Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автотехническая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый автовладелец, вне зависимости от его водительского стажа, всегда рискует попасть в происшествие на дороге. От этого не защищены даже самые опытные и осторожные автомобилисты. Авария приводит к получению автомобилем каких-либо повреждений, а для их устранения обязательно потребуются деньги. Чтобы точно оценить полученный ущерб и требуется экспертиза после ДТП, которую рекомендуется заказывать у проверенных компаний с положительными отзывами.
Когда нужна независимая автотехническая экспертиза при ДТП
Услуга автотехническая экспертиза при ДТП, выполняемой независимыми специалистами, оказывает неоценимую помощь в следующих случаях
- Если Вы попали в ДТП и желаете провести автотехническую экспертизу для получения выплат по своему страховому полису.
- Страховая компания виновника аварии выплатила существенно заниженную сумму компенсации, которая не покрывает расходы на ремонт машины.
- Автоэкспертиза необходима Вам для обращения в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
- Будучи виновником аварии, Вы считаете требуемую пострадавшим сумму компенсации слишком завышенной и хотите провести независимую экспертизу для определения реального ущерба.
- Транспортное средство пострадало при пожаре, падении строительных конструкций, стихийном бедствии или в другой ситуации.
- Вы планируете подать иск в суд по причине отсутствия у виновника полиса ОСАГО или заниженной суммы выплаты.
- Автоэкспертиза нужна для определения ущерба, нанесенного третьими лицами, для дальнейшего обращения в полицию и разбирательств в суде.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2022 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
ПОЧЕМУ НУЖНА НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ ДТП?
Главная цель экспертной оценки машины после аварии – определение реального ущерба и стоимости запчастей, требующих замены. На основании проведенных расчетов составляются обращения в страховую организацию или взыскивается компенсация с виновника.
К сожалению, современные реалии таковы, что после аварии пострадавшая сторона часто направляется в оценочную организацию, сотрудничающую со страховой, то есть заинтересованную в занижении реального размера ущерба. Чтобы избежать подобной ситуации и требуется выполнить независимую автотехническую экспертизу после ДТП для суда. Это помогает справиться с ситуациями, когда:
- уже была проведена оценка, но вы не согласны с ее результатами;
- страховщики неверно рассчитали размер компенсационных выплат;
- вторая сторона намеренно и незаконно увеличивает стоимость полученных повреждений и хочет «нажиться» на вас.
Отзывы о независимых оценках ТС после аварии
Поскольку люди сегодня привыкли делиться удачным и неудачным опытом, рекомендуется ознакомиться с информацией в интернете. На автомобильных форумах автолюбители оставляют многочисленные отзывы о независимой оценке ущерба авто. В пользу независимой экспертизы говорят следующие тезисы:
- Если между владельцем повреждённого ТС и страховой фирмой возникают разногласия, касающиеся суммы компенсации, единственная возможность установить истину — заказать независимую оценку.
- Результаты независимой экспертизы являются важнейшим доказательством в судебных тяжбах со страховой фирмой на этапе досудебного разбирательства и для обоснованного предъявления финансовых претензий в судебном производстве.
Оценка от повреждений специалистами компании происходит по следующим этапам:
- Для начала эксперты берут заявления от граждан пострадавшего авто в дорожно-транспортном происшествии,
- Далее подписывается договор для организации экспертизы для выявления дефектов средства передвижения от аварии независимыми сотрудниками компании.
- Специалистом фирмы проводиться консультация клиента пострадавшей машины обо всех тонкостях проводимой процедуры,
- О проводимой экспертизе оповещаются все заинтересованные лица. Это могут быть страховщик, работающий с Вами; страховщик другого водителя и все лица, участвовавшие в инциденте.
- Данное мероприятие пострадавшей машины осуществляется в ранее обговоренное время. Для оценки могут быть применены уникальные методики и инструменты. Наши эксперты определят точные дефекты и повреждения, не замеченные до этого страховщиком, который ранее проводил осмотр автомобильного средства
- Если автомобиль после аварии не подлежит ремонту, независимый эксперт оценивает стоимость целых деталей машины, которые в дальнейшем Вы сможете продать
- Получение итогов от проводимого оценочного мероприятия.
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?
Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.
На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.
Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.
Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.
Полезные советы для владельцев ТС, повреждённых в ДТП
Чтобы увеличить свои шансы на получение компенсации, владельцам повреждённых в аварии ТС:
- не рекомендуется проводить никакие ремонтно-восстановительные работы автомобиля раньше времени, то есть до проведения осмотра;
- если клиент несогласен с итогами осмотра, стоит сделать запрос на выдачу направления у страховой компании;
- стоит выбирать только тех специалистов, которые занесены в официальный список Росреестра;
- помнить о тех ситуациях, когда эксперт не имеет права проводить осмотр, чтобы в процессе судебного разбирательства результаты были признаны легитимными;
- важно вовремя известить страховую компанию и других участников аварии о повторной экспертизе.
На практике бывают случаи, когда восстановительные мероприятия повреждённого авто проводятся до осуществления НЭ. В этом случае также есть шанс взыскать затраты на ремонт с виновника.
В этом случае при проведении НЭ специалисту необходимо предоставить акт выявленных повреждений, составленный мастером автосервиса перед началом ремонта. Для объективной оценки данного документа, рекомендуется приложить к отчёту подробную фотофиксацию повреждённых элементов и узлов ТС.
Несколько по-иному обстоит процедура назначения независимой экспертизы для суда:
Преддверием обращения за экспертной помощью, безусловно, является уже свершившийся факт обмана Вас страховой компанией, не доплатившей Вам как минимум 40-60 % от справедливой стоимости денежной компенсации причиненного вам ущерба, либо наоборот пытающейся взыскать с Вас завышенную сумму выплат по ДТП, где вы являетесь виновной стороной. Процедура проведения судебной экспертизы автомобиля, пострадавшего в результате ДТП существенно отличается от договорной (внесудебной) независимой экспертизы того же самого автомобиля. Сразу отмечу, что оценочная организация или судебно-экспертное учреждение, специализирующееся на судебной экспертизе после ДТП, это две совершенно разные вещи.
Перечень судебно-экспертных учреждений, проводящих судебную, независимую экспертизу в Москве и в ближайшем Подмосковье (в отличие от многотысячного войска оценщиков), не велик, в своем массовом выражении число судебных экспертов и число оценщиков в форме пропорции выглядит как — 1/100. Специфика статуса судебных экспертов, вне зависимости от их экспертной специальности состоит в том, что они находятся на заведомо более высоком уровне юридической ответственности за свои действия и обладают более высоким уровнем профессиональных знаний, чем рядовые оценочные фирмы и частные оценщики.
Чаще всего для проведении независимой экспертизы новых машины и подержанных автомобилей, пострадавшего в результате ДТП, судья мирового (или районного) суда может по своей инициативе предложить Вам экспертную организацию, которая положительно зарекомендовала себя в данном суде, что положительно отразится на результате рассмотрения дела.
В случае, если судья, в силу тех или иных причин не предложил вам учреждение, где адекватно проводят судебную экспертизу и независимую экспертизу ТС при ДТП, потратьте несколько минут на работу с интернетом и выберите судебно-экспертное учреждение, в штате которого присутствуют эксперты автотехнических, автотовароведческих, дорожно-транспортных экспертиз, транспортно-трасологических, а также судебных экспертиз по установлению механизма ДТП. Наличие широкого набора автотехнических экспертов – это, пожалуй, самый главный показатель уровня данного экспертного учреждения, свидетельствующего о том, что предстоящая оценка автомобиля будет проведена качественно и на должном уровне.
Вне зависимости от кричащей рекламы в интернете, вы, также как и в случае с тестированием оценщиков, должны трепетно отнестись к проверке «пригодности» судебно-экспертного учреждения и работающих в нем автоэкспертов, которые будут проводить для вас независимую экспертизу автотранспорта при ДТП. Набор документов, требующий изучения практически идентичен, за исключением того, что у эксперта по экспертизе авто после ДТП должны быть дополнительные диплом о профессиональной подготовке эксперта-техника по весьма продолжительной программе, продолжительностью более 500 часов.
Наименование | Стоимость от, руб. / услуга |
Досудебная оценочная автотехническая экспертиза | 1 500 |
Досудебная экспертиза дорожных условий | 7 300 |
Досудебная экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС) | 9 960 |
Досудебная экспертиза обстоятельств ДТП | 12 250 |
Судебная оценочная автотехническая экспертиза | 8 000 |
Судебная экспертиза дорожных условий | 13 340 |
Судебная экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС) | 18 500 |
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП | 19 840 |