Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение порядка общения родителей с детьми». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Семейное законодательство устанавливает, что мать и отец обладают равными родительскими правами и несут равные обязанности. При этом родительские права прекращаются по достижении ребенком возраста совершеннолетия или при приобретении им полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.
Общение с ребенком после развода: правовое регулирование, права и обязанности родителей
Соответственно, законодатель не предусматривает расторжение брака как основание для прекращения родительских прав одного из родителей. Данный факт означает сохранение за родителем его прав и обязанностей по воспитанию и материальному обеспечению ребенка.
Живущий отдельно от ребенка родитель вправе:
- получать сведения о здоровье, воспитании, обучении, времяпрепровождении ребенка;
- участвовать в воспитании ребенка после развода;
- решать вопрос совместно со вторым родителем важных для ребенка вопросов;
- общаться с ребенком и проводить время вместе.
Кроме того, родитель, не проживающий совместно с ребенком, вправе получать сведения о ребенке из образовательных, медицинских и иных организаций. При этом организация может отказать в предоставлении таких сведений только в случае наличия реальной угрозы для жизни ребенка со стороны родителя.
В то же время родитель, проживающий отдельно, исполняет следующие обязанности:
- защищает права и интересы своего ребенка, в том числе выступает в качестве законного представителя в отношениях с физическими и юридическими лицами, в судах;
- заботится о физическом и психологическом здоровье, а также о
духовном и нравственном развитии детей;
- занимается воспитанием ребенка;
- обеспечивает получение детьми общего образования;
- материально обеспечивает своего ребенка путем выплаты алиментов или иным способом;
После расторжения брака общение между родителем и ребенком состоит из личных встреч, телефонных звонков, переписок посредством СМС-сообщений или видеосвязи. Кроме родителей, ребенок также вправе общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, сестра, брат, дядя, тетя и другие).
Важно знать: переезд родителя в другую страну не прекращает его прав на общение, участие в воспитании своего ребенка.
Особенности общения отца с ребенком до 3 лет
Общение отца с ребенком до 3 лет должно быть частым, хотя и краткосрочным. Такова особенность детей такого возраста. Запоминают, а потом забывают людей. При каждой очередной встрече, можно проследить с каким интересом и любопытством ребенок первоначально смотрит на вроде знакомого ему человека — отца. И это через пару дней после последнего общения. Ну, а через неделю ребенок будет плакать, не понимая зачем ему надо лезть на руки незнакомого дяди. Дело в том, что матери этим пользуются, а особенно бабушки — они снимают такие моменты на видео своих телефонов и выставляют как факт нежелания ребенка общаться с отцом. Но это ложь. Ребенок просто забыл отца.
Общаясь и организуя общение с ребенком до 3 лет, отец должен быть реалистом и не требовать длительного но редкого общения в суде. Отец должен требовать частого (хотя бы три раза в неделю), но кратковременного (достаточно по одному часу на одну встречу) общения. А по достижении ребенком старшего возраста (хотя бы с 4 лет), можно требовать уже и более редкого (можно и раз в неделю), но длительного (целый день без ночевки) общения. Ну а кроме общения можно и нужно требовать нечинения препятствий в воспитании, в получении информации о жизнедеятельности ребенка и т.п. В целом есть целый спектр требований, которые может заявить отец если мать препятствует ему в общении с ребенком, младше 3 летнего возраста.
Адвокат сообщает: по достаточно большому числу споров о порядке общения отца с ребенком до 3 лет, матери в качестве встречных требований просят суд установить редкий, хотя внешне более привлекательный график общения и некоторые судьи сразу подхватывают эту идею и буквально настаивают на ней. Не соглашайтесь бездумно на такие мнения и требования. Думайте именно о ребенке и его особенностях в таком возрасте, в противном случае (нам известны такие последствия) вы можете попасть в объективы камер бабушек или матерей в ситуации активного противодействия детей идти к вам на руки. Вас просто забывают. Нет, к 3 годам ребенок конечно будет вести себя иначе, он вас запомнит но к вам не пойдет. Есть возможность требовать частого общения — требуйте и настаивайте на нем.
Как приучать к самостоятельности ребенка до 3-х лет
Как приучать к самостоятельности ребенка до 3-х лет? В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него. Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее. Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых. Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.
Советы отцам по воспитанию ребенка до 3-х лет
Советы родителям по воспитанию ребенка до 3-х летнего возраста. Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой. Основные правила воспитания: хвалить достижения малыша; не переделывать задание за ребенка; приучать к незнакомому постепенно; поощрять исследовательский интерес; не требовать идеальный результат с первого раза; терпеливо относится к неаккуратности, медлительности; не использовать игнорирование, как наказание; стимулировать самостоятельность. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями. Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью.
Психологические приемы воспитания ребенка до трех лет. Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии. Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх. В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр. Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители. К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.
У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность. Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения. Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии. Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя. Малыш уже понимает, что мир — огромный, не вертится вокруг него. Он овладел минимальными навыками самообслуживания, пытается подражать взрослым, стать самостоятельным. В 2 года большинство детей начинают посещать детский сад и сталкиваются с очередным возрастным кризисом.
Общение отца с ребенком возраста менее 3 лет, особенно при сопротивлении со стороны матери, регулирует суд. Свое поведение в суде необходимо соразмерять с личностью судьи, который или которая рассматривает дело. Отец — это отец. Отец не должен уподобиться матери в своих обидах и суждениях. Крайне негативно судьи воспринимают отцов, которые приходят в суд со своими новыми супругами, если между матерью ребенка и новой супругой есть конфликт. Помните об этом. Нет конфликта — пожалуйста. А есть конфликт — ни в коем случае. Уважайте и труд адвоката, и судью и самих себя. Факт наличия у вас жены и, как следствие, полноценной семьи, будет подтвержден свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении детей. Этого вполне достаточно.
Право отца видеться с ребенком часто подлежит серьезным испытаниям. Даже в Российской газете вышла интересная статья в которой указали на проблему недобросовестных матерей. Может ли отец защитить свое право общаться с ребенком? Правильно указано в статье: «мужчина в этой ситуации — со всех сторон регламентированной законом — беззащитен. Да, теоретически пристав имеет право вскрыть дверь, отобрать ребенка у матери и передать его отцу. Да, на родителя, препятствующего этому, в соответствии с пунктом 2 статьи 5.35 КоАП может быть наложен штраф — от двух до трех тысяч рублей. Если родитель станет упорствовать, размер штрафа будет увеличен до четырех — пяти тысяч. Более того, возможно применение административного ареста на срок до пяти суток. И наконец, если родитель не по��воляет общаться с ребенком, несмотря на решение суда, его могут передать другому родителю» — Российская газета — Неделя — Урал № 214(7082) — Марина Порошина — Екатеринбург. Но на все это надо и время, и нервы, и деньги. А не лучше ли такому отцу, реализуя свое право видеться с ребенком, при непротивлении ребенка, просто забрать его у матери и оставить у себя? Может при правовом нигилизме некоторых матерей, это действенный способ решения проблемы?
Невыполнение постановления судебных органов
Решение суда о контактах с несовершеннолетними детьми обязаны выполнять все их родственники. Если этого не происходит, законом предусмотрены меры наказания для виновного лица. В частности, если мать, опекун или другой родственник не дает отцу видеться с детьми, может быть выписан денежный штраф. Для этого пострадавшая сторона обращается к судебным приставам с письменным заявлением.
Если установленный судом порядок общения с ребенком после развода нарушается регулярно, отдельно живущий родитель может потребовать передачи ему дочери или сына на воспитание. Однако необходимо привести веские документальные доказательства. Кроме того, суд принимает в расчет потребности ребенка и его эмоциональную привязанность к взрослым. Для решения так вопросов проводится психологическая судебная экспертиза. Подключают также отдел опеки для изучения условий жизни несовершеннолетнего и обоих взрослых.
Как определить порядок общения с ребенком
Нередко порядок общения с ребенком после развода бывшие супруги определяют по устной договоренности. Это возможно, если между ними сохранились дружеские отношения. Мужчина и женщина просто договариваются по телефону или при личной встрече, когда отдельно проживающий родитель может пообщаться с ребенком.
Например, стороны могут договориться, что отец сможет видеться с дочерью или сыном по выходным, забирать их к себе в нерабочие дни, во время отпуска и праздников. При этом женщина не присутствует на их встречах и не контролирует. Это самый оптимальный вариант, не требующий оформления документов.
При отсутствии разногласий можно оформить соглашение о порядке общения с несовершеннолетним, если нужен четкий график. Если же между родителями есть споры, придется обращаться в суд.
Способы определения порядка общения
Перед разводом родителями необходимо установить правила, в соответствии с которым отец будет общаться с детьми. Супруги должны обговорить следующие нюансы:
- частота встреч;
- продолжительность встреч;
- возможность забирать из учебного заведения;
- необходимость возить на кружки, секции, к репетитору;
- возможность забирать с ночевкой;
- уровень участия в образовании (определение учебного заведения, кружков, секций);
- другие вопросы.
Определить порядок общения с ребенком после развода можно несколькими способами. Среди них:
- устный;
- письменный;
- судебный.
Как составить график посещения ребенка отцом?
Чтобы в дальнейшем не возникало никаких претензий и сложностей касательно участия родителя в жизни ребенка, следует очень тщательно продумать и составить график, по которому и будут происходить ваши встречи. Учитывайте все мелочи, детали, указывайте свои пожелания, тогда в итоге они будут рассмотрены и учтены максимально.
Судом определяются конкретное время и часы встреч родителя и ребенка, их периодичность, территория, на которой они проходят. Может быть указан перечень праздников, которые ребенок будет проводить в обществе родителя, проживающего отдельно. Если совместный отдых запланирован в период каникул, то это также фиксируется в графике. Иногда даже уточняют возможность посещать ребенка, если тот заболел, по месту его фактического пребывания.
Составленный график встреч может выглядеть приблизительно так:
- с субботы по понедельник, один раз в месяц (с ночевкой);
- дважды в неделю по будним дням (с возможностью посещения различных мероприятий и развлекательных заведений для детей);
- половину летних и половину зимних каникул;
- в период отпуска родителя, сроком от 10 до 21 дня (с правом выезда за территорию страны с целью оздоровления, отдыха и посещения экскурсий);
- в период болезни ребенка посещение родителем по месту фактического пребывания;
- в праздничные дни: Пасха, Рождество, Новый год (парные календарные годы), дни Рождения (ребенка, отца, дедушки, бабушки).
Необходимо также привести убедительные аргументы того, почему данный график был предложен и чем он удобен. Особый акцент рекомендуют сделать на то, чтобы это было комфортно для самого ребенка, учитывая его режим дня, возраст и т.д. По мере взросления ребенка, данный график может существенно меняться.
Возражение ответчика на порядок общения с детьми
В 82% случаев в моей практике ответчиком по делу об определении порядка общения с ребенком выступает мать.
Если иск об определении порядка общения с ребенком составлен непрофессионально, по шаблону, неопытным или не разбирающимся в теме юристом, то при помощи грамотно составленного возражения ответчик способен убедить суд в том, что график общения, предложенный истцом, нарушает интересы ребенка и баланс интересов родителей.
Суд может отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, если ответчик сумеет доказать наличие хотя бы одного из нижеследующих обстоятельств:
- общение ребенка с истцом может нанести вред ребенку;
- неправомерное или недостойное поведение истца в период общения с ребенком;
- ситуации, когда истец приходит к ребенку в состоянии опьянения, настраивает ребенка против ответчика;
- истец склоняет ребенка к совершению аморальных поступков;
- истец совершает в отношении ребенка насильственные действия;
- истец применяет к ребенку жестокие формы наказания, злоупотребляет родительскими правами.
Как определить порядок общения с ребенком
Нередко порядок общения с ребенком после развода бывшие супруги определяют по устной договоренности. Это возможно, если между ними сохранились дружеские отношения. Мужчина и женщина просто договариваются по телефону или при личной встрече, когда отдельно проживающий родитель может пообщаться с ребенком.
Например, стороны могут договориться, что отец сможет видеться с дочерью или сыном по выходным, забирать их к себе в нерабочие дни, во время отпуска и праздников. При этом женщина не присутствует на их встречах и не контролирует. Это самый оптимальный вариант, не требующий оформления документов.
При отсутствии разногласий можно оформить соглашение о порядке общения с несовершеннолетним, если нужен четкий график. Если же между родителями есть споры, придется обращаться в суд.
Законодательное регулирование вопроса
Как и все остальные аспекты в сфере интересов детей, общение их с родителями регулируется Семейным кодексом.
В СК прописано, что оба родителя обладают одинаковым объемом прав и обязательств по отношению к ребенку, независимо от семейного положения.
Развод никаких корректив в ситуацию не вносит (статья 66), так как бывшим родитель может стать только в случае лишения прав.
В рамках законодательства существует два варианта построения взаимоотношений между разведенным отцом и ребенком.
- Добровольное соглашение между родителями – может быть заключено в письменном виде, составляется в двух экземплярах, подписывается сторонами. Если в нем же оговаривается размер и частота выплаты алиментов, необходимо заверять у нотариуса.
- Установление порядка общения через суд – принудительная мера, когда бывшая супруга мешает отцу участвовать в жизни ребенка, общаться с ним.
Сколько раз отец после развода может видеть ребенка
Все доводы требуется подтвердить документально: справками, заключениями и т.д
Голословные утверждения суд не примет, поэтому при подаче такого иска следует особое внимание уделить доказательствам своей позиции
Пример 2. Петров подал иск в суд об изменении порядка общения с малышом, требуя разрешить ему общение с ребенком в отсутствие его матери. Согласно решению суда при разводе, Петров вправе посещать ребенка без ограничений лишь при условии постоянного присутствия матери ребенка во время их встреч. Петров отметил, что каждая такая встреча оканчивается их с бывшей женой скандалом. Бывшая жена позволяет себе унижать его, как отца, в присутствии ребенка и негативно отзывается о нем. Считает, что такое поведение бывшей жены нарушает права ребенка и негативно сказывается на его развитии. В обоснование Петров предоставил суду диктофонные записи.
Как определить через суд порядок встреч?
График встреч отца с детьми, когда родители официально прекратили брачные отношения, может регулироваться судом. Для этого надо, чтобы одной из сторон бывшего брака было подано исковое заявление.
В ходе дела перед лицом Фемиды стороны выдвигают свои требования, а суд с учетом всех обстоятельств (характеристик обоих родителей, мнения детей, если они старше 10 лет, свидетельских показаний, мнения опеки) выносит взвешенное и обоснованное решение, которое опирается на соблюдение прав, в первую очередь, ребенка, а потом и родителей.
В процессе судопроизводства судья предложит закончить дело миром и подписать соответствующее соглашение. Если стороны не соглашаются, то мнение суда, обязательное для всех участников этих отношений, будет выражено в решении. Дела об установлении порядка общения ребенка с родителем рассматриваются с участием органов опеки, когда стороны находятся в остром конфликте и договориться не способны.
Порядок общения с детьми после развода: график, время и часы
В своем иске об установлении порядке общения с ребенком истец вправе просить суд детально регламентировать количество и период встреч с ребенком, их продолжительность, формы, виды и место общения с ребенком.
Конкретное число возможных встреч и их продолжительность устанавливается с учётом интересов ребенка, а также интересов его матери, права которой попирать тоже недопустимо.
Во внимание суд принимает все факты, начиная от обучения, заканчивая состоянием здоровья.
Пример. Отцу нельзя будет получить разрешение на общение с ребенком в дни дополнительных занятий у последнего, если такие встречи будут проходить во время занятий или же затруднят присутствие ребенка на них. также едва ли будет возможно съездить с ребенком в отпуск во время учебного года.