Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты ОСАГО по европротоколу: что важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Что делать после оформления европротокола
Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.
Вместе с извещением предоставьте следующие документы:
- Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
- Паспорт и водительское удостоверение.
- Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
- Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»
Использование цифровой версии облегчает водителям авто процесс заполнения бланка, а страховщикам – получения сведений. Сейчас используются камеры на телефоне, видеорегистраторы, GPS. Поэтому доказать факт и все особенности столкновения легко. Как заполнить Европротокол по ОСАГО через «Помощника»:
Возьмите смартфон и включите передачу данных или подключитесь к сети вай-фай.
- Войдите в личный кабинет в приложении.
- Укажите данные свои и второго водителя, информацию об авто.
- Покажите QR-код человеку для сканирования.
- Водитель ознакомится с информацией, проверит правильность личных данных.
- С помощью геолокации установите нынешнее местоположение автомобилей.
- На листе бумаги ручкой нарисуйте схему аварии с подписями улиц. Дайте машинам названия «А» и «В», согласно тому, кому принадлежат ТС и кто заполняет бланк.
- Сфотографируйте схему через приложение.
- Сделайте фотографии с места происшествия. Помощник будет подсказывать ракурсы, сколько снимков делать и каких. Не забудьте отдельно сфотографировать не только машины и общую картину, но и каждую поврежденную деталь.
- Начните заполнять все поля – место и дата происшествия, кто водители с указанием полных личных данных (ФИО, адрес, телефон и т.д.), свидетели, полная информация о транспортных средствах, кто собственники и непосредственно водители ТС, кто страховщик, место первого удара, полный перечень повреждений, обстоятельства аварии, примечания и подписи.
- Если информации для определенных граф нет, поставьте прочерки.
- Сфотографируйте бумажный заполненный бланк.
- Подпишите его и предложите сделать тоже второму водителю. Для этого предусмотрена кнопка «Подписать». Второй человек подписывает бланк виртуально со своего смартфона.
- Получите уведомление о принятии извещения вместе с номером. Его в течение пяти дней сообщите страховой компании.
- Желательно обменяться контактами со второй стороной, чтобы связаться в случае возникновения трудностей с получением выплат. Это поможет, если ОСАГО по Европротоколу сумма не устроит людей.
Как действует европротокол при ДТП в 2023 году
На самом деле схема регистрации аварии по Европротоколу очень простая и занимает по времени не более 20 минут.
Все что вам предстоит сделать, это:
- Определить сумму полученного ущерба. Для этого обе стороны обязаны решить, кто является потерпевшей стороной.
- Составить извещение, согласно всем требованиям.
- В течение 5 рабочих дней посетить офис страховщика и написать заявление о страховом событии.
- Предоставить поврежденное авто уполномоченному сотруднику, для проведения визуального осмотра, с целью установления полученных повреждений.
- Получить компенсацию или направление на станцию.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Роль аварийного комиссара
В 2022 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2022 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2022 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.
Штраф за неоформление извещения
В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превышает установленный максимум выплат по Европротоколу?
Здесь не обрадую, в таком случае, доплат с виновника требовать так же незаконно и суд в таких вопросах не встает на сторону потерпевшего.
Конституционный Суд РФ, дал четко понять, что если страховая выплатила максимальную сумму по Европротоколу, то, во-первых, страховая исполнила свои обязательства в полном объеме, а во-вторых, потерпевший не вправе взыскать с виновника ДТП, сумму превышающую лимит выплат по протоколу, потому как протокол, это соглашение и его подписание, говорит о том, что стороны согласны с условиями соглашения, будут и обязаны их исполнять.
Логика простая, если добровольно согласился, то далее будьте добры выполнять условия соглашения, фарш назад не провернешь.
С чего я взял, что Европротокол, это соглашение?
Вот с чего.
На основании пункта 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58, если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Я выделил важный момент. Как видите заполненное и подписанное сторонами извещение о ДТП, это соглашение.
Но изложенной мной информации недостаточно, для полного доказательства, поэтому я буду ссылаться на положения Конституционного Суда РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 февраля 2018 г. N 117-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КАЛИНОВСКОЙ АНАСТАСИИ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 15, ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 1064 И СТАТЬЕЙ 1072 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Вот основной вывод Конституционного Суда РФ, по данному вопросу.
Оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов о дорожно-транспортном происшествии. Соответственно, потерпевший, осуществляющий свои гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации), заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий, к причинителю вреда.
