Сколько работает преподаватель?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько работает преподаватель?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы не справились со своими обязанностями, работодатель может расторгнуть трудовой договор. Сообщить об этом он должен минимум за три дня до увольнения в письменной форме и с указанием причин. Выходного пособия при этом не предусмотрено, но дни работы должны оплатить.

Предварительное замечание

Прежде чем читать дальше, читателю нужно понимать следующие вещи. Вуз это система. Система старая, устоявшаяся, пришедшая в равновесии. Её качество и соответствие требованиям определяются общей ситуацией в экономике и в обществе, а также тем, что вуз это элемент более крупной образовательной системы. Как и многие другие старые и устойчивые системы, вуз и образовательная система в целом крайне забюрократизированы, со сложившейся иерархией, качество работы которой выявляется чисто формально. Изнутри такие системы напоминают болото, вы в нём вязнете, и ваши качества не имеют особого значения, оно всё-равно вас поглотит и переварит. Это, в частности, к вопросу, а может ли быть лучше, чем написано ниже? Может, если есть на то воля ответственных лиц. Хороший пример такого вуза — Университет ИТМО. Говорю об этом, так как знаю изнутри. Но и читатель опосредовано может в этом убедиться. Загляните на их сайт, посмотрите их образовательные программы, посмотрите на их странички в социальных сетях. От вуза веет свежестью, он живой, современный, модный. Конечно, это не значит, что там нет тех проблем, о которых я пишу ниже (но и не значит, что они обязательно есть). ИТМО — это пример для оптимизма.3 июля 2020.

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Первое что хочу сказать: не знаю ни одного преподавателя, который бы написал диссертацию, работая преподавателем одновременно. Или по другому: знаю несколько преподавателей, которые не учились в очной аспирантуре, а сразу после окончания университета пошли работать преподавателем, и ни один из них не смог написать и защитить диссертацию! И это всё не бездарности какие, просто физически это невозможно. И это понятно из всего выше сказанного. Ведь для того, чтобы создавать что-то новое, мозг и тело должны быть отдохнувшими, но работа преподавателем это не предполагает.

Второе, в вузах практически отсутствуют условия для серьёзной научно-исследовательской работы. Зачатую нет оборудования, приборов, помещений, элементной и сырьевой базы. Всё что Вы будете делать, будет делаться за Ваш счёт и в Ваше личное время.

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Читайте также:  Переселение из аварийного жилья после 2023 года

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным!

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней…

Насколько это законно?

Правило 15 минут – это не закон, а лишь традиционный шаблон поведения студентов.

В каждом вузе есть устав, где может содержаться информация по поводу рекомендуемого поведения на подобный случай. Обязательно ознакомьтесь с документом сразу после поступления.

Например, в Кодексе студента Черкасского Национального университета четко прописано: в случае неявки преподавателя в течение 15 минут староста (если ему ничего не известно о причине) обязан обратиться в деканат и ждать последующих указаний. Если же сделать этого нельзя, студенты должны оставаться в аудитории и вести себя тихо.

Похожий протокол действий есть в большинстве вузов, потому что обучение в высшем учебном заведении ведут строго по протоколу, и созданный график должны соблюдать не только студенты, но и преподаватели.

Какую работу можно совмещать с учебой

Рассмотрим разновидности работы, которую можно успешно совмещать с учебой.

Наиболее часто студентам предлагают рабочие места, не требующие опыта и квалификации, например, официантов, курьеров или промоутеров. Если есть острая необходимость начать зарабатывать, можно выбрать этот вариант. Для студентов младших курсов он наиболее доступный. Но требуется хорошая физическая выносливость, а часто коммуникабельность и презентабельная внешность (например, для промоутеров, которых часто воспринимают как «лицо фирмы»).

На некоторые виды неквалифицированных работ (те же официанты или уборщики) можно устроиться во время каникул и необязательно в России. За границей подобная работа лучше оплачивается и, кроме того, можно познакомиться с жизнью и культурой другой страны, что всегда интересно и познавательно. На заработанные деньги потом можно жить весь учебный год, не думая о необходимости дополнительного заработка. Правда, работа за границей требует знания иностранного языка.

Более легкой (и часто более денежной) является работа в дистанционном режиме. Это копирайтеры, репетиторы, веб-дизайнеры, переводчики и т.п. Можно зарабатывать на хобби, например, размещая качественно сделанные фотографии на биржах фриланса или в фотобанках.

Старшекурсники могут рассчитывать на вакансии по своей будущей специальности, особенно если работать можно в выходные дни или вечернее время.

Для поиска работы хорошо подходят специализированные сайты. Тем более, что там есть специальный раздел, который так и называется: «Для студентов». Некоторые работодатели размещают объявления непосредственно в учебных заведениях (обычно это доски объявлений возле деканатов).

Еще один относительно новый вид заработка — заработок в социальных сетях, который получает все большее распространение, и не только среди студентов. Но нужно обладать определенными знаниями: ориентироваться в интересных пользователям темах, уметь создавать группы, привлекать в них посетителей и подписчиков и т.п.

Какую работу лучше выбрать студенту

Естественно, лучше искать вакансии, связанные с выбранной профессией. Но при этом часто возникает типичная проблема при поиске работы по специальности, которая известна как «замкнутый круг»: на хорошую (или просто квалифицированную) работу не берут при отсутствии опыта, а чтобы был опыт, нужна соответствующая работа. Обычно более или менее крупные организации предварительно проводят собеседование с потенциальными работниками. На таком собеседовании следует подчеркнуть свою готовность быстро обучаться и осваивать новое.

Те, у кого есть водительские права и личный автомобиль, могут подрабатывать в агрегаторах перевозок типа Яндекс.Такси. Лучше не заниматься этим самостоятельно, чтобы не попасть на криминальные разборки. И по этой же причине не работать в такси ночью.

Как списывают студенты петербургских вузов

«Напечатать ответы на экзаменационные билеты; найти человека, который их продиктует; проверить работу микронаушника» — примерно так выглядит план подготовки Егора (по просьбе героя имя изменено — прим. «Бумаги») к сессии. Ему 22 года, он учится на 4-м курсе одного из гуманитарных факультетов СПбГУ.

Перед входом в кабинет, где проходит экзамен, он забрасывает в каждое ухо по крохотному магнитному наушнику. Под свитером у него спрятано специальное «ожерелье» — индукционная петля с блютус-гарнитурой и микрофоном, подключенными к телефону.

Студент звонит своей подруге. Та уже держит стопку распечатанных экзаменационных вопросов.

Егор уверенно заходит в кабинет и вытаскивает один из билетов. Заняв свободное место, он оглядывается по сторонам и принимается тихо и фальшиво покашливать. Это сигнал. В этот момент подруга Егора по порядку начинает зачитывать вопросы к экзамену. Как только есть первое совпадение, студент снова издает нечто похожее на тихий всхлип и кашель. Чуть позже звуки опять повторяются: оба указанных в билете вопроса нашлись.

Читайте также:  Льготные билеты на поезд для дальневосточников в 2023 году для пенсионеров

Может ли студент педагогического вуза работать в школе учителем

Начиная с 8.06.2020 г. студенты-старшекурсники, обучающиеся на педагогов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», имеют право вести преподавательскую деятельность в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последние года учёбы или больше. Это зафиксировано в соответствующем федеральном законе, подписанном Президентом РФ, и поправках в федеральный закон «Об образовании в РФ».

Для студента работать учителем в школе — прекрасный шанс влиться в профессию в самом комфортном режиме и обрести реальные практические навыки. Благодаря новому закону талантливая молодёжь сможет очень рано, ещё в процессе получения образования, стать частью педагогической среды. Это можно делать постепенно: начать с нескольких уроков по одному конкретному предмету под наблюдением опытных коллег и наставников — уже состоявшихся школьных учителей.

Такой старт педагогической карьеры — действительно уникальная возможность и для самих студентов с большим потенциалом развития, и для школ.

Вопрос 3: как все же прогулять занятие, если очень надо или очень хочется?

Впрочем, не все для вас потеряно. Если прогулять ну ооооочень хочется или ну ооооооочень нужно, позаботьтесь о своеобразном «освобождении» от самого преподавателя.

Поверьте – нет непокоренных преподавателей. Всех можно уговорить, договориться или на крайний случай просто взять измором.

Ваша задача – хитрым способом заполучить одобрение на прогулы ДО прогула, а не страдать уже после того, как дело сделано.

Итак, вот несколько хитроумных отмазок, которые чаще всего используют студенты, чтобы отпроситься с пар:

Начинайте отпрашиваться с самого начала обучения в вузе. Ищите свои подходы, наблюдайте за своими сокурсниками. Постоянно сочиняйте новые сказки. Общайтесь с разными преподами.

Это упражнение поможет в конце концов вам выработать собственную, неподражаемую тактику отпрашиваться. Не повезет – ну и ладно. Прокатит – значит, вы получаете законную отмазку не присутствовать на занятии.

Помните одну очень важную вещь во время уговора преподавателя – вам действительно очень-очень нужно! Поверите сами – поверит и преподаватель. В данной статье вы можете изучить пример оформления презентации.

А написать потом важные контрольные, курсовые или сдать сам экзамен поможет студенческий сервис. Ведь ваше время бесценно!

В каких случаях можно уходить с пары

Уходить с пары официально можно в тех случаях:

В этих случаях студент может уходить с пары официально. Для этого достаточно только подойти к преподавателю до пары и сказать свою причину. Если есть доказательство, то лучше их показать сразу. Если на руках нет доказательств и справок, то обязательно предоставьте их потом. Ведь в ином случае преподаватель сможет поставить вам прогул в журнале на следующей паре.

Каждый бы студент хотел знать, как уйти с пары без последствий. Особенно сложно становится, когда наступает последняя пара. Обычно студенты перед последней парой хотят спать, есть и вообще не хотят ничего слышать.

Можно, конечно, и не уходить с пары. Многие преподаватели ценят тех студентов, которые не сбегают с их лекций, последних по расписанию. Поэтому если сделать вид, что вам интересно, то можно получить дополнительные баллы. Кстати, можно даже самому влиться в диалог с преподавателем, тогда пара пройдет гораздо легче.

Старайтесь задавать интересующие вас вопрос по ходу занятий, разговаривайте с преподавателем, говорите свое мнение и т.д. Так, вам станет интереснее и не так скучно. А рядом сидящие одногруппники будут благодарны вашей смелости.

Итак, чтобы уйти с пары нужно действовать быстро и точно.

Далее мы рассмотрим все причины, по которым студент сможет уйти с пары без последствий.

Как привыкнуть к сложному графику в вузе

Все успевать и не уставать студенту в вузе получится само собой ближе к 3-4 курсам. Ведь студент просто привыкает со временем сидеть на 5-6 парах подряд, записывать конспекты или делать вид, что пишет конспекты.

Чтобы быстрее привыкнуть к сложному графику в вузе, необходимо самому настроиться на учебу. Представьте себе свой обычный день: когда вы встаете, когда умываетесь и завтракаете, а также когда идете в вуз и приходите домой. Представьте и зафиксируйте эту картинку. Теперь она будет повторяться каждый будний день. Иногда придется идти на пары в субботу, если поставят пары.

Тем не менее рутину можно разбавлять общением с однокурсниками, личной жизнью в университете и даже своими увлечениями и хобби в стенах вуза.

Просто нужно понять, что университет стал вторым домом и нет причин ждать, когда закончится учебный семестр. Ведь рано или поздно он снова начнется.

Привыкнуть к сложному графику будет проще, если начать воспринимать пары не как пытку, а как полезную лекцию. Представьте, ваши родители и старшие братья, сестры платят свои заработанные деньги, чтобы послушать подобные лекции. Потому что это развитие. Это возможность получить новые знания, которые необходимы каждому человеку. И каждая лекция стоит очень дорого. Если вы учитесь на коммерческой основе, то можете путем элементарной арифметики посчитать, сколько стоит одна пара.

Таким образом, ценить каждую лекцию будет гораздо проще. Но это еще не все советы, как все успевать и не уставать студенту. Дальше мы расскажем еще более полезные советы.

Рабочее время педагога в каникулярный период

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

Читайте также:  Как платить налоги за третьих лиц? (Баразненок Н.)

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42–56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю.

На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников.

При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.).

Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств.

Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного у��реждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.05.2015
  • Все консультации автора


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *