Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
Права водителя при остановке ДПС
Важно! Водитель имеет полное право не останавливаться по требованию ДПС в темное время суток в неосвещенных малолюдных районах. Право также продолжает действовать, когда вас останавливает одиночный автомобиль без опознавательных знаков, который по вашему мнению не является дорожно-патрульным средством.
В данном случае необходимо сообщить о ситуации на ближайшем посту ГИБДД.
В случае остановки сотрудником ДПС, водитель имеет полное право записывать общение с инспектором на все доступные аудио- и видеоустройства, чтобы иметь возможность в случае необходимости доказать свою правоту.
При остановке вежливо поздоровайтесь с сотрудником ДПС и осведомитесь о причине остановки. В случае, если повод не был вам четко назван и сформулирован, вы имеете полное право продолжить движение, предварительно спросив разрешение.
Водитель имеет право потребовать от сотрудника ДПС предъявить его служебное удостоверение и сообщить о ситуации на пост ГИБДД в случае его отказа.
При попадании в ДТП водитель обязан провести следующий алгоритм действий:
- Немедленно остановить автомобиль, включить аварийный режим световых приборов, выставить знак аварийной остановки перед местом ДТП;
- В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии, вызвать «Скорую помощь». В экстренном случае нужно отправить пострадавшего в больницу на попутных транспортных средствах или на своем, если первое невозможно. В больнице необходимо сообщить данные о себе и транспортном средстве и вернуться на место происшествия;
- Расчистить проезжую часть, убрав автомобиль и обломки, и с помощью свидетелей зафиксировать положения, в которых находились предметы на проезжей части на момент совершения ДТП.
После проведения данных действий нужно сообщить в полицию о случившемся и ждать появления ДПС.
По прибытию на место исполнительных органов вы обязаны помочь составить протокол, помогая сотруднику ДПС и указывая на следы аварии.
Уезжать с места происшествия водители не имеют права. Исключением может быть только случай, когда пострадавшие отсутствуют, оба водителя не имеют претензий по отношению друг к другу. При этом они все равно должны составить и подписать примерную схему происшествия и прибыть для ее оформления на ближайший пост ДПС.
Основные права водителя при дорожно-транспортном происшествии:
- На месте происшествия водитель имеет право не давать показаний сотрудникам полиции, мотивируя решение состоянием шока и невозможностью участия в данный момент в деле адвоката;
- Вы можете не доказывать свою невиновность – это обвинитель должен доказать Вашу вину;
- Сомнительные моменты доказываются в пользу обвиняемого.
Обязанность в ОСАГО для водителя
Аббревиатура расшифровывается, как «обязательное страхование гражданской ответственности» для тех, кто водит средства передвижения.
В Российской Федерации каждый водитель обязан оформлять ОСАГО, иначе он не имеет права водить машину и ставить ее на учет. Именно поэтому ОСАГО для одного автомобиля может распространяться на несколько водителей или неограниченное число водителей – зависит от того, что вы выберете при оформлении.
При действующей страховке ОСАГО водитель имеет право обращаться в компанию для возмещения ущерба в таких случаях:
- Пострадало имущество других лиц (заборы, столбы, здания);
- Повреждены чужие автомобили;
- Нанесен вред здоровью пешеходов и других участников дорожного движения.
Документ значительно экономит затраты виновника ДТП и дает возможность пострадавшему быстро получить компенсацию.
Стандартная стоимость ОСАГО зависит от региона регистрации, водительского стажа и опыта, количества регистрируемых водителей и т.д. При этом водитель имеет право на получение скидки при оформлении благодаря функции «Коэффициент «бонус-малус»» (Далее КБМ).
КБМ рассчитывается, исходя из ваших предыдущих безаварийных ОСАГО – каждый год без ДТП дает скидку в 5%. Соответственно, каждый аварийный год отнимает ровно такое же количество бонусов.
При оформлении ОСАГО сразу на несколько указываемых водителей учитывается их общий стаж – это может быть выгодно тем, кто не раз попадал в аварии. При этом если в течение года один из указанных водителей попал в аварию, остальные автомобилисты свой КБМ не теряют – только виновник ДТП.
В случае же получения ОСАГО на неограниченное число водителей для одного транспортного средства (любой человек с водительским удостоверением может управлять вашим транспортным средством) КБМ не учитывается.
Ваше право на скидку сохраняется и суммируется даже при покупке автомобиля – в этом случае учитывается стаж прошлых лет.
На какие ситуации распространяется действие ОСАГО:
- Виновниками ДТП стали оба автомобиля;
- У обеих сторон нет причин для разногласий;
- Жизнь и здоровье участников происшествия не пострадали;
- Оба участника ДТП имеют действующее ОСАГО.
В остальных случаях нужно обращаться в страховую фирму виновника ДТП.
Что запрещено инспектору ДПС?
На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:
- инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
- останавливать автомобили без причины,
- при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
- производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
- запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2022 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
- курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
- требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.
Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.
Обязательность подтверждения спецмероприятий
Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.
Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.
Самые важные нововведения
Наконец, действует правило, которое не обязывает предъявлять на проверку бумажный полис ОСАГО! Достаточно, как вариант, распечатанной копии этого документа.
Кроме полиса инспектор может попросить водительское удостоверение, которое автовладелец ОБЯЗАН передать на проверку без «удерживающих устройств» и обложки. При этом изъять этот документ «дэпээсник» не может, равно как и снять номера с авто.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Водителей и инспекторов обязали вести общение на дороге уважительно, не допуская в своих словах и действиях дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений.
Уточнены правила прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение. Если водитель его прошел, оказавшись трезвым, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автовладельца к месту остановки автомобиля.
ГИБДД уполномочено, в целях выявления правонарушителей на дороге, использовать не только свои камеры видеонаблюдения, но любые спецтехсредства, принадлежащие частным лицам.
Пассажиры, находящиеся в авто, также могут быть подвергнуты проверке документов.
Действия инспектора можно будет обжаловать в досудебном порядке, так что жалоб на затягивание процесса оформления протоколов и других материалов, от водителей больше не будет.
Водителям предоставляется право получать от госорганов уведомление через смс о том, когда будет рассмотрено их дело по ДТП.
При осуществлении надзора за дорожным движением, инспектор обязан ставить свою патрульную машину так, чтобы ее было хорошо видно водителям и пешеходам.
Обязанности сотрудника ГИБДД после остановки машины
Согласно новому регламенту, инспектор, остановив транспортное средство (независимо от причины остановки), обязан проделать ряд действий:
- Подойти к автомобилю — не «вразвалочку», а без промедления.
- Поздороваться с водителем и представиться, назвав свое Ф. И. О., специальное звание и должность.
- «Отдать честь», приложив правую руку к головному убору.
- Рассказать, зачем он остановил вас. Часто инспектор в ответ на недоуменный вопрос водителя отвечает: «А сами-то как думаете?» В этом случае стоит вежливо напомнить ему, что объяснять причину остановки — его обязанность, а не ваша.
- Неотъемлемое право водителя при остановке ДПС — потребовать у сотрудника служебное удостоверение. Можно не только рассмотреть данные инспектора, но и зафиксировать их для себя.
После выполнения всех перечисленных действий инспектор может предложить автомобилисту предъявить документы.
Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:
- Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
- Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
- Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.
Не нужно думать «ой, меня остановили, наверное, я что-то нарушил». Даже если вы действительно совершили правонарушение, согласно административному законодательству, вы невиновны, пока ваша вина не доказана. Вести себя нужно соответственно. Помните права водителя при остановке сотрудником ДПС — требуйте прямые доказательства вашей виновности независимо от того, что пытается инкриминировать вам инспектор.
Часто недобросовестные сотрудники берут водителей «на испуг». Не нужно поддаваться психологическому давлению — прямо на месте звоните по телефону доверия или в службу собственной безопасности. Нужные телефоны можно мгновенно найти в интернете или держать записанными на мобильном устройстве.
Составление протокола
Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.
В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.
Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.
Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.
КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!
Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!
И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.
Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.
Можно ли обжаловать постановление
Обжаловать постановление инспектора ГИБДД можно с этой целью водитель должен обратиться либо в вышестоящие инстанции ГИБДД, либо решать вопрос в судебном порядке. Если выбирается первый вариант, то доказать свою правоту будет сложно. Даже если водитель на самом деле не собирался убегать, связи полицейских со своими же могут повлиять на принятие решения. А в суд придется собирать больше подтверждающих документов.
Но и в первом, и во втором случае для объяснения неостановки можно назвать такие причины:
- Из-за большого количества авто не ясно, кого именно останавливали;
- На обочине стояло много авто, которые помешали заметить жесты инспектора;
- Действия, вынуждающие остановиться, были неверными или невыразительными.
- Ночью на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, также отсутствовал жезл, который святиться.
Но все эти факты должны быть подтверждены – либо показаниями свидетелей, либо данными с видеорегистратора.
Кто будет виноват в ДТП?
В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.
С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.
Когда водитель обязан пропустить машину со спецсигналом
В ПДД прописан порядок и перечень транспорта, которому необходимо уступить дорогу.
Преимущественное право движения имеют:
- полиция и ГИБДД;
- скорая помощь;
- противопожарная служба, МЧС;
- транспорт государственных органов.
Для обозначения своего преимущества указанным машинам разрешается использовать специальные сигналы:
- красный и синий используется ГИБДД;
- синий сигнал применяется на машинах полиции, следственного комитета, ФСБ, скорой помощи, военной полиции, а также противопожарной службы;
- синий проблесковый сигнал обычно мигает на автомобилях, используемых для перевозки высших эшелонов власти.