В 2022 году пенсии в Беларуси выросли на 23%. Как изменится пенсия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2022 году пенсии в Беларуси выросли на 23%. Как изменится пенсия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.

Проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год» принят в двух чтениях

Беларусь сохраняет обязательства по выплате пенсий, пособий и больничных. На эти цели направят свыше 24,5 млрд рублей. «Смету» депутаты принимают сегодня сразу в двух чтениях.

Ирина Костевич, министр труда и социальной защиты Беларуси:

Если мы говорим о пенсиях, то на следующий год предполагается направить ресурсы в размере 18,8 млрд рублей. Это 2,4 млн пенсионеров, которые будут обеспечены своевременно и в полном объеме пенсией. В каком размере? Рост мы закладываем где-то на 15 %. Понимаем, что доходы бюджета фонда увязаны с ростом зарплаты, поэтому как будет расти заработная плата в следующем году, соответствующе будет расти пенсия.

В среднем, ожидается, что выплаты по возрасту составят 693 рубля в месяц. Согласно пакету финансовых документов, трудовые пенсии будут расти каждый квартал. В течение года будут увеличиваться и все виды пособий, в том числе по уходу за ребенком. Резервы для этого есть.

Юлия Мурина, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

«Бюджет фонда на 2023 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования, в сумме 536,5 млн рублей. Это позволит гарантировать выплаты всех видов пенсий и пособий в планируемых объемах».

В октябре запустят пенсионную реформу

При этом наниматель будет перечислять деньги на дополнительную пенсию работника из обязательных страховых отчислений. Напомним, сейчас для большинства работодателей отчисляют 34% от зарплаты работника — 6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование.

Почему возникла необходимость в пенсионной реформе

Предпосылкой для пенсионной реформы стали демографические процессы в Беларуси, а также эмиграция активной части общества. За последние два года из страны, по разным оценкам, могли уехать не менее 200 тысяч человек.

Как отмечают в своём исследовании эксперты BEROC, после Второй мировой войны произошла серия демографических волн, которые усугубились кризисом рождаемости в 1990-х.

«В ближайшие годы на пенсию уходят люди, родившиеся во время одного из пиков, а замены им нет — на рынок труда выходят люди, появившиеся на свет в 1990-е и нулевые, когда случился спад рождаемости», — отмечают экономисты.

По наследству от советского прошлого нам досталась распределительная система, которая работала до того момента, пока соблюдался демографический баланс. Сейчас он нарушен, и кризис может обернуться дефицитом пенсионных денег.

Эксперты про пенсионную реформу

Эксперты BEROC в целом поддерживают введение накопитель­ной составляющей пенсии. Правда, они отмечают, что в крат­ко­срочной и среднесрочной перспективе проблему это не решит. Однако это может обеспечить основу для бездефицитного ФСЗН в буду­щем и повысить благосостояние пенсионеров.

Читайте также:  Справка для поступления в колледж или вуз: как и где ее получить?

«С помощью системы моделирования было установлено, что опти­­мальной суммой взносов была бы треть от общей суммы взносов. К 2025 году это повлечёт увеличение дефицита, но после тридцати лет реформ приведёт систему к стабильности и даже к образованию излишков. Эти деньги можно было бы исполь­зовать для увеличения пенсий и погашения долга, который образовался в начале реформы», — пишут авторы исследования.

Раз мнения чиновни­ков и экспертов совпадают, так в чём же проблема? Экономисты критикуют не саму идею, а, в частности, время, выбранное для начала реформы в Беларуси.

«Более неудачный момент сложно себе представить, — замечает академический директор BEROC Катерина Борну­кова. — Страна входит в глубокий эконо­ми­ческий кризис — растёт инфляция, снижаются реальные доходы населения, ожидается рост безработицы».

К октябрю, когда запланирован старт реформы, эти тенден­ции только усугубятся, и сложно поверить, что большая часть работников решится участвовать в новой для белорусов программе по накоплению пенсий.

По мнению Катерины Борнуковой, рассчи­тывать, что в усло­виях, когда дорог каждый рубль, а риски столь высоки, люди начнут вкладывать часть средств в долгосрочные накопления, — мало­вероятно. В лучшем случае воспользоваться новшеством решит небольшой процент финансово грамотных людей, заключает эксперт. «А пока это выглядит как опция для ищущих острых ощущений экстрема­лов», — говорит она.

Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Минимальная пенсия в Беларуси

Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.

Категория граждан

Размер минимальной пенсии

Пенсионеры

25% от БПМ

Инвалиды I и II групп

100% от БПМ

Инвалиды III группы

50% от БПМ

Многодетные матери-героини

100% от БПМ

Пенсионеры за выслугу лет

25% от БПМ

Граждане, утратившие кормильца

100% от БПМ

Каков размер минимальной пенсии в разных регионах?

Минимальный уровень пенсии зависит от регионального прожиточного минимума, утверждённого органами власти субъекта Федерации. В наступившем 2022 году он рассчитывается по обновлённой методике. Она привязана к общероссийскому уровню ПМП, умноженному на коэффициент, который утверждён для каждого конкретного региона. Благодаря этому удалось избежать ситуаций, когда региональный ПМП оставался на прошлогоднем уровне, в связи с чем и минимальная пенсия тоже не увеличивалась.

Читайте также:  Способы оплаты транспортного налога без квитанции

Приведём некоторые цифры. В Москве выплачивают целых две минимальные пенсии. Пенсионеры, имеющие московскую регистрацию не менее десяти лет, получают минимум 21 193 рубля. Минимальная пенсия остальных столичных пенсионеров 14 009 рублей. Петербуржцам выплачивают минималку 11 317,80 рублей. В Чукотском АО минимальная пенсия достигла уровня 23 432 рубля. А в Чувашской Республике выплачивается самая скромная минимальная пенсия 8 736 рублей.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.

С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия

  1. Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
  2. Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
  3. Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
  4. Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
  5. Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.

С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.

Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.

Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:

  • на 2020 год — 17,5 лет;
  • на 2021 год — 18 лет;
  • на 2022 год — 18,5 лет;
  • на 2023 год — 19 лет;
  • на 2024 год — 19,5 лет;
  • с 2025 года — 20 лет.

Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:

  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды с детства;
  • многодетные матери, родившие более 5 детей;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих, погибших при исполнении;
  • лилипуты и карлики.
Читайте также:  Необходимые документы для развода через ЗАГС

Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:

  • осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
  • прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.

В общий стаж входят периоды:

  • армейской и военной службы;
  • уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
  • уход за инвалидом первой группы;
  • уход за лицом старше 80 лет;
  • получение любого вида гос. образования в дневной форме;
  • получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).

Делают ли военнослужащие отчисления в ФСЗН и могут ли получать и денежное довольствие, и пенсию?

Обычные пенсионеры получают пенсию из Фонда соцзащиты, который пополняется за счет взносов работающих людей. Работодатели перечисляют в фонд 34% зарплатного фонда, еще 1% вычитается непосредственно из зарплат работников. У военных все устроено по-другому.

В Беларуси военнослужащие освобождены от уплаты страховых взносов с денежного довольствия, поясняет Игорь Можиловский.

— Военнослужащие в силу их особого правового статуса, основанного на конституции, не участвуют в отношениях по государственному социальному страхованию: они не отнесены ни к одной из категорий плательщиков обязательных страховых взносов — ни к лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, ни к тем, кто имеет право участвовать в таких правоотношениях. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсий военнослужащим, осуществляется за счет средств госбюджета, — говорит Игорь Можиловский.

Все это означает, что для военных и силовиков не существует такого понятия, как страховой стаж (под ним понимаются периоды работы с уплатой страховых взносов). Для них значение имеет в первую очередь выслуга лет.

— Минимальный страховой стаж работы для граждан является одним из условий для приобретения права на пенсию по возрасту, равно как и минимальная выслуга лет на военной службе дает право военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, на назначение пенсии за выслугу лет, — комментирует Игорь Можиловский.

К слову, именно из-за этого у военных и силовиков, не заработавших пенсию за выслугу лет, есть риск оказаться в так называемой пенсионной ловушке. Если военнослужащий отслужил, к примеру, 15 лет и уволился из войск, то получать пенсию за выслугу лет он не сможет, а эти 15 лет при этом не будут включаться в его страховой стаж.

Поэтому два года назад минимальный страховой стаж для тех, кто отслужил в военных или военизированных организациях не менее 10 лет, уменьшили до 10 лет (для всех остальных в этом году он составляет 17 лет).

Есть ли ограничения по пенсиям для работающих военных пенсионеров?

Военнослужащих, которые достигли предельного возраста на военной службе, с их согласия могут оставить на службе до пяти лет, а потом повторно на такой же срок, но только до 65 лет.

— Решение об оставлении на военной службе сверх предельного возраста военнослужащих в воинском звании до подполковника включительно принимается министром обороны по решению коллегии Министерства обороны. Решение об оставлении на военной службе военнослужащих в воинских званиях полковника и выше сверх предельного возраста, в том числе повторно, принимается президентом, — рассказал Игорь Можиловский.

В Минобороны подчеркивают, что пенсии военнослужащим назначаются и выплачиваются только после увольнения с военной службы. То есть если военный продолжит служить после пенсионного возраста, он будет получать только денежное довольствие, но не пенсию.

Но если военнослужащий после выхода на пенсию продолжит работать на «гражданке», то он будет получать и военную пенсию, и зарплату.

Для обычных работающих пенсионеров, напомним, существует ограничение. Если их пенсионный коэффициент превышает 1,3, то в период работы им все равно будут начислять пенсию по коэффициенту 1,3. Получать пенсию в полном размере можно будет только после окончания работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *