Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ ответственных за экологическую безопасность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Сроки хранения документов по экологии в организации
- Постоянному хранению подлежат:
- планы мероприятий по охране окружающей среды;
- экологический паспорт объекта;
- экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
- годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
- заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
- схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
- разрешения на выброс загрязняющих веществ;
- годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
- предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
- акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
- паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
- технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Кому необходимо разрабатывать ПЭК?
Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.
Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.
Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.
Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
- загрязнение вод;
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение морской среды;
- нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
- порча земли;
- нарушение правил охраны и использования недр;
- незаконная добыча водных животных и растений;
- нарушение правил охраны рыбных запасов;
- незаконная охота;
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
- незаконная порубка деревьев и кустарников;
- уничтожение или повреждение лесов;
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- экоцид.
Экозащитная техника и технологии
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
Экологическая отчетность 2021
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
- 31 Января 2021 13:01:29
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработка нормативов, получение разрешений (1723) От: Глеб Ерилин - 30 Января 2021 17:12:08
Статотчетность по ООС (1259) От: dalay - 30 Января 2021 00:58:57
Налоговые льготы (56) От: TatYana - 29 Января 2021 21:10:08
ПОДы (1825) От: Maksim&K - 29 Января 2021 12:10:28
Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (5841) От: Otshelnik44 - 29 Января 2021 08:48:19
Обсуждение разрабатываемых, изменяемых НПА и ТНПА (640) От: Мария - 29 Января 2021 00:21:45
Вывоз отходов, перевозка, заполнение сопутствующих документов (1229) От: TatYana - 29 Января 2021 00:21:24
Инструкция по обращению с отходами (1920) От: TatYana - 28 Января 2021 20:55:57
Указ 313 (Указ 16) (153) От: dalay - 28 Января 2021 18:31:19
Принимаем на переработку (принимаем отходы) (40) От: Otshelnik44
- 19.03.2019
Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2». - 13.03.2019
Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения - 13.03.2019
Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов - 13.03.2019
Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод - 13.03.2019
Учитываем поверхностные стоки.
Экологические платежи / 12:00 26 августа 2019
Обновлена форма отчета в Росприроднадзор об отходах производства
Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
Сроки сдачи сведений за 2020 год не изменились. Плату также необходимо внести до 1 марта, а до 10 марта — представить отчет. Однако определять ее следует по-новому:
-
Способ расчета авансов на следующий год указывают в Декларации НВОС — смотрите приказ Минприроды РФ от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления Декларации…». Документ вступил в силу 15 января 2021 года, и его нужно учитывать при сдаче отчетности за 2020 год.
-
Расчет платы за НВОС производят по новым коэффициентам, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 г. — с изменениями от 17.08.2020 г. Некоторые из них выросли в 4-5 раз.
-
Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 г. N 1393 изменяет ставки платы за НВОС. Их определяют по показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 на 2018 год, и применяют повышающий коэффициент 1,08. Ставка платы за пыль каменного угля составляет 61 руб. за тонну.
-
Переплату за НВОС разрешено учитывать не только за предстоящий отчетный период, но и перенести на будущие периоды — смотрите Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 г. № 857.
Приказы по охране окружающей среды на предприятии
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.
Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
- все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
- возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
- невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
- без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
Требования экологической безопасности
Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.
К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.
Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.
Инструкция по обращению с отходами
Сколько видов отходов вы знаете? Стекло, бумага, пластик? Или бытовые и производственные? На самом деле видов отходов очень большое количество, и каждый из них должен правильно утилизироваться. А еще они подразделяются на опасные и безопасные отходы. Чтобы выполнять хранение, учёт и утилизацию по букве закона, для этого и составляются инструкции по обращению с отходами.
Любая документация должна опираться на следующий регламент:
- Правила обращения с отходами регламентированы:
- федеральными законами;
- санитарными нормами и правилами (СанПиН);
- региональными и местными нормативными актами в сфере действий с мусором.
Инструкция — правила и рекомендации, которые требуется выполнять при работе, связанной со сбором, временным хранением, доставкой, переработкой, захоронением мусора разных категорий опасности.
Документ содержит пункты, которыми обусловлены:
- схема обращения с отходами;
- специфика хранения использованных материалов;
- учёт мусора;
- передача отбросов на переработку или уничтожение.
ГРОРО — государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород, другое).
Цель создания реестра, это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.
Что входит в пакет документов:
- Как называется объект, который планируется регистрировать.
- С какой целью создается – для хранения или утилизации (захоронения) отходов разного типа.
- С какими видами отходов работает региональный представитель или индивидуальный предприниматель. Перечисляются все виды отходов с указанием кодов.
- Географическое положение регистрируемой территории.
- Название населенного пункта, находящегося поблизости.
- Заключение о воздействии на природную среду.
- Порядковый номер полигона (в каждом регионе ведется подсчет).
- Информация об организаторе объекта (организации или частном лице).
Все это отправляется на рассмотрение в Росприроднадзор, если пакет документов собран верно, то организации присваивается номер и документы принимаются.
Если находятся не точности в оформлении или документы собраны не в полном объеме, об этом уведомляет сотрудник Росприроднадзора официальным письмом. На устранение неточностей дается 10 дней.
Важным момент! Услуга регистрации в реестре предоставляется бесплатно.
Чтобы узнать включен ли ваш объект в реестр, достаточно зайти на официальный сайт Росприроднадзора.
Не все участки можно регистрировать в государственном реестре. Под запретом находятся такие территории, как:
- территории, которые выведены из эксплуатации;
- объекты, которые расположены на территориях, запрещенных для утилизации отходов согласно федеральным законам;
- полигоны с размещенными радиоактивными элементами;
- организованные скотомогильники.
Обучение по экологии руководителей и специалистов. Периодичность обучения
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
- Вступила в силу Программа ПЭК по новому приказу Минприроду №74
- Экологические проекты, которые нужно продлевать
- Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю перед встречей с инспектором Росприроднадзора?
- Экологические платежи
- Кто обязан разрабатывать проект СЗЗ предприятия?
- Согласно пункту 1 статьи 73 ФЗ №7 от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ №89 24 июня 1998 «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
- В настоящее время Минприроды России прорабатывает вопрос о внесении изменений в ФЗ № 273, в части дополнения перечня типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
- Ведётся работа по подготовке проектов приказов Минприроды России «»Об утверждении» и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности» и «»Об утверждении» типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
- в структуру ГК «ЭКО ЦЕНТР» входит лицензированный центр профессиональной подготовки — ЧУ ДПО «ЦРП», имеющий надежную репутацию и осуществляющий деятельность с 2005 года;
- документы о прохождении обучения не вызовут вопросов у представителей органов надзора, так как образовательный центр ведет свою деятельность полностью в рамках законодательства РФ;
- для удобства обучаемых возможны как очная, так и дистанционная форма профессиональной подготовки;
- обучение проводится с использованием актуальных методических материалов, разработанных с учетом практического опыта работы ГК «ЭКО ЦЕНТР»;
- образовательный центр располагает высококвалифицированным преподавательским составом, который в процессе обучения не просто излагает сухую теорию, но и отвечает на вопросы слушателей, подсказывает пути выхода из проблемных ситуаций, дает советы по оптимизации экологического менеджмента;
- в процессе выполнения договора на образовательные услуги мы действительно проводим обучение, а не только берем за него деньги;
- в стоимости работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
- необоснованная стоимость в связи с длинной цепочкой посредников;
- номинальное обучение с выдачей удостоверения без надлежащей регистрации — такое удостоверение гарантированно вызовет вопросы со стороны органов надзора;
- отсутствие у образовательной организации лицензии на проведение обучения или наличие лицензии с приостановленным сроком действия, то есть банальный обман, с которым, к сожалению, все чаще сталкиваются представители бизнес-сообщества в погоне за экономией денежных средств;
- недостаточные квалификация и опыт специалистов, проводящих обучение — не обладая практическими знаниями в области экологии можно не научить, а дезориентировать слушателей, что в итоге может привести к значительным штрафным санкциям.
Правовые основы
- Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 15)
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 73)
Результат работ
- Документы установленного образца о прохождении обучения
Срок действия
- Бессрочно
Ответственность
- ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
Слайд 13: Государственная статистическая отчетность
В соответствие с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения. Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения: — № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; — № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»; — № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»; — № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»; — № 2-тп ( водхоз ) «Сведения об использовании воды»; — № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
5.3.1. Главный инженер обязан:
- обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
- осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
- обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
- контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
- организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
- обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
- контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
- организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
- осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.