со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону в беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону в беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома… Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы везде и всегда берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах, например в США, существует закон, который запрещает оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. А беспечным родителям грозят серьезные неприятности. В нашей стране родители также могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону в беларуси

Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.

К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут десятки детей.

Если задуматься о первопричинах подобных происшествий, становится понятно, что многих трагедий, одна из которых произошла в деревне Великая Кракотка Слонимского района, удалось бы избежать…

В то роковое утро 7-летняя Наташа, 5-летняя Танюша и 3-летний Вадим остались одни дома. Отец ушел на работу, а мать, покормив малышей и закрыв дверь снаружи на замок, отлучилась в город по делам. Проходящая мимо дома женщина, увидела клубы дыма, пробивающиеся из-под кровли и сразу вызвала на помощь спасателей и соседей. Узнав о беде, дедушка малышей, проживающий поблизости, бросился в задымленное здание и на руках вынес троих малышей. Казалось, они просто спят… Огонь не успел коснуться их маленьких хрупких тел, малыши задохнулись в дыму. Спасатели и медики проводили реанимационные действия, но, к сожалению, вернуть ребятишек к жизни не удалось. Работники МЧС, проводившие дознание, установили, что проводка и электроприборы в доме были исправны. Причиной загорания послужила детская шалость с огнем.

Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.

Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.

Что необходимо делать ребенку, если он почувствовал запах газа? Немедленно сообщить об этом взрослым. Звонить по телефону надо от соседей, так как и в телефонном аппарате может проскочить малейшая искра. Открыть окна, чтобы помещение проветрилось. Не зажигать огонь и не трогать электроприборы, в том числе выключатели света. Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет взрослых.

Электричество. В каждом современном доме большое количество электроприборов, проводов, розеток. Необходимо объяснить ребенку, что электричество не любит контакта с человеком, а также с металлическими предметами и водой. Главное правило для взрослых: не оставляйте электроприборы включенными, особенно если ребенок остается один дома. Простая привычка выключать приборы из розеток поможет избежать неприятностей.

С чем нельзя играть: спички и зажигалки, розетки, электроприборы (утюг, чайник), газовая плита, бензин и другие жидкости, которые легко воспламеняются.

Итак, подведем итог. Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая. Если уж взять ребенка с собой не представляется возможным, а оставить его не с кем, то предварительно следует предусмотреть все неблагоприятные сценарии. В первую очередь необходимо спрятать спички и другие зажигательные предметы в надежное место, выключить все электроприборы, ну и, конечно же, поговорить с малышом и рассказать ему о правилах поведения, когда рядом нет взрослых. Ведь зачастую чиркнуть спичкой о коробок под силу даже самому маленькому ребенку, а вот сообразить, что от разгорающегося огонька нужно убегать и звать на помощь взрослых, он не в состоянии.

Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить…?»

Специалист группы пропаганды и обучения Советского РОЧС г. Минска Быченок Т.А.

«Некоторых и в 17 страшно одних оставлять»

Ольга Чемоданова, пресс-секретарь МВД Беларуси:

— Законодательно у нас нигде не прописано, в каком возрасте ребёнок может оставаться один дома. Вся ответственность за него лежит на родителях, и они должны быть полностью уверены в своем ребёнке: в том, что он будет следовать рекомендациям.

Каникулы — хорошее время для того, чтобы попробовать дать ребёнку чуть больше самостоятельности, дать проявить себя. Ежеминутно контролировать его неправильно. Но важно подготовить ребёнка к тому, чтобы оставлять одного, проговорить и проиграть возможные опасные ситуации, дать советы, что делать в том или ином случае.

А что касается возраста — цифра здесь не так важна. Некоторых и в 17 лет страшно дома оставлять, а иногда и младшие школьники хорошо справляются.

Кстати, на сайте МВД есть немало информации относительно детей, которую я бы рекомендовала изучить родителям — особенно тем, кто оставляет детей одних дома. Там есть советы для родителей, советы для детей и много другой полезной информации.

В чем заключается опасность для ребенка.

То, с какого возраста можно оставлять ребенка дома, зависит от развития малыша.

Если законодательно этот вопрос не регулируется на федеральном уровне, то психологи советуют обращать внимание на психическое развитие и эмоциональную зрелость несовершеннолетнего.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что оставлять ребенка без присмотра до 7 лет нельзя.

Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении.

Оставлять малолетнего ребенка одного дома не рекомендуется, даже если родители полностью уверены в нем и его поведении и отлучаются ненадолго.

Ребенок один дома. Оставить – не оставить…

В то роковое утро 7-летняя Наташа, 5-летняя Танюша и 3-летний Вадим остались одни дома. Отец ушел на работу, а мать, покормив малышей и закрыв дверь снаружи на замок, отлучилась в город по делам. Проходящая мимо дома женщина, увидела клубы дыма, пробивающиеся из-под кровли и сразу вызвала на помощь спасателей и соседей.

Находившийся один дома ребенок проснулся, подошел к открытому окну и выпал с пятого этажа. В результате полученных травм ребенок скончался в больнице, а мать была осуждена на три года лишения свободы.

Виновным грозит наказание за причинение смерти по неосторожности с лишением свободы сроком до двух лет», – сказал Балакин.В качестве примера он привел случай в Хабаровском крае, когда мать оставила спящего ребенка в квартире на пятом этаже, не закрыв при этом окно, и ушла ненадолго из дома. Находившийся один дома ребенок проснулся, подошел к открытому окну и выпал с пятого этажа.

Если вам нужно отлучиться, ни в коем случае не выбегайте из квартиры тайком. Наоборот, обсудите ситуацию с ребенком, проговорите все моменты: куда и на какое время вы уходите, как можно с вами связаться. Если переживаете, первое время можно оставлять телефон ребенка на видеосвязи и наблюдать за тем, что происходит дома.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, ДОПУСКАЕТСЯ с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения в 2022 году: госпошлина на права

Дети дошкольного возраста должны находиться под присмотром взрослых

Дома в игровой форме спросите у детей, что они будут делать, если загорится, к примеру, телевизор. Так они расскажут свой алгоритм действий, а вы ненавязчиво направляйте ответы в правильное русло. Залог успеха зависит только от вас, потому что ни один чужой дядя или тетя, которые будут рассказывать о безопасности, не имеют такого авторитета, как родители.

Если вам все же нужно выйти из дома, а ребёнка взять с собой нет возможности, закройте окна, балкон, выключите воду, газ и электронагревательные приборы. И напомните малышу, что посторонним нельзя открывать дверь. Но всё же постарайтесь не оставлять детей без присмотра.

При раздельном проживании родителей, расторгнувших брак или не состоявших в браке, дети учитываются в семье одного из родителей, на воспитании которого они находятся.
Поэтому прячьте колющие и режущие предметы, спички и зажигалки, лекарства и средства бытовой химии. Чаще говорите с ребёнком о том, что можно и что нельзя, и на примерах объясняйте, почему. Кстати, дети довольно рано начинают разбираться в цифрах. Даже дошкольники способны выучить телефоны экстренных служб.

Перед современными родителями, воспитывающими своих детей в «каменных джунглях» мегаполисов, да и просто городов, рано или поздно встает дилемма: ребенок хочет пойти сам гулять с друзьями во двор, а родителям страшно его отпускать – что делать? Вопрос этот непростой и не имеющий одинаково подходящего для всех ответа, однако определиться с решением помогут несколько нехитрых наблюдений.

Можно ли оставлять детей одних со старшим сыном без взрослых?

  1. Есть еда и вода.
  2. Квартира безопасна (убрано всё хрупкое, острое, ядовитое).
  3. Ребёнок может связаться с вами.
  4. Ребенку есть, чем заняться.
  5. Ребёнок не боится остаться дома один.

Помните, что самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. И этот бесценный опыт позволит вашим детям вырасти более гармоничными и самодостаточными, чем родительские страхи и гиперопека. Научите их правилам безопасного поведения и тогда вы будете оставлять их со спокойствием на душе.

