Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАСКО от угона: оформление и цена полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство страховых компаний определяет полную гибель автомобиля по КАСКО как ситуацию, при которой стоимость ремонта составляет более 70-80% от страховой суммы или стоимости ТС на момент оформления страховки. Для наступления такого случая не обязательно полное уничтожение автомобиля. Достаточно наличия таких повреждений, при которых дешевле купить новую машину, чем тратить деньги на ремонт.
Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО
Полная конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО (или «тотал») наступает вследствие получения транспортным средством такого объема механических повреждений, при котором ремонт нецелесообразен по экономическим соображениям.
В ОСАГО понятие полная гибель ввели еще на заре развития страхования в нашей стране.
И это не случайно, поскольку, в противном случае, все страховые компании несли бы значительные убытки и потери, а потерпевшие получали неосновательное обогащение.
Например, «тотал» для ТС наступил, но при этом по рынку ТС стоит не больше полумиллиона рублей, а его ремонта составляет на сто тысяч больше. И это при том, что годные остатки ТС (далее годники) остаются у собственника, и которые он может реализовать. Допустим, это железо продано за 50 тыс. руб., потерпевший в плюсе на 150 тыс. руб., ну а страховая компания естественно в минусе.
Полная конструктивная гибель автомобиля ОСАГО тотал
В соответствии нормативно-правовой лексикой, скорее всего это будет звучать как «экономическая целесообразность ремонта», хотя на самом деле суть этих понятий не совсем тождественна.
ОСАГО: вопросы и ответы В ДТП разбили задний бампер, машине семь лет, но бампер я меняла месяц назад, после того как он треснул при неудачной парковке, на какую сумму возмещения я могу рассчитывать? Если деталь была очевидно повреждена до ДТП и после аварии требует замены, скорее всего, она не будет оплачена. В исключительных случаях может быть оплачена деталь, но расходы по работам понесет автовладелец. Существенным преобразованиям система ОСАГО подверглась в 2014 году. В несколько раз были увеличены суммы выплат, будут разгружены суды в связи с введением обязательного досудебного урегулирования, уменьшены сроки рассмотрения выплатных дел. Изменения коснутся и цены полиса ОСАГО — она станет выше.
Кредитный автомобиль и его полная гибель
При покупке автомобиля в кредит банки выставляют обязательное условие — покупка полиса КАСКО. Это делается не только из прихоти кредитной организации. Посудите сами, при наступлении ДТП выплата по КАСКО кредитной машине причитается банку, ведь именно он является выгодоприобретателем. Банк забирает себе часть денег в счет погашения кредита, а остаток перечисляет водителю.
Возможно полученных финансов и недостаточно для первого взноса на такое же авто, но это намного лучше, чем остаться без средства передвижения и несколько лет выплачивать за него кредит.
Стоит отметить, что на практике возможна ситуация, когда банк просто забирает все деньги себе, а водитель остается ни с чем. Поэтому выгоднее перекрыть кредит и снять обременение с ТС, тогда вся выплата достанется автовладельцу и он сможет закрыть долг и остаться с деньгами. Кроме этого, в соответствии с договором абандона собственник ТС может получить всю сумму без учета износа. Только доказывать свое право в основном приходится в судебном порядке.
Как страховая компания признает конструктивную гибель
Согласно договору КАСКО, страховая компания обязуется полностью компенсировать ущерб, полученный в результате наступления страхового случая. Вначале страховая компания организует оценку стоимости восстановительного ремонта, для этого страховщик организует осмотр пострадавшего автомобиля экспертом, который просчитывает стоимость восстановительного ремонта. Разные страховые компании по-разному подходят к вопросу признания тотальной гибели, обычно, если стоимость восстановительного ремонта превышает 60% стоимости автомобиля – признают конструктивную гибель.
В некоторых случаях, о которых речь пойдет ниже, страховая может быть заинтересована в признании тотальной гибели. Если вы не хотите признавать автомобиль утраченным, у вас есть возможность оспорить решение и обратиться к независимым экспертам.
Варианты выплат по КАСКО при полной гибели машины
При конструктивной гибели ТС есть 2 основных варианта возмещения по КАСКО:
- После оценки повреждений автомобиля и признания тотала по КАСКО у вас остается поврежденная машина, а страховая компания выплачивает вам стоимость ущерба, вычитая из нее сумму за износ машины. Скажем, водитель застраховал свой автомобиль стоимостью 1 миллион рублей. Сумма ущерба была оценена в 750 000 рублей. Но авария произошла на 10 месяц страхования, поэтому из этой суммы вычитается еще 10% за износ автомобиля. Итого, выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля составит в этом случае 675 000 рублей. При этом у водителя остаются все годные остатки машины, которые он может продать.
- После оценки повреждений автомобиля и признания тотала машины по КАСКО вы передаете все годные остатки автомобиля страховщику (подписываете с ним договор абандона), а страховая компания обычно выплачивает полную сумму страхования за вычетом амортизации. То есть, в приведенном уже выше случае, возмещение по КАСКО при полной гибели автомобиля составило бы 900 000 рублей.
Какой из вариантов выгоднее — решать владельцу автомобиля, но, в любом случае, он вправе сделать этот выбор. Страховщики зачастую стремятся увеличить стоимость годных остатков при тотальной гибели автомобиля по КАСКО, поскольку тогда сумма ущерба, выплачиваемая автовладельцу при первом варианте, будет меньше. Поэтому чаще всего водителям выгоднее передавать остатки деталей машины страховым компаниям при полной гибели автомобиля по КАСКО, чтобы получить денежную выплату. Дополнительно к этому, есть и еще один огромный плюс в этом варианте: по закону при передаче права собственности на машину при договоре абандона страховой компании, она должна сделать страховую выплату в полном размере, без учета амортизации.
Большинство страховых компаний не идет на это добровольно, ссылаясь на то, что в договоре страхования прописан пункт о взыскании амортизации с суммы возмещения при тотале по КАСКО. Однако судебная практика по КАСКО при полной гибели машины показывает, что во многих случаях иски автовладельцев в таких делах, где страховая компания отказывается выплачивать полную стоимость авто, удовлетворяются в пользу истцов.
Правила выплаты компенсаций по ОСАГО
В соответствии с общими правилами, определяющими порядок выплаты страховой компенсации в случае полной гибели транспорта, сумма возмещения должна быть равна рыночной стоимости автомобиля за вычетом годных остатков на момент наступления страхового события. Никаких дополнительных удержаний законом не предусмотрено.
После установления конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО страховщик обязан выплатить возмещение в размере стоимости транспорта на дату ДТП, но в пределах максимальной суммы, установленной законодательством (в 2018 году — 400 тысяч рублей). Договор страхования теряет свою силу после установления факта тотальной гибели транспортного средства.
Возмещение разницы между стоимостью на восстановление автомобиля и выплаченной страховой компенсацией будет осуществлять лицо, виновное в случившемся ДТП. Если страховая компания заплатила 400 тысяч рублей (максимум), а стоимость ремонта 600 тысяч, пострадавшая сторона вправе требовать 200 тысяч на ремонтные работы.
Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО в редакции 2018 года повышает степень ответственности виновников аварий на дороге. Если лицо, виновное в ДТП, не выплачивает недостающую для восстановительного ремонта сумму пострадавшей стороне добровольно, вопрос решается в суде.
Как оспорить «тотал»?
Довольно часто решение страховщика о признании полной гибели машины вызывает у автовладельца негодование. Это неудивительно, особенно если после аварии машина осталась на ходу. К тому же нередко менеджеры страховой компании специально завышают стоимость ремонта, чтобы заполучить повреждённый автомобиль. Обычно в подобных аферах участвуют и работники СТОА.
Для полной уверенности в том, что стоимость ремонта была завышена, стоит обратиться к одному из официальных дилеров машины нужной марки. Желательно, чтобы такая СТОА не сотрудничала со страховой компанией, в которой оформлен полис. Специалисты дилерской сервисной станции определят стоимость работ в соответствии с технологией ремонта завода-изготовителя.
Также автовладелец может обратиться к независимому эксперту. Его заключение и мнение специалистов дилерской СТОА помогут объективно оценить обоснованность решения страховщика о признании конструктивной гибели машины. Если автовладелец уверен, что страховая компания пытается его обмануть, следует обращаться в суд.
Какие проблемы решают наши юристы?
У Вас возник вопрос? Не знаете сможем ли мы решить Вашу проблему? Убедитесь в квалификации наших специалистов на деле
Обязательно обращайтесь за консультацией. В ходе общения с нашим юристом или адвокатом, Вы получите ответы на все интересующие вопросы в рамках проблемы. В процессе консультации юрист расскажет о перспективах и путях решения Вашей проблемы.
