Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между субсидией и субвенцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Что общего между этими понятиями
Общие черты (таблица):
Критерии | Субсидии/Субвенции |
Возвратность | Безвозвратны и безвозмездны |
Налогообложение | Не облагаются налогами |
Целевое назначение | Выдаются на конкретную цель |
Документальное оформление | Выдаются на основе предоставленных документов |
Кто выдает | Государство |
Разница между субсидией и субвенцией
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Субвенции: основания для предоставления
На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.
Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.
Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.
Кто может получать дотации и субсидии?
Условия получения каждой дотации и субсидии отличаются. Так, для получения компенсации части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, гражданин должен тратить на эти нужды ежемесячно более 22% от своего дохода (или совокупного дохода членов семьи).
Дотацию в виде пособия по безработице может получить только тот гражданин, который официально встал на учет в Центр занятости населения и выполняет требования этого учреждения.
Однако есть несколько общих требований, соблюдение которых необходимо для оформления любой субсидии и дотации. Перечень условий для физических лиц включает в себя два пункта:
- статус – гражданин Российской Федерации или лицо, официально постоянно проживающее на территории страны на основании РВП, вида на жительства, статуса беженца и т.д.
- место проживания – любой населенный пункт, расположенный в пределах территории страны.
Аналогично, для организаций также есть общие требования получения субсидий и дотаций:
- место регистрации – Российская Федерация;
- место ведения основной деятельности – территория страны (экспорт чего-либо за границу и, соответственно, импорт, не принимаются во внимание).
Сметно—бюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.
Принципы сметно—бюджетного финансирования:
-
безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;
-
целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
-
финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.
Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.
Основная структурная единица сметы — статья.
Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.
Виды сметных статей:
1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;
2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.
Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.
Этапы сметного процесса:
-
составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
-
рассмотрение;
-
утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
-
исполнение;
-
отчет по смете.
Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Структура:
В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:
-
по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
-
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Субвенции: основания для предоставления
На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.
Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.
Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.
Основные свойства субсидии
Основные свойства субсидии:
-
безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);
-
целевой характер;
-
софинансирование (на условиях долевого финансирования).
Таким образом, субсидию отличает то, что:
-
субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);
-
денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;
-
субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).
-
выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.
В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:
-
на покупку или строительство жилья;
-
на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;
-
субсидия безработным, создающим свой бизнес.
Также можно различать подтипы субсидирования:
-
помощь лицам с группой инвалидности;
-
многодетным семьям;
-
малообеспеченным слоям населения;
-
компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.
И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:
- Осуществление органами местной власти своих полномочий.
- Покрытие дефицита бюджета.
Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.
Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:
- Поддержка семьи, старости, детства.
- Разделение ответственности по уходу за инвалидами.
Когда может быть назначена субвенция?
Для того, чтобы получить субвенцию, местные органы власти должны заранее подать свою заявку.
В штате административных служащих каждого региона есть люди, в обязанности которых входит под конец финансового года изучать все пункты расходов и анализировать их, после этого они должны выявлять потребности региона.
На основании получившегося финансового отчета составляются заявки на финансирование в период следующего года, все они направляются в центральный орган власти.
После сбора всех заявок их рассматривают, таким образом, отбираются проекты, которые будут финансированы и получать субвенцию, но одобрение придет далеко не всем заявкам, некоторые из них получат отказ.
Также в конце финансового года после всех расчетов возвращаются неизрасходованные денежные средства. Для субъектов является одинаково плохим как израсходовать больше денег, чем было в бюджете, так и израсходовать меньше.
Если по итогу расчетов получается слишком большой остаток, то это значит, что на счете региона без дела лежали денежные средства, которые в это время могли кому-то понадобиться.
Если по итогу года окажется, что регион не израсходовал большую часть бюджета, который был выделен на какие-либо цели, то он может быть оштрафован на следующий год.
Наполняемость бюджетов
Не секрет, что налоги, которые выплачиваются гражданами страны, направляются в государственную казну. Часть из них при этом считается нерегулированной, и она, как гласит кодекс, впоследствии перечисляется в федеральный, региональный или местный бюджет.
Вторая часть налогов, наоборот, регулируемая. Представители государства могут решить, какой процент от поступающей суммы распределить по каждому из трех уровней бюджетной системы.
Все налоги, которые выплачивают граждане, направляются в госказну
Важно! При этом стоит отметить, что каждый из перечисленных уровней имеет и другие источники наполнения. Так, например, федеральный бюджет может пополняться за счет продаж сырьевых ресурсов. А вот региональному и местному бюджетам в этом плане повезло меньше, и большая часть их доходов – налоги населения.
Таким образом, на объем государственного бюджета сильно влияет количество поступающих от региона налогов. Легко догадаться, что в крупных регионах речь идет о достаточно больших суммах, а в маленьких – совсем наоборот. Основная часть крупных регионов расположена в центральной части России, где хорошо развиты такие сферы, как промышленность и сельское хозяйство.
Однако существует и другая часть регионов, где сумма собираемых налогов небольшая, из-за чего население буквально нуждается в дополнительном доходе для удовлетворения потребностей жителей.
Из федеральных и региональных бюджетов нередко выделяются деньги в местные бюджеты
Таким образом, федеральный или региональный бюджеты могут на безвозмездной основе выделить денежные средства местному бюджету для улучшения положения граждан. Что касается иерархии предоставления средств, то сначала они из федерального бюджета направляются региональному, а тот, в свою очередь, перечисляет финансы местному бюджету.
Основанием для выделения субвенции являются:
- соответствующие законы и подзаконные акты;
- решения органов местного самоуправления;
- разнообразные целевые программы.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.
При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.
Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:
- научно-техническими;
- экологическими;
- социальными;
- внешнеэкономическими;
- производственно-техническими.
На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.
Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.
Отличия и сходства между этими понятиями
Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.
Признак сходства или различия | Субвенция | Субсидия |
Необходимость возврата денежных средств | Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению | Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах |
Форма выплат | Выплачивается в виде денег | Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др. |
Кто получает? | Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам | То же самое + частным лицам |
Облагается налогами? | Нет | Нет |
Целевое | Обязательно в любом случае | Не всегда |
Контроль за выполнением целевого использования | Имеется и является обязательным | Считается выборочным, так как получателей может быть много |
Объем | Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств | Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти |
из субъектов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.