Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на ЕСХН: кто и как может воспользоваться аграрным спецрежимом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.
Особенности, плюсы и минусы
Основной особенностью сельхозналога является его узкая специализация — он предназначен для сельхозпроизводителей, которые получают от этой деятельности не менее 70 % от дохода. Также его отличает выгодный механизм расчета налога — низкая ставка, которая применяется к прибыли, а не к доходу:
Параметр / Режим | Ставка налога | База |
---|---|---|
Общая система | 20 % | Доходы минус расходы |
УСН доходы | 6 % (8 %)* | Доходы |
УСН доходы-расходы | 15 % (20 %)* | Доходы минус расходы |
Патент | 6 % | Потенциальный доход, установленный органами власти |
ЕСХН | 6 % | Доходы минус расходы |
Порядок применения ЕСХН,
исчисления и уплаты налогов, учета доходов (расходов) и представления отчетности в налоговые органы регулирует глава 26.1 Налогового кодекса РФ.
ЕСХН можно применять с момента создания фирмы или регистрации ИП. Переход на ЕСХН или добровольный возврат к иным режимам налогообложения возможен только с начала календарного года.
Возможность применения ЕСХН ограничивается. Главное условие — удельный вес доходов от сельскохозяйственной деятельности должен быть более 70 %. Объект налогообложения при ЕСХН — доходы минус расходы. Налоговая ставка – 6 %.
Уплата налога осуществляется ежегодно в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. В этот же срок сдается налоговая декларация. Кроме того, налогоплательщики вносят авансовый платеж за полугодие в срок не позднее 25 числа месяца после истекшего полугодия.
В данной рубрике находятся материалы, посвященные нормативному регулированию и особенностям применения ЕСХН, учету доходов и расходов, расчету единого налога и составлению отчетности, в том числе в решениях 1С.
Есть ли ограничения введения ЕСХН?
Перейти на ЕСХН могут только предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственных товаров. Для компаний, которые осуществляют лишь их переработку, такой переход невозможен.
Показатели удельного веса товарооборота также накладывают рамки на возможность введения данного налога. Они должны больше 70% от суммарного показателя реализации товара.
При несоблюдении правила о проценте дохода следует уведомить об этом налоговое представительство и оформить переход на общую систему налогообложения (ОСНО). Сделать это необходимо в течение 15 дней после окончания налогового периода. В такой ситуации возможность перехода на специальный режим налогообложения считается невозможной с открытия нового налогового периода.
Расчет и платежи по ЕСХН
В конце каждого отчётного периода подводятся итоги, рассчитывается ЕСХН для уплаты: ставка налога * налоговая база, где база — уменьшенные на размер расходов доходы в денежном выражении (ст. 346.6). Уплата производится не позже 25 календарных дней с последнего дня отчётного полугодия. Прибыль с расходами рассчитываются нарастающим итогом с начала календарного года.
За налоговый период уплачивать ЕСХН сельхозпроизводители обязаны до 31 марта, идущего за этим периодом. ИП производят оплату всех платежей по месту своего жительства, а организации — по месту своего нахождения. За задержку подачи налоговой декларации налагается штраф. При частичной уплате или неуплате сумм сборов плательщики штрафуются (НК РФ, ст. 119 и 122), если отсутствуют налоговые правонарушения.
Затраты при подведении итогов за налоговый период могут оказаться больше прибыли. В таком случае налоговую базу снижают до размера убытков, понесённых в прошедшем периоде не превышая 30%. Если размер убытков за прошедший календарный год больше, остаток суммы переносят на следующий налоговый период.
Перейти на этот режим налогообложения для сельхозпроизводителей при соответствии всем критериям можно, подав уведомление по форме № 26.1–1 (ст.346.3, п. 2). В нём указывается обязательно доля прибыли от реализации произведённой сельхозпродукции в суммарном объёме дохода от работ, услуг. Для этого установлены следующие сроки:
- месяц с момента регистрации организации или ИП;
- до 31 декабря — в остальных случаях.
Работающие продолжительное время в этой сфере встать на учёт как плательщики ЕСХН смогут уже только с наступающего календарного года. Если производители сельхозпродукции не известили вовремя налоговые органы о решении перейти на новый режим налогообложения, они не имеют права его применять. Перевестись на систему налогообложения по ЕСХН также не могут:
- производители подакцизных товаров;
- те, кто занимается игорным бизнесом;
- государственные учреждения бюджетного, казённого, автономного типа.
По истечении годового срока аграрии и хозяйственники могут продолжить в наступающем году применять ЕСХН на установленных условиях. Во-первых, если отсутствовали нарушения по п. 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 (о критериях). Во-вторых, если у только что зарегистрированных и перешедших на ЕСХН не было доходов за первый налоговый период.
Каждый сельхозпроизводитель обязан своевременно уведомлять налоговую службу о прекращении своей деятельности в качестве сельхозпроизводителя (при несоответствии установленным кодексом критериям) в течение 15 последующих рабочих дней. Тогда декларация подаётся в следующем же месяце не позже 25 числа, а также проводится перерасчёт за весь календарный год согласно общему налогообложению. Возврат к ОСНО осуществляется также на добровольной основе.
Последние изменения в налоговое законодательство вносились в июне 2016 г. Они касаются статей 346.2 и 346.3. Согласно им право применять ЕСХН будет предоставляться отдельным категориям сельхозпроизводителей. К ним причисляют тех, кто оказывает дополнительные услуги в производстве с/х культур, а также послеуборочном обрабатывании сельхозпродукции (ФЗ № 216 от 23 июня 2016 г.).
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
- Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
- Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
- Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
- По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.
Какая ответственность предусмотрена за налоговые нарушения?
Нарушение | Наказание |
---|---|
Задержка подачи декларации на срок более 10 рабочих дней | Штраф в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей |
Задержка платежа | Пени за каждый день просрочки. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной в неполном объеме либо частично суммы взноса, либо налога |
Неуплата налога | Штраф в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога |
Учет и отчетность ИП и организаций на ЕСХН
Организации, исходя из показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основе главы 26.1 Налогового кодекса РФ, должны вести бухгалтерский учет.
ИП на ЕСХН должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. В Приказе Минфина России от
Причем, если КУДиР при ЕСХН планируется вести на бумажном носителе, она должна быть заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа до начала ее ведения. Если КУДиР велась в электронном формате, то после ее выведения на бумажные носители она по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Сроки и порядок подачи декларации по ЕСХН отражены в статье 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации.
Декларацию по ЕСХН ИП и организациями подается в налоговый орган не позже 31 марта (года, следующего за истекшим налоговым периодом) один раз в год.
Пп.2 п.1 ст. 346.10 НК РФ определено, что в случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена.
Образец декларации ЕСХН утвержден приказом ФНС 28 июля 2014 года за № ММВ-7-3/384 @.
С 2014 года в декларацию ЕСХН дважды были внесены изменения Приказом ФНС РФ 01.02.2016 года и Приказом ФНС РФ от 18.12.2000 № ЕД-7-3/926@.
Предлагаем вам скачать актуальную форму декларации ЕСХН 2022 года по ссылке внизу статьи.
Авансовый платеж в 2022 году необходимо оплатить до 25 июля 2022 года (так как 25 июля 2022 — рабочий день понедельник. Остаток налога ЕСХН оплачивается по итогам работы за календарный 2021 год в срок до 31 марта 2022 года, а за 2022 год в срок до 31 марта 2023 года.
Основные достоинства ЕСХН
Первое очевидное преимущество ЕСХН заключается в том, что данная система имеет самую щадящую налоговую нагрузку. Для того чтобы оценить данную особенность режима, следует сравнить налоговую базу и ставку ОСНО и Упрощенной системы. Сельскохозяйственный налог не сравнивается с Единым налогом на вмененную стоимость, так как он не предусматривает учет расходов и доходов.
