Налоговая политика предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая политика предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

Структура учётной политики

Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:

  • организационно-документальный;
  • методология ведения бухгалтерского учёта;
  • методология ведения налогового учёта.

Когда и как нужно изменить налоговую политику в течение года?

Чтобы понять, в каких случаях можно и нужно внести изменения в принятую на год учетную политику по налогам, рассмотрим таблицу ниже.

ситуация что внести в налоговую учетную политику
компания стала вести принципиально новые виды деятельности дополнение
изменилось в рамках текущего года законодательство, влекущее за собой обязанность компаний прописать в НУП метод учета активов или обязательств, для которых ранее в законодательстве был прописан единый вариант учета или его не было совсем дополнение
среди года был введен новый налог и/или сбор, по которому предусмотрены варианты выбора учета для налогоплательщиков дополнение

Как видно из данной таблицы, в середине года возможно только внести дополнение в НУП предприятия по веским основаниям. А изменения в нее любая компания вправе предусмотреть при разработке способа налогового учета со следующего года путем издания нового приказа.

Элементы налоговой политики для организаций

Подробнее, что и как должно быть отражено в налоговой политике компаний на ОСНО, показано в таблице ниже.

Элемент налоговой политики Возможные варианты
какими силами ведется налоговый учет
  • бухгалтерией компании;
  • сторонней организацией
налоговые регистры
  • ведутся на основе регистров бухучета, а при их несовпадении составляется справка либо они дополняются с впомогательными реквизитами;
  • разрабатываются специально для учета налогов
налог на прибыль 1) отчетный период;

2) метод учета доходов и расходов;

3) способ учета МПЗ;

4) перечень прямых расходов;

5) порядок списания прямых расходов;

6) порядок распределения прямых расходов на остатки ГП и НЗП;

7) способ оценки покупных товаров;

8) создавать или нет резервы:

· на отпуска;

· на ремонт ОС;

· по сомнительным долгам и другие;

9) варианты начисления амортизации по амортизируемому имуществу

10) применяется или нет амортизационная премия и т.д.

НДС 1) способ раздельного учета по облагаемым и не облагаемым НДС операциям и форма регистра для учета;

2) правило 5% и форма регистра для учета;

3) порядок нумерации выставляемых счетов-фактур, в том числе по обособленным подразделениям

НДФЛ разработка регистра налогового учета НДФЛ

К тому, что прописать, а что нет в учетной политике организациям нужно отнестись со всей серьезностью. Ведь отсутствие четкого порядка в учете по налогам может привести к налоговым спорам, а также штрафам за нарушение правил учета организации.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Читайте также:  Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Виды налогового планирования

Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:

  1. Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
  2. Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
  3. Прогноз налоговых обязательств предприятия.
  4. Составление графика исполнения обязательств компании.
  5. Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
  6. Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.

Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:

  • Мониторинг нормативно-правовых актов.
  • Прогнозы налоговых обязательств компании.
  • Последствия запланированных сделок.
  • Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.

Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:

  • Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
  • Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
  • Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
  • Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Структура учетной политики

Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:

  • Для бухгалтерского учета
  • Для налогового учета

Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:

  • технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
  • методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
  • методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)

Учетная политика для целей налогового учета: как составить

Учетная политика устанавливается на год. Фактически для применения в последующие годы документ дополняют или изменяют.

В течение года налоговая политика может быть изменена только в случае законодательных нововведений или при начале нового вида деятельности. Если же субъект хочет сменить способы учета вне таких обстоятельств, ему придется ждать следующий календарный год: по своему усмотрению вносить коррективы в учетную политику разрешено только с 1 января очередного года.

Главное, что следует учесть при разработке учетной налоговой политики, – прописанные в ней методы учета должны однозначно определять выбор плательщика по тем вопросам, в которых законодатель разрешает проявить самостоятельность.

Фактически переписывать НК РФ не требуется, достаточно описать ключевые положения. Но при желании допустимо изложить политику подробно, но так, чтобы не было противоречий с Налоговым кодексом.

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Читайте также:  Как отправить налоговую декларацию через личный кабинет налогоплательщика

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Учетная политика для целей налогового учета: нюансы

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).

О том, что составляет основу учетной политики по МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО – основные положения».

Учетная политика организации (ООО): пример-2021

Учетная политика организации (ООО) – пример 2021 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

Читайте также:  Прекращение жилищных отношений

Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Создание учетной политики в организации

В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).

Что входит в учетную политику:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Правила документооборота

Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.

Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.

Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.

Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).

В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *