Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит обоснованная жалоба». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Что такое обоснованные жалобы
Статья 11.2. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта многофункционального центра, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их работников может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальных сайтов этих организаций, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и их работников, а также жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, его работников устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае, если федеральным законом установлен порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих, для отношений, связанных с подачей и рассмотрением указанных жалоб, нормы статьи 11.1 настоящего Федерального закона и настоящей статьи не применяются.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
3.2. Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должностных лиц органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо государственных или муниципальных служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящей статьей, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
4. Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, а также на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работников многофункционального центра устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, его руководителя и (или) работника, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их руководителей и (или) работников, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сведения об об��алуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их работников;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, их работников. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) в удовлетворении жалобы отказывается.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Обоснованность жалобы
Условие об обоснованности жалобы является, наверное, наиболее сложным для заявителя. Прежде всего это объясняется тем, что обращаться в Европейский суд по правам человека можно только в том случае, если нарушены права, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а в Комитет по правам человека ООН — в случае нарушения прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Традиционно права человека принято делить на несколько групп — гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.
В нашей стране в течение долгого времени социальные, экономические и культурные права были приоритетны по сравнению с гражданскими и политическими, что объясняется социалистическим типом нашего государства, в котором господствовали одна идеология, партия и тотальное ограничение свободы личной жизни.
Последствия подобного неравного внимания к различным группам прав ощущаются до сих пор, выражаясь в том, что наиболее частыми обращениями являются как раз жалобы по вопросам нарушений пенсионных, трудовых, жилищных прав, т.е. тех прав, которые лежат в сфере отношений между государством и частным лицом. Данные отношения характеризуются тем, что государство предоставляет какие-либо блага и предоставление этих благ зависит именно от государства, т.е. сначала государство принимает закон о выделении блага, затем регулирует процедуру предоставления блага и наконец предоставляет благо: льготы, пособия.
Источником гражданских и политических прав, наоборот, является сам человек, который от рождения свободен, волен выбирать свой стиль, ритм и направление жизни, религию или партнера по жизни.
В первом случае государство выступает в роли благодетеля, который одаривает граждан теми или иными благами. Во втором — государство является общественным регулятором в отношениях между частными лицами.
Исторически гражданские и политические права относятся к так называемому первому поколению прав человека.
Гражданские и политические права лежат в основе принципов организации демократического общества. Их реализация обеспечивает нормальное функционирование всех институтов демократического государства и гражданского общества в целом. Во время Второй мировой войны именно эти права попирались более всего, и поэтому первые документы, принятые международным сообществом, были посвящены гражданским и политическим правам и свободам. Позднее появились договоры, которые гарантировали экономические, социальные и культурные права, а также права народов.
Обращаться в Европейский суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН можно только в случае нарушения гражданских и политических прав.
Обоснованность обращения подразумевает также то, что обращение должно быть доказано. Заявителю следует представить доказательства, подтверждающие, что государство на самом деле нарушило его права, т.е. бремя доказывания нарушения лежит на заявителе.
С одной стороны, такое правило можно расценить как достаточно жесткое, так как заявитель — более слабая сторона, чем государство, против которого он выступает. В то же время заявитель имеет возможность и обязан попытаться восстановить свои права: используя внутригосударственные правовые процедуры и пройдя все инстанции, он с большей очевидностью может доказать, что государство реально не предприняло никаких шагов для восстановления его прав.
В некоторых случаях сбор доказательств действительно бывает затруднен, например в случае применения пыток или бесчеловечного обращения.
Единственным требованием, предъявляемым к доказательствам, является их добросовестность, т.е. заявитель не вправе их каким-либо образом подтасовывать и фальсифицировать. Скорее всего, в случае выявления недобросовестности заявителя Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН снимет данное обращение с рассмотрения и заявитель навсегда лишится права обращаться в какие-либо международно-правовые инстанции с жалобой.
Требование доказанности жалобы тесно связано с таким условием приемлемости, как исчерпание внутренних средств защиты.
Как правило, права заявителя нарушаются конкретными должностными лицами или частными лицами. Тот, кто считает, что его права нарушены, сначала обращается с требованием о восстановлении нарушенного права внутри правовой системы государства. Если обращение к внутренним механизмам защиты прав человека не дает своих результатов и права остаются невосстановленными, то государство как бы поощряет нарушение прав человека. В этом случае частный спор становится спором между государством и частным лицом и может быть предметом рассмотрения международно-правовых инстанций.
Как такое положение дел связано с требованием обоснованности и доказанности обращения? Заявитель, обращаясь к внутригосударственным средствам защиты, требует восстановления определенного права или устранения нарушения как такового, например обжалует незаконность и необоснованность ареста в соответствии со ст. 220.1 УПК РСФСР.
Основной вывод, который следует из всего вышесказанного, заключается в том, что, исчерпав средства внутригосударственной правовой защиты, следует обращаться именно к тем из них, которые предусмотрены непосредственно для указанного нарушения прав, — арест обжаловать в порядке ст. 220.1 УПК РСФСР, применение пыток обжаловать в прокуратуру и просить о возбуждении уголовного дела и в случае отказа обжаловать его в суд, неправомерные действия должностных лиц обжаловать на основа��ии соответствующих нормативных актов и т.д.
Также в процессуальном кодексе предусмотрены семь ситуаций, когда решение должны отменить безусловно, в любом случае.
Например, когда дело рассмотрели в незаконном судебном составе, нарушили правило о тайне совещания, не подписали решение и другие случаи.
Однако такое крайне редко
Наиболее часто встречается рассмотрение дела, когда кто-то из участников отсутствовал и не был извещён надлежащим образом.
Однако и здесь не всё так просто — тема для отдельной публикации.
Следующими «по популярности» идут решения, в которых суд разрешил вопрос о правах и обязанностях каких-то лиц, но не привлёк их к участию в деле.
Обоснованная жалоба в 2020 году — что это такое, определение, понятие
Очень желательно все факты и обстоятельства в жалобе подтверждать с помощью документов. Это могут быть различные постановления, справки, выписки и т.д.
Некоторые документы самостоятельно получить может быть невозможно, в этом случае стоит к заявлению приложить просьбу об их истребовании органами государственной власти в установленном порядке.
К сожалению, не всегда удается подтвердить факт нарушения с помощью документов, в этом случае можно использовать и другие доказательства, например, аудио-, видео-, фотоматериалы.
Иногда для подтверждения информации можно воспользоваться и показаниями свидетелей.
Полезно также подкреплять информацию, указанную в заявлении ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, но это не является обязательным требованием для подачи жалобы, хотя существенно упрощает ее рассмотрение.
В отношении многих специальных административных и различных судебных жалоб действуют сроки подачи.
Только в течение ограниченного времени законодательство позволяет обжаловать действия некоторых должностных лиц или принятые ими акты.
Это правило нужно соблюдать, иначе в рассмотрении жалобы будет отказано, даже если она обоснована.
Восстановить пропущенный срок подачи жалобы возможно, но для этого потребуется подтвердить уважительность причин пропуска с помощью документов.
Различные жалобы могут эффективно использоваться для защиты прав и интересов как гражданина, так и организации.
Но при их составлении нужно большое внимание уделять основаниям заявления, ведь только обоснованная жалоба может привести к желаемому решению.
— Неужели только позитив и сокращение жалоб?
— Во-первых, мы пока в начале пути — эту работу мы будем вести постоянно. Во-вторых, есть сегмент, где наблюдался рост, — это микрофинансовые организации. Мы получили 28 тыс. обращений и рост за год составил более 25%.
Основной объем жалоб на МФО традиционно связан с проблемами при взыскании просроченной задолженности — 13,9 тыс., или 49,6% от общего количества. Причем обращения касаются не только самих организаций, но и профессиональных взыскателей — как легальных коллекторов, так и «черных».
Но потребитель-то всегда жалуется на МФО, где он взял заем!
И здесь я хочу отметить важный момент. В прошлом году мы ввели такое понятие, как обоснованные жалобы, и посмотрели на все поступившие к нам обращения через призму того, действительно ли нарушаются права потребителя или нет.
— Имеете в виду, что зачастую люди жалуются без оснований?
— И микрофинансовый рынок в этом смысле показателен. Например, в прошлом году потребители узнали о снижении дневного процента по краткосрочным микрозаймам, а он последовательно опускался до 1%. Также вступили в силу новые ограничения предельной задолженности (сейчас это полторы суммы займа).
И многие сочли, что данные новации будут работать и в отношении займов, взятых ими еще в 2017–2018 годы. Обращения от таких граждан как раз и стали значимой причиной роста жалоб на рынке МФО. Однако принятые законы, как правило, работают в отношении договоров, которые подписаны после вступления документа в силу.
И тут именно этот вариант.
Формальная жалоба в отношении домашней страховой компании, найденная в нарушение договора страхования, заключенного с страхователем. Обоснованная жалоба возникает, когда страхователь имеет серьезную озабоченность в отношении того, как страховщик ведет и управляет своим бизнесом и поддерживает свои договорные соглашения.
С другой стороны, жалоба считается необоснованной, если нет явного нарушения договорных обязательств страховщика.
Граждане имеют право подать жалобу на судью в соответствии с ГПК, если его действия являются незаконными. Обращение обязательно должно быть обосновано и подкреплено соответствующими доказательствами.
Все причины являются индивидуальными, это может быть либо личная неприязнь к судье, либо серьезное нарушение его обязанностей. Если в тексте обращения будут содержаться ложные сведения, которые ухудшают репутацию судьи, то он имеет право подать заявление о клевете
.
Подаются довольно часто, а причины могут быть совершенно разными, от хамства специалистов до определения ошибочного диагноза. Не многие пациенты знают об обязанностях врачей и зачастую предъявляют ошибочные обвинения.
В случае если обращение не обосновано, но было подано из-за неосведомленности заявителя, то руководство больницы должно отправить соответствующий . Если выяснилось, что обвинения пациента были умышленной клеветой, то он может быть привлечен к уголовной ответственности
.
Направление жалобы или претензии не подтверждает факт совершения тем или иным лицом противоправных действий в отношении заявителя. Информация, указанная в тексте обращения, подлежит тщательной проверке.
Например, если пациент остался недоволен качеством оказанных ему услуг, он вправе направить жалобу на имя главного врача поликлиники, указав в ней суть проблемы, ФИО и должность специалиста, нарушившего его права.
Как нужно отвечать на необоснованную претензию? Так что же все-таки необходимо предпринимать руководству компании, если поступила необоснованная претензия в их адрес? В том случае, если на лицо факт мошенничества и предприниматель не хочет тратить свое личное время на все разбирательства, эту жалобу можно попросту проигнорировать ли��о написать в ответном письме “Вашу претензию считаем необоснованной” и при повторном получении подобного письма действовать согласно закону РФ. Если фирма сотрудничала с тем клиентом, от которого пришло письмо-претензия, необходимо корректно сообщить о том, что их вины здесь не обнаружено, в дальнейшей переписке нет смысла.
Подача жалобы, претензии или заявления в организации, предоставляющие те или иные услуги населению, а также в надзорные инстанции – административное право гражданина. Если вы считаете, что ваши интересы были нарушены, здоровью или имуществу был причинён вред, вы вправе пожаловаться в соответствующее учреждение или орган.
На практике не все жалобы являются обоснованными. В большинстве случаев граждане плохо осведомлены о полномочиях определённых категорий сотрудников, поэтому могут неправильно интерпретировать их действия.
Направление жалобы или претензии не подтверждает факт совершения тем или иным лицом противоправных действий в отношении заявителя. Информация, указанная в тексте обращения, подлежит тщательной проверке.
Например, если пациент остался недоволен качеством оказанных ему услуг, он вправе направить жалобу на имя главного врача поликлиники, указав в ней суть проблемы, ФИО и должность специалиста, нарушившего его права. После получения претензии на сотрудника его руководство должно получить от него письменную объяснительную.
Причиной подачи жалобы, содержащей необоснованные обвинения, может выступать недостаточная юридическая осведомлённость заявителя или умышленная клевета. Каким бы ни было основание для направления претензии, вторая сторона должна дать на него ответ в печатном или электронном виде.
При оформлении ответа важно придерживаться следующих правил:
- соблюдать вежливость по отношению к заявителю;
- начать письмо с обращения к адресату, указав персональные данные автора ответа;
- обосновать причины отказа в удовлетворении его требований, ссылаясь на нормативно-правовую базу;
- отметить ответственность за распространение недостоверной информации (при необходимости);
- указать дату обращения и личную подпись автора письма.
Например, если жалоба поступила в магазин на продажу некачественной бытовой техники, но в ходе проверки выяснилось, что причиной появления изъяна является халатность транспортной компании, в тексте ответа необходимо предоставить её контактные данные.
Каждый гражданин имеет право подавать жалобы на организации, которые предоставляют гражданам какие-либо услуги. Если лицу был нанесен вред, то оно может обратиться в соответствующий орган для решения проблемы.
Как показывает практика, не все обращения от граждан принято считать обоснованными. Большинство заявителей являются юридически неосведомленными и не знают полномочий некоторых инстанций, поэтому их обвинения признаются ошибочными.
Если обращающийся не обосновал причину подачи жалобы и не предоставил соответствующие доказательства, то ее посчитают необоснованной.
Самые распространенные жалобы:
- на соседа;
- на воспитателя ДОУ;
- на действия судьи.
Жалобу признают необоснованной в некоторых случаях:
- Причины подачи необоснованны, а также отсутствуют какие-либо доказательства.
- Текст содержит некорректное основание. Например, обращающийся заявляет о медленном обслуживании, когда это не связано с халатностью сотрудника.
- В тексте присутствует заведомо ложная информация, которая указывается с целью ухудшить репутацию сотрудника.
Подавать жалобы в различные инстанции и к любым должностным лицам, как и другие виды обращений, позволяет Конституция РФ.
Это довольно эффективный способ восстановления нарушенных прав и интересов, который действительно работает при ответственном подходе заявителя к составлению обращения.
Но задумываясь о защите собственных прав и интересов, гражданин пренебрегает элементарными нормами, забывая о том, что любая жалоба должна быть основана на определенных фактах, доводах, доказательствах и т. д. В результате подается необоснованное обращение.
Как ФАС рассматривает жалобы: изменения с 19 октября 2020 года
Жалоба, которая была направлена в одну из государственных структур, не является документальным фактом подтверждения совершения противоправных действий. Данные, которые содержатся в обращении, должны быть тщательно изучены.
За пример можно взять поданную пациентом жалобу на имя главного врача о том, что оказанные услуги были некачественными. Обращение должно содержать суть проблемы, информацию о специалисте (ФИО и должность). Как только врач, нарушивший права пациента, получит претензию и ознакомится с ней, он должен написать объяснительную.
У руководства больницы есть 15 суток на то, чтобы рассмотреть жалобу, осуществить проверку и отправить заявителю ответ. Если выяснится, что специалист действительно нарушил права пациента, то он понесет ответственность. Но если проверка установит, что текст обращения содержит информацию, которая порочит репутацию врача, то это будет считаться:
Попытаться прекратить подачу необоснованных жалоб можно не прибегая к серьезным методам, для начала лучше поговорить с заявителем, чтобы узнать его намерения.
Граждане имеют право подать жалобу на судью в соответствии с ГПК, если его действия являются незаконными. Обращение обязательно должно быть обосновано и подкреплено соответствующими доказательствами.
Все причины являются индивидуальными, это может быть либо личная неприязнь к судье, либо серьезное нарушение его обязанностей.
Если в тексте обращения будут содержаться ложные сведения, которые ухудшают репутацию судьи, то он имеет право подать заявление о клевете.
В этом случае последствия для нарушителя будут плачевными, и его могут привлечь к уголовной ответственности согласно статье №128.1 УК РФ.
Жалобы на врачей подаются довольно часто, а причины могут быть совершенно разными, от хамства специалистов до определения ошибочного диагноза. Не многие пациенты знают об обязанностях врачей и зачастую предъявляют ошибочные обвинения.
В случае если обращение не обосновано, но было подано из-за неосведомленности заявителя, то руководство больницы должно отправить соответствующий ответ. Если выяснилось, что обвинения пациента были умышленной клеветой, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.
Время, в течение которого истец может заявить о нарушении своих интересов, называется сроком исковой давности. Если этот период прошел, рассчитывать на восстановление справедливости следует не всегда.
Согласно законодательству, пропуск срока нельзя считать препятствием для принятия заявления судебной инстанцией. О том, что установленный период истек, должен заявить ответчик, путем подачи ходатайства. Подтверждение этому – ГПК РФ (ст. 199).
Чтобы судебное разбирательство заняло минимум времени, ответчику следует своевременно заявить об истечении положенного периода. Подать заявление можно на любой из стадий процесса:
- До начала предварительного слушания.
- В процессе предварительного заседания.
- В ходе судебного разбирательства.
Первый вариант наиболее оптимален. Суд разъяснит заявителю возможные последствия и позволит подготовить заявление на восстановление пропущенного времени для оспаривания вердикта.
Суды, рассматривающие частную жалобу:
Определения суда | Суды, рассматривающие частную жалобу |
определения мирового судьи | Районный суд |
определения районного суда
гарнизонного военного суда |
Верховный суд республики, краевой суд, областной суд, суд автономной области (округа), окружной (флотским) военный суд |
определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области (округа), окружного (флотского) военного суда | Апелляционной инстанцией соответствующего суда |
определения Верховного Суда РФ | Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ |
Вторая волна мобилизации в России, будет или нет: официальный ответ Кремля
Будет ли новая волна мобилизации? Этот вопрос является крайне актуальным среди россиян. Накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что мобилизация завершена, никакой новой информации на этот счет нет.
«Никакой информации на этот счет нет, вы знаете все соответствующие слова президента, о том, что она завершена», — цитирует Дмитрия Пескова РИА Новости.
Напомним, решение о завершении частичной мобилизации было объявлено 28 октября.
Глава Башкирии Радий Хабиров, комментируя итоги частичной мобилизации, ранее отмечал, что республика выполняла задачу разумно.
«Хотел сказать слова уважения и сделать низкий поклон тем ребятам, которые ушли на специальную военную операцию. Я не раз провожал ребят, видел, как это происходит, видел глаза этих ребят — с достоинством, с печалью — они прощаются со своими родными и близкими, они уходят туда, где опасно для жизни и здоровья. Наша задача теперь другая — они ушли, а о семьях мы будем заботиться. И о них самих мы тоже будем заботиться», — сказал руководитель региона.
МО РФ дало разъяснения по сокращению рабочего дня женам мобилизованных
На горячую линию Минобороны России продолжаются звонки от членов семей военнослужащих, призванных по частичной мобилизации.
«При этом иногда поступающие вопросы вызваны циркулирующими среди населения слухами», — отметили в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
В частности, супруга бойца попросила подтвердить информацию о наличии у жен мобилизованных граждан права на сокращение ежедневного рабочего времени на час при сохранении прежнего размера оплаты труда, информирует RT.
Специалисты разъяснили: сокращение рабочего дня (рабочей недели) с сохранением заработной платы за полное рабочее время предоставляется категориям лиц, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации и другими специальными законами.
«Жены мобилизованных граждан не входят в отдельную категорию, пользующуюся правом на указанную льготу», — уточнили в Минобороны РФ.
Расчёт налога на прибыль
При расчёте налога на прибыль организация может учесть расходы, которые отвечают трём условиям: экономически обоснованы, документально подтверждены и не упомянуты в ст. 270 и ст. 252 НК РФ. Экономически оправданными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (Письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124). Для документального подтверждения используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены вашей компанией. Так, материальные затраты подтвердят накладные поставщиков и акты на списание в производство. А расходы на оплату труда — ведомости по начислению зарплаты. Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли, перечислены в ст. 270 НК РФ. Эти расходы нельзя учесть, даже если они экономически обоснованы. Но есть определённые нормативы, в пределах которых можно учесть некоторые расходы. Так, представительские расходы не могут превышать 4 % от затрат на оплату труда, а некоторые виды издержек на рекламу — 1 % выручки от реализации.
Расходы делятся на связанные с производством и реализацией и внереализационные. Среди затрат, связанных с производством, выделяют несколько основных групп: материальные расходы, затраты на оплату труда, амортизация и прочие. От их вида (прямые или косвенные) зависит порядок учёта. Если в каком-то периоде у вас нет доходов, косвенные и внереализационные расходы учесть можно, а прямые расходы нельзя.
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
Зачем понадобилось менять ФГОС
Единый стандарт общего образования хотели разработать и применить уже в 2022 году. Но из-за пандемии все затянулось. Министерство просвещения обещает подготовить законопроект о едином стандарте федеральных общеобразовательных программ (ФООП) уже к началу 2023 года. Так что дети в новом учебном году будут учиться по-другому.
Почему понадобилось менять эти стандарты? Дело в том, что в старых ФГОСах формулировки достаточно размытые, там не было конкретики и они были очень усредненные и общие. Например, по математике там были такие требования к предмету и учащемуся: «школьник должен владеть основами математических знаний». Согласитесь, написано очень размыто.
В новых стандартах все будет прописано четко и подробно. Например, все по той же математике в новом учебном году будут написаны определенные задачи: «знать теорему Пифагора и уметь решать с помощью нее задачи».
В частных школах тоже будет действовать единый стандарт общего образования.
Как ЕНС отразится на сервисах ФНС
Введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС России. А именно:
- сделают для плательщиков доступной онлайн детализацию начислений и уплаты налогов в рамках ЕНС;
- дальнейшая интеграция с IT-платформами плательщиков в этой части.
Таким образом, налогоплательщик будет видеть, сколько именно налогов и взносов он должен заплатить с точки зрения ФНС России.
При необходимости всегда можно будет получить детализацию:
- как сформировался баланс;
- на что и как были распределены платежи.
При этом изменение ЕНС задним числом невозможно: все коррективы будут учитываться текущей датой.
Данные о состоянии ЕНС и детализированная информация о распределении ЕНП будут доступны в онлайн режиме:
- в личном кабинете налогоплательщика;
- через ТКС;
- в учетной системе налогоплательщика (ERP-система).
Это позволит получить информацию для ее отражения в бухгалтерском учете.
Обратная связь с налоговым органом будет обеспечена посредством этих же инструментов.
Как ИФНС посчитает совокупную обязанность.
Налоговики будут определять совокупную обязанность организации (ИП) в рублях на основании (п. 5 ст. 11.3 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):
- налоговых деклараций и расчетов, в том числе уточненных, представленных самим плательщиком. Напомним, что с 2023 года устанавливаются единые сроки сдачи отчетности — как правило, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным / расчетным периодом, и единые сроки уплаты налогов — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим периодом. То есть сначала — отчетность, потом — уплата налогов, сборов, взносов;
- уведомлений об исчисленных суммах налога, представленных в ИФНС. Их должны будут подавать организации и ИП, если срок уплаты для налога установлен раньше, чем срок представления отчетности по этому налогу, либо если такую отчетность вообще сдавать не нужно (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Напомним, что по действующему порядку все, кто добровольно перешел на ЕНП в 2022 году, должны представлять такие уведомления за 5 рабочих дней до крайнего срока уплаты соответствующего налога;
- налоговых уведомлений;
- решений налоговых органов (о предоставлении рассрочки, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отмене решений о возмещении суммы налога и др.);
- судебных актов, касающихся сумм, учтенных на ЕНС;
- исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
- иных документов, влияющих на обязанность организации (ИП) уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи.