Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько можно получить по страховке при травмах в общественном транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России каждый перевозчик обладает определенной ответственностью перед каждым пассажиром, которого перевозит на конкретном виде транспорта. Это исходит из федерального закона о страховой ответственности. В этом законе есть множество важных и значимых положений, которые нужно брать в расчет.
Ответственность перевозчика за пассажира
1. Перевозчик, управляющий каким-либо пассажирским транспортом, несет полную ответственность перед каждым пассажиром во время поездки, причем это относится не только к определенному происшествию, но и даже к резкому торможению, которое может стать причиной нанесения вреда здоровью или жизни человека.
2. Если случится определенный страховой случай по вине перевозчика, в результате которого пассажиру будет нанесен вред, который подтвердиться медицинским заключением, то пострадавший может написать письмо страховщику, в котором будет содержаться заявление о предоставлении ему выплат. В этом письме нужно в деталях описать, каким образом был нанесен вред здоровью или имуществу пассажира, а также нужно приложить специальные документы, выступающие в качестве подтверждения получения этого вреда. Страховщик, который получает это заявление, должен зарегистрировать его в собственной регистрационной книге, а также должен рассмотреть документ.
Решение о предоставлении денежной компенсации или об отказе в ее передаче должно быть принято в течение одного месяца с начала получения заявления. Если будет отказано в деньгах, то решение должно быть обоснованным и подкрепленным документами. Обычно выплаты пассажирам при ДТП выдаются, поскольку если ими будет получен отказ, то они могут подать заявление в суд на страховую компанию, а судья обычно становится на сторону пострадавшего.
3. Каждый перевозчик пассажиров на определенном транспорте должен размещать на видном месте в этом транспорте детальные сведения о страховой компании, с которой у него заключен контракт. Пассажиры во время своей поездки на транспорте должны хорошо изучить эту информацию, а также желательно записать номер телефона фирмы и ее адрес, чтобы в случае необходимости знать, куда именно следует обращаться в результате причинения ущерба.
Обязательное страхование относится ко всем видам пассажирского транспорта, причем это касается не только судов, поездов и самолетов, но и городского и междугородного автотранспорта, который пользуется наибольшей популярностью среди пассажиров. При этом к транспорту причисляется любое средство, которое перевозит пассажиров от одной точки в другую, а также обладает определенной скоростью и конкретным маршрутом. Одновременно с этим должен выделяться уровень сервиса. При этом любой пассажир конкретного транспорта, независимо от своего материального положения или статуса имеет возможность получать выплаты в случае причинения ему вреда по вине перевозчика. Таким образом, страхование ответственности перевозчика пассажиров позволяет каждому клиенту конкретного вида транспорта чувствовать себя уверенно и защищенно во время поездки.
Почему не все перевозчики связываются со страховыми компаниями?
Даже не смотря на то, что существуют определенные карательные меры в отношении перевозчиков, которые не желают связываться со страховыми организациями, все равно в стране есть огромное количество перевозчиков, которые не застраховывают свою обязанность перед пассажирами. В первую очередь это обусловлено тем, что государственные органы, в обязанности которых входит контролировать данный момент, не справляются с поставленными задачами. Также пассажиры на сегодняшний момент являются достаточно малограмотными, поэтому даже не знают о том, что следует покупать билеты только на те транспортные пассажирские средства для перевозки, у которых заключён контракт со страховыми компаниями.
В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале сайт.
Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.
Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?
Особенности страхования в общественном транспорте
Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.
Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.
Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.
Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей. Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.
В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли. Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.
Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.
Ответственность фирмы-перевозчика
В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.
Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.
ОСГОП – что такое и чем поможет?
Не всякая травма подлежит компенсации, но важно понимать: любой пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая считается застрахованным с той минуты, когда переступил порог салона транспорта.
В соответствии с федеральным законом, российский общественный транспорт подчиняется системе ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Любой перевозчик обязуется страховать свою ответственность за дорожно-транспортные происшествия в страховой службе, а каждый пользующийся транспортными услугами человек вправе надеяться на выплаты в случае ущерба его здоровью. К системе страхования не относятся такси, электропоезда и метро – они подчиняются иным законодательным актам.
Какие документы необходимы для компенсации за ДТП?
Центробанк РФ издал специальное указание, содержащее список необходимой документации, чтобы получить страховую выплату по ОСГОП.
- Заявление на выплату страхового возмещения. Тут следует указать число, время и место аварии, название перевозчика, реквизиты для денежного перевода.
- Ксерокопия паспорта пострадавшего либо любой документ, удостоверяющий личность (к примеру, военный билет или водительское удостоверение).
- Документы, полученные от сотрудников органов правопорядка – копии протокола об административном правонарушении или постановление о прекращении делопроизводства. Их выдаст ГИБДД после того, как будут выяснены необходимые детали и выздоровеют все потерпевшие.
- Справки – подтверждение вреда здоровью. Их выдаст медик в общем порядке.
- Справка о произошедшем в транспорте событии. Эту бумагу оформляют на основании приказа Министерства транспорта РФ. С вашей стороны достаточно уведомления, что данная справка нужна. Контакты перевозчика вы можете посмотреть в самом транспортном средстве или спросить у сотрудников дорожной инспекции. Выдать вам справку – обязанность перевозчика, а не право.
Какие документы потребуются
Важно! Чтобы страховая компания приняла решение о начисление компенсации, потребуется подготовить пакет бумаг:
- заявление, которое составляется в письменной форме. Информация излагается в свободной форме. Обязательно нужно указать обстоятельства происшествия, вид транспорта, причины аварии, регистрационный номер, характер травм и так далее;
- документ, устанавливающий личность заявителя. Если наступила смерть в результате ДТП, то предоставляется паспорт родственника погибшего лица;
- письменное отражение происшествия со стороны перевозчика или представителя такового. Заменить такой документ может справка со стороны скорой помощи или ГИБДД;
- список имущества, которое было утрачено в результате ДТП. При этом следует отразить все характеристики: вес, стоимость и так далее.
- заключение экспертной комиссии, если привлечение таковой требовалось для оценки трудоспособности пострадавших лиц;
- личные данные свидетелей аварии, а также показания таковых, чтобы можно было использовать информацию как доказательство;
- билеты или иные документы, которые подтверждают факт осуществления проезда на конкретно установленном общественном транспорте;
- чеки, отражающие расходы на лечение и лекарственные средства;
- медицинские документы, которые устанавливают характер травм, причины и время получения таковых.
Процедура расследования ДТП с пострадавшими.
Поскольку страховые компании могут ставить отдельные условия реализации процедуры возмещения, то перечень документов следует уточнять в конкретной организации.
Страховщик наделяется правом проведения дополнительного расследования, чтобы установить обстоятельства дорожного происшествия, причины получения травм пассажирами и так далее.
Медицинское освидетельствование
В зависимости от состояния здоровья, потерпевший может обратиться в больницу или отправиться туда на карете скорой помощи. Обязательно нужно уведомить врачей, что травма была получена вследствие ДТП. В таком случае полиция и скорая помощь будут сотрудничать между собой. Это позволит как можно быстрее получить документы на компенсацию потерпевшему. Полиция будет добавлять к делу справку о здоровье пострадавшего.
Врачи выдают только справку при обращении пострадавшего в больницу. В ней должно быть указано, что потерпевший получил вред здоровью именно в результате дорожно-транспортного происшествия. Эту справку ему выдадут после выздоровления, потому что могут быть осложнения. Например, сотрясение мозга. Этот случай будет компенсироваться страховой компанией.
Какие документы потребуются?
- Письменное заявление в страховую компанию в произвольной форме о выплате возмещения, в котором нужно подробно изложить суть, обстоятельства, характер причинения вреда (здоровью, жизни, имуществу), время, место и дату события, вид транспортного средства и его номер, рейс (маршрут следования), наименования перевозчика. Реквизиты банковского счета для перевода денег.
Подкрепляем его документами (их полный перечень утвержден Постановлением Правительства №1378 от 22.12.2012 г.) со сведениями о произошедшем инциденте, его обстоятельствах, информацией о потерпевшем, о степени и характере повреждения здоровья или имущества.
- Паспорт пассажира, потерпевшего в ДТП, или его близких (в случае смерти).
- Документ, составленный самим перевозчиком или его уполномоченным лицом, в котором зафиксирован факт и обстоятельства произошедшего события и вред в отношении потерпевшего. В случае отсутствия такого документа предоставляется справка скорой помощи об оказании медицинской помощи, о наличии травм и степени их тяжести, справка ГИБДД, подтверждающая ДТП при перевозке и наличии пострадавших.
- Перечень утраченного (поврежденного) имущества пассажира с указанием его веса и стоимости, которые указываются приблизительно, если отсутствуют чеки на их покупку и багажная квитанция.
- Заключение экспертизы (если таковое имеется) о полной или частичной утрате трудоспособности, установлении инвалидности и другие документы.
Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.
В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.
Требование выплаты по полюсу ОСАГО и КАСКО
Потерпевший либо лица, получившие право требования возмещения вреда, могут обратиться с требованием выплаты страхового возмещения в страховую компанию в которой была застрахована ответственность причинителя вреда по полису ОСАГО, а также по полису КАСКО, в случае если его условиями застрахована ответственность перед третьими лицами. Кроме того, при обращении в суд с исковыми требованиями непосредственно к причинителю вреда страховую компанию нужно привлечь как соответчика. Если страховая компания истцу не известна, исходя из сложившейся практики работы по таким делам, причинитель вреда сообщает такую информацию суду, ходатайствуя о привлечении страховщика к участию в деле. Привлечение страховщика соответствует интересам потерпевшего, т.к. дает дополнительные гарантии исполнения решения суда о взыскании суммы причиненного вреда.
Закон о страховании в общественном транспорте
Порядок страхования и выплаты компенсаций на случай ДТП при поездках в общественном транспорте регулирует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП).
Внимание! Страхуется каждый пассажир маршрутки, трамвая, троллейбуса, метро и так далее. При этом компенсация возможна не только в результате причинения вреда ДТП, но и в иных ситуациях (падение при выходе, при резком торможении и так далее).
Оформления страхования пассажиров – прямая обязанность транспортной компании. Данное правило не распространяется только на таксистов. В качестве меры ответственности за отсутствие страховки транспортная компания может быть оштрафована.
Кроме того, выплаты компенсации также не избежать, только осуществляться таковая будет не через страховую компанию, а из личных средств перевозчика.
Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?
Как же узнать, куда обращаться с собранными бумагами
В общественном транспорте должна размещаться информация о том, имеется ли страховка у конкретного перевозчика, какая компания обслуживает такового и точный номер соглашения о страховании, чтобы в случае чего пассажир мог сразу получить необходимую для получения компенсации информацию.
Если в салоне информации нет, то можно обратиться в транспортную компанию. Отказать в предоставлении сведений гражданину не могут, особенно если страховой случай, а именно дорожно-транспортное происшествие все-таки случилось.
Еще один вариант – использование сайта Национального союза страховщиков ответственности, но для этого потребуется регистрационный номер общественного транспортного средства.
Важно! Когда информация о страховщике отсутствует ввиду неоформленного договора обязательного страхования, то порядок взыскания компенсации будет тем же: сначала подается заявление перевозчику, а далее, если поступит отказ, или претензия будет проигнорирована, можно обращаться в судебный орган с исковым заявлением.
Поскольку законодатель предусматривает санкции на случай отсутствия обязательной страховки ответственности у транспортных компаний, наличие таких соглашений у конкретных перевозчиков растет, что повышает уровень безопасности и дает гарантии в случае чего получить положенную сумму возмещения.
Обязательная автостраховка
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика ).
Ответственность фирмы-перевозчика
В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.
Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.