Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
- По принадлежности следов от транспортных средств:
- Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
- Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
- Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
- Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
- Восстановление целостности картины по частям:
- К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
- Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
- Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
- Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
- Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
- Выявление конкретного места ДТП:
- На какой полосе произошло столкновение?
- В каком ряду стояли машины?
- Как располагались автомобили во время столкновения?
Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие
Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.
Ее предназначение:
- изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
- идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).
При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе. В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде. Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.
До экспертизы следует:
- максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
- разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде).
Этапы проведения экспертизы
Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).
Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.
Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.
Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Для чего необходимо исследование?
В основу любой трасологической экспертизы положено достижение двух важнейших целей — идентификации и диагностики. Идентификация направлена на установление причин и участников ДТП, а также определение размеров нанесенных повреждений и ущерба. Диагностика же изучает механизмы происшествия с исследованием всех явных последствий аварии на частях и деталях транспортного средства.
Помимо этого, каждая автотранспортная экспертиза в процессе своего исполнения решает целый ряд своеобразных задач, специфика которых определяется конкретными претензиями клиента и поставленными перед экспертом целями. Так, в списке заявленных на транспортно-трасологическую экспертизу вопросов:
- определение механизма столкновения автомобилей;
- оценка, зафиксированных в актах ГИБДД, повреждений;
- сопоставление причиненного ущерба, указанным в документе, событиям;
- установление источника повреждений — являются ли дефекты следствием реальной аварии или же противоправных действий третьих лиц;
- определение статичности/динамичности транспортного средства на момент происшествия;
- последовательность образования повреждений;
- установление причин аварии;
- выявление истинного виновника ДТП;
- определение вида и модели транспортного средства, участника аварии;
- выяснение направления, режима движения автомобиля и угла столкновения транспорта;
- анализ протекторов и повреждений на них;
- идентификация оставленных на месте происшествия следов.
Как проводится независимая трасологическая экспертиза при ДТП?
Исследование проводят в следующем порядке.
Осмотр поврежденных в аварии автомобилей. Желательно, чтобы эксперт мог осмотреть все автомобили, участвовавшие в конкретном ДТП. Имеющиеся дефекты и следы столкновений фотографируют, замеряют, фиксируют их расположение на кузовных элементах. Отдельно эксперт может фиксировать глубину повреждения ЛКП, степень и характер деформации кузовных элементов и т.п. Эти сведения потребуются для последующего анализа следов столкновения.
Осмотр места ДТП. Выполняется не во всех случаях, может потребоваться, если при ДТП часть повреждений автомобиль получил в результате ударов об ограждения, столбы, деревья и пр. В некоторых случаях место аварии осматривается сразу же после столкновения, пока его следы еще можно зафиксировать (сфотографировать). Такой осмотр дает эксперту максимум информации о том, как именно произошло ДТП.
Изучение документации. Дополнительно эксперту, выполняющему исследование, потребуются сведения из ГИБДД о произошедшей аварии: справка с места ДТП, составленный протокол, схема ДТП и т.п. Кроме того, может потребоваться техническая документация по участвовавшим в аварии автомобилям.
Анализ собранной информации. Эксперт сопоставляет полученные данные, и на основании их делает выводы о том, могли ли имеющиеся дефекты, повреждения быть получены при заявленных обстоятельствах, были ли они получены в один и тот же момент.
Формирование заключения. Транспортно-трасологическая экспертиза предполагает подготовку развернутого отчета, в котором представлены не только выводы эксперта, но и имеющиеся фотоматериалы, данные об участвовавших в аварии автомобилях, имеющихся у них дефектах и повреждениях, процессе возникновения следов от тех или иных ударов.
Автотехническая трасологическая экспертиза может проводиться во внесудебном или в судебном порядке. Внесудебная экспертиза выполняется по заказу одного из участников ДТП и может использоваться для досудебного урегулирования конфликта со страховой компанией, при подаче письменной претензии, а также как приложение к иску, если спор дойдет до суда. Судебную трасологическую экспертизу проводят по требованию суда, если имеющейся у судьи информации недостаточно для принятия решения по конкретному делу.
В компании «Инвест Консалтинг» вы сможете заказать независимую трасологическую экспертизу, а также другие виды исследований, связанных с установлением обстоятельств ДТП. Мы выполняем и внесудебные, и судебные экспертизы. Трасологические исследования проводятся в срок от 5 до 10 дней. Ориентировочная цена — 10 — 20 тыс. руб. В штате компании — не только квалифицированные эксперты-трасологи, но и автоюристы, которые помогут отстоять ваши интересы в споре со страховой компанией и другими участниками аварии.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Стоимость процедуры и сроки проведения
Стоимость исследования может зависеть от совокупности таких факторов — сроков ее осуществления, сложности анализа, квалификации экспертов, местоположения ДТП и т. д. Начальная цена транспортно-трасологического исследования может составить от 3 до 5 тысяч рублей, при условии, если результаты нужны не срочно, а само ДТП не слишком серьезное и без потерпевших. В более трагичных ситуациях, когда машинам или иному имуществу причинен сильный ущерб, если есть потерпевшие или погибшие, стоимость экспертизы может составить 15 000 рублей и более.
Оплачивает транспортно-трасологическое исследование тот участник аварии, который является его инициатором. Затем, если ему удастся доказать в суде виновность другой стороны, цена экспертизы может быть включена в сумму материальных требований к виновнику ДТП.
Трасологическая экспертиза при ДТП
Транспортно-трасологическое исследование от экспертов ExCompany направлено на установление точных деталей произошедшей аварии. Трасологическая экспертиза поможет:
- поэтапно воспроизвести ДТП и установить виновника;
- выявить повреждения, нанесенные ТС вследствие происшествия;
- разрешить спорные вопросы о лице, ответственном в аварии;
- доказать обоснованность претензий пострадавшей стороны;
- получить полный размер компенсационных выплат от страховой.
По результатам автотехнической трасологической экспертизы оформляется экспертный отчет, являющийся доказательством в суде любой инстанции. Поэтому клиенты ExCompany обращаются к нам в случае, если:
- виновник аварии отказывается признавать свою ответственность и выплачивать компенсацию;
- вторая сторона намеренно увеличивает размер нанесенного ущерба и явно завышает требования;
- страховая компания отказывает в выплате, утверждая, что транспортное средство получило повреждения не в ходе ДТП.
Наша приоритетная задача: помочь клиенту обосновать свою позицию и доказать правомерность требований в зале суда. На основании отчетов ExCompany большинство дел решаются в пользу наших заказчиков.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
-
По принадлежности следов от транспортных средств:
- Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
- Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
- Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
- Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
-
Восстановление целостности картины по частям:
- К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
- Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
- Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
-
Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
- Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
-
Выявление конкретного места ДТП:
- На какой полосе произошло столкновение?
- В каком ряду стояли машины?
- Как располагались автомобили во время столкновения?
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Классификационные – установление того, являются ли обнаруженные следы следами обуви, какой полупарой обуви (для правой либо левой ноги) оставлены данные следы, обувью с каким строением ходовой поверхности подошвы (с каблуком либо без каблука, с рисунком или без рисунка, домашняя обувь либо обувь для занятия спортом и так далее); являются ли следами ног в носочно-чулочных изделиях, каких.
Диагностические – установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные; наслоение, отслоение; статические, динамические), определение размера обуви, установление ее отличительных особенностей; установление наличия особенностей лица, носившего проверяемую обувь; установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные, наслоение, отслоение, статические, динамические), определение размера стопы, установление ее отличительных особенностей.
Идентификационные – установление конкретной обуви, одной или разной обувью оставлены следы (при наличии нескольких следов), установление конкретного чулочно-носочного изделия, одним или разным изделием оставлены следы (при наличии нескольких следов).
Ситуационные – реконструкция происшествия по множественным следам, в том числе и по дорожке следов.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом служит обувь. Объектами экспертизы следов ног в чулках (носках) являются сами следы и их копии, т.е. те же объекты, что и при экспертизе следов обуви. В качестве сравнительного материала представляются отпечатки ноги в чулке (носке) не менее трех с каждой нижней конечности и чулок (носок), который по предположению был на ноге проверяемого лица в момент оставления следа.
При проведении экспертизы дорожки следов ног необходимо представить схему и масштабные фотоснимки дорожки следов, подробное описание всех элементов дорожки (длины шага, ширины, величины угла постановки стопы и др.), описание характера и состояния следовоспринимающей поверхности, масштабные фотоснимки следов, которые изымались, до их изъятия или изготовления слепков. Копии (слепки) следов должны быть изготовлены не менее чем с двух-трех четких следов каждой ноги.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов ног и обуви
- Пригодны ли для идентификации следы ног или обуви?
- Обувью какого типа (назначение, вид, модель, размер) образованы следы?
- Одной или разной обувью оставлены следы?
- Оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного лица?
- Не оставлены ли следы ног в чулочно-носочных изделиях конкретным лицом?
- Каков механизм образования следов (образованы ли при ходьбе, беге, лицом, несшим значительный груз, и др.)?
- Каковы отобразившиеся в следах анатомические особенности человека?
- Оставлена ли дорожка следов конкретным лицом?
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные.
Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.
Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.
Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов
- Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
- Каким предметом образованы следы?
- С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
- Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
- Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
- Не оставлены ли следы проверяемым предметом?