (наезд на препятствие), п 8.1 (пользование поворотниками) ПДД РФ. В первом случае действует презумпция невиновности (если водитель двигался с учетом дорожной обстановки), а во втором – инспектор с большой долей вероятности не сможет доказать факт включения сигналов. Помимо всего прочего, нарушение за которое не предусмотрен штраф не повлечет ответственность (например, превышение скорости до 20 км/ч). То же самое касается влияния на ТС обстоятельств непреодолимой силы (ураганный ветер, удар молнии и т. д.).
Бывают случаи, при которых достоверно определить обстоятельства не удается. Тогда протокол ДТП направляется в группу разбора ГИБДД. В тексте документа указывается предполагаемый нарушитель. Участники получают на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики (ГАП) в подразделении Госавтоинспекции. В документе указываются точное время и день на которые запланирован разбор ДТП в ГИБДД. Внутриведомственное образование уполномочено на проведение расследования инцидента и вынесение итогового решения.
Что представляет собой разбор ДТП?
Разбор ДТП представляет собой детальное рассмотрение обстоятельств аварии, включая всестороннее изучение абсолютно всех материалов, касающихся происшествия. Это могут быть свидетельские показания, записи видеокамер и видеорегистраторов, анализ характера повреждений транспортных средств и травм пострадавших.
Для принятия решения по расследуемому ДТП, в котором были причинены травмы пассажирам или водителям, необходимо заключение судмедэксперта, свидетельствующее о тяжести полученных травм. Этот документ важен, поскольку вид наказания для водителя, признанного виновным, опирается на то, насколько тяжелыми оказались травмы. Если инцидент стал причиной среднего или тяжелого ущерба здоровью, то группа разбора передает сведения о ДТП в прокуратуру либо следователям органов внутренних дел, после чего возбуждается уголовное дело.
Что происходит на разборе ДТП в ГИБДД?
При необходимости осуществления дополнительных мероприятий сотрудник ГИБДД приглашает водителей в инспекцию, расположенную по месту произошедшей аварии. Если этого не было сделано сразу при оформлении ДТП, то лица уведомляются по почте. Сами материалы происшествия также направляются в отдел.
После получения составленного на месте ДТП протокола собирается группа инспекторов, обязанных сделать разбор аварии, рассмотреть документацию и выслушать граждан для принятия решения о наложении штрафа.
Разбор ДТП в ГИБДД предполагает несколько обязательных этапов, реализация которых зависит от обстоятельств конкретного дела. Основными моментами, о которых должен быть осведомлен каждый водитель, являются:
- Разбор аварии в ГИБДД предваряет анализ материалов, полученных на месте случившегося происшествия, а также в результате опроса свидетелей. Объектом действий является факт ДТП, зафиксированный Госавтоинспекцией. На указанные манипуляции уходит от трех дней до месяца.
- Зачастую для установления деталей требуется проведение трасологической и автотехнической экспертиз. Если уполномоченные сотрудники ГИБДД не решаются на подобный шаг, объясняя происходящее высокой нагрузкой, то заинтересованное лицо само должно настоять на осуществлении обозначенных исследований аварии.
- В период разбора ДТП в ГИБДД выясняются детали инцидента. Производится опрос водителей и изучение официальных актов. Стороны приглашаются единомоментно или по отдельности. Первое можно считать очной ставкой. Обозначенный подход позволяет выявить факт дачи ложных показаний.
- Во время разбора аварии инспекторы не позволяют сторонам ознакомиться с документацией по делу. К таковой относится схема дорожно-транспортного происшествия. Это побуждает водителей самим вспомнить детали и повышает объективность реализуемых мероприятий.
По окончании разбора ДТП в ГИБДД сотрудниками принимается решение, утверждаемое в виде протокола.
Как вести себя на заседаниях?
Даже при отсутствии вины не стоит пренебрегать явкой в ГИБДД. Присутствие на разборе при необходимости поможет отстоять свою позицию в нужный момент. Если по каким-то причинам посещение группы разбора в назначенную дату невозможно, можно подать письменное ходатайство с просьбой о перенесении сроков. За каждым участником ДТП в законодательном порядке закреплены следующие права:
- Знакомиться со всеми материалами;
- Ходатайствовать, доказывать и объяснять;
- Разговаривать на родном языке с использованием услуг переводчика;
- Требовать предоставления доказательств и проведения экспертиз;
- Записывать работу группы разбора на диктофон;
- Привлекать юриста.
Прежде чем давать показания в ГИБДД следует все хорошо обдумать и постараться, как можно более подробно вспомнить, что было сказано непосредственно на месте ДТП. Если инспектор в ходе разбирательств выявит в первичных и повторных показаниях какие-то несоответствия, то это только даст повод для лишних подозрений. Нужно учиться отстаивать свое мнения опираясь на законодательство, только так можно будет добиться правды.
В соответствии с требованиями п.п. 210, 215 Административного регламента МВД инспектор ГИБДД обязан по прибытии на место происшествия собрать объяснения с каждого участника аварии и свидетелей, изучить и запротоколировать имеющиеся следы ДТП, составить его схему. Схема происшествия с подробным указанием деталей столкновения должна предоставляться участникам аварии для ознакомления под роспись.
Если один из участников не согласен с отдельными её пунктами, то он имеет право изложить в ней своё мнение и свой вариант происшествия. При этом все замечания должны быть обоснованы показаниями свидетелей или данными объективных материалов (видео или аудиозаписей, фотографий). Своё несогласие с заключением инспектора о виновнике происшествия участник аварии должен выразить письменно в графе об особом мнении в протоколе ДТП.
В случае, когда причины аварии и виновник очевидны и не вызывают ни у кого сомнений, инспектор сразу же составляет постановление по административному правонарушению.
Если же расследование ДТП требует проведения дополнительных мероприятий или вызывает споры в отношении определения его виновника, то инспектор оформляет протокол происшествия, где указывает предполагаемого виновника, и передаёт материалы дела в районное отделение ГИБДД для дальнейшего разбора, выдав участникам события предписания на явку.
Сроки оспаривания протоколов и постановлений
Независимо от инстанции, через которую вы планируете обжаловать постановление (это может быть ГИБДД или суд), у вас по закону есть всего 10 календарных дней с учетом выходных и праздников. Это указано в первой части статьи 30.5 из КоАПа. Форма подачи жалобы (лично или через почту) выбирается вами самостоятельно.
Срок пересылки не учитывается, а штемпель на конверте с квитанцией позволят вам при необходимости доказать, что вы успели все сделать в срок (если вам откажут в принятии жалобы). Аналогичная ситуация и с повесткой, если вы из-за позднего получения бумаги пропустите судебное заседание.
Если у вас нет возможности надлежащим образом оформить жалобу в определенные сроки, а на то есть уважительная причина, подайте заявление на восстановление срока для обжалования. В нем нужно указать причину – болезнь, рабочая командировка или что-либо еще. Если заявление удовлетворят, начинайте готовить пакет документов, с помощью которого сможете отменить протокол ГИБДД в результате обжалования.