Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие аффекта и его проявление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Патологический аффект – психическое расстройство, характеризующееся сверхинтенсивным переживанием и неадекватным выражением гнева и ярости. Возникает в ответ на внезапное потрясение, продолжается несколько минут. Первые упоминания кратковременного психического расстройства при совершении преступлений появились в специализированной литературе еще в начале XVII века и носили названия «гневного беспамятства» или «умоисступления». Впервые термин «патологический аффект» для описания данного состояния использовал немецкий и австрийский психиатр и криминалист Рихард фон Крафт-Эбинг в 1868 году.
Что такое аффективное расстройство личности?
Аффективное расстройство личности относится к психическим заболеваниям, объединяющее в себе несколько разновидностей диагнозов с нарушением аффекта. Данное расстройство сопровождается изменением уровня активности в сторону угнетения (депрессии), которое может сопровождаться повышенной тревожностью, либо в сторону эмоционального подъема. В международной классификации болезней (МКБ аффективные расстройства проходят под кодами F30-F39. Главным симптомом аффективного расстройства является эмоциональное нарушение, которое может проявляться как большое депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство и другие психические патологии. У большого депрессивного расстройства имеется несколько подтипов:
- Атипичная депрессия;
- Меланхолическая депрессия;
- Психотическая депрессия;
- Инволюционная депрессия;
- Алкогольная депрессия;
- Сезонное аффективное расстройство.
Патологический аффект — лечение в Москве
Процедуры и операции | Средняя цена |
Консультация психиатра Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры | от 49 р. 941 адрес |
Патопсихологическое обследование Психиатрия / Диагностика психической сферы | 3631 р. 57 адресов |
Консультация судебно-психиатрического эксперта Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психиатры | 8232 р. 4 адреса |
Состояние аффекта и уголовное право
Особое – уголовно-правовое значение аффекта – связано с уголовной ответственностью за совершение противоправных действий и причинение вреда в состоянии аффекта (тяжелых телесных повреждений).
Впервые защита подсудимого, совершившего преступление в состоянии аффекта (crimes of passion – преступление страсти) была использована в 1859 году в отношении американского конгрессмена Даниэля Сикла, убившего в порыве ревности