Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда пожаловаться на прокуратуру?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы не знаете, куда жаловаться на прокуратуру города, нужно воспользоваться статьёй №10 Федерального Закона 171 от 17 июля 2009 года. Там прямо указано, что решение и постановление судебной власти, ответ надзорного органа на обращение или заявление должны быть обжалованы у вышестоящего чиновника.
Куда жаловаться на прокуратуру города
Этой же статьёй ФЗ возбраняется переадресация заявления ответственному лицу или исполнительному органу, чьи действия хочет обжаловать заявитель. Статья предопределяет мотивированный ответ на обращение или жалобу граждан.
Если органами государственного надзора принимается вердикт отказать заявителю в удовлетворении жалобы, то прокурор обязан объяснить гражданину его права и порядок обжалования принятого им решения вышестоящими инстанциями.
Решение, вынесенное прокурором, не лишает заявителя возможности защищать свои права через суд. Рассмотрение случаев несоблюдения законодательства, нарушения прав может быть инициировано не только органами надзора, но и личными заявлениями граждан.
Уполномочена на следующие действия
Прокуратура уполномочена на следующие виды деятельности:
- Входить на территорию предприятий при предъявлении удостоверения с целью проверки документов и материалов на соответствие законам;
- Проводить прокурорские проверки организаций, учреждений по жалобам от граждан на них или других организаций. Поэтому они вправе требовать от руководства этих предприятий всех необходимых документов и материалов для расследования и вынесения решений по привлечению или нет их к уголовной, административной или иной ответственности за данные нарушения.
- Вызова к себе в прокуратуру гражданских лиц, которые нарушили тот или закон с целью объяснений причин этих нарушений и в зависимости от этого, последующего принятия соответствующих мер воздействия.
Чем еще занимается прокуратура города Москвы? Помимо вышеописанного, она имеет право в соответствии с законом возбуждать и привлекать юридических или физических лиц к ответственности или же предостеречь их от недопустимости нарушения закона. Но если все-таки она выявила факты нарушения законодательства, то вправе на:
- Освобождение лица, незаконно задержанного;
- Опротестовать нормативные документы, которые противоречат законодательству РФ в судебном порядке для признания юридически недействительными;
- Использовать все свои полномочия, указанные в законе.
При обращении граждан или организаций, которые выявили факты нарушения законодательства и написали об этом соответствующее заявление с указанием этих правонарушений, может быть не рассмотрено, если:
- Данное заявление лишено какого-то смысла;
- Представлено официальное письмо, с прекращением переписки.
- Заявление было подано ранее и на него был дан официальный ответ прокуратуры;
- В заявлении содержатся нецензурные выражения.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.
К ним относятся:
- Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- Иные причины, признанные уважительными.
Когда можно обратиться к вышестоящему начальству
Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.
Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.
Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.
Обжалование деяний или решений прокурора представляет собой сложную и многогранную процедуру, которая реализуется через целую систему органов государственной власти. Так, жалобу можно подать вышестоящему прокурору, дойдя таким образом на высшей надзорной инстанции – Генеральная прокуратура РФ. Если в деяниях должностного лица усматривается состав преступления, целесообразно направить заявление в Следственный комитет РФ. Исключительной инстанцией выступает Президент РФ, который также может рассмотреть материалы, предоставленные гражданином по факту нарушения со стороны прокурора. Для того, чтобы сформировать грамотное заявление и отстоять свои права в соответствующих инстанциях, следует принимать во внимание и использовать на практике все те правила и нюансы, которые были раскрыты в данной статье.
Порядок подачи жалоб на прокуроров и сотрудников регулируется приказом Генпрокурора № 45 от 30 января 2013 года.
Инструкцией о порядке обращения граждан в органы прокуратуры предусмотрен обязательный порядок рассмотрения жалоб нижестоящими органами до подачи жалобы в Генеральную прокуратуру.
При этом обращения граждан, которые не рассматривались руководителями нижестоящих прокуратур, направляются им в 7-дневный срок для проверки и составления ответа гражданам.
Обращение не рассматривается в случае, если:
- в тексте сообщения содержится нецензурная лексика, оскорбление, угроза жизни и здоровью;
- текст не читаем, не разбит на предложения;
- текст жалобы написан с использованием латинских или заглавных букв;
- указан недостоверный адрес;
- отсутствует информация о заявителе.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Трошкина Анна Викторовна
С учетом положений статей 5, 9.1, 10, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, решения, ответы, действия (бездействие), акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Выбор способа оспаривания является исключительным правом заявителя.
Принимаемые прокурорами решения на основании требований процессуального законодательства, обжалуются по правилам соответствующего кодекса (Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иные решения обжалуются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действующее законодательство, предусматривая возможность оспаривания в судебном порядке действий (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры, определило строгий порядок обжалования.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином, организацией, иным лицом в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.
В случае, если место нахождения органа прокуратуры не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо прокуратуры, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.
Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых:
оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту;
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Мнение эксперта Захаров Виктор Юрьевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Административное исковое заявление об обжаловании действий (бездействия) должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: наименования суда, административного истца; орган прокуратуры, при необходимости должностное лицо, принявшее оспариваемое решение либо совершившее оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются органы прокуратуры и их должностные лица); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (в случае подачи указывается дата и результат рассмотрения); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа прокуратуры; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Ежегодно в суды области поступает около 60-ти заявлений об обжаловании действий (бездействия) органов и должностных лиц прокуратуры области. Заявления поступают как от граждан, так и от юридических лиц.
Гражданами, как правило, обжалуются полученные ими ответы на обращения, отказ в ознакомлении с материалами прокурорской проверки.
Юридические лица обжалуют принесенные в их адрес акты прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона.
Анализ рассмотренных судами области дел об оспаривании решений, ответов, действий (бездействия), актов прокурорского реагирования свидетельствует о том, что при реализации надзорных полномочий органы прокуратуры области и их должностные лица руководствуются требованиями действующего законодательства, не нарушая права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Использование материалов, размещаемых на офици��льном веб-сайте Прокуратуры Челябинской области, в других средствах массовой информации, электронных и печатных изданиях возможно при условии обязательной ссылки на «официальный веб-сайт Прокуратуры Челябинской области.
Составление и подача жалобы на бездействие прокуратуры Обжалование решения прокурора Как правило, это городская или областная прокуратура, в которой можно обжаловать действия и решения сотрудников районной прокуратуры.
Обязанности прокурора Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре. Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий: осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами ст.
Какой орган контролирует прокуратуру и как можно обратиться в независимый орган?
Сразу стоит отметить, что причиной для подачи жалобы может быть любое нарушение со стороны прокуратуры. Исходя из практики, можно сказать, что чаще всего жалобы на неправомерные действия (бездействие) прокуратуры подаются в следующих случаях:
- Отказ в приеме заявления;
- Формальная «отписка» в ответ на заявление;
- Затягивание сроков рассмотрения заявления;
- Вымогательство взятки и т.д.
После того как вы напишете жалобу, она может быть передана в прокуратуру одним из удобных для вас способов:
- Лично (на приеме у вышестоящего прокурора);
- Через канцелярию прокуратуры (в этом случае жалоба подается в двух экземплярах);
- По почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью вложения);
- Через специальный ящик «Для обращений и заявлений» (есть в каждом отделе прокуратуры);
- Через интернет-приемную (на официальном сайте Генеральной прокуратуры).
Обратите внимание! Вне зависимости от того, какой именно способ будет выбран для подачи обращения, срок его рассмотрения останется стандартным – 30 дней с момента регистрации жалобы.
