Учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Анализ налоговых обязательств как составная часть анализа финансовой отчетности организации позволяет уточнить комплексную оценку ее финансового положения и результатов деятельности. Сведения о начислении, оплате, а также наличии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам содержатся в налоговой отчетности, которая наряду с бухгалтерской и статистической входит в состав внешней финансовой отчетности организации. Сравнительная характеристика указанных видов отчетности дана далее вгл. 11 (см. табл. 11.1).

Расчеты по налогам и сборам: счет

Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.

Выбранная предприятием система налогообложения диктует расчет того или иного налога, но все они учитываются по одному правилу: начисление к уплате в бюджет фиксируется по кредиту счета 68, а перечисление платежей по ним, т. е. уплата – по дебету. По видам налоговых отчислений обязательно ведется аналитика, обеспечивающая возможность получения оперативной информации по произведенным, просроченным или отсроченным платежам, а также начисленным штрафам и пени.

В зависимости от вида сборов корреспондирующими счетами к 68-му счету могут выступать:

  • счета производственных затрат при начислении налогов, входящих в стоимость выпускаемой продукции/услуг (транспортный, земельный, на воду, плата за выбросы в окружающую среду, на приобретение ТС и др.) – Д/т 08/20/23/25/26/29/44/97 – К/т 68;
  • прибыль до налогообложения (когда рассчитывают имущественные налоги, налог на рекламу и др.) Д/т 91 – К/т 68;
  • счета продаж и пр. расходов (при исчислении НДС, акцизов) Д/т 90,91 – К/т 68;
  • результативные счета (при расчете налога на прибыль) Д/т 99 – К/т 68;
  • счета доходов физлиц (при уплате НДФЛ) Д/т 70 – К/т 68;
  • счета пр. расходов или возмещения ущерба при начислении штрафных санкций при неуплате или частичной уплате налогов: Д/т 91 (73 при персональной ответственности) – К/т 68. Записью Д/т91 – К/т 68 оформляют уплату госпошлины для рассмотрения дела в суде.

Кто должен представлять декларации?

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • Пояснительная записка к БО;
  • Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.

Коды налоговых периодов

Любая декларация обязательно содержит коды, которые указывают на отчетный период и вид налогов. Например, для 2019 года установлены следующие коды:

  • При расчете налогов с нарастающим итогом: 21 – квартал, 31 – 1 полугодие, 33 – 9 месяцев, 34 – календарный год;
  • Для ежемесячных деклараций: коды с 35 по 46 с января по декабрь соответственно;
  • Для консолидированных групп налоговых агентов: с 13 по 16, ежемесячная отчетность начинается кодом 57 и заканчивается 68;
  • При ликвидации организации: 50;
  • Для имущественного налога: 21 – первый квартал, 17 – полугодие, 18 – 9 месяцев, 51 – первый квартал при реорганизации предприятия, 47 – полугодие при реорганизации предприятия, 48 – 9 месяцев при реорганизации предприятия;
  • При упрощенной системе налогообложения: 34 – календарный год, 95 – последний отчетный период при смене системы налогообложения;
  • При едином налоге на вмененный доход: 21 или 51 – первый квартал (и первый квартал при ликвидации), 22 и 54 – второй квартал, 23 и 55 – третий квартал, 24 и 56 – четвертый квартал;

Таблица 2. Расшифровка стр. 145 «Отложенные налоговые активы» баланса на 01.01.20XX г.

 Наименование показателя 
 Сумма, 
тыс. руб.
Разница в начислении амортизации 
 25 548 
Убытки по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке 
 5 
Убытки по ценным бумагам, не обращающимся на организованном 
рынке
 37 160 
Убытки от реализации амортизируемого имущества 
 585 
Дополнительные расходы по организации кредита (услуги банка) 
 7 159 
Резерв по сомнительным долгам 
 9 676 
Добровольное страхование от несчастных случаев на производстве 
 544 
Итого 
 80 677 

По стр. 220 бухгалтерского баланса учитываются суммы «входного» НДС, которые еще не приняты к вычету. Этот показатель отражает конечное сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и формирует аналитическую информацию об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога по приобретенным основным средствам, нематериальным активам, материально-производственным запасам, работам и услугам (табл. 3).

Таблица 5. Расшифровка стр. 624 «Задолженность по налогам и сборам» баланса на 01.01.20XX г.

 Наименование показателя 
 Сумма, 
тыс. руб.
Налог на прибыль организаций 
 300 150 
Налог на имущество 
 19 220 
Налог на доходы физических лиц 
 23 592 
Налог на добавленную стоимость 
 84 030 
Земельный налог 
 66 672 
Водный налог 
 977 
Единый налог на вмененный доход 
 6 
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 
 11 399 
Транспортный налог 
 752 
Итого 
 506 798 

При формировании и раскрытии налоговых показателей организация вправе справочно в пояснениях к отчетности представить аналитическую информацию о составе доходов и расходов от обычных видов деятельности и их динамике с учетом применяемых ею налоговых режимов. Эта информация предназначена не только для собственников и менеджеров (для управленческих целей), но и для налоговых органов (для целей контроля за соблюдением налогового законодательства).