Грамотно составляем претензии, жалобы в различные инстанции (в том числе судебные), исковые заявления, соглашения, договоры и прочие юридически значимые документы. Знайте, что составлять документы такого плана, должен практикующий профессионал, только так удастся избежать недоразумений в будущем.
Выступим в защиту прав клиента. Полноценное ведение дела, начиная с консультации, подготовки документов, ведения переговоров с противоположной стороной и заканчивая защитой прав в судебной инстанции. Здесь клиент сам выбирает, как будет работать наш специалист, это может быть ведение дела до получения положительного решения суда, или ведение дела до определенного этапа.
Если есть хоть самая малая надежда на решения спора без судебной волокиты, то мы обязательно воспользуемся такой возможностью. С нашей стороны полное сопровождение клиента, до подписания соглашения между сторонами. Подготовка документов и проведение переговоров, а так же нахождение компромисса, ложится на наши плечи.
С нашей стороны, тщательная подготовка к суду. Сбор необходимых документов, сбор доказательств. Написание искового заявления в соответствии с требованиями Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Подготовка стратегии решения вопроса, проработка всех возможных форс-мажорных ситуаций и пути выхода из них. Обязательно думаем над скрытием фактов, которые могут негативно повлиять на исход дела. По итогу получаем несколько возможных вариантов развития событий, тем самым всегда имеем козырь в рукаве.
Специалисты нашей компании, имеющие солидную практику в обжаловании решений судов любой инстанции, готовы встать на защиту Ваших прав. Если имело место, нарушение со стороны судьи, наши юристы и адвокаты готовы составить апелляционную, кассационную или надзорную жалобу на решение суда. Стоит сразу отметить, что утвердительный ответ, о возможности обжалования конкретного решения суда, принимается нашими специалистами, только после тщательного изучения материалов дела и понимания дальнейших возможностей. Скажу так, далеко не каждое решение суда, можно обжаловать и порой нет смысла тратить время, нервы и деньги. Но если клиент желанием об обжаловании решения преследует иные цели, то мы всегда идем на встречу и работаем в соответствии с поставленной задачей.
Тотальная гибель старого автомобиля
Полная, или тотальная гибель авто, по ОСАГО констатируется после установления суммарного объема повреждений. Признание факта осуществляется в том случае, когда затраты на ремонт достигают 65-80 % (и выше) от рыночной стоимости автомобиля.
Годные остатки — уцелевшие и пригодные к дальнейшей эксплуатации элементы конструкции машины (рабочие узлы, механизмы, конструкционные детали). Согласно универсальной методике расчета, при определении стоимости остатков исходными данными являются:
- стоимость модели авто в неповрежденном состоянии;
- срок эксплуатации на момент повреждения;
- объем полученных транспортом дефектов;
- расходы по работе с запчастями (демонтаж, хранение, подготовка к продаже);
- соотношение стоимости неповрежденных деталей к стоимости машины (в процентах).
Взаиморасчеты со страховыми фирмами часто порождают спорные ситуации, которые могут разрешаться только в судебных инстанциях. Таким образом, если страховая компания отказала в выплате возмещения при уроне ТС, владелец может взыскать компенсацию в судебном порядке.
Основанием для обращения в суд является необоснованный отказ в выплате компенсации за тотальную гибель имущества или несогласие с суммой начисленной премии. Также причинами подачи иска могут быть: нарушение сроков оплаты страховки, отказ принимать или передавать годные остатки ТС и другое.
Исковое заявление о возмещении тотала по ОСАГО содержит следующее:
- ФИО истца, ответчика и экспертного учреждения в качестве третьего лица;
- Краткое описание обстоятельств ДТП;
- Результаты независимой экспертизы;
- Факт нарушения прав страхователя (ссылка на законодательный акт);
- Изложение требований.
К иску необходимо приложить документ о проведенной экспертизе, письменный отказ страховщика о возмещении страховой премии, страховой договор, полис ОСАГО, справку о ДТП, а также удостоверение личности.
Споры со страховыми компаниями занимают удельный вес в числе общих гражданских дел судопроизводства. Как правило, приставы встают на сторону страховщиков. Тем не менее для успешного получения компенсации по ОСАГО рекомендуется пользоваться услугами профессионалов.
Как вернуть часть денег за полис ОСАГО после тотала?
Процедура совсем не сложная, поскольку в соответствии с п.1.13 правил ОСАГО при гибели ТС действие договора досрочно прекращается, при этом в соответствии с п.1.16 тех же правил страховщик возвращает часть премии за неистекший период. Датой прекращения считается следующий день после ДТП, в котором Ваша техника получила «тотальные» повреждения, при этом у страховой компании есть 14 дней с даты получения от Вас уведомления, чтобы вернуть Вам деньги.
Конечно, в идеале страховщик должен автоматически возвращать Вам часть денег за полис ОСАГО сразу, как только прекратил договор страхования по признаку «тоталь», но суть в том, что страховщики – это не самый лучший друг автовладельца, поэтому действие полиса они прекращают, а вот деньги возвращать не спешат.
Юридический отдел «Инвест Консалтинг» поможет вам в общении со страховыми компаниями, у нас работают опытные юристы.
Когда страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля?
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто. Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты. Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.
Как ск может злоупотреблять конструктивной гибелью автомобиля по КАСКО
Страховой компании выгодно объявление о полной гибели автомобиля, чем осуществление ремонта для его восстановления.
Стоимость ремонтных работ ей обходится дорого, поэтому его оплата не всегда экономична. Особенно при отсутствии третьего лица, с которого можно было бы взыскать денежные средства за производство ремонтных работ.
Страховая компания определяет факт конструктивной гибели, то есть «тотал» как способ минимизации выплаты, осуществляемой по страховому полису.
Однако страховые компании нередко злоупотребляют, применяя данную формулировку. К ним относятся:
- преднамеренное признание автомобиля не подлежащим к восстановлению;
- страховая компания имеет основание определять стоимость остатков непригодного к эксплуатации автомобиля в сторону их повышения, потому что из общей страховой суммы вычитаются средства, вырученные за их продажу.
Условия признания конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО
В настоящий момент по Закону Ваш автомобиль следует признавать тотальным, если стоимость ущерба (ремонта БЕЗ УЧЕТА износа ТС и его элементов) равна или превышает рыночную стоимость ТС на момент ДТП. Формула ремонт БЕЗ учета износа ≥ реальная стоимость ТС на момент ДТП.
Порядок и методология признания полной конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО определены в Единой Методике, утв. Банком России. (Далее ЕМ). Обращаем внимание, что ЕМ не имеет никакого отношения к правоотношениям, вытекающим из договоров добровольного страхования (КАСКО, ДАГО, ДГО, увеличение лимита ответственности по ОСАГО), кроме суброгации. Поэтому там совершенно другой порядок и методология расчетов, вот отдельная статья по «тоталам» КАСКО.
Конечно, такой вывод может сделать только специалист, являющийся экспертом-техником и подписавший экспертное заключение о величине причиненного ущерба. Однако, на практике мы часто сталкиваемся с некорректными расчетами экспертов страховых компаний при составлении подобных заключений. Собственно, поэтому к нам клиенты и обращаются, поскольку из-за сознательно «сляпанных на коленке» расчетов, они не дополучают от страховых компаний существенный размер возмещения.
На самом деле страховые компании играют на этом поле очень виртуозно, поскольку они сами решают, и с выгодой, в первую очередь, для себя, когда признавать «тотал», а когда нет.
Есть, конечно, определенные разумные рамки, при выходе за которые такая игра будет бессмысленной, поскольку машина действительно в «кашу» разбита и любой мало-мальски думающий человек, поймет, что там «тотал» без вариантов.
Как вести себя владельцу если его авто признали тотальным?
С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.
Что такое годные остатки?
Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.
Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.
К примеру на момент ДТП автомобиль оценили в 450000 рублей, годных остатков было на 120000 рублей вычитаем из 450000 (рыночная стоимость авто) 120000 годных остатков и получаем 320000 рублей выплат на руки. Это лишь пример!
Обратимся к пункту 18 статьи 12 «Закона об ОСАГО» где говорится, что в случае полной гибели имущества, подразумевается автомобиль, то выплаты происходят в размере рыночной стоимости авто на день ДТП за вычетом годных остатков. Полная гибель подразумевает случаи, когда ремонт ТС после ДТП не возможен или стоимость самого ремонта пострадавшего авто будет равна стоимости разбитого авто или буде превышать данную стоимость. Но на практике гибель признается когда ремонт обходится 70-80% от стоимости авто.