Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснение МНС о налоге на профессиональный доход». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сайте Эталонного контрольного банк НПА РК в электронном виде размещен Приказ Премьер-министра РК «Об утверждении Перечня видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога», которым устанавливаются ОКЭД налогоплательщиков.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
В 2021 году в России отменили спецрежим ЕНВД. Предприниматели, которые не выбрали ни один другой специальный режим, были автоматически переведены на общую систему налогообложения.
В Минфине пояснили, что ЕНВД перестал отвечать своим целям, так как ранее его ввели в условиях отсутствия контроля за реальными доходами по отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой базы.
Что лучше, обычная «упрощенка», АУСН или патент — можно решить исходя из специфики бизнеса. Но в любом случае необходимо контролировать продажи и прибыль.
«Учет в тетрадке» часто приводит к ошибкам и росту затрат. Вы сможете сократить издержки, если автоматизируете процессы. Для этого подойдет МойСклад — облачный сервис для управления продажами. Кассовое приложение, товароучетная система, CRM и все необходимые формы документов в комплекте.
- Подключите любое число розничных точек: централизованно управляйте товарами, ценами и скидками.
- Печатайте ценники и этикетки, массово меняйте цены: устанавливайте скидку или наценку, изменяйте валюту.
- Торгуйте онлайн: интеграция с интернет-магазином, маркетплейсами, ВКонтакте, Авито.
- Контролируйте все процессы на производстве: от закупки и приемки сырья до производства и реализации готовой продукции.
- Управляйте всеми каналами продаж в одном сервисе. Анализируйте прибыль, сравнивайте, как продаются те или иные товары.
Спецрежимы. УСН упрощенная система налогообложения.
УСН заменяет следующие налоги:
- НДФЛ (по доходам ИП, облагаемым по ставке 13 %, кроме дивидендов),
- прибыль (кроме нескольких видов доходов, например, дивидендов),
- НДС (кроме налога при импорте и НДС, который уплачивается в статусе налогового агента),
- налог на имущество (кроме имущества, облагаемого по кадастровой стоимости).
422 млрд. руб. заплатили государству 2,2 млн. компаний и ИП на УСН в 2019 году.
Поступления от «упрощенцев» в 2019 году были в 6,5 раз больше, чем те, что внесли в казну примерно столько же компаний и ИП на ЕНВД. При этом около 60% плательщиков ЕНВД с 2021 года пополнили ряды «упрощенцев». Разберемся, в чем суть этого налогового режима.
УСН могут применять как организации, так и ИП, но только малые с средние. Хотя, с 2021 года «потолок» этого налогового спецрежима расширен: доход увеличен со 150 мл. рублей до 200 млн рублей, средняя численность сотрудников – со 100 человек до 130 человек. Однако, для тех, кто превысил прежние пороговые значения есть одно «но», право на УСН они сохраняют, но налог должны заплатить по повышенной ставке. Также на УСН есть ряд ограничений по виду деятельности, например, упрощенцами не могут быть банки, страховые компании, нотариусы и др.
УСН разделяется на два вида – по объекту налогообложения. УНС Доходы платится с доходной части. Налоговый период по УСН Доходы составляет календарный год, налоговая декларация предоставляется по итогам года. УНС Доходы минус расходы – платится с доходов, уменьшенных на величину расходов. Отчетность по УСН Доходы минус расходы предоставляется каждый квартал.
Важно: организации и ИП, которые до 2020 года применяли ЕНВД, а затем перешли на УСН с Доходы минус расходы, вправе учесть в расходах стоимость сырья и материалов, купленных в период применения ЕНВД, но использованных в период применения УСН, по мере их использования.
Ставки по УСН:
- Доходы: 6% (8% при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130). Минимальная ставка нулевая.
- Доходы минус расходы: 15% (20% — при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130). Минимальная ставка – 3%. В регионах, где сохранены налоговые каникулы, минимальная ставка для ИП может опускаться до нулевой.
Спецрежимы. НПД налог на профессиональный доход.
Налог на профессиональный доход — новый налоговый режим для самозанятых, в качестве эксперимента появился в стране с 2019 года, а во второй половине 2020 года стал действовать на территории всей страны. По данным ФНС, на февраль 2021 года зарегистрировались в качестве самозанятых 1,7 млн. граждан России. В ноябре 2020 года этот показатель составлял 1,3 миллиона человек.
1,7 млн. самозанятых зарегистрировано в России, данные на февраль 2021 г.
НПД могут применять физические лица, а также ИП без наёмных работников. По НПД есть одно существенное ограничение: максимальный уровень дохода для этого налогового режима составляет 2,4 млн рублей в год.
НПД заменяет следующие налоги: для физлиц НДФЛ с тех доходов, по которым уплачивается налог на профессиональный доход. Для ИП: НДФЛ с доходов, облагаемых НПД, НДС, фиксированные страховые взносы.
Ставка по налогу равняется 4-6% в зависимости от того, от кого получен доход.
4 % при расчете с физлицами;
6 % при расчете с ИП и юрлицами.
Налоговая декларация по НПД не предоставляется. Налоговый период по НПД – один месяц. Уплачивается НПД до 25-го числа следующего месяца.
Упрощённая система налогообложения
Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.
Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).
Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.
Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.
Место и роль специальных налоговых режимов в экономике РФ
Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.
В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным российским законодательством о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специального налогового режима, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.
Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется НК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Коэффициент исполнения налогового обязательства по единому сельскохозяйственному налогу за 2006 — 2010 гг., тыс. руб.
ЕСХН |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Начислено за текущий |
1 145 337 |
1 448 598 |
2 423 753 |
1 398 822 |
2 673 831 |
Уплачено за текущий год |
1 072 369 |
1 525 566 |
2 420 448 |
2 165 987 |
2 678 868 |
Коэффициент исполнения |
93,6 |
105,3 |
99,9 |
154,8 |
100,2 |
Какие нюансы применения СНР нужно учесть?
При выборе СНР для производителей сельхозпродукции изменить его в течение календарного года уже не получится (только если будут утрачено соответствие критериям применения данного СНР).
При переходе с СНР для малого бизнеса на ОУР, возврат на СНР возможен только через 1 год применения ОУР.
Если в течение срока применения СНР возникнут условия, не позволяющие его применять, налогоплательщик обязан в течение 5 рабочих дней с даты возникновения таких условий уведомить УГД МФ РК о переходе на ОУР.
Налоговый орган также может самостоятельно выявить несоответствие критериям СНР в ходе камерального контроля. В этом случае налогоплательщику будет направлено уведомление об устранении нарушений (ст.114 -115 НК РК).
Понятие и разновидности специальных налоговых режимов
Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.
Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:
- УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
- ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
- ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
- ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
- СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.
Программа курса «Налоговый консультант» состоит из пяти разделов. Мы предполагаем поэтапное изучение участниками основ данной дисциплины.
Шаг 1. Изучите правовое регулирование предпринимательской деятельности
Лекционный курс начинается с изучения общих положений права. Обучающиеся познакомятся с различными действующими документами, необходимыми для грамотной работы в своей компании, и узнают об организационно-правовых формах предприятий и их преимуществах.
Шаг 2. Познакомьтесь с основами налогового права
Второй раздел программы посвящён подробному изучению системы налогообложения РФ. Вы изучите все имеющиеся на сегодня налоги и сборы, узнаете о порядке их установления и взимания. Преподаватель расскажет об особенностях специальных налоговых режимов и подскажет, на что обращать внимание при переходе компании на один из них. Дополнительно слушатели познакомятся с порядком взыскания налогов, штрафов и пеней, а также разберут вопросы исполнительного права в сфере налогообложения.
Шаг 3. Узнайте, как вести бухучёт в компании и сдавать отчётность
Налоговый учёт тесно связан с бухгалтерским, поэтому слушателям придётся изучить смежные налогообложению дисциплины. После изучения данного раздела сотрудники смогут уже на следующий день работать с основными средствами, НМА, производить расчёты, включая валютные операции. Кроме этого, самостоятельно смогут составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчётность.
Шаг 4. Подробно изучите налогообложение юрлиц и физлиц
Данный раздел посвящён изучению отдельных видов налогов. Вы научитесь определять налоговую базу, производить полный расчёт налогов, учитывать различные льготы и сниженные ставки, узнаете о порядке уплаты налогов с учётом действующего законодательства.
Шаг 5. Пройдите подготовку и сдайте экзамен на сертификат в АССА
Пройдите подготовку к экзаменам в АССА у наших преподавателей-экспертов. Мы подготовили уже более 10 000 сотрудников, и у нас высокий процент проходного балла. Регистрируйтесь на курс, и мы разъясним вам все подробности налогового учёта, а также научим секретам, как успешно сдать экзамен и получить сертификат.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:
- штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
- выручка бизнеса — не более 60 млн рублей в год;
- остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
- если налогоплательщик — юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.
УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.
УСН позволяет бизнесам не платить:
- налог на прибыль;
- налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);
- НДС.
Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение — если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.
Налоговый режим для предприятий, участвующих в разделе продукции
Характеристика специальных налоговых режимов в некоторых случаях может предполагать тесное взаимодействие бизнеса и государства. Подобные коммуникации регулируются положениями ФЗ № 225, принятого 30.12.1995 года, который регулирует соглашения, предмет которых — раздел продукции, которая производится при совместном участии бизнесов и властей страны в сфере добычи полезных ископаемых.
Соответствующий контракт заключается между государством и фирмой, которая привлечена к проекту на условиях конкурса. Доля государства в бизнесе должна быть 25% и более. Компания-участник соглашения, в свою очередь, получает право на компенсацию некоторых расходов в соответствии с критериями, которые включает НК РФ. Основная мотивация государства здесь — возможность привлечения к разработке месторождений со сложным доступом частных инвесторов. Налогоплательщик получает возможность не перечислять в бюджет:
- региональные и местные налоги — при наличии необходимого решения муниципалитета;
- налог на имущество предприятий, задействуемое при реализации соглашения о разделе продукции;
- таможенные пошлины;
- транспортный налог, если соответствующее имущество используется при реализации соглашения.
В свою очередь бизнесы, участвующие в рассматриваемых активностях, должны уплачивать сборы, предусмотренные положениями пункта 7 статьи 346.35 НК РФ.
Итак, мы рассмотрели те виды специальных налоговых режимов, что введены в действие положениями НК РФ. Российские предприниматели, осуществляющие деятельность в самых разных сферах, могут выбирать оптимальную схему налогобложения — часто существенно более выгодную чем ОСН.