В данном положении говорится о том, что, если ДТП было оформлено на основании статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», путем заполнения извещения о ДТП и предъявления его страховой компании, и страховая компания исполнила свои обязательства в полном объеме, путем выплаты потерпевшему максимально возможной суммы по Европротоколу, то потерпевший не может предъявлять дополнительные требования о выплате суммы страхового возмещения, сверх лимита максимальной суммы по Европротоколу, если ущерб превышает размер максимальной выплаты.
То есть, если ДТП оформили по протоколу, и на момент оформления не знали, что сумма ущерба будет 150000 рублей, то есть выше лимита, то при получении максимальной выплаты в 100000 рублей, потерпевший не имеет права требовать 50000 рублей, которые ему не хватает на ремонт, ни со страховой, ни с виновника ДТП.
Ниже приведу несколько решений по данному вопросу, Вы их можете найти по названию на сайте судакт.
Решение № 2-1934/2019 2-1934/2019~М-1713/2019 М-1713/2019 от 27 ноября 2019 г. по делу № 2-1934/2019 (Сысертский районный суд, Свердловская область). В нем рассмотрена ситуация, когда истец, хотел взыскать с причинителя вреда, сумму ущерба, превышающую максимальный порог выплат, при оформлении ДТП, путем заполнения извещения.
Ущерб превысил лимит в 100 тысяч: можно ли оспорить сам европротокол?
Оспорить его крайне сложно. Исходя из судебной практики, законной признается выплата по извещению в пределах установленных рамок в 100000 рублей.
Существует единственный вариант, как получить сверх лимита в 100 тысяч – ДТП регистрируется в пределах региона, где действует безлимитный европротокол. Подобные дорожные происшествия должны быть, кроме бумажных извещений с каждой стороны, оформлены через систему фото и видеорегистрации ГЛОНАСС либо приложение ДТП.Европротокол.
Более подробно об алгоритме передачи данных о ДТП в страховую по ГЛОНАСС рассказывается в постановлении Правительства РФ №1002 от 1 октября 2014 года.
А вот когда речь идет об ущербе, причиненному здоровью и жизни пострадавшей в результате аварии стороны, можно попытаться оспорить европротокол. Тут стоит понимать, что данное правило распространяется исключительно на ДТП, оформленные с помощью извещения без участия сотрудников ГИБДД, когда ущерб здоровью и жизни был выявлен уже после подачи заявление на возмещения убытков по авто.
Чаще всего требования о взыскании дополнительных расходов направляются виновнику аварии, который далеко не всегда соглашается возмещать ущерб на добровольной основе. В таком случае возможно попытаться решить вопрос через суд.
В Госдуме предлагают снять лимиты с выплат по европротоколу при ОСАГО
В Госдуме предлагают снять лимиты с выплат по европротоколу при ОСАГО, что будет способствовать увеличению числа оформлений ДТП по европротоколу, сообщается в пресс-релизе, распространенном пресс-службой фракции «Единая Россия».
В пресс-релизе отмечается, что с 1 июня 2018 года вступает в силу первая часть поправок в закон об ОСАГО, касающаяся европротокола. Лимит выплат по нему, то есть максимальная сумма, на которую сможет рассчитывать пострадавший в аварии при оформлении ДТП без ГИБДД, увеличивается вдвое — до 100 тысяч рублей. Европротокол можно будет оформить даже при наличии разногласий у водителей в части виновности происшествия. Но для того, чтобы оформить аварию без вызова ГИБДД потребуется наличие в машине спутниковых систем ГЛОНАСС или специального мобильного приложения.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, единоросс Вячеслав Лысаков считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО, так как это психологически сдерживает автомобилистов самостоятельно оформлять европротокол, сообщается в пресс-релизе.
Депутат, комментируя вступающие в силу изменения, напоминает, что изначально ОСАГО задумывалось как социальный проект, который должен был стимулировать водителей на законопослушное поведение. Это так называемая система бонус-малус, когда аккуратным водителям стоимость полиса снижается, а нарушителям повышается, напоминает он.
Однако российские страховые компании восприняли ОСАГО только как коммерческий проект, и сегодня их задача заключается в том, чтобы собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше, полагает Лысаков. «Ни о какой справедливости речи нет. Страховые компании в настоящее время требуют самостоятельно устанавливать цены на полисы ОСАГО, создавая тем самым социальную напряженность в стране», — уверен он.
В этом депутат видит основную проблему: «Средние выплаты по ОСАГО в России совсем недавно были 27 тысяч рублей. Сегодня порядка 64 тысяч. В связи с этим возникает логичный вопрос: зачем вообще устанавливать лимит выплат и ограничивать его 100 тысячами?». При этом он напомнил, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует пилотный проект – в этих регионах лимит уже сегодня установлен в размере 400 тысяч рублей
Среди водителей мало найдется специалистов, способных оценить, например, стоимость разбитой фары или бампера, то есть самостоятельно установить ущерб от аварии. Поэтому лимит психологически сдерживает автомобилистов оформлять европротокол, толкает их вызывать сотрудников ГИБДД, создавая тем самым многокилометровые пробки. К сожалению, РСА не поддерживает наше предложение по снятию лимитов. Это в свою очередь приводит к тому, что сегодня европротоколом пользуется очень ограниченная часть водителей», — подчеркнул первый зампред думского комитета.
Лысаков считает, что сотрудникам ГИБДД нужно директивно запретить выезжать на страховые случаи, если там нет жертв или тяжких телесных повреждений. «При небольших ДТП отношения водителей находятся в гражданско-правовой плоскости – между ними и страховыми компаниями, Поэтому государство в лице ГАИ к этому не должно иметь никакого отношения», — считает он.
Европротокол представляет собой специальный бланк. Его выдают в страховой компании, когда автовладелец оформляет полис. Он позволяет оформить произошедшее ДТП без привлечения представителей ГИБДД, что значительно упрощает всю процедуру. Заполняют Европротокол самостоятельно, указывая основные сведения, касающиеся аварии. С ним потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, где проведут свою оценку и назначат размер компенсации.
Впервые такая возможность появилась в России в 2009 году. Бланк назывался извещением о ДТП и юридически имел статус официального документа. Смыслом его применения было упрощение оформления аварий, снижение риска для других участников дорожного движения и сокращение пробок.
Опционы нанесли ущерб. Практик понес убытки из-за бурного роста доллара
730
Александр Пирожков
Правда, есть еще одна проблема, сдерживающая популярность европротокола: после повышения тарифов ОСАГО в 2015 году доля автовладельцев с фальшивым полисом ОСАГО или без полиса ежегодно увеличивается. Если у виновника ДТП полиса нет, то это проблема в любом случае, хоть с ГИБДД, хоть без. Но есть вероятность, что приехавший на оформление ДТП сотрудник полиции с ходу обнаружит подделку. Вероятность обнаружить подделку самим пострадавшим в ДТП существенно меньше.
Как считает автоэксперт Сергей Смирнов, увеличение лимита выплаты по европротоколу если и увеличит число водителей, оформляющих ДТП самостоятельно, то ненамного. «Дело в том, что к оформлению по европротоколу прибегают лишь при несложных авариях. А это, как правило, ДТП с мелкими повреждениями. 50 тыс. рублей — в принципе достаточная сумма, — поясняет он. — Конечно, увеличение лимита до 100 тыс. позволит пострадавшим чувствовать себя увереннее в момент принятия решения о самостоятельном оформлении аварии. При этом я уверен, что большинство выплат по европротоколу останется в пределах прежнего лимита. А вот страховые мошенники явно активизируются: 100 тыс. — та сумма, которая может быть интересна криминалу».
Возмещение вреда по автогражданке
С 21.07.2014 в очередной раз изменился лимит возмещения по ОСАГО. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 2002 года № 40 предельные выплаты составляют:
- 400 000 руб. – при покрытии ущерба, причиненного имуществу;
- 500 000 руб. – при возмещении вреда, нанесенного жизни и здоровью.
Данные суммы являются предельными, то есть пострадавший не может претендовать на большую сумму вне зависимости от объема полученного ущерба.
Предусматриваются следующие варианты возмещения:
- в натуральной форме (ремонт авто);
- в денежной форме.
Собственник легкового автомобиля имеет право выбирать вариант покрытия ущерба. Денежная компенсация выплачивается в следующих ситуациях:
- при тотальной гибели автомобиля;
- пострадавший имеет инвалидность и подал соответствующее заявление;
- стоимость ремонта больше, чем страховая премия, а гражданин отказывается делать доплату;
- пострадавший умер;
- потерпевший получил вред здоровью средней и высокой степени тяжести;
- по заявлению страхователя;
- по соглашению между компанией и гражданином.
Для определения объема ущерба проводится независимая экспертиза. Сумма устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 2014 года № 432-П.