Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
а) заявление о назначении опекуном;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
и) автобиография.
Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.
Место жительства гражданина – важный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 ГК). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства – это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).
Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.
Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:
– переселенцы – это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.
– вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.
– беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.
Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.
Актами гражданского состоянияпризнаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий (т. е. не подлежащий расширению) перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, так как с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе. В частности, с рождением связано возникновение гражданской правоспособности. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги, на основании которых гражданам выдаются соответствующие свидетельства. Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей. По истечении указанного срока актовые книги передаются в государственные архивы.
По заявлению заинтересованных лиц, решению суда, решению административных органов и в иных случаях в записи актов гражданского состояния могут быть внесены изменения или исправления. Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производится органом ЗАГС на основании решения суда.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, перечисленными в ст. 12 ГК, для некоторых видов нематериальных благ гражданское законодательство предусматривает и специальные способы их защиты. Так, специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК), для защиты права на имя (ст. 19 ГК), защиты интеллектуальной собственности (часть четвертая ГК) и др. При этом следует иметь в виду, что зачастую для защиты нематериальных благ используются как общие, так и специальные способы защиты, поскольку субъект права может выбрать один или одновременно использовать несколько способов защиты.
Как правило, способы защиты нематериальных гражданских прав в различных своих комбинациях направлены на охрану имущественной сферы, неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ управомоченного лица. В отличие от защиты имущественных прав, которые могут осуществляться всеми способами, указанными в законе, защита личных неимущественных прав имеет свою специфику. Согласно п. 2 ст. 150 ГК нематериальные блага защищаются настоящим Кодексом и другими законами в предусмотренных ими случаях и порядке, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Достаточно распространенными способами защиты нематериальных благ выступают следующие общие способы:
– признание права (например, признание за гражданином права на созданное им изобретение);
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, опровержение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, тем же способом, которым они были распространены);
– пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет опубликования произведения, содержащего подробности личной жизни гражданина без согласия последнего);
– возмещение убытков (например, при защите чести, достоинства или деловой репутации лица);
– компенсация морального вреда. При этом согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При определении размеров компенсации такого вреда, суд наряду с обстоятельствами, имеющими значение для дела, принимает во внимание степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий.
Порядок установления опеки и попечительства
Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:
- ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
- справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
- письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
- справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
- медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
- свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
- письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
- письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
- характеристика с места работы/учебы;
- автобиография.
Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.
Опека, попечительство и патронаж
Институт опеки и попечительства позволяет восполнить дееспособность граждан полностью или частично не обладающих дееспособностью, но при этом нуждающихся в защите своих прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. При этом опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 Гражданского кодекса). Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами. Для диагностики лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении (п. 1, 2 ст. 10, ст. 14 Федерального закона от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Судебно-психиатрическая экспертиза производится в порядке, установленном УПК, ГПК, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Сделки от имени гражданина, признанного судом недееспособным, совершает его опекун, однако при отпадении оснований для признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда установленная над ним опека отменяется. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 Гражданского кодекса). В отличие от опекуна, попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но путем своего одобрения осуществляет контроль за сделками, которые последний не вправе совершать самостоятельно. Также попечитель оказывает содействие подопечному в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей и охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При этом попечитель не является законным представителем подопечного.
Комментарии к статье 41 ГК РФ
- Актуальная редакция статьи 41 ГК РФ устанавливает: патронаж не является формой опеки или попечительства.
- Гражданин, нуждающийся в помощнике, может самостоятельно защищать свои юридические права, исполнять обязанности. Помощник не вправе воздействовать на его волю. При обнаружении у патронируемого психических заболеваний, ограничивающих возможность понимать и руководить своими действиями, возбуждается судебное дело о признание лица недееспособным. В соответствии с федеральным законодательством, для данной категории назначается опекун или попечитель.
- Помощник правомочен совершать юридические действия от лица подопечного согласно его воле. Действия закрепляются договорами поручения и управления имуществом.
- Помощник не имеет право на имущественную выгоду, кроме оплаты, указанной в договоре о патронаже.
- Помощник не имеет права брать обязательства законного представителя патронируемого.
- В судебном и исполнительном производстве, так же, как и в уголовном процессе, гражданин, находящийся под патронажем, участвует самостоятельно. Помощник может организовать перевозку лица к месту судебного разбирательства.
- Патронаж не является формой социального обслуживания. Законодательство не относит к обязанностям помощника организацию питания, оказание медицинских и бытовых услуг.
- Для назначения патронажной помощи требуется добровольное заявление нуждающегося гражданина и согласие выбранного помощника.
- Участие органов опеки при составлении и заключении договора о патронаже законодательством не регулируется.
