Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платёжное поручение для единого налогового платежа с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году произошли некоторые изменения в части уплаты страховых взносов. С этого года данные взносы во внебюджетные фонды перешли под полный контроль налоговой службы, а это значит, что изменился и получатель платежа. Такие изменения несут в себе не только основные функциональные значения, а также отразились и на технических моментах, в частности были скорректированы статусы плательщика в платежном поручении.
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Общие принципы заполнения платежного поручения
В целом заполнение платежного поручение – процесс достаточно простой и не занимает много времени. Самое главное внимательно и максимально корректно заполнить все необходимые поля.
Номер поля | Наименование | Описание |
60 / 61 | ИНН плательщика / ИНН получателя | В данных полях указывается ИНН, при этом для физических лиц заполнение данного поля не является приоритетным, если указан СНИЛС или другой идентификационный код |
102 / 103 | КПП плательщика / КПП получателя | Код причины постановки на учет по своей сути является частью ИНН и выдается при регистрации юридического лица, поэтому для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в данном поле указывается нуль |
8 / 16 | Плательщик / Получатель | Здесь указываются полное наименование организаций для юридических лиц и ФИО для физических лиц и индивидуальных предпринимателей |
10 / 13 | Банк плательщика / Банк получателя | Необходимо указать полное наименование банков, которые производят операцию по перечислению средств |
101 | Статус плательщика | В зависимости от того кто производит платеж и с какой целью в данном поле должен быть указан соответствующий код |
104 | КБК | В данном поле необходимо указать код бюджетного классификатора, в котором зашифрован уровень бюджета, а также назначение платежа |
105 | ОКТМО | В данном поле необходимо указать код классификатора муниципального образования |
106 | Основание платежа | Здесь необходимо указать аббревиатуру причины, по которой производится данный платеж |
21 | Очередность платежа | При произведении нескольких различных платежей или взысканий, если такие есть, банк проставляет код очередности платежа в зависимости от их значимости |
Распространенные вопросы и ответы на них
Вопрос №1. Будут ли начисляться штрафные санкции при предоставлении уточненного платежного поручения?
Ответ: В случае нарушения сроков погашения обязательств перед государственными органами будут в обязательном порядке начислены пени за каждый день просрочки. При выявлении объективной причины — почему денежные средства не дошли до адресата, в том числе и указание некорректных данных в платежном поручении, пени будут начисляться до момента принятие налоговыми органами решения о зачислении денег в счет погашения задолженности. Единственное что может избежать налогоплательщик это уплаты штрафа за умышленное нарушение законодательства в данной части.
Вопрос №2. Надо ли вести журнал платежных поручений?
Ответ: В рамках ведение бухгалтерского учета все документы должны быть упорядочены и это знает каждый бухгалтер. Платежные поручения являются правовым подтверждением факта погашения обязательств перед бюджетными организациями. В нашем законодательстве не утверждена форма журнала учета платежных поручений, но вести его организации обязаны в любой удобной форме.
Изменения в статусе составителя в платежном поручении в 2022 году
В текущем году при заполнении поля 101 в платежном поручении нас ожидают три нововведения. Учитывая это, крайне важно не допустить ошибку при заполнении реквизита. В случае неправильной кодировки денежные средства зачисляются на счет Федерального казначейства со статусом «невыясненный платеж», а налогоплательщику могут быть выставлены санкции за неуплату налога или сбора.
В 2022 году изменяется перечень кодов статусов, который был утвержден Минфином 12.11.2013 года приказом № 107н:
- январь 2022 – внесены уточнения в список статусов;
- июль 2022 – список дополняется номером 29 (политическая партия);
- октябрь 2022 – отменяется ряд кодов.
Что делать, если была допущена ошибка
Расчетные документы с разными статусами плательщика сотрудники налоговой службы разносят на разные лицевые счета. Если поле «101» будет заполнено неправильно, то деньги зачислятся в счет другого платежа, по которому у отправителя может и не быть долга, при этом «нужный» платеж останется непогашенным.
Например, если юридическое лицо при переводе налоговых отчислений за своих сотрудников укажет код «01», то у фирмы в качестве налогоплательщика возникнет переплата, а в роли налогового агента – недоимка, на которую будут начислены пени и штрафы.
Важно: неверное обозначение статуса плательщика при заполнении платежного поручения относится к некритическим ошибкам, за исключением перечислений НДС и НДФЛ. В остальных случаях главное верно указать код бюджетной классификации и назначение платежа.