Читайте также:  ВС вступился за работодателя, который не вернул трудовую книжку

Пример формирования финансового результата от продажи товаров в розницу, подлежащего обложению единым налогом на вмененный доход, и раскрытия его в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности представлен в табл. 6.

Таблица 7. Налоговые показатели, представленные в отчете о прибылях и убытках (форма N 2)

 Наименование показателя 
 Код 
строки
 Сумма, 
тыс. руб.
Прибыль (убыток) до налогообложения 
140
 14 065 
Отложенные налоговые активы 
141
 6 
Отложенные налоговые обязательства 
142
 (20)
Текущий налог на прибыль 
150
 (3 005)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 
190
 11 046 
Постоянные налоговые обязательства (активы) 
200
 206 

Расход по налогу на прибыль в бухотчетности

В отчете о финансовых результатах мы раскрываем расход или доход по налогу на прибыль. Это новый показатель, он включает в себя текущий налог на прибыль и изменение отложенных налогов за период. Если он уменьшает прибыль до налогообложения, то это расход по налогу на прибыль (РНП). Если у показателя положительное значение, его называют доходом по налогу на прибыль (ДНП).

Одно из слагаемых РНП или ДНП – отложенный налог на прибыль за отчетный период. Но в составе отложенных налогов мы не должны отражать те из них, которые возникают в результате операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль.

В связи с этим придется делать два расчета временных разниц. В первый расчет включите балансовую стоимость активов и обязательств без учета операций, которые не влияют на прибыль до налогообложения текущего периода. А во второй расчет попадет только та часть стоимости активов и обязательств, которая связана с подобными операциями. То есть отдельно выделяем ОНА и ОНО, которые учтены по счету 83 или счету 84.

Заполнение отчетности на примерах

Разберем на примере, как разделить и отразить в отчетности отложенный налог, влияющий и не влияющий на бухгалтерскую прибыль или убыток.

Основное средство приняли к учету в декабре 2019 года. Первоначальная стоимость – 12 000 тыс. руб., срок полезного использования 60 месяцев.

За 12 месяцев 2020 года в бухучете начислили амортизацию в размере 2400 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года составила 9600 тыс. руб.

В налоговом учете признали расход в виде амортизационной премии – 360 тыс. руб. и за год начислили амортизацию в размере 2328 тыс. руб. Остаточная стоимость на 31 декабря 2020 года – 9312 тыс. руб.

На 31 декабря 2020 года организация провела переоценку в бухучете, в результате сумма дооценки составила 960 тыс. руб. После переоценки первоначальная стоимость основного средства в бухучете равна 13 200 тыс. руб., начисленная амортизация – 2 640 тыс. руб.

Данные по объекту на 31 декабря 2020 года представлены в таблице ниже.

Показатель, тыс. руб. Стоимость в бухучете Стоимость в налоговом учете Вычитаемая временная разница Налогооблагаемая временная разница
Стоимость ОС без учета переоценки 9600 9312 288
Сумма переоценки 960 960
Читайте также:  Особенности процедуры увольнения при банкротстве предприятия

В какой раздел прописывать?

Сегодня действует единая форма бухгалтерского баланса. Она была утверждена в 2010 году специальным Приказом Минфина. Форма состоит из пяти разделов. Каждый из них отображает отдельный вид отчетности. Существуют строгие требования, касающиеся внесения сведений в конкретные строки документа.

Все формы долга перед бюджетом (имеются в виду как налоги, так и сборы) относятся к кредиторской задолженности. Соответственно, бухгалтеру при заполнении документации следует ориентироваться именно на эту строку.

Особенности. Краткосрочным является долг сроком не более двенадцати месяцев.

Поскольку кредиторская задолженность относится к краткосрочным долгам, прописывать ее необходимо в пятом разделе баланса (как уже было сказано – строка 1520). Однако в эту строку вносятся не только сведения, касающиеся задолженности бюджету по налогам и сборам.

Согласно отечественным стандартам бухгалтерского учета краткосрочную задолженность необходимо погасить в течение года за счет собственных оборотных средств организации

В этой части формы также отображаются данные, которые касаются долгов в отношении следующих категорий:

  • поставщиков;
  • покупателей;
  • работников и лиц, выступающих в роли учредителей;
  • внебюджетных фондов;
  • заимодавцев и других кредиторов.

Если предприятие планирует понести расходы в будущем, резервы по ним также должны быть отображены в данной строке. Погасить долги, внесенные в данный раздел баланса, необходимо в течение одного календарного года.

Организация синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Предприятия каждый день совершают множество операций, для наблюдения и контроля за ними, объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета.

Порядок применения счетов и отражения в них хозяйственных операций регламентируется Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.

В целях единообразия на территории Российской Федерации План счетов и Инструкция по его применению устанавливается для всех организаций централизованно, и утверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации.

Единый план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета с их порядковыми номерами и наименованиями, предназначенных для регистрации и группировки объектов бухгалтерского учета. С помощью этих счетов осуществляется синтетический учет объектов бухгалтерского учета.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *