Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С чего начать разработку проекта нормативов допустимых сбросов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При разработке проекта НДС необходимо использовать Методику, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действует до 31.08 2022).
Рекомендации по разработке проекта НДС
Составление проекта НДС необходимо для для предприятий I категории. Для промышленных организаций II категории требуются расчеты нормативов сбросов, которые будут служить приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду. Для предприятий III категории необходимо рассчитать нормативы для веществ 1-2 класса опасности. Порядка по утверждению указанных нормативов пока нет.
Срок действия проекта НДС
Документ актуален на протяжении 7 лет, в случае сохранения изначальных условий работы предприятия, показателей параметров сточных вод и водозаборов.
В случае изменения, вы сможете повторно заказать проект в нашей фирме.
Существует ряд ситуаций, в которых необходимо провести пересмотр НДС. К ним относятся:
- Изменение состояние и общего фона на водном объекте более чем на 20% процентом относительно изначальных показателей;
- При изменении технологических условий эксплутации. Например, введение в использование нового вида технических устройств;
- Изменение данных о предприятии, принятии поправок к действующему законодательству.
Проект нормативно допустимых сбросов (НДС) – это расчет количества разрешенных сбросов вредных веществ в водоемы. Цель разработки проекта – получение разрешения для предприятия на сброс сточных вод.
Необходимость проектирования НДС регулируется следующими законами и нормативными документами:
- Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Водный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в использование» от 30.12.2006 г.
- Приказ Минприроды РФ «Об отверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в использование» от 14.03.2007 г.
- Приказ Минприроды РФ «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 17.12.2007 г.
Где запрещен сброс сточных вод?
ЗАКОН
В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:
- Содержащие природные лечебные ресурсы;
- Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
- Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Законодательная база для разработки проекта НДС
Обязательства по разработке проекта НДС регламентируются такими законами и нормативно-правовыми документами:
-
ст. 21, 22, 35 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) о предоставлении водного объекта в пользование;
-
ст. 22, 23. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями на 14.07.2008) о нормативах допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
-
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г.);
-
Постановление правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
-
Федеральный закон РФ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Разработка нормативов допустимых сбросов.
Необходимые материалы для разработки проекта НДС:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных (и дренажных) вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных (и дренажных) вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные (и дренажные) воды;
- данные о составе очистных сооружений, технологических схемах очистки стоков, эффективности очистки;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных (и дренажных) вод, данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (указанные данные предоставляются Федеральным органом по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа (КХА) и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- данные о качестве воды до и после очистных сооружений (протоколы КХА);
- данные о микробиологическом составе сточных вод после очистных сооружений и в контрольном створе ниже и выше выпуска (протоколы КХА);
- данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т.ч. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в т.ч. дренажных, вод.
Этапы и сроки разработки и утверждения разрешительной документации при сбросе в ЦСВ:
- разработка проекта НДС;
- направление проекта НДС (5 экземпляров + CD-диск) в территориальные органы Росводресурсов для согласования и утверждения в соответствии с Административным регламентом;
- направление согласованного и утвержденного проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на сброс.
Срок действия проекта
Проект должен быть разработан еще на стадии строительства предприятия, затем в процессе эксплуатации установление НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на 5 лет. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на 3 года.
В каких случаях нужно разрабатывать проект НДС заново:
-
при изменении более чем на 20% показателей, (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
-
при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
-
при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Ответственность водопользователя
Согласно законодательству РФ, за сброс загрязненных стоков в водный объект без наличия соответствующего разрешения нарушителю грозит ответственность с составлением административного протокола.
Физические лица могут быть наказаны штрафом в размере до 2 тыс. рублей, а юридическим лицам грозят штрафные санкции величиной до 20 тыс. рублей. При этом предприятие может быть наказано требованием о приостановке деятельности до периода в 90 суток.
Помимо административного наказания, нарушение со стороны водопользователя может привести и к уголовной ответственности. Такой исход возможен в случаях, если:
- действия объекта привели к массовому вымиранию животных;
- загрязнение спровоцировало серьезные экологические последствия;
- в результате деятельности организации был нанесен вред здоровью людей.
В таком случае, помимо штрафов, ответственные могут быть привлечены к обязательным работам. Также будет произведено отстранение от должности и запрет на ее восстановление в течение 3 лет. При возникновении чрезвычайных ситуаций наказание может быть изменено на арест сроком от 3 месяцев до 5 лет.
Более чем десятилетний опыт работы с отходами и в сфере экологии. Мы имеем надежные и проверенные варианты для решения самых сложных задач, разрабатываем проекты НДС для крупных предприятий и других ответственных объектов.
Ориентация на клиента. Наш заказчик может не беспокоиться об оформлении экологической документации для своего предприятия. Мы выполним за него всю рутинную работу, а также определим, нужен ли тот или иной экологический документ данной организации. Мы разрабатываем и согласовываем не только НДС, но и проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также другие экологические документы.
Работа под ключ. Мы берем на себя полную ответственность за разработку НДС, начиная со сбора основной информации по объекту и завершая согласованием проекта и получением разрешения на нормативный сброс в воду. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в природоохранном законодательстве.
Полный комплекс услуг. Компания «КВАДРИГА» самостоятельно выполняет все работы, без привлечения сторонних лиц. Наш штат включает в себя высококвалифицированных специалистов, среди которых санитарные врачи, экологи, менеджеры сопровождения выездных поездок, сотрудники отдела делопроизводства.
РЕШЕНИЕ НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:
Для приобретения права пользования водоёмом с целью сброса сточных вод необходимо обратиться в региональный Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды с заявлением. К нему прилагается пакет документов, утверждённый постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Решение о выдаче разрешения или отказе должно быть принято в течение 30 рабочих дней. В отдельных случаях проводится дополнительная экспертиза, а срок рассмотрения документов продлевается ещё на 30 дней. Постановление о переоформлении решения на водопользование выносится в срок не более 10 дней.
16.02.2022 г. вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления».
При формировании проекта НДС:
- проводят инвентаризацию источников (выпусков) загрязнения, определяя способы и пути отведения сточных вод;
- определяют и уточняют технологические процессы, в результате которых образуются сточные воды;
- обследуют и определяют состав локальных очистных сооружений;
- составляют и рассчитывают водохозяйственный баланс;
- подготавливают характеристику водного объекта и информацию об условных фоновых концентрациях;
- анализируют и описывают данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта;
- анализируют и описывают данные о качестве сточных вод, сбрасываемых в водный объект за предыдущие 5 лет;
- определяют перечень нормируемых веществ допустимых к сбросу в водный объект;
- выполняют расчет НДС загрязняющих веществ и микроорганизмов, в том числе, расчет кратности разбавления;
- оформление проекта НДС в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Готовый проект НДС отправляют на рассмотрение и согласование в инстанции:
- межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия;
- управление Роспотребнадзора по Ростовской области;
- департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ЮФО и СКФО;
- Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;
На основании приказа об утверждении НДС выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, при отсутствии которого хозяйствующий субъект подлежит административному наказанию в виде штрафа.
На основании разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты рассчитывается размер платы за НВОС.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на (ч.4 ст.8.13 КоАП РФ):
- должностных лиц — от 50 000 до 80 000 руб.;
- юридических лиц — от 150 000 до 300 000 руб.
Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на (ч.1 ст.8.14 КоАП РФ):
- должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Соглаcование и утверждение НДС
Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Минприроды РФ от 02.06.2014 г. № 246.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»НДС веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Росводресурсами по согласованию с:
— Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
— Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
— Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство);
— Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Важно!Государственная услуга по утверждению НДС предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям (Заявители), осуществляющим водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек (п.2 Административного регламента). Таким образом, при отсутствии у предприятия действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, получение нормативов допустимого сброса невозможна.
При несанкционированном сбросе сточных вод в водный объект, а также при нарушении правил пользования водным объектом предусмотрена административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ).
Для граждан РФ | 500 – 1000 руб. |
Для должностных лиц | 10 000 – 20 000 руб. |
Для индивидуальных предпринимателей | 20 000 – 30 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для юридических лиц | 80 000 – 100 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток |
Проект нормативов допустимых сбросов НДС
- Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Водный кодекс РФ (№ 74-ФЗ)
- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении»
- Постановление Правительства РФ от 23.02.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
- Приказ МПР РФ от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»
- Краткая характеристика предприятия (описание структуры, производственной деятельности и пр.).
- Сведения о территории предприятия: площадь застройки, дорог и площадок с твёрдым и грунтовым покрытием и т.д.
- Копия свидетельства ОГРН.
- Копия свидетельства о собственности на землю и сооружения, либо копия договора аренды.
- Схема систем водоснабжения и канализации.
- В случае если сбросы осуществляются в городскую канализацию – схема сетей ливневой канализации.
- План-график контроля НДС.
- Копия документов на очистные сооружения (марка оборудования, паспорт, сертификат, производительность).
- Копия договора на водоснабжение и сброс сточных вод.
- Предыдущий проект НДС (при наличии).
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О теплоснабжении»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Похожие записи:
-