Элемент системы |
УСН «Доходы минус расходы» |
УСН «Доходы» |
ОСНО |
ЕСХН |
Налоговая ставка |
От 5 до 15% (зависит от конкретной местности) |
6% |
20% |
6% |
Налоговая база |
Денежный эквивалент доходов за вычетом понесенных расходов |
Денежный эквивалент доходов |
Денежный эквивалент полученной прибыли (доходы минус расходы) |
Денежный эквивалент доходов минус расходы |
Кто не может применять ЕСХН
Ограничения для ИП и организаций на ЕСХН выглядят таким образом:
- Сельскохозяйственный налог не имеют права использовать производители подакцизной продукции.
- Чтобы остаться на ЕСХН или же перейти на Единый сельскохозяйственный налог, физическое или юридическое лицо должно соответствовать главному требованию: доход от реализации сельхозпродукции или улова должен составлять не менее 70% от общей суммы дохода. В противном случае это будет невозможно.
- Для того чтобы применять данный режим необходимо, чтобы серднегодовая численность ИП и рыбохозяйственных организаций не превышала трехсот человек. Под данное требования не подпадают сельхоз организации.
Какие налоги заменяет ЕСХН?
Как и любой льготный режим, ЕСХН заменяет выплату определенных налогов, а именно:
Для организаций:
- Налога на прибыль (за исключением налога с дивидендов и определенным долговым обязательством);
- Налога на добавленную стоимость (за исключением импорта товаров в Россию, а также при выполнении договора доверительного управления имуществом);
- Налога на имущества.
Следует также отметить, что все юридические лица могут оплачивать налоги только при помощи безналичных операций. Именно поэтому организациям обязательно нужно отрыть расчетный счет.
Для Индивидуальных предпринимателей ЕСХН является альтернативой:
- Налога на доходы физических лиц;
- Налога на добавленную стоимость (за исключением тех же случаев, что и для организаций);
- Налога на имущество.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Однако, по нашему мнению, финансовое ведомство не учитывает, что НДС по этим расходам и не должен был быть учтен в 2021 году, пока объект недвижимости не был введен в эксплуатацию.
В подтверждение можно привести позицию самого Минфина, правда, касающуюся применения другого спецрежима – УСНО. В данном случае можно использовать его сходство с уплатой ЕСХН в той части, что «упрощенцы», как и плательщики ЕСХН до 2021 года, не являются плательщиками НДС, а сам налог, предъявленный поставщиками, они тоже учитывают в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Из Письма Минфина России от 17.02.2014 № 03‑11‑09/6275 прямо следует, что для учета НДС в расходах на спецрежиме должны быть выполнены два условия, до наступления которых налог учесть нельзя:
- НДС оплачен поставщику;
- соответствующие затраты учтены в расходах.
Так, финансисты указали, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.
17 НК РФ расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при налогообложении по мере реализации указанных товаров.
Расчет ЕСХН, на первый взгляд, не вызывает затруднений, поскольку предусматривает применение всего одной незамысловатой формулы: нужно вычесть из полученных доходов оплаченные расходы и умножить на ставку налога.
Однако не стоит обольщаться видимой простотой и не соблюдать должной осмотрительности при расчете сельхозналога.
Чтобы проиллюстрировать расчетные нюансы сельхозналога, рассмотрим пример расчета ЕСХН и разберем ошибки бухгалтера.
ООО «Полевод» начало предпринимательскую деятельность в качестве сельхозтоваропроизводителя с 2015 года, применяя ранее ОСНО. На момент перехода на спецрежим в бухучете ООО «Полевод» числится сельхозтехника остаточной стоимостью 240 000 руб. и сроком полезного использования 5 лет.
В течение 2015 года покупатели выплатили фирме за зерно 1 540 000 руб. Фирмой оплачены следующие расходы:
- зарплата основных рабочих, вспомогательного персонала и АУП (включая страховые взносы) — 420 000 руб.;
- оплата ГСМ и прочие материальные расходы — 180 000 руб.;
- взносы на добровольное страхование урожая от засухи — 40 000 руб.;
- арендные выплаты — 240 000 руб.;
- выплата контрагенту неустойки за опоздавшие поставки — 30 000 руб.;
- расходы на оплату канцелярских принадлежностей — 25 000 руб.;
- оплаченная стоимость сертификата качества — 50 000 руб.
В 1-м полугодии (это отчетный период по ЕСХН) расходы превысили доходы, поэтому авансовый платеж ООО «Полевод» не уплачивало.
Бухгалтер рассчитал ЕСХН по итогам года следующим образом:
- посчитал полученные на расчетный счет и в кассу деньги от реализации продукции доходы (Д):
(Д) / 1 540 000 руб.;
- определил расходы (Р) следующим образом:
Р = (420 000 + 180 000 + 40 000 + 240 000 + 30 000 + 25 000 + 50 000 + 240 000) = 1 225 000 руб.
- рассчитал сельхозналог (СН) исходя из ставки 6% (ст. 346.8 НК РФ) по формуле (ст. 346. 9 НК РФ):
СН = (1 540 000 – 1 225 000) × 6 / 100 = 18 900 руб.
При этом бухгалтер допустил в расчете несколько ошибок, в результате чего сельхозналог был занижен. Об этом расскажем в следующем разделе.
Применять единый сельскохозяйственный налог можно сразу после регистрации ИП. Также на него можно перейти с другой системы.
Если вы регистрируете ИП, то в течение 30 дней вы должны подать в налоговую уведомление (ст. 346.3.НК РФ). Если же вы уже ведете деятельность и решили сменить налоговую систему, то пользоваться ЕСХН вы можете начать только со следующего года (ст. 346.3. НК РФ), сообщить об этом в налоговую нужно до 31 декабря. Значит, чтобы перейти на ЕСХН в 2021 году, вам нужно отправить документ до конца 2018 года.
Форма уведомления перехода на ЕСХН утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 ММВ-7-3/41.
Чтобы перейти на ЕСХН в 2021 году, вам нужно отправить уведомление в налоговую до конца 2021 года.
Об условиях применения освобождения
В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.
Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] . Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193‑ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193‑ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3. Аналогично высказался и Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03‑05‑05‑04/08 [5] .
То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [6] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:
– сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193‑ФЗ;
– крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74‑ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В настоящее время действуют Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации [7] (далее – Методические рекомендации), которые, как поясняется в Письме Минфина России от 16.06.2006 № 03‑06‑04‑04/24, не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами.
На основании п. 17.3 Методических рекомендаций налоговые органы для проверки правомочности применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ должны требовать представления в налоговый орган в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя расчета стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции [8] .
Однако доля произведенной сельскохозяйственной продукции для подтверждения данного статуса рассчитывалась на основании Федерального закона № 193‑ФЗ. Но так как этот статус в настоящее время правильно определять в соответствии с Федеральным законом № 264‑ФЗ, то и в обозначенном расчете следует указывать объем не произведенной сельскохозяйственной продукции, а реализованной.
Здесь же налоговики обращают внимание на то, что учет произведенной сельхозпродукции должен вестись по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья». Ведомство дает понять, что использование таких форм обязательно для применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Но Методические рекомендации были выпущены задолго до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», в п. 4 ст. 9 которого установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению. Кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [9] .
То есть теперь необязательно при учете сельскохозяйственной продукции применять именно унифицированные формы. Но согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно все же взять унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включаются в них по необходимости.
Во всяком случае, использование унифицированных форм ��о учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.
Сельхозпроизводители (ИП и ООО) в последние несколько лет неохотно используют ЕСХН. Разберемся, почему это происходит.
Во-первых, ЕСХН освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, по статистике, большая часть контрагентов фермерских хозяйств – крупные компании, использующие ОСНО. Сделки между плательщиками и неплательщиками НДС становятся неудобными из-за сложной отчетности и невозможности сделать возврат НДС.
Во-вторых, ставка НДС на сельхозпродукцию сейчас составляет всего 10%. А возместить этот налог можно по общей ставке 18%. Например, фермер продает пшеницу с НДС 10% и покупает трактор с НДС 18%. Выгода использования ОСНО в этом случае очевидна.
В-третьих, налог на имущество весьма невелик, а с 2013 года действует еще одна льгота – нулевая ставка на движимое имущество. Поэтому выгода при использовании ОСНО в некоторых случаях перевешивает ее недостатки.
Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.