- Работник, предоставляющий социальные услуги, не вправе стать помощником.
- Органы опеки и попечительства имеют право прекратить патронаж только при выявлении грубых нарушений в деятельности помощника.
Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.
Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.
Попечительство могут установить:
- лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
- лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
- лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.
Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?
В широком смысле все это — синонимы. Под ними большинство людей понимают заботу о ком-либо, о его здоровье и благополучии. Однако с точки зрения законодательства РФ у этих терминов есть различия. Понятие дееспособности
Для того, чтобы человек в полной мере пользовался своими правами и взаимодействовал с социумом, он должен быть дееспособным.
Дееспособность — это осознание человеком прав и обязанностей, закрепленных за ним законом, способность исполнять их и брать на себя ответственность за последствия. То есть это осознанные действия человека в обществе. Дееспособный гражданин сам себя обслуживает, лично распоряжается доходами и совершает любые сделки в отношении своего имущества.
Всех совершеннолетних граждан РФ считают дееспособными, если судом не признано обратное. С ограничением дееспособности сталкиваются те, кто не может самостоятельно отстаивать свои права в силу возраста или состояния здоровья.
По объему дееспособности граждан России относят к одной из категорий:
- полностью дееспособные лица старше 18 лет;
- частично дееспособные лица, ответственные за ряд своих действий и распоряжающиеся некоторыми правами;
- ограниченно дееспособные лица по решению суда;
- недееспособные лица, не осознающие значения собственных действий.
Патронаж устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином в том случае, если он по состоянию своего здоровья не может в полной мере осуществлять свои права и обязанности.
Такому гражданину соответствующими органами может быть назначен помощник. Помощник назначается в добровольном порядке, т.е. с согласия самого помощника, а также с согласия гражданина, над которым устанавливается патронаж.
Все действия помощника в рамках патронажа будут совершаться в соответствии с заключенным между ним и гражданином договором поручения либо договором доверительного управления имуществом. По истечении срока действия такого договора, патронаж прекращается.
Органы опеки и попечительства обязаны контролировать все действия помощника, совершаемые им в интересах гражданина, над которым установлен патронаж.
Разница Между Опекой И Патронажем
Попечительство
устанавливается над лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители не совершают сделок вместо подопечного, но осуществляют контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. При этом согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сама сделка требует письменной формы. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблении со стороны третьих лиц. попечитель не является законным представителем подопечного.
Опека
устанавливается над лишёнными родительского попечения малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). Опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Полная опека или патронаж, помогите разобраться
Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам. К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это: — медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности; — медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа; — трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы). Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность. При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и нуждается в установлении патронажа. С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина об установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
Рекомендуем прочесть: Уменьшается Ли Сумма Страхования Жизни При Досрочном Погашении Кредита
Как оформить опеку и попечительство над ребенком?
Опекуном может стать любой дееспособный гражданин, при условии что ребенок не достиг 14 летнего возраста. По истечении этого времени возможно установить попечительство над несовершеннолетним, однако права взрослого строго ограничиваются.
Права опекуна и попечителя:
- опекун вправе совершать любые юридические сделки от имени ребенка (требуется также согласие органов опеки и попечительства)
- попечитель не может подписывать документы без согласия подопечного. Исключение составляют случаи признания ребенка недееспособным в судебном порядке.
Для того, чтобы оформить опекунство или попечительство над несовершеннолетним требуется заручиться согласием биологических родителей, после чего кандидат должен пройти специальную подготовку. Заявление на установление опеки (попечительства) подается в уполномоченный орган по месту нахождения госучреждения, в котором находится ребенок или по месту регистрации. В пакет основных документов для установления опеки входит автобиография. На бумаге требуется указать полную и достоверную информацию о всех местах работы, о жизненных приоритетах кандидата, о состоянии здоровья, а также о жилье, где будет проживать ребенок.
После оформления заявки и передачи всех необходимых документов, в течение 3 дней, на место проживания опекуна выезжает специальная комиссия. Сотрудники органа опеки и попечительства проверяют квартиру на наличие условий для проживания:
- проведенные коммуникации (газ, вода, свет, отопление);
- соответствие жилья квадратной площади, которая, по нормативу, предусмотрена на 1 человека (18 кв.м);
- наличие ремонта и отдельной комнаты.
По результатам комиссии, в течение 10 дней выдается разрешение на опеку и попечительство в отношении несовершеннолетнего ребенка. Постановление действительно в течение 2 лет, после чего процедуру потребуется повторить.
Опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Исключение составляют случаи, если физическое здоровье ребенка требует постоянного ухода.