Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация юридических лиц в форме преобразования в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность осуществления реорганизации юридических лиц путем преобразования предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. К таким случаям, в частности, относится преобразование бюджетных учреждений, унитарных предприятий и т.д.
Реорганизация юридического лица – преобразование: особенности
Ряд особенностей данной формы реорганизации был отмечен выше, но есть еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при планировании преобразования.
Процедура преобразования ограничивает возможность смены в составе участников юридического лица – пока не завершится реорганизация невозможно выйти из числа учредителей или ввести в него нового. Такую операцию можно совершить только после регистрации нового юрлица.
Реорганизация в форме преобразования, правопреемство при котором носит универсальный характер, не исключает претензий со стороны налоговых органов и иных кредиторов. Даже наличие задолженности не станет препятствием для процедуры преобразования, но долговое обязательство перейдет на вновь создаваемую организацию.
Под особым контролем находится реорганизация АО в форме преобразования в ООО. Акционерное общество должно уведомить Центробанк о гашении акций в результате преобразования. При этом в отношении иных ценных бумаг, например, облигаций, необходимость гашения определяется общем собранием, а также наличием требований кредиторов.
Реорганизация преобразованием – это один из вариантов изменить формат ведения бизнеса, который не требует серьезных финансовых затрат, но предусматривает учет ряда особенностей реорганизуемого и создаваемого бизнеса.
Что такое реорганизация в форме преобразования
ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица
1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.
Юридические последствия преобразования
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.
Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона № 129‑ФЗ).
На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона № 129‑ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона № 129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@.
Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?
Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@.
Учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (впоследствии один из экземпляров с отметкой контролеров выдается заявителю). Здесь следует отметить, что весь пакет документов, предусмотренный вышеуказанной статьей, может быть представлен через многофункциональный центр, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При реорганизации в форме преобразования существует ряд ограничений по выбору новой организационно-правовой формы.
- Общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
- Акционерное общество (закрытое или открытое) — в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).
- Автономная некоммерческая организация — в фонд (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
- Некоммерческое партнерство — в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
- Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
- Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
- Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество (ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
- Производственный кооператив вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество (ст. 112 Гражданского кодекса РФ).
- Возможность преобразования организаций других ОПФ установлена соответствующим законом или Гражданским кодексом.
Выбирая новую организационно-правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:
- Минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тыс. рублей, открытого акционерного общества — 100 тыс. рублей;
- Общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя – юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
- Учредитель (товарищ) — физическое лицо в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- Количество товарищей в товариществах — не менее 2;
- Количество учредителей некоммерческого партнерства — не менее 2;
- Количество членов производственного кооператива — не менее 5;
- Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на осуществляемую (планируемую) деятельность и др.
Обратите внимание! Изменение типа акционерного общества (например, из закрытого в открытое) не является реорганизацией в форме преобразования. Такие изменения проводятся и регистрируются как изменение наименования.
В стоимость услуги входит
- подготовка всех необходимых документов;
- снятие с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах;
- публикация в средствах массовой;
- уведомление кредиторов;
- регистрация правопреемника в налоговой инспекции;
- получение заверенных налоговой инспекцией учредительных документов;
- получение выписки из ЕГРЮЛ;
- уничтожение печати реорганизуемого;
- присвоение кодов статистики правопреемнику;
- постановка на налоговый учет и присвоение ИНН правопреемника;
- постановка на учет во внебюджетные фонды правопреемника;
- открытие расчетного счета правопреемнику.
Подготовка необходимых документов
Законодатель выделяет 2 формы преобразования:
- Добровольная процедура. Для ее осуществления потребуется инициатива владельцев компании. Зачастую преобразование данного типа имеет место в ситуациях, когда изменение правового статуса положительно скажется на деятельности фирмы, заметно увеличив ее эффективность.
- Обязательное преобразование. Здесь необходимо наличие определенных обстоятельств, которые регламентированы действительными нормами ГК РФ. Процедура будет осуществлена, если некоммерческая организация планирует заняться предпринимательской деятельностью, численность участников ООО или ЗАО преодолела отметку в 50 человек.
Вне зависимости от конкретного способа преобразования, при инициировании процедуры потребуется подготовить стандартный пакет документации, который включает следующие бумаги:
- заполненное заявление по форме Р12001;
- данные ИНН и ОГРН;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- уставная документация и статистические коды;
- решение учредителей о смене правового статуса фирмы;
- копия официального уведомления общественности о планируемой реорганизации, опубликованная через СМИ;
- квитанция, подтверждающая уплату пошлинного сбора;
- передаточный акт;
- документ, удостоверяющий отсутствие долгов перед ПФР;
- бухгалтерский баланс за последний отчетный период;
- расшифровка данных кредиторской задолженности;
- контактная информация о заявителях.
Если процесс связан с созданием новой структуры, документальное сопровождение будет расширено:
- полное и сокращенное наименование образовываемой фирмы;
- коды по видам деятельности и юридический адрес;
- личностные данные руководителя структуры и главного бухгалтера;
- сведения об учредителях с указанием их взносов в уставный капитал;
- размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
- справка из банковской организации, в которой открывается счет.
После предоставления вышеперечисленной документации сотрудниками налогового органа производится регистрация прошедшей реорганизации юридического лица.
- В процессе преобразования существует несколько особенностей, нарушение которых чревато не допуском к реорганизации или штрафам.
- При реорганизации нельзя оставлять без внимания налоги. Даже если учредитель переходит на УСН, а раньше состоял на ОСНО, он все равно платит НДС.
- Нельзя указывать кредитору местонахождение компании из договора. Нужны данные, указанные в ЕГРЮЛ. Иначе в преобразовании будет отказано.
- Регистрация новой фирмы не будет оформлена, если в документах написать неверный ИНН.
- Налоговые долги – причина для отказа в реорганизации. ИФНС не обязательно выступать в роли кредитора. В данном случае отказ неизбежен.
- Во время проверки таможни недопустимо проводить процесс преобразований.
Реорганизация компании в некоторых ситуациях – выгодное дело. Несмотря на видимую сложность процедуры, при грамотном подходе к делу, можно быстро и просто преобразовать свою фирму в новую.
Где производить новую регистрацию
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
- Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
- При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
- При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
- Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
- Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.
Увольнение работников при реорганизации
Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:
- «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
- Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
- С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
- В трудовые книжки вносят соответствующие записи.
Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.
Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С.266..
Налоговые последствия преобразования
Реорганизация в форме преобразования лишь формально меняет общий концепт фирмы. По факту, предприятие остается одним и тем же. По этой причине все обязательства и права реорганизуемого юрлица переходят вновь образованному. То есть избежать долгов компании или подобных проблем путем реорганизации не удастся.
Налоговые обязательства – не исключение в этом плане. Важно понимать, что после реорганизации одной организации все ее обязательные платежи автоматически перейдут новому юридическому лицу. И уже оно будет обязано их уплатить в установленные налоговиками сроки.
Законодательство РФ продумано довольно-таки грамотно, но даже в нем есть некоторые недоработки. Одна из них имеется и в порядке реорганизации предприятий. Так, согласно букве закона, новые юрлица, образованные от реорганизованных компаний, не могут быть оштрафованы за налоговые нарушения последних. Возможно это лишь в том случае, если:
- преобразование реорганизационного характера проведено успешно
- новое предприятие уже существует
- ошибки ликвидированного юридического лица в плане налоговых обязательств
- выявлены госорганами уже после данной реорганизации
Реорганизация юридического лица: пошаговая инструкция
Реорганизация юридического лица предполагает прекращение деятельности компании с последующим правопреемством, за исключением случаев выделения, когда деятельность юридического лица не прекращается.
Реорганизация юридического лица отличается от ликвидации тем, что в дальнейшем хозяйственные права и обязанности продолжают существовать, сохраняются имущественные комплексы, имущества или в укрупненном, или в сокращенном объеме.
Добровольно. Решение о реорганизации принимается или учредителями юрлица, или органом юридического лица, который уполномочен на это учредительной документацией.
Принудительно. Решение о реорганизации принимается судом либо уполномоченными государственными органами.
Существует несколько видов реорганизации юридических лиц:
- Слияние юридических лиц. Объединяются 2 либо большее количество юридических лиц в новую организацию, из-за чего их существование юридически прекращается. Переданы все обязательства и активы данных организаций будут новому юридическому лицу согласно передаточному акту.
- Присоединение. Присоединяемое юридическое лицо (либо несколько) свою деятельность полностью прекращает, с передачей обязательств и активов существующей компании. Статус изменен не будет, реорганизация предполагает согласие взять на себя обязательства компании, которая присоединяется – предполагает внесение в устав соответствующих изменений.
- Разделение. Существующая организация свою деятельность прекращает – вместо неё будут действовать новые юридические лица, разделенные из её состава. При этом новым организациям будут переданы обязательства и активы прежней компании согласно разделительному акту.
- Выделение. Организация не прекращает свою деятельность, а создается необходимое число обществ, которым передается часть активов и обязанностей общества, проходящего реорганизацию.
- Преобразование. Изменяется организационно-правовая форма юридического лица, при этом все его обязанности и права сохраняются.
Слияние означает прекращение деятельности двух и более юридических лиц с целью образования нового хозяйствующего субъекта.
При этом в обязательном порядке происходит регистрация вновь образованного юридического лица в государственных налоговых органах.
Слияние, как и присоединение, часто ассоциируется с поглощением. Но это неверно.
Отличительной чертой реорганизационной процедуры слияния является образование новой экономической единицы, чего не происходит в случаях поглощения.
Характеристика прав и обязанностей сторон слияния отображается, как и в других формах реорганизации, в передаточном акте и разделительном балансе.
Величины влияния во вновь организованном предприятия определяются величинами активов первоначальных предприятий.
Необходимая документация
Теперь необходимо зарегистрировать создание новой организации. Сделать это можно посредством сдачи в орган ФНС следующих документов:
- Заявление, которое имеет стандартную форму заполнения;
- Устав и иные учредительные документы преобразованной компании;
- Утвержденный передаточный акт, в котором отражена следующая информация: бухгалтерская отчетность; первичная документация; акт, подтверждающий проведение инвентаризации; и также сведения о задолженности, если таковые имеются;
- Запротоколированное совместное решение о преобразовании организации;
- Квитанция об уплате госпошлины;
- Бланк подтверждения передачи информации в Пенсионный Фонд;
- Документы, подтверждающие извещения кредиторов о начале реорганизации.