��郋郕��郋� �訄郱���郇�迮�: 郋 迡迮��迮郅�郇郋��邽 郈�郋郕��訄���� �郋��邽邿�郕郋邿 苳迮迡迮�訄�邽邽
Вся правоохранительная система работает над тем, чтобы показать, что она работает. А не над тем, чтобы бороться с преступностью. Можно насиловать, убивать, и тебе за это ничего не будет, если знать, как работает эта система. В газетах ведь пишут чаще всего только о тех преступлениях, где всех уже поймали. Я видел кучу уголовных дел, в которых никто не хочет разбираться: человека убили, но разбираться, кто убил, сложно, и убийство превращается в несчастный случай, просто потому что некогда этим заниматься.
У нас в судах в гражданском процессе четыре дня в неделю по два иска в день слушается о признании умершими безвестно отсутствующих. За год тысячи людей просто исчезают. Их никто не видит, не ищет, никаких дел не заводит. Тела нет — какое может быть здесь дело? Если следователь будет искать какие-то признаки преступления и возбудит дело, у него сразу «глухарь» в отчетность. Заводится только розыскное дело. Оперативники пишут рапорта, что опросили соседей. Потом, когда нужно какие-то бытовые вопросы решить, родственники приходят к судье. Через пять лет можно признать пропавшего человека умершим.
Мы вместе с судьей делаем запросы в психушки, морги, пенсионный фонд. Ответы все чаще всего приходят пустые. В итоге на основании решения суда выдается свидетельство о смерти. Если человек находится, могут такое решение отменить и признать живым. Иногда такое бывает, когда человек бомжует где-то и вдруг находится.
Зато много безумных заданий сверху приходит — да все задания были безумными. То скажут посчитать количество жалоб на работу мусоропроводов, то к Олимпиаде обязали проверить все спортивные учреждения на предмет возможного укрывательства государственной собственности — типа не прикарманил ли кто-то себе стадион. У нас на районе ничего не нашли, и это было понятно еще до проверки. В итоге нули — нарушений нет. Значит, мы плохо работаем.
Люди уже настолько привыкли к безумным заданиям, что даже не анализируют их. На 1 апреля поиздевались, отправили нашему заму задание посчитать количество выбоин на проезжей части и объем скопившего в них грунта, посчитать поголовье лосей на подведомственной территории. Она прочитала с серьезным видом и начала расписывать на помощника.
У нас была задача однажды — «Доступная среда»: надо было проверить везде наличие пандусов для инвалидов. Мы ходили по магазинам, по аптекам — везде по району искали, где нет этих пандусов. Везде пандусы стоят — отлично. В прокуратуре нету пандусов! Сами себя наказывать не стали, конечно.
Одним из главных направлений прокурорского надзора выступает надзор за исполнением и соблюдением законов. Предметом данной отрасли выступает:
- соблюдение конституционных норм и исполнение закона, которые распространяются на территорию государства;
- соответствие законодательным нормам нормативных правовых актов.
Рассматриваемая отрасль – очень сложная и обширная, т.к. действие прокурорского надзора распространено на множество субъектов и объектов, которыми являются физические и юридические лица. Для осуществления данного вида надзора необходимо провести проверку правовых актов в больших объемах. Проводимая проверка делится на два вида: исполнение закона и законности юридических актов.
В обязанности прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона на стадии предварительного расследования входят:
- Незамедлительное реагирование на факты нарушения закона на любой из стадий уголовного процесса, начиная с того момента, когда произошла регистрация заявления о совершенном преступлении вплоть до принятия окончательного решения прокурором.
- Реализация защиты прав и интересов потерпевших лиц. Прокурор должен принять все возможные меры для восстановления нарушенных прав и для компенсации причиненного морального и/или материального вреда.
- Установление надзора за соблюдением законности и обоснованности прекращения ведения уголовного дела и уголовного преследования, опираясь на нормы уголовно-процессуального законодательства.
Другим важным направлением прокурорского надзора выступает обеспечение и защита прав и свобод граждан.