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020 году, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

Можно ли оставлять ребенка одного дома на целый день в соответствии с российским законодательством? Запрета на такое действие в законах нет, в принципе, можно оставить ребенка даже одного дома на ночь, однако надо иметь в виду следующее. За недобросовестное выполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная и административная ответственность, а в случае, если обнаружится угроза жизни и здоровью ребенка, по ст. 77 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства вправе его незамедлительно отобрать.

  • по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей наказывается штрафом от 100 до 500 рублей. Возможно и вынесение только предупреждения;
  • по ст. 156 УК РФ за то же нарушение, но сопряженное с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет штраф до 150 000 рублей и более суровые меры наказания вплоть до лишения свободы;
  • по ст. 125 УК РФ оставление в опасности любого гражданина (для ребенка это может быть масса ситуаций) также влечение штраф до 80 000 рублей, максимальное наказание – лишение свободы на срок до года.

Согласно ч. 2 ст. 61 СК РФ родитель обязан воспитывать и содержать ребенка до 18 лет. У родителей в отношении детей равные права, однако, если они вместе не живут, существуют вполне естественные ограничения в общении.

Аннотация: Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного?

Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного? Прививать своему малышу самостоятельность можно и нужно, но, предвидя последствия, очень важно оценить его психологическую зрелость.

Отчасти это и является ответом на вопрос «когда», поскольку общих рамок и норм не существует: некоторые дети в состоянии остаться одни дома уже в 5 лет, другие и в 12 будут тревожиться или набедокурят, если оставить их без контроля.

Психологи утверждают, что самостоятельность и ответственность в раннем возрасте во многом определяются темпераментом и характером ребенка. Для того чтобы можно было спокойно доверить малыша самому себе и не беспокоиться за его безопасность и эмоциональное состояние, следует готовить его к этому заблаговременно.

Чем опасна тревога и мнительность родителей в воспитании ребёнка?

Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка
Как подготовиться?
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;

ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;

постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

ребенок способен сам занять себя более двух часов;

не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;

хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;

играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);

за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);

умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;

не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;

способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;

знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;

соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу обещание важно неукоснительно выполнить.

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые ни в коем случае делать нельзя. Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;

нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);

не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;

запрещает��я играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.

Читайте также:  Выплаты многодетным семьям в 2023 в Пермском крае

Каждый родитель встречается с ситуацией, когда появилось неотложное дело, а времени мало. Но дети не хотят отрываться от своей игры и предпочитают остаться дома. И возникает соблазн оставить ребенка дома одного, на не очень продолжительное время. Например, отогнать машину, забежать за продуктами в соседний подъезд или сбегать в аптеку.

Конечно, мысль о том, что может произойти не дает покоя. Потому что, чем младше дети, тем больше они нуждаются в защите. Можно оставлять детей в детском саду или с кем-то из знакомых. В таком возрасте они сильно зависят от взрослых, и разлука может привести к неопределенности и страху.

С другой стороны, не менее важная часть взросления ребенка — стать более независимыми. Нужно научиться слышать его и доверять, дав таким образом ему некоторую свободу. Но при этом необходимо учитывать уровень развития и характер ребенка. Потому что один и тот же ребенок может спокойно отнестись к тому, что мама ненадолго ушла в магазин, но начать переживать или даже обижаться, если родители ушли, например, в театр и оставили его одного «на хозяйстве».

Точного возраста, с которого бы законом или какими-либо общепринятыми нормами разрешалось оставлять ребенка дома одного, не существует. Однако косвенный запрет всё же существует: статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» гласит, что оставив малолетнего дома, родители несут в том числе уголовную ответственность, если с ним что-нибудь случится. Под малолетними в данном случае понимаются «несовершеннолетние, не достигнувшие возраста 14 лет».

Ведь и с Вами на улице, в магазине может произойти непредвиденная ситуация, из-за которой Вы не сможете вернуться домой, как планировали.

Руководствоваться нужно не тем, с какого возраста одни остаются дети других мамочек на площадке или в каком возрасте оставляли одних Вас лично , а отталкиваться от уровня развития и самостоятельности конкретного Вашего ребенка. Есть дети, которые как дядя Фёдор из всем известной детской книги, могут в 6 лет самостоятельно вести хозяйство, готовить еду и аккуратно обращаться с бытовыми приборами. Но это скорее исключение из правил.

  • Даже если Вы уверены, что ребенок долго будет смотреть мультики, не рекомендуется оставлять ребенка сразу на час или два, нужно постепенно приучать его к этому. Можно начат�� с десяти минут, объяснив, почему это необходимо. Если это сработает, можно увеличить время.
  • Важно отметить, что детям нужно сообщить, куда вы собираетесь идти и когда вернетесь. Время должно строго соблюдаться.
  • К тому же, ребенок должен уже хорошо уметь определять время по часам, набрать номер мамы, папы, экстренной службы , знать свой адрес, как зовут родителей и проч. Пусть все номера будут записаны на бумаге и ребенок знает, где они лежат (а не только в памяти телефона!).
  • Также ребенок должен уметь безопасно выбраться из квартиры в случае экстренной ситуации, знать, что нельзя пользоваться лифтом во время пожара и т.д.
  • Лучше всего, если есть соседи, к кому дети могли бы обратиться в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Но им надо показать, куда идти в случае чрезвычайной ситуации.
  • Также нужно дать ребенку ясно понять, чтобы никогда нельзя открывать дверь незнакомым людям. Лучше всего родителям выключить звонок. Кроме того, не рекомендуется запирать дверь снаружи, когда дети одни в квартире.
  • Родители всегда должны быть доступны по мобильному телефону , но научить ребенка не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. Лучший способ проверить это — позвонить с другого номера.
  • Необходимо установить четкие правила, в том числе в отношении планшетов, смартфонов и телевидения. Хороший вариант — установить таймер на время отсутствия. Не лишним будет приготовить достаточно еды и питья, чтобы дети даже не задумывались о том, чтобы самим раздобыть себе лакомства.
  • Также нужно позаботиться о таких вещах как закрытые окна с блокировкой, выключенные плита и утюг.

И запомните, что никогда нельзя оставлять ребенка запертым в автомобиле, даже если Вы захотели отойти на 5 минут! И с вами, и с автомобилем, и с ребенком даже за короткое время произойти может всякое, и дети нередко становятся жертвами таких ситуаций.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

Некоторые родители считают, что ребенка можно оставить одного на улице, в машине, дома едва ему исполнится год. Что говорит об этом Закон РК?

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан», ребенок — лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия). Законные представители ребенка (родители, усыновители, опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители и т. д.) обязаны не только создать условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка, воспитывать его, осуществлять уход, но и обеспечить ему безопасность. Но бывают ситуации, когда необходимо оставить дочь или сына на какое-то время дома без присмотра взрослых.

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

  • умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

  • умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

  • не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

  • знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

  • не склонен наносить увечья себе или окружающим?

  • имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

  • знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

  • не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

С какого возраста можно оставлять детей одних?

Оптимальным возрастом, когда несовершеннолетний может остаться без взрослых, считается 12-14 лет.

К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.

Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:

  • Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
  • С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
  • Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
  • Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
  • Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.

Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.

Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой. При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Можно ли оставлять ребенка одного и с какого возраста?

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020-2021 годах, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

  • Без сомнений и опаски можно оставлять дома подростков лет 12–14. У них уже есть понимание, что опасно, а что нет, куда можно лезть, а куда не стоит. В этом возрасте дети умеют свободно пользоваться бытовыми приборами, знают, что открывать двери незнакомцам нельзя, и понимают, почему. В общем, подросток — человек уже достаточно самостоятельный, за него можно не переживать. А если вдруг что и случится — он позвонит или напишет.

  • Выскочить на минутку к соседке, сбегать в ближайший магазин за хлебом или лекарствами допустимо, если ребенку 7–8 лет. Опять же, многое зависит от степени осознанности детей и воспитания их родителями. Если вы сами понимаете, что ребенок достаточно смышленый и имеет здравый взгляд на вещи, то можно отлучиться.

  • Критические случаи, когда ребенку 5–6 лет, а вам срочно нужно оставить его и уйти. Что делать? Не рекомендуется оставлять его совсем без присмотра. Должен быть ответственный человек, который хотя бы просто будет рядом, чтобы следить за вашим чадом и не давать ему возможности грустить или совершить глупости. Если такого человека нет, то лучше взять ребенка с собой.

  • До пяти лет детей одних лучше не оставлять.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Первый раз — он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти — это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием «Один дома».

Не планируйте на первый день важных дел — все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят — первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее ребенок, и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь «Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду». И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш ребенок еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он — зайчик, а вы — мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство — это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, дети, как правило, играют с «взрослыми игрушками», подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость. Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: «Чем я теперь буду красить губы?» с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам. А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по «запретным» шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите — после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся — это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Какое наказание предусмотрено за оставление ребенка в опасности

Рассмотрим состав преступления, попадающий под ст.

125 УК РФ. Объектом является безопасность жизни и здоровья лица, которого оставили в опасности.

Субъектом выступает гражданин, достигший 16 лет, который имел возможность оказать помощь, позаботиться о ребенке и должен был это сделать в силу родительских, опекунских, договорных взаимоотношений или сам поставил малолетнего гражданина в такую ситуацию. Объективной стороной является бездействие, то есть невыполнение тех действий, которые могли бы предотвратить опасную ситуацию, неоказание помощи.

Субъективная сторона заключается в том, что данное преступление совершается умышленно. Уголовная ответственность к виновному применяется по нескольким причинам:

  • во-первых, лицо могло выполнить действия для предотвращения опасной ситуации;
  • во-вторых, лицо должно было действовать в силу возложенных на него обязательств, но не сделало этого.

Ответственность за оставление ребенка одного дома.

Администрация Большереченского муниципального образования — администрация городского поселения Искать » » Хоть один раз в жизни каждый родитель оставлял ребенка без присмотра.

Одни оставляют их на день и уходят на работу, другие отлучаются на 5 минут – выбежать в магазин, заплатить коммунальные услуги, выкинуть мусор и т.д. Родители часто объясняют, что им не с кем оставить ребенка.

Но чаще всего папы и мамы думают, что пока они ненадолго отлучатся, за эти 5-20 минут ничего страшного не случится. Некоторые родители руководствуются лишь тем, что их ребенок не боится быть один. А ведь помимо этого важно, чтобы ребенок был в безопасности: не поджег квартиру, не наелся таблеток, не поранился, не обжегся, не стал жертвой преступления и прочее.

Взрослые могут незапланированно отлучиться вместо пяти минут на два часа.

Ответственность родителей за оставление детей без присмотра. Справка

Несмотря на то, что эта статья в принципе подходит для наказания беспечных родителей, на практике она почти не действует.

Юристы говорят, что на скамье подсудимых практически никогда не оказываются родители, оставившее малыша без присмотра на детской площадке. Согласно статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»), заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, ‑ наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо арестом на срок до трех месяцев; либо лишением свободы на срок до одного года.

Мировой опыт В США действует система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system).

До отъезда научите ребенка готовить хотя бы несколько несложных блюд. Расскажите, как правильно хранить продукты, за сколько дней нужно съесть оставленную кастрюлю супа и когда остатки лучше вылить. Если сильно беспокоитесь, за пару недель до отъезда начните делать припасы: готовя второе и гарнир, откладывайте по одной порции в контейнер и замораживайте. Так у ребенка будет разнообразное здоровое питание, которое достаточно только разогреть.

Приобретите достаточное количество молочных продуктов с запасом по сроку годности и консервов, которые ребенок точно ест, заготовьте полезные перекусы. Все это повысит вероятность, что ребенок не станет питаться исключительно чипсами и булками.

А для самых тревожных родителей подойдут сервисы, где можно заказать комплекс сбалансированного питания на целый день.

Конечно, надо стремиться к тому, чтобы ребенок учился готовить сам. Благо, в интернете можно найти любой рецепт и даже видео-инструкцию к нему. Так почему бы не поручить подростку порадовать родителей к приезду чем-нибудь вкусненьким?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *