Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.
Жесткая ответственность управляющих
Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:
- Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.
Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.
Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.
Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».
Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».
- Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.
Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.
Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.
- Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.
Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?
Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.
Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.
На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.
Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.
Новые цели законодательства о банкротстве
Действующая редакция не содержит целей законодательства о несостоятельности. Предполагалось, что главной целью является максимально возможное удовлетворение требований кредиторов должников, основанное на принципе соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Однако многочисленные «схемы» и нарушения в ходе процедур (злоупотребления со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих и крайне низкая эффективность процедур по восстановлению платежеспособности), побудили чиновников четко сформировать цели банкротного законодательства и даже изменить название закона на ФЗ «О реструктуризации и банкротстве».
Итак, предполагается, что целями законодательства о реструктуризации и банкротстве должны являться:
- справедливое и экономически эффективное урегулирование несостоятельности в интересах всех затрагиваемых ею лиц, разрешение возникших в связи с ней конфликтов;
- содействие предупреждению банкротства, сохранение в ситуации несостоятельности работоспособных бизнесов, рабочих мест и налогоплательщиков, защита конкуренции;
- максимально возможное и соразмерное удовлетворение кредиторов несостоятельного должника;
- предупреждение правонарушений в сфере несостоятельности.
Основные понятия закона
Закон вступил в силу совсем недавно, но уже в нем можно отметить несколько основных положений. Первое касается процедуры признания лица банкротом, происходит это либо через суд, когда сумма займа больше полумиллиона, либо через МФЦ. Иногда лицо должно обязательно обратиться в суд, чтобы был установлен статус банкрота, в других случаях – это его право, и он может им пользоваться по своему желанию. Кредитор может самостоятельно обратиться в суд по данному вопросу, если возможно, то оформляется реструктуризация долга. Во время процедуры банкротства, если это поможет решению вопроса, возможно расформировать имущество и продать его для погашения долга, если это будет проведено успешно, то статус банкрота аннулируется. В течение определенного времени банкрот должен уведомить все компании финансовой сферы, о своем статусе, если, например собирается брать заново кредит. Кредитор может самостоятельно подать документы на судебное банкротство, если должник не выполнил свое обязательство и не указал его в качестве компании, у которой брал займ.
Такое же право будет действовать в том случае, если долг был занижен, или не поданы были сведения об улучшении материального достатка человека, наличии нового имущества.
Налог на банкротство с 2022 года
Перед тем, как вы начнете для себя процедуру банкротства, нужно понимать, что налог не будет аннулироваться, эта задолженность все равно останется на вас. Ранее эта процедура была возможна, но с прошлого года ее отменили, налоги не могут быть списаны, если это конечно не определено на законодательном уровне – в налоговом кодексе вашей страны. Если вы были признаны банкротом, то после конца процедуры, вы пишите заявление и передаете его в ФНС, по вашей регистрации. Бумаги далее должны быть переданы для признания вашего долга по налогам безнадежными полностью. Нужно принести не только одно заявление, но и подготовить ряд документов, без которых данная процедура не может быть проведена. Например, обязательно нужно принести справку о долге, постановление суда о банкротстве, и окончательное решение суда по вашему делу. Далее ваши налоги будут признаны безнадежными.
Процедура банкротства с точки зрения бумажного обращения несложна, но стоит много денег. Поэтому, перед ее началом, нужно точно определить – стоит ли это делать в вашем случае.
Если у вас возникла ситуация с банкротством получить юридическую помощь можно на нашем сайте.
Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.
[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.
Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.
«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.
В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.
Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.
Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.
Вынужденное нововведение?
Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.
С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.
С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.
«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.
Обратная сторона реформы
Негативные последствия принятия законопроекта могут негативно сказаться на защищённости бизнеса, уверен доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнулин.
Тут возникает два момента.
Первый. Сокращение процедур оздоровления существенно снижает вероятность выживания организации, попавшей под данную процедуру. Нарушается баланс между частным интересом кредиторов и интересом самой организации, деловая активность которой прекратится, следовательно, нарушается интерес ее поставщиков, потребителей, которые потеряют своего контрагента, нарушается интерес работников, которые потеряют при ликвидации организации свои рабочие места.
Второй. Сокращение минимальной планки членов СРО может привести к созданию «карманных», аффилированных СРО, используемых как инструмент для недобросовестной конкуренции, а также рейдерских захватов через процедуру банкротства.
Кроме того, по словам эксперта РУДН, нарушается публичный интерес государства, которое при увеличении доли ликвидированных в ходе банкротства предприятий недополучит налоговые поступления в бюджеты.
«Таким образом, данные предложения более выгодны кредиторам, так как упростят и сократят процедуры, предшествующие распродаже активов предприятий», — считает аналитик.
В общем и целом, все новеллы, связанные с отказом от лимита ответственности СРО и случайной выборкой АУ, на первый взгляд кажутся позитивными, но есть сомнения в их эффективной реализации на практике, беспокоятся опытные юристы.
Если размер взыскания превысит компенсационный фонд СРО, то остаётся без ответа вопрос, из какого источника он будет выплачен. Случайность выборки АУ также может стать полем для злоупотреблений, указывают судебные специалисты. Уже известно и о ряде других претензий, которые, вместе с перечисленными в письме РСПП, высказываются в предпринимательском сообществе. Это касается, например, сохранение и даже расширения применимости нынешних норм о субсидиарной ответственности в руководстве проходящих через банкротства компаний, побуждающих тех же АУ вводить в действие механизм такой ответственности вместо нормализации работы предприятия, и других аспектов.
По оценкам со стороны бизнеса, законопроект сохраняет и усиливает систему предпочтений интересов крупных кредиторов, включая те же госкорпорации, а также фискальных интересов, перед задачами сохранения работоспособных компаний, оказавшихся в трудном положении по причинам изменения конъюнктуры, хорошо известных трудностей доступа к финансированию, а также, в последнее время, из-за пандемии.
Законопроекту, не прошедшему еще и «нулевого чтения», предстоит, очевидно, стать предметом активной дискуссии, поскольку он затрагивает интересы всего отечественного бизнеса и способен стать либо очередным препятствием, либо подмогой его развитию.
Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.
«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.
Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.
Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).
Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.
Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство
С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.
Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».
Как объявить себя банкротом
Для этого нужно обратиться в МФЦ и подать заявление (бесплатно). При обращении придется предъявить список всех известных должнику кредиторов и суммы задолженности.
МФЦ берет на себя задачу по проверке сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю, а также информации о наличии иных исполнительных производств в отношении банкрота. Эту работу центр выполняет в течение одного рабочего дня.
Если все условия для использования упрощенного порядка банкротства соблюдены, МФЦ вносит информацию об инициировании процедуры в единый федеральный реестр сведений о банкротстве. На это уходит четыре дня.
Если же в процессе проверки будут выявлены несоответствия условиям, МФЦ вернет заявление, указав причины отказа. Должник вправе обжаловать этот отказ в суде или снова обратиться с заявлением через месяц.
Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.
[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.
Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.
«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.
В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.
Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.
Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.
Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году
Об упрощенной процедуре банкротства физических лиц (не через суд) заговорили еще в 2021 году. Но изменения так и не были внесены.
Однако разговоры не замолкают, а наоборот — депутаты выступили с проектом, суть которого в упрощении процедуры банкротства для тех должников, кого условно можно назвать «малоимущими». Сотрудники Минэкономразвития уже довольно продолжительное время ищут возможность удешевить процедуру.
Кроме того, для специалистов в данной области очевидно, что нецелесообразно начинать судебный процесс для тех, у кого нет ни работы, ни денег, чтобы рассчитаться с кредиторами.
Предполагается, что с октября 2021 года станет возможным, не обращаясь в суд, бесплатно объявить себя банкротом тем, кто подпадает под ряд условий. К этим условиям относятся:
- доход потенциального банкрота ниже, чем среднедушевой по региону;
- отсутствует имущество, которое можно было бы продать;
- нет судимости по «экономической» статье и не было административных привлечений за мелкое хищение, а также фиктивное или преднамеренное банкротство.
Предполагается, что, отвечая данным требованиям, вы сможете просто обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, один из которых и займется вашим делом. Средства на оплату его услуг будут выделяться из специального фонда СРО.
В течение двадцатидневного срока положение ваших дел будет проверяться, после чего должен быть вынесен вердикт о признании либо непризнании вас несостоятельным. Однако вступят данные изменения в силу или нет, мы сможем узнать позже.
А пока рассмотрим процедуру банкротства физических лиц в том виде, в котором вы точно столкнетесь с ней в 2021-м. Во-первых, хотите объявить себя банкротом — докажите, что на то есть веские основания:
- до наступления сроков исполнения обязательства вы уже поняли, что в ближайшем будущем не сможете полностью удовлетворить денежные требования всех кредиторов — вам разрешается подать соответствующее заявление при любой сумме долга;
- в течение 30-ти рабочих дней с момента, как вы поняли, что не сможете оплатить полностью долг размером не менее полумиллиона рублей — в этом случае вы обязаны объявить себя банкротом.
В сумму долга включается неуплата налогов, сборов и иных обязательных платежей. В обоих случаях для этого необходимо подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.
Во втором случае, если вы не подадите заявление, вам придется платить штраф в размере 1000–3000 рублей, согласно пункту 5 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях. Есть косвенные признаки, на которые вы как должник можете опереться, чтобы понять, что вам стоит инициировать банкротный процесс:
- неисполнение денежных требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил;
- прошествие месяца с момента, как вы не удовлетворили хотя бы десятую часть от всех кредиторских требований, срок исполнения по которым наступил;
- размер долга превысил объем вашего имущества;
- пристав-исполнитель вернул вашему кредитору исполнительный документ на основании отсутствия у вас каких-либо доходов или имущества.
Если вы имеете статус ИП, то за 2 недели до обращения должны отправить в ЕФРС о фактах деятельности юридических лиц уведомление о том, что собираетесь банкротиться, согласно пункту 2.1 статьи 213.4 профильного закона. Если вы ИП, то процедура банкротства для вас будет проходить так же, как и для обычных граждан.
- документы, подтверждающие наличие задолженности и вашу неплатежеспособность;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или отсутствии у вас статуса ИП;
- списки должников и кредиторов лица по Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития № 530;
- опись вашего имущества по Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития № 530;
- копии документов, подтверждающих право собственности на имущество и исключительные права;
- сведения о доходах и уплаченных налогах за тот же период;
- копия свидетельства о заключении или расторжении брака и другие документы.
После этого арбитражный суд возбуждает (или не возбуждает) судебный процесс о признании вас банкротом. Если у вас есть доход и суд посчитает достаточным частично систематически погашать требования кредиторов, то будет проведена реструктуризация долга.
То есть ваши кредиторы будут получать от вас деньги не на первоначальных условиях, а на тех, которые определит суд. Если же доходов и имущества нет вообще, то ваши долги просто спишутся, а горе–кредиторы останутся у разбитого корыта.
В целом, процесс банкротства физического лица не претерпит кардинальных изменений, по крайней мере, до октября 2021. Если же изменения нам и грозят, то только в виде упрощенной процедуры банкротства для «мелких» должников.
1 апреля 2021 года Минэкономразвития, по поручению премьера России Михаила Мишустина, разработало законопроект о бесплатном банкротстве граждан. Это стало ещё одной мерой поддержки россиян на фоне общего кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
«Банкротство — цивилизованный способ избавиться от долгового бремени и начать финансовую жизнь с чистого листа…» — заявил замминистра Илья Торосов, «… и оно не должно быть обременительным для граждан, доходы которых находятся на низком уровне».
По сравнению с проектом закона об упрощенном банкротстве, принятым в марте на первом чтении Государственной Думы, новый докумен�� имеет много новых положений.
В части судебного банкротства схема максимально упрощена: подать заявление в суд может как должник, так и один из его кредиторов, долг перед которым составляет 500–700 тысяч рублей, а длительность просрочки превышает 3 месяца. Но есть ряд условий:
- в течение предшествующего года гражданин не продавал имущество стоимостью свыше 2 млн рублей;
- в течение последних полугода гражданин не менял фамилию;
- у него отсутствует непогашенная судимость.
По упрощённой (бесплатной) схеме гражданин признаётся банкротом всего за 5 дней с момента подачи заявления. Причём если инициатором процедуры является должник, судебное заседание не проводится, финуправляющий не привлекается — процедура реализации имущества ложится на плечи банкрота.
Если заявителем становится один из кредиторов, то финансовый управляющий будет привлечён без оплаты его услуг банкротом. Его обязанности будут ограничены ведением реестра требований кредиторов, формированием отчётности и проведением реализации имущества должника (если такая процедура будет введена).
Что касается внесудебного банкротства, то оно проводится в отношении граждан, оставшихся без дохода и не располагающих имуществом, которое можно реализовать в счёт погашения долгов.
- Должник обращается в СРО арбитражных управляющих (рассматривается вопрос о приёме аналогичных заявлений в МФЦ).
- Если он соответствует всем признакам, то его объявляют банкротом. Начисление пени, процентов и штрафов за просрочки будет остановлено.
- Далее сроком на 1 год вводится процедура наблюдения за должником — если за этот период его доходы вырастут или в распоряжение гражданина поступит дорогостоящее имущество (общей суммой превышающее 500 тысяч рублей), то процедура будет отменена. В течение этого периода гражданин также лишается права выдавать или получать займы, выступать поручителем.
Принятие законопроекта в окончательном виде планируется в середине апреля 2021 года.
Провести банкротство физических лиц бесплатно можно будет даже без привлечения суда. В отличие от судебного, во внесудебном порядке кредиторы не контролируют действия заемщика, не знают о списке долгов и не могут получить неустойку или пени.
Вся информация конфиденциальна и будет известна только управляющему. В открытом доступе отобразится только сам факт возбуждения банкротства.
Помимо внесудебной процедуры планируется ввести судебное упрощенное банкротство.
При судебной упрощенной процедуре банкротства гражданина признают банкротом в течение 5 суток после обращения в арбитражный суд. Судья утверждает порядок продажи имущества. При этом, арбитражный управляющий может не привлекаться, а обязанность реализовать имущество будет передана должнику.
Если в судебном заседании у должника обнаружится капитал свыше 500 тысяч рублей, банкротство продолжится в общем порядке.
При обращении в суд кредиторов заемщику назначают арбитражного управляющего.
- Долг перед банком в пределах от 50 до 700 тысяч рублей.
- Не более 25% задолженности накопились за 6 месяцев.
- В прошлом году не было безвозмездных сделок дороже 200 тысяч рублей и возмездных дороже 2 миллионов рублей.
- Ваши сбережения меньше 500 тысяч рублей и не могут покрыть долг.
- Последние полгода вы не меняли ФИО.
- Нет непогашенной судимости за экономические преступления и преднамеренное банкротство.
- Прошлое банкротство во внесудебном порядке было больше 10 лет назад.
- Судебная реструктуризация прошлых долгов проводилась не менее 5 лет назад.
Физическое лицо может стать банкротом без привлечения суда, подав заявление в СРО арбитражных управляющих. После этого арбитражный управляющий подает сведения в ЕФРСБ.
Внесудебный порядок применяется к гражданам, у которых:
- долг в пределах от 50 до 500 тысяч рублей,
- нет заработка и денег на кредитные платежи,
- нет имущества, которое можно отобрать в счет долга.
Настоящая процедура вводится с целью помочь по-настоящему бедным гражданам списать задолженности, в особенности тем, кто в силу обстоятельств не имеет никакой финансовой подушки. Известно, что в стандартной процедуре банкротства необходимо оплачивать услуги финансового управляющего, публикации и другие затраты.
Цель новых процедур — сэкономить деньги и без того небогатых должников.
В особенности уязвимыми являются следующие категории людей:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- малообеспеченные категории граждан;
- люди, которые лишились постоянного источника дохода;
- люди, у которых нет средств на оплату судебных расходов.
Банкротство физических лиц планируют усложнить в 2022 году
У банков есть штат юристов, они умеют искать имущество, знают, какие аргументы убедят суд в вашей недобросовестности, знают, как выставить ваши действия в дурном свете. Тягаться с ними непросто.
Но до борьбы с кредиторами ещё дойти надо. Собрать документы, правильно составить заявление и подать его в суд. А потом ходить на заседания. Вы уверены, что сможете убедительно противостоять в суде юристу банка, который годами занимается делами о банкротстве?
Юристы БОЛЬШОГО ДЕЛА сами ходят во все заседания суда. Хотя мы так хорошо готовим документы, что судьи, бывает, сами говорят нам, что можно даже не приходить — дело и без нашего присутствия пойдёт как по маслу.
Очевидно, что кредиторы сильнее должника — юридически, финансово и т. д. Однако это не значит, что они все делают правильно, не совершают ошибок и не способны схитрить. На то и нужен юрист по банкротству, который владеет ситуацией, предугадывает действия кредиторов и будет готов к любой их «выходке».
Своё банкротство лучше доверить юристам, которые специализируются в этой области. То есть регулярно помогают гражданам банкротиться, владеют актуальной судебной практикой и в курсе всех изменений в законодательстве.
Мы в «БОЛЬШОМ ДЕЛЕ» одни из первых в России стали помогать гражданам списать их долги (с 2015 года). Наши юристы активно практикуются и знают, как помочь клиенту, даже его ситуация — нестандартная.
Не стоит «вестись» на рекламные заголовки «Спишем долги! Гарантия — 100%». Посудите сами, как юрист может дать гарантию, если он вас в глаза не видел, а тем более не знает все обстоятельства вашего дела? Да и решение принимает судья, а не юрист. Добросовестные юристы не дают таких обещаний.
Мы в БОЛЬШОМ ДЕЛЕ работаем совершенно иначе. Сначала мы изучаем ситуацию и понимаем, спишет суд долг или не спишет.
Не спешите радоваться, когда увидите объявление с очень низкими ценами на услуги юристов по банкротству. Обычно выясняется, что эти юристы, например, только документы собирают, а в суд не ходят. Или не выполняют какую-то еще необходимую часть работы.
Банкротство под ключ с грамотными юристами не может стоить дешево. Зато позволит сохранить ваше имущество и списать долги.
На первый взгляд, плюсов достаточно много. Тут и предложенный порядок – подать заявление в МФЦ гораздо проще, чем обращаться в арбитражный суд, а отсутствие необходимости в финансовом управляющем экономит минимум 100 тыс. рублей. И бесплатность процедуры – воспользоваться ей смогут все, отсутствие доходов и сбережений больше не станет проблемой для признания банкротства. И сами последствия, которые наступят в результате – все заявленные гражданином долги будут признаны безнадежными и списаны.
Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.
Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.
СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.
СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.
Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.
17 мая 2021 года в Госдуму наконец-то поступил согласованный вариант поправок в закон «О банкротстве». Большинство нововведений касается процедуры признания несостоятельными юридических лиц, но есть новости и для должников — физлиц. Принять поправки планировалось в ускоренном режиме в течение месяца. В данный момент комитеты формировали свои отзывы и возражения на внесенные предложения.
Но в итоге принятие поправок отложено — их должна рассмотреть Госдума нового созыва. Впрочем, и после того, как состав новой Думы будет утвержден, поправки имеют все шансы пройти все три необходимых чтения очень быстро.
Что может измениться для физических лиц — должников, решивших обратиться за списанием долгов? Глобальных новшеств три — меняется система работы (соответственно, и назначения) финансовых управляющих, в корне будет перекроена организация торгов имуществом банкрота и водятся новая очередность удовлетворения требований должников. О планируемых изменений для финуправляющих мы написали выше.
Подробнее остановимся на торгах и очередности требований кредиторов.
Торги. Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение или понижение) в течение дня.
Поправки в закон предполагают введение так называемой системы англо-голландских ау��ционов, в которых используется принцип «качели». То есть стоимость предмета может резко меняться во время проведения торгов. За одну торговую сессию можно будет проводить торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, то на том же аукционе начать торги на понижение стоимости имущества.