В российском праве существует разделение прав и свободы человека и гражданина на 3 категории:
- Личные права (право на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной жизни и т.д.). Охраняя данные права, прокуратура обеспечивает цивилизованные условия для функционирования развитого гражданского общества, а также обеспечивает гарантии правовой охраны личности.
- Вторая группа – политические права и свободы, благодаря которым гарантируется участие населения в политической жизни страны. Прокуратура охраняет данные права, в т.ч. права на свободу слова, мысли, совести, право на объединение и создание профсоюзов, на проведение митингов, демонстраций и шествий.
- Третья группа прав – экономические, культурные и социальные права. Они обеспечивают социальную защиту граждан, способствуют достижению экономических целей и активному участию в процессе производства. Прокуратура охраняет права и свободы граждан, защищает право на применение своих способностей и недвижимости для реализации предпринимательства. Также обеспечиваются права: частной собственности на землю, на выбор сферы деятельности и специальности, на предоставление медицинской помощи и т.д.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.
Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.
Мы часто слышим о громких преступлениях, пойманных взяточниках, огромных хищениях из бюджета. Такими делами занимается следственный комитет (СК). Этот орган входит в структуру прокуратуры, но непосредственно ей не подчиняется. Расследования ведутся совместно.
Варианты ответов прокуратуры
После подачи обращения в прокуратуру, его сотрудники должны прислать вам ответ в течение тридцати календарных дней.
При этом форма ответа может быть самой различной:
- удовлетворить: говорит о том, что в отношении заявителя будут восстановлены права и законные интересы в полном или частичном объёме;
- отклонить: требования заявителя посчитали необоснованными;
- разъяснить: заявитель получает ответ в форме детального разъяснения правового вопроса (при обращении с такой целью);
- перенаправить: заявление передаётся в иной орган прокуратуры, организацию или ведомство в случае подачи обращения не по специализации данной организации. Сроки передачи составляют 7 календарных дней;
- принять иное решение: такое заявление остаётся без разрешения, приобщается к иному похожему по ситуации делу, возвращается в течении 7 календарных дней заявителю.
Куда и когда обращаться
Так как прокуратура – служба весьма влиятельная и изолированная от общего госаппарата, жаловаться на неё не так уж и просто. Существует всего два места, куда вы можете пожаловаться на прокуратуру при бездействии и нарушении ваших прав:
- Вышестоящее руководство;
- Различные судебные инстанции.
При этом для жалобы должны быть веские основания. В число причин для подачи заявления с жалобой можно отнести:
- Неподобающее общение сотрудника: хамство, угрозы, оскорбления;
- Необоснованный отказ принять ваше заявление с жалобой на нарушение прав;
- Бездействие при рассмотрении жалобы, умышленное неисполнение обязанностей;
- Отказ рассматривать важные материалы дела или показания свидетелей;
- Отказ заводить дело и передавать материалы в вышестоящие службы при необходимости;
- Распространение персональных данных участников дела;
- Нарушение гражданских прав участников дела с помощью имеющихся служебных полномочий;
- Использование служебных полномочий для получения личной выгоды;
- Получение или передача взяток.
Поговорим о сроках рассмотрения обращений. Согласно действующему законодательству, на рассмотрение различных типов жалоб есть разные временные рамки:
- Обращения, связанные с нарушением гражданских прав – до двух недель. Может быть продлен до месяца, об этом заявителю сообщают письменно. Если в течение 2х недель ответа нет, то можно жаловаться на бездействие;
- Жалоба на сотрудников их руководителю (независимо от вида отделения) – до 7 дней;
- Жалоба в вышестоящее отделение – до 10 дней, при необходимости проведения служебной проверки срок может быть продлен;
- Жалоба в Генеральную прокуратуру – срок не установлен, так как требуется открытие дела и изучение всех обстоятельств. Как правило, ответ предоставляют в течение месяца.