Ошибка может быть замечена самим плательщиков или налоговой службой.
В первом случае нужно составить заявление в свободной форме указав:
- наименование плательщика;
- адрес компании;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- КПП;
- основной государственный регистрационный номер;
- ошибку, которая была допущена.
Заявление отправляется в налоговую вместе с копией ошибочного документа. После получения заявки на уточнение статуса, будет проведена проверка всех налогов и взносов вашей компании. В течение 10 дней с момента получения заявления, вас уведомят о принятом решение.
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически в него вносят изменения.
Так, с 01.10.2021 приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н упразднены коды:
Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».
Также с 01.10.2021 исключены следующие статусы:
При этом появились новые статусы:
Ранее приказом Минфина от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 были обновлены 2 статуса плательщика:
Также иногда появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении».
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
Обратите внимание! До 01.10.2021 ИП, адвокаты, нотариусы и главы КФХ при перечислении налогов за себя указывают в платежках коды 09, 10, 11 и 12 соответственно. С 1 октября для всех этих лиц действует единый код статуса — 13. Подробнее см. здесь.
Поле 101 платежного поручения в 2021-2022 годах подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.
Пример 1
Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие с 01.10.2021 налог на доходы предприниматели, нотариусы, адвокаты ставят код 13. Также код 13 проставляют прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг.
Пример 2
Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?
Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, с 01.10.2021 проставляют код 13. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается также с кодом 13.
С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.
Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:
Распространённые ошибки при определении статуса
Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.
Ошибка | Пояснение | Как правильно? |
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 | В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента | Указывается код 02 |
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 | В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. | Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14 |
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 | Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н | Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки. |
Что означает поле 101 в платежном поручении
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.
Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.
Неверный статус плательщика: порядок действий
При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2020 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.
Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.
Возможен второй вариант для исправления ошибки:
- перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
- возвратить лишнюю уплаченную сумму.
Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.
Что может понадобится указать
Во время заполнения стандартной формы документа проблемы вызывает как раз графа российского плательщика (2 цифры КПП или попытка ввести число 14) в Сбербанк Онлайн. С подобными налогоплательщиками ФНС вынужден проводить параллельную работу, направленную на дополнительное уточнение их положения — из-за этого процесс обработки заявки на платеж может затянуться. При совершении очередной проверки не нужно предоставлять дополнительные бумаги, но придется собрать такую информацию, как:
- дата (или период), сумма, вид и назначение (часто выдаются по запросу организацией);
- сведения о выбранном получателе (ИНН, ОКАТО, КПП плательщика физического лица);
- номер платежки и реквизиты (БИК отечественного банка и его полное название).
На территории России статус действующего плательщика — главный из центральных элементов документооборота, который помогает налоговым органам в кратчайшие сроки идентифицировать физическое лицо или компанию, регулярно осуществляющую финансовые операции в адрес государственного бюджета. Безошибочная фиксация собственного статуса даст возможность сократить количество недоимок по оплате и крупных штрафов.
Коды статусов плательщика на 2021 год
Расшифровка | Код |
Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо | 01 |
Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников) | 02 |
Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо | 06 |
Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи | 08 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель | 09 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой | 10 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет | 11 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства | 12 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета) | 13 |
Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо | 16 |
Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель | 17 |
Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей | 18 |
Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа | 19 |
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | 21 |
Участник консолидированной группы налогоплательщиков | 22 |
Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи | 24 |
Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве | 26 |
Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему | 27 |
Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика | 28 |
Иные организации | 29 |
Иные физические лица | 30 |
Коды статусов плательщика на 2021 год
- «01» — налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо;
- «02» — налоговый агент;
- «06» — участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — юридическое лицо;
- «08» — плательщик — юридическое лицо (ИП, адвокат, нотариус, глава фермерского хозяйства), перечисляющий средства в бюджетную систему кроме налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «13» — физическое лицо, уплачивающее налоги, сборы за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «16» — участник ВЭД — физическое лицо;
- «17» — участник ВЭД — ИП;
- «18» — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом;
- «19» — организации и их филиалы, перечисляющие средства, удержанные из заработной платы (дохода) должника — физлица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа;
- «21» — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
- «22» — участник КГН;
- «24» — плательщик — физлицо, перечисляющий средства в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых ФСС, и иных платежей в бюджет (кроме сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);
- «28» — участник ВЭД — получатель международного почтового отправления.