Стоимость будет снижаться, пока не выявится лицо, желающее приобрести имущество именно за обозначенную при падении цену. Такая модель будет способствовать снижению времени общего этапа торгов и реализации имущества должника.
Сейчас торги при банкротствах могут длиться около года. Действующие в настоящее время правила не разрешают проводить в течение одной сессии продажу с повышением, так и с понижением цены.
Очередность удовлетворения требований. Сейчас в законе «О банкротстве» установлены три очереди требований. Проект предусматривает формирование 8 очередей удовлетворения реестровых требований.
Поправки, в случае из принятия Думой, Советом Федерации и подписания президентом, будут вводиться в действие поэтапно, в течение одного года.
Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.
И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.
Если законопроект будет принят, то в процедуру банкротства будут внесены два основных изменения:
- Вводится система рейтинга для оценки эффективности работы арбитражных управляющих.
- Изменится система назначения арбитражного управляющего.
Стоит отметить: арбитражный управляющий — обязательное лицо в процедуре банкротства физлица. Без его участия банкротство не может состояться.
Система рейтинга арбитражных управляющих позволит оценивать качество работы каждого специалиста.
Внесудебное банкротство станет доступно гражданам с долгами до 1 млн руб.
До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.
— Главный плюс судебного банкротства — возможность списания долгов в случае, если человек попал в трудное финансовое положение. Хотя есть и исключение: не подлежат списанию долги по алиментам, по выплате зарплаты и выходного пособия, субсидиарная ответственность, вред, причиненный жизни и здоровью, — отметила Екатерина Кузнецова.Также к плюсам относятся:
- — возможность списания долгов «раз в пятилетку», то есть каждые 5 лет, если у должника возникает финансовая несостоятельность, он вправе обратиться в суд о признании его банкротом;
- — единственное жилье, которое не обременено залогом, останется у должника и не будет продано на торгах;
- — длительность процедуры: в среднем она занимает от 4 до 6 месяцев, если нет имущества и от 6 до 12 месяцев, если есть имущество.
- —Минусы банкротства, по мнению специалиста, таковы:
- — риск потерять имущество, которое находится в залоге (например, ипотека).
- — отсутствие нормы права и четкой практики по возвращению маткапитала с реализации имущества.
Чтобы воспользоваться упрощенным порядком банкротства, нужно соответствовать нескольким условиям:
- размер обязательств не должен составлять менее 50 000 руб. и более 500 000 руб.;
- в сумму обязательств не должны входить штрафы, пени, проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды и иные имущественные или финансовые санкции;
- в отношении должника должно быть окончено исполнительное производство в связи с отсутствием у него имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- в период процедуры банкротства нельзя брать займы, кредиты, а также выдавать поручительства и совершать иные обеспечительные сделки.
Изменения в закон о банкротстве физических лиц делят банкротов на группы, и для каждой установлен индивидуальный размер вознаграждений финансовому управляющему (арбитражному управляющему).
Что планируют законодатели:
- банкротам из первой категории (то есть физ.лицам) придется заплатить управляющему 100 тысяч рублей. Напомним, сейчас ставка финуправляющего 25 тыс. рублей за процедуру;
- размер платежа для банкротов второй категории составит 300 тысяч рублей;
- банкротам третьей категории придется заплатить арбитражному управляющему 500 тысяч рублей.
Также новый проект закона предусматривает изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего за проведение реализации имущества. Сейчас это 7% от вырученных денег. После вступления поправок вознаграждение управляющего будет зависеть от стоимости имущества должников:
- до 1 млн рублей — 10%;
- от 1 до 10 млн рублей — 7%;
- от 10 до 100 млн рублей — 5%;
- более 100 млн рублей — 2%.
Стоит признать, новые изменения в законе №127-ФЗ не несут ничего хорошего для физических лиц — стоимость банкротства возрастет на 75 тысяч рублей. А если есть имущество для продажи (машина, дача, гараж, катер), то и процент, который он будет удерживать с выручки, вырастет.
Бесплатная консультация0 ₽
- Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
- Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
- Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
- Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэкономразвития?
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.