Моющие средства в пищеблоке школы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Моющие средства в пищеблоке школы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

Лица, поступающие на работу, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации заносятся в личную медицинскую книжку.

Персонал должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти. Сообщать обо всех случаях кишечных инфекций в семье.

Персонал перед входом в туалетную комнату должен снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом. При переходе от обработки сырых продуктов или полуфабрикатов к готовым блюдам обязательно мыть руки. Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.

Смену спецодежды производят по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 дня.

При появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения.

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра ежедневно перед началом работы заносятся в «Журнал здоровья».

Соблюдение требований санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Требования санитарных правил к организации питания школьников

Требования санитарных правил к организации питания школьников

В ходе надзорных мероприятий при организации питания школьников, наиболее часто встречающимися, являются нарушения санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, в учреждениях начального и среднего профессионального образования» и санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а именно:

-СП 2.3.6.1079-01:

П.5.16. Требуется проведение ремонта помещений пищеблока/обеденного зала,

П.3.8. В месте присоединения производственных ванн к канализации отсутствуют воздушные разрывы (должно быть: «Производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны)»).

-СанПиН 2.4.5.2409-08:

П.3.3. Не ко всем раковинам имеется подводка горячего водоснабжения на пищеблоке, отсутствуют смесители холодной и горячей воды у раковин, недостаточное количество моечных ванн, раковин для мытья рук персонала пищеблока, не предусмотрена установка резервных источников горячего водоснабжения производственных цехов и моечных отделений в соответствии с требованиями (должно быть: «Во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения»);

П3.4. Недостаточное количество умывальников при обеденном зале столовой (должно быть: «При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца»);

П.5.10 Отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания посуды (должно быть: «Ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой»);

П.4.3. Неисправно технологическое оборудование на пищеблоке ;

П.4.12 Используется кухонная/столовая посуда с отбитыми краями, трещинами, эмалированная посуда со сколами, поврежденной эмалью, разделочный инвентарь требует замены;

П. 4.14 Складское помещение для хранения сухих сыпучих продуктов не оборудовано прибором для измерения температуры и влажности. (Должно быть: «Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха»;

П.6.11. Нарушались требования к условиям и технологии приготовления кулинарной продукции;

П.14.1 Недостаточный охват учащихся горячим питанием (Руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием).

П.6.22. Фактический рацион питания не соответствовал утвержденному примерному меню;

П.14.5 Нарушения в сопроводительной документации и маркировке продовольственного сырья и пищевых продуктов (приём пищевых продуктов без сопроводительных документов, удостоверяющих их качество и безопасность, маркировочные ярлыки сохранялись не до окончания реализации продукции);

П.14.11. Нарушались правила отбора суточных проб ;

П.5.4; 5.8 Нарушались требования к мытью столовой, кухонной посуды;

П.5.18 Нарушение кратности проведения генеральных уборок пищеблока («Один раз в месяц проводят генеральную уборку всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией»).

П.8.29. Нарушение условий хранения пищевых продуктов («В организациях общественного питания образовательных учреждений должны соблюдаться сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем и указанные в документах, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продуктов»);

Читайте также:  Заместитель директора код по окпдтр 40006

П.14.2. Нарушения в заполнении документации пищеблока;

П.13.3; 13.6. Недостаточное количество комплектов специальной одежды на каждого сотрудника пищеблока, неправильное хранение специальной одежды («Персонал должен быть обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее трех комплектов на одного работника, в целях регулярной ее замены»).

П.13.5. Не соблюдаются правила личной гигиены персоналом пищеблока.

Управление обращает внимание, что требования санитарных правил направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обуч��ющихся.

Организация питания учащихся находится на постоянном контроле Управления.

Допуски по государственному регламенту

Утвержденные перечни товаров можно встретить в санитарных нормах времен СССР. Это было возможно из-за присутствия на рынке ограниченного ассортимента продукции. Сегодня такой подход противоречит принципам рыночной экономики и становится причиной монополизации предприятий. Поэтому в нормах прописаны лишь требования, предъявляемые к бытовой химии.

Стандартом, который регламентирует использование моющих средств в детских учреждениях является Федеральный закон №52, утвержденный 30 марта 1999г. Но самостоятельно изучать составы продукции для уборки помещений и сопоставлять их со стандартом достаточно сложно. Поэтому приведем выдержки из смежных нормативов, озвучим основные требования к бытовой химии и дадим список моющих средств, которые удовлетворяют требованиям стандартов.

Приведем смежные нормативные акты:

  • СанПиН 3.5.1378-03 – постановление отвечает за правила проведения дезинфекции и регламентирует требования, выдвигаемые к чистящим препаратам.
  • СанПиН 2.4.1 – устанавливает правила организации работы в дошкольных заведениях.
  • Письмо Роспотребнадзора № 0100/626-06-32, датированное 25.01.2006г, содержит ориентировочный перечень допущенных к применению на территории РФ составов для уборки в помещениях с пребыванием детей.

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

7.1. Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.

7.2. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

7.3. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

7.4. Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

7.5. Не допускается привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

10.1. В образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

10.2. Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

10.3. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

10.4. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

10.5. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

Читайте также:  Как составить заявление на отпуск по беременности и родам в 2021-2022 году

10.6. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

10.7. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

10.8. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Правила применения и хранения

К числу стандартных требований относятся:

  • наличие видимых маркеров на всех элементах набора;
  • строгое соблюдение ограничений по зонам;
  • использование выделенных хозяйственных участков и специальных шкафчиков, конструкция которых позволяет сегментировать различные виды чистящих и вспомогательных средств;
  • при найме новых сотрудников рекомендуется провести инструктаж, разъясняющий, как правильно маркировать уборочный инвентарь для уборки помещений по СанПиНу — фото стандартной комплектации может служить в качестве наглядного пособия;
  • тщательная очистка и проведение дезинфицирующих процедур для каждого из предметов;
  • отсутствие клинингового оборудования в административных и производственных секторах, а также стороннего доступа к рабочей подсобке.

Стоит отметить, что, согласно правилам, при сборе использованного белья в мешки во время замены также проводится процедура маркировки. Постельные принадлежности распределяются по отдельным кладовым. В случае отсутствия достаточной свободной площади, рекомендуется оснастить подсобные помещения специально сконструированными многосекционными шкафами, позволяющими соблюдать принципы раздельного хранения.

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Какие требования исчезли из СанПиН для общепита

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

  • мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
  • высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
  • обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
  • использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
  • использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
  • периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
  • использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
  • организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
  • работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
  • хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).

1.1. К самостоятельной работе по мытью посуды допускаются лица не моложе 16 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Работающие должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе по мытью посуды возможно воздействие на работников следующих опасных и вредных производственных факторов:
— термические ожоги при мытье посуды горячей водой;
— химические ожоги;
— аллергические реакции при использовании моющих и дезинфицирующих средств;
— поражение электрическим током при отсутствии заземления моечных ванн или при нагревании воды электрокипятильником.
1.4. При мытье посуды должна использоваться следующая спецодежда:
— фартук клеенчатый с нагрудником;
— сапоги резиновые;
— перчатки резиновые.
1.5. На пищеблоке должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Работающие должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. рабочее место для мытья посуды должно быть оборудовано трехгнездной ванной, корпус которой заземляется.
1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить об этом администрации детского сада.
1.9. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды; правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнения или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверки знаний норм и правил охраны труда.

Читайте также:  Как рассчитать расход электроэнергии без счетчика

Основные требования к посуде в группе детского сада

СанПиН четко определяет, какую посуду можно использовать в дошкольных учреждениях, и в каком состоянии эта посуда должна находиться. Так, в детском саду не должно быть:

  • Посуды, изготовленной из алюминия и пластика. Эти материалы вредны для здоровья. Кроме того, пластик при термической обработке (особенно с применением моющих средств) выделяет токсины. Алюминий же может реагировать с кислыми продуктами, образуя в результате ядовитые химические соединения.
  • Посуды со сколами и трещинами. Любая трещина – это место скопления и размножения микробов. Особое внимание уделяется разделочным доскам – они должны иметь абсолютно гладкую поверхность и регулярно заменяться.
  • Общей посуды и приборов для детей и персонала. Весь персонал ДОУ должен иметь отдельные комплекты посуды и питаться только из них.
  • Не допускается использовать посуду в ДОУ, если эта посуда изготовлена из прессованной фанеры. В детских учреждениях разрешено использовать деревянные разделочные доски (изготовленные из плотных пород дерева) при условии, что эти доски регулярно проходят термообработку и не имеют трещин на рабочих поверхностях.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 45 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.5. 2409-08»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2008 г. Регистрационный N 12085

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.1; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213,.2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; Российская газета, 2008, N 153) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (приложение).

Посуда в ДОУ по СанПиН: мытье, обработка и маркировка

Правильная организация работы кухни – один из важнейших факторов здоровья воспитанников детского сада. Строгое соблюдение санитарных норм во время приготовления пищи и после него значительно снижает уровень развития микробов и, следовательно, сокращает риски на появление в ДОУ вспышек опасных инфекций.

Посуда в ДОУ подбирается, обрабатывается и маркируется согласно строгим правилам, установленным СанПиН.

СанПиН четко определяет, какую посуду можно использовать в дошкольных учреждениях, и в каком состоянии эта посуда должна находиться. Так, в детском саду не должно быть: Посуды, изготовленной из алюминия и пластика.

Эти материалы вредны для здоровья. Кроме того, пластик при термической обработке (особенно с применением моющих средств) выделяет токсины. Алюминий же может реагировать с кислыми продуктами, образуя в результате ядовитые химические соединения.

Смена постельного белья в детском лагере или в оздоровительном санатории

Многие родители опасаются отправлять своих детей на довольно продолжительный срок на лагерную смену. Все боязни заключаются в недостаточной организации безопасности детей. Что касается гигиены, дети оказываются предоставленными сами себе, за ними никто не ходит, требуя сменить постельное белье и почистить зубы. Однако сотрудники лагерей и санаториев берут на себя функцию организации безопасного спального места для детей.

Уважаемые родители, помните о том, что выходя за стену вашего дома, ребенок попадает в чужую среду, где действуют свои законы и правила. Если вы привыкли менять постельное белье несколько раз в неделю (что, безусловно, очень хорошо, особенно для поддержания здоровья маленького ребенка), не стоит завышать ожидания и думать, что в дошкольных образовательных учреждениях, детских больницах или лагерях будут действовать те же правила. Запомните сроки смены постельного белья в тех учреждениях, которые посещает ваш ребенок, и внимательно следите за соблюдение графика, чтобы быть уверенным в безопасности нахождения ребенка в той или иной организации общественного пребывания. Будьте внимательны и бдительны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *