Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каком случае выписывается предписание за тонировку указано в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с данным документом нарушением является, если лобовое и передние боковые стекла имеют светопропускаемость менее 70%. Также на лобовом стекле допускается верхняя полоса любого цвета шириной не более 14 сантиметров. При наличии боковых зеркал допускается тонирование заднего стекла.
Кто может получить предписание
При этом требование об устранении тонировки должно выписываться строго по правилам:
- Сотрудником ГИБДД должна быть произведена проверка специализированным прибором (тауметром) степени затененности окон.
- При осуществлении замера должны быть соответствующие погодные условия: температура воздуха в пределах 23-27 градусов, атмосферное давление – 97-105 кПа, влажность воздуха – 45-85%.
- У сотрудника должен быть оригинал сертификата на тауметр.
- Замеры осуществляются в трех разных местах стекла.
- При осуществлении замеров должны присутствовать понятые.
С одной стороны, сколько действует требование (срок исполнения) прямо указано в самом документе (напомним, в большинстве случаев это 10 дней). Однако никто не будет специально проверять исполнено ли требование – при следующей проверке будет выяснено:
а) есть ли нарушение в данный момент;
б) было ли ранее выставлено требование.
При наличии обоих пунктов будет зафиксировано как новое правонарушение, так и неисполнение требований ранее оформленного постановления. Это важно и для случаев, когда человек требование исполнил, а позже снова затонировал автомобиль не по правилам – доказать, что предписание исполнялось крайне трудно, в большинстве случаев будет зафиксировано неисполнение.
Однако это не означает, что один раз получив требование за тонировку, всю оставшуюся жизнь подобное нарушение будет считаться неисполнением. Требование выписывается на основании протокола об административном правонарушении, а сведения о таких нарушениях хранятся 1 год.
Соответственно, неважно насколько выписывается требование, в большинстве случаев оно будет считаться неисполненным при повторной фиксации нарушения, связанного с тонировкой, в течение года.
Выписали требование – что делать?
Впрочем, «словоблудие» – это, возможно, красиво с точки зрения законодательства, но не практично. Что делать, если вопреки Вашим доводам о незаконности требований, Вам его всё-таки выписали?
И здесь у нас для Вас плохие новости – только растонироваться и не тонироваться до истечения срока требования. Увы, но иных лазеек и способов избежать требования, равно как и его последствий, на 2022 год нет.
За неисполнение требований сажают и будут сажать. Причём, даже если:
- Вы растонировались и снова затонировались,
- всё также, как и в пункте 1, но у Вас есть подтверждающие документы о том, что тонировку Вы сняли (а затем снова наклеили),
- если требование выписали на одного водителя, а повторно поймали уже другого (впрочем, тут, согласно судебной практике 2022 года, возможны варианты избежать наказания).
Как должен проводиться осмотр
Самым распространенным нарушением процедуры осмотра авто является замер светопропускной способности «на глаз», когда инспектор, руководствуясь опытом или сложившейся практикой, определяет наличие нарушений без использования специальных приборов. Такая практика недопустима.
Обязательное требование – проведение замера светопропускной способности стекол тауметром, который должен быть исправен и своевременно откалиброван. Вы можете поинтересоваться у сотрудника ГИБДД о дате проведения испытаний – о ней сообщит бирка, наклеенная на прибор. С момента последней поверки должно пройти не более 1 года. Кроме того, стоит обратить внимание на погодные условия: зимним днем или в пасмурную погоду устройство может давать искаженную информацию. При этом время суток на точность показаний не влияет.
Таким образом, чтобы обжаловать штраф, необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- условия, при которых проводилась проверка: было ли холодно или пасмурно;
- использовал ли сотрудник ГИБДД тауметр.
Об этом обязательно нужно написать в протоколе. Рекомендуем вести фото- или видеосъемку – они станут весомым аргументом при обжаловании штрафа. Можно попробовать договориться на месте и снять пленку под наблюдением инспектора.
Что делать, когда сотрудник ГИБДД собирается выписывать предписание/требование за тонировку или вручает вам его прямо сейчас
Случай с неудачным предписанием № 1. Один раз меня остановили на посту. И сотрудник ГИБДД задал прямой вопрос “предписание вам писали?”. На вопрос “Что такое предписание?” он радостно ответил, что сейчас напишем! Однако пояснить что такое предписание так и не смог. Как и ответить на основании чего он собрался его писать. Были вялые попытки сослаться на закон “О полиции”, после чего были заданы вопросы “А где там такое написано, что вы имеете право мне что-то выписывать, кроме протокола, по которому я буду обязан уплатить штраф?”. Далее мы вели душевный разговор про прибор для измерения тонировки и наличие на него документов и инструкции. На 7 минуте диалога сотрудник документы мне отдал и сказал “езжайте”.
Это была проба пера с моей стороны. Ранее мне обычно выписывали просто штрафы за тонировку. Причем я сам просил ничего не мерить, чтобы всем было удобно и не затратно по времени. Я понимал, что где-то немножко нарушаю, а качать права при наличии конкретных “косяков” с моей стороны, я считал неправильным. Так сказать налог на тонировку – раз в месяц выловили, раз в месяц заплатил штраф со скидкой в размере 250 рублей. И все были рады. Сотрудник ГИБДД ушел с чистой совестью, потому что нарушитель наказан и страна может спать спокойно, а я понес соответствующее наказание, которое не сильно-то и напрягает.
Было равновесие в нашем безумном мире. Но потом все изменилось… И после первой встречи на посту я досконально разобрался что, где, как и зачем. И пришел к выводу, что подобные требования и предписания – это банальный перегиб, который делается в тех случаях, если ВЫ это позволяете делать.
Отказ от подписи протокола при данном нарушении
Важным нюансом в такой ситуации является то, что отказ от подписи бланка протокола, составленного инспектором, не говорит о том, что ответственности за правонарушение не возникнет. Такое поведение может только привести к ухудшению ситуации, а наказание гарантировано даже в том случае, если документ составлен неправильно. Если водитель отказывается подписывать документ, инспектор может зафиксировать правонарушение собственной подписью в присутствии двух свидетелей.
Причем необходимо учитывать, что в случае, когда водитель отказался подписать документ, то судебная инстанция гарантированно вынесет максимальное наказание водителю. Кроме того, значительно осложнится процесс обжалования.
В данной ситуации более разумным будет официальное согласие водителя на получение предписания за тонировку, а затем – составление поэтапной инструкции с целью доказательства в судебных органах. В частности, у водителя есть право опровергать решение сотрудника инспекции, который составил бумагу.
Законно ли предписание (требование) об устранении тонировки?
В октябре 2014 года был разработан законопроект, подразумевающий в одном из своих пунктов отмену части 2 статьи 27.13, КоАП, в котором говорилось о запрещении эксплуатации транспортного средства путём снятия номеров, а 15 ноября 2014 года данный закон вступил в силу. Это означает, в первую очередь, что теперь отменён формальный запрет эксплуатации автомобиля, который назначался как мера обеспечения сроком на одни сутки до этого, а, значит, теперь водителю затонированного автомобиля не даются сутки на устранение нарушение — сдирание тонировочной плёнки. Получается, что инспектор ДПС после первого штрафа может уже через 5 минут ещё раз оштрафовать водителя за управление тонированным автомобилем — конечно, при условии что водитель возобновил движение с этим нарушением.
Тем не менее, инспекторы нашли ещё более интересную и, что главное, действенную меру обеспечения для наказания тонированных — предписание (иногда оно звучит как «требование») прекратить нарушение — управление затонированным не по ГОСТу автомобилем. Но насколько законно такое предписание и на что опираются ИДПС при его вынесении? Давайте рассмотрим, законно ли требование об устранении тонировки на самом деле!
Возникает ещё один вопрос: если не подписывать бланк, заполненный полицейским, то нет никакой ответственности является ошибочным. Данное заблуждение приходит на ум чаще всего молодым водителям, не имеющим юридической грамотности.
Предлагаем ознакомиться Как доказать приставам, что имущество не принадлежит должнику?
В этом случае это может привести только к ухудшению ситуации и гарантирует наказание даже в случае неправильно составленного документа. В случае отказа инспектор может подтвердить присутствие рядом нарушителя привлечением 2 понятых и собственной подписью.
Более разумным в данной ситуации будет дать официальное согласие на получение требования, а в дальнейшем составить поэтапную инструкцию для доказательства в суде. В частности допускается опровергнуть решение сотрудника ГИБДД, составившего бумагу, с соответствием с КоАП РФ.
Последствия за неисполнение требования за тонировку
Как уже говорилось ранее, предписание, вынесенное инспектором ГИБДД, является законным и потому обязательно к исполнению. Невыполнение указанных требований влечет наступление административной ответственности согласно ст. 19.5 (п. 1) КоАП РФ. Мерой наказания за нарушение срока исполнения предписания за тонировку является штраф:
Если же предписание не было исполнено и после указанного взыскания, то, в соответствии со ст. 19.3 (п. 1) КоАП РФ, ответственность физического лица за совершенное правонарушение ужесточается:
Кроме того, следует взять на заметку, что повторное невыполнение физическим лицом предписанных требований, в случае, если данное лицо является организатором или участником пикетирования, или собрания по поводу тонировки автомобиля, карается штрафом 5000 рублей или арестом до 30 суток (п. 6, ст. 19.3 КоАП).
Законность выдачи такого документа можно понять из детального анализа текущей ситуации:
Во-первых, в документе нет прямого требования об удалении оттенка. Там указано, что водитель должен приостановить административное правонарушение. Если мыслить логически, это можно сделать, выполнив одно из трех действий:
- снимаем пленку;
- не пользоваться автомобилем;
- избавиться от него (продать, подарить).
Инспектор вправе предъявить нарушителю обязательство по удалению окраски в соответствии с Федеральным законом «О полиции» ст. 13.
Ответственность водителя предусмотрена статьей 19.3 Кодекса об административных правонарушениях, часть 1 «Неповиновение законному запросу сотрудника полиции».
Отсюда следует, что если нарушитель игнорирует предписание и продолжает управлять транспортным средством со стеклом, не соответствующим ГОСТу, при следующей встрече с инспектором он получит санкцию по п. 3 ст. 12.5 КоАП РФ «Контроль транспортного средства при наличии неисправности или состояния, не допускающего его использования» в размере 500 рублей и дополнительный штраф, предусмотренный статьей 19.3 КоАП. Код.
В этом случае размер вторичного штрафа за несоблюдение требований определяется в судебном порядке, то есть решение принимает мировой судья.
Ситуация может закончиться следующим образом:
- Штраф от 500 до 1000 рублей при наличии смягчающих обстоятельств.
- Административный арест на 15 суток.
Следует добавить, что смягчающие обстоятельства в данной ситуации следующие:
- Добровольное удаление пятен.
- Помогите сотруднику полиции определить условия нарушения.
- Предупреждение негативных последствий нарушения.
- Добровольное соблюдение требований рецепта до его выдачи.
В связи с тем, что размер штрафа невелик, есть много водителей, которые готовы платить его с определенным интервалом. От удаления оттенка они категорически отказываются.
именно для них предназначена практика заключения. Аргумент о проведении 2 недель в одиночной камере приводит к тому, что пленку вынимают из машины.
Какой новый закон о тонировке вступил в силу 1 февраля 2021 года
- Светопропускание лобового стекла, передних и задних боковых окон — не менее 70%;
- При наличии 2-х зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителю сзади, не стандартизировано;
- допускается затемнение верхней части лобового стекла шириной не более 14 см.
Нарушение правил управления транспортным средством является основанием для ареста.
Что такое рецепт окраски? Это письменное обращение должностного лица об устранении выявленных нарушений в течение определенного периода времени, выдаваемое водителю после их совершения.
Под рецептом также понимается представление, решение, решение. Об этом прямо указано в пункте 1. Статья 19.5 КоАП РФ. Соблюдение рецепта обязательно. Штраф за окрашивание при первоначальном задержании составляет 500 рублей.
Статья 4.2 содержит перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность:
- Добровольное прекращение противоправных действий;
- Помощь сотруднику в выяснении обстоятельств преступления;
- Предупреждение негативных последствий посягательства на водителя;
- Добровольное исполнение постановления о нарушении, допущенном до момента его выдачи.
В большинстве случаев легче устранить нарушение на месте или в отведенное время, тем самым отменяя рецепт на смену цвета.
Обращаясь к ответственности, учитывая, что первое требование по устранению нарушения не выполнено (нет акта выполненных работ, полученного на АЗС), водителю грозит штраф в размере 1000 рублей.
В случае неуплаты первого штрафа в размере 500 рублей сотрудники могут заманить автовладельца по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание до 15 суток ареста.
Решения в адрес владельца тонированного авто
Говоря о том, законно ли применять к автовладельцу предписаний за тонировку, можно ответить с лёгкостью утвердительно. Данный акт имеет отдельное выражение. Выписка из него не делается. Выдаётся он после того, как инспектор составил протокол, закрепляющий информацию о совершении правонарушения. Действие реализуется согласно положениям, отражённым в статье 12.5 КоАП.
Законодатель устанавливает срок, в течение которого предписание должно быть исполнено. Длиться период времени будет равен, как правило, десяти дням. Если на одиннадцатые сутки нарушение не устранено и инспектор вновь проверяет авто – к нарушителю может применяться положения статей 19.3 или 19.5 административного закона. Избавляться от тонирующей плёнки требуется в специальной компании, после реализации процедуры собственнику машины выдаётся соответствующий акт.
Также говоря о том, сколько действует требование за тонировку, стоит указать, что сотрудники ГАИ после остановки авто с нарушением тонировки не могут самостоятельно оторвать плёнку, так как нарушение устраняется автовладельцем. Собственник машины имеет правомочия на месте остановки его сотрудником оторвать плёнку, но при этом отмена постановления о наложении штрафа не произойдёт и избегать ответственности не получится.
Храниться в течение первых двадцати дней после нарушения будет только половина суммы штрафа, то есть можно оплатить его со скидкой. Если долго не вносить оплату, то помимо самого штрафа придётся оплатить начисленные пени. Писаться постановление обычно будет от руки. Много таких случаев есть на практике.
Во время производства проверочных мероприятий сотрудник полиции руководствуется:
- Положениями Конституции. В частности, соблюдать нужно правомочия человека.
- Законодательство о полиции.
Если допущено нарушение – применяемая мера считается незаконной. Допускается возможность смягчить наказания, применяемого к нарушителю. Такие положение закреплены в статье 4.2 административного закона. В том числе к ним относятся ситуации, когда человек в добровольном порядке прекращает совершение действий, нарушающих законодательство. Также нарушитель помогает инспектору в установлении всех обстоятельств нарушения.
Допустимый процент светопропускаемости
Требования к светопропускаемости стёкол автомобиля закреплены в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, утв. Решением Комиссии №877 от 9 декабря 2011 года. В нормативно-правовом акте говорится, что допустимый процент светопропускаемости для ветрового и стёкол, которые обеспечивают переднюю обзорность, в 2021 году должен составлять не менее 70%. Если автомобиль оснащен броневой защитой, светопропускаемость должна быть не меньше 60%.
Вышеуказанное правило не применяется к задним стеклам, но только при условии, если на машине установлено наружное зеркало заднего вида.
Требования тонирования стекол, отраженные в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, распространяются на транспортные средства категории М1. Перечень машин, включенных в группу, приводится в приложении 1 к вышеуказанному нормативно-правовому акту. В категорию входят транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения. Классические легковые автомобили также попадают в эту группу.
В верхней части ветрового стекла можно разместить светозащитную полосу. Причём тонировка может быть выполнена в массе стекла или непосредственно прикреплена к нему. Размер полосы напрямую зависит от типа транспортного средства. В 2021 году ее ширина не может быть больше 140 миллиметров, если размещение осуществляется на:
- легковых автомобилях;
- транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест более 8 и массой не более 5 тонн;
- автомобили, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу не более 3,5 тонн.