Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая политика предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
Структура учётной политики
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Когда и как нужно изменить налоговую политику в течение года?
Чтобы понять, в каких случаях можно и нужно внести изменения в принятую на год учетную политику по налогам, рассмотрим таблицу ниже.
ситуация | что внести в налоговую учетную политику |
компания стала вести принципиально новые виды деятельности | дополнение |
изменилось в рамках текущего года законодательство, влекущее за собой обязанность компаний прописать в НУП метод учета активов или обязательств, для которых ранее в законодательстве был прописан единый вариант учета или его не было совсем | дополнение |
среди года был введен новый налог и/или сбор, по которому предусмотрены варианты выбора учета для налогоплательщиков | дополнение |
Как видно из данной таблицы, в середине года возможно только внести дополнение в НУП предприятия по веским основаниям. А изменения в нее любая компания вправе предусмотреть при разработке способа налогового учета со следующего года путем издания нового приказа.
Элементы налоговой политики для организаций
Подробнее, что и как должно быть отражено в налоговой политике компаний на ОСНО, показано в таблице ниже.
Элемент налоговой политики | Возможные варианты |
какими силами ведется налоговый учет |
|
налоговые регистры |
|
налог на прибыль | 1) отчетный период;
2) метод учета доходов и расходов; 3) способ учета МПЗ; 4) перечень прямых расходов; 5) порядок списания прямых расходов; 6) порядок распределения прямых расходов на остатки ГП и НЗП; 7) способ оценки покупных товаров; 8) создавать или нет резервы: · на отпуска; · на ремонт ОС; · по сомнительным долгам и другие; 9) варианты начисления амортизации по амортизируемому имуществу 10) применяется или нет амортизационная премия и т.д. |
НДС | 1) способ раздельного учета по облагаемым и не облагаемым НДС операциям и форма регистра для учета;
2) правило 5% и форма регистра для учета; 3) порядок нумерации выставляемых счетов-фактур, в том числе по обособленным подразделениям |
НДФЛ | разработка регистра налогового учета НДФЛ |
К тому, что прописать, а что нет в учетной политике организациям нужно отнестись со всей серьезностью. Ведь отсутствие четкого порядка в учете по налогам может привести к налоговым спорам, а также штрафам за нарушение правил учета организации.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Виды налогового планирования
Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:
- Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
- Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
- Прогноз налоговых обязательств предприятия.
- Составление графика исполнения обязательств компании.
- Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
- Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.
Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:
- Мониторинг нормативно-правовых актов.
- Прогнозы налоговых обязательств компании.
- Последствия запланированных сделок.
- Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.
Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:
- Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
- Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
- Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
- Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Структура учетной политики
Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:
- Для бухгалтерского учета
- Для налогового учета
Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:
- технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
- методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
- методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)
Учетная политика для целей налогового учета: как составить
Учетная политика устанавливается на год. Фактически для применения в последующие годы документ дополняют или изменяют.
В течение года налоговая политика может быть изменена только в случае законодательных нововведений или при начале нового вида деятельности. Если же субъект хочет сменить способы учета вне таких обстоятельств, ему придется ждать следующий календарный год: по своему усмотрению вносить коррективы в учетную политику разрешено только с 1 января очередного года.
Главное, что следует учесть при разработке учетной налоговой политики, – прописанные в ней методы учета должны однозначно определять выбор плательщика по тем вопросам, в которых законодатель разрешает проявить самостоятельность.
Фактически переписывать НК РФ не требуется, достаточно описать ключевые положения. Но при желании допустимо изложить политику подробно, но так, чтобы не было противоречий с Налоговым кодексом.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
- изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
- изменение налоговой ставки;
- изменение трансфертных выплат
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
- контроль за процентом подоходного налога;
- косвенные налоги;
- трансфертные пособия
Базовая структура налоговой политики
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:
- Общий блок.
- Правила формирования и оптимизации налоговой базы.
В общей части указываются сведения о:
- лицах, ответственных за ведение учета;
- принципах учета в сфере налогов;
- установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).
Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:
- правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
- прогнозный налоговый бюджет;
- составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
- принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
- анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
- пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
- описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
- анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
- перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.
Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.
Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.
Учетная политика для целей налогового учета: нюансы
Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на иных нормативных документах (главный из них — НК РФ). Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.
ВАЖНО! За отсутствие политики по учету или ее положений, требующих самостоятельного выбора или установления, контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или приведет к дисквалификации).
О том, что составляет основу учетной политики по МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО – основные положения».
Учетная политика организации (ООО): пример-2021
Учетная политика организации (ООО) – пример 2021 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.
Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Правила документооборота
Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.
Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.
Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.
Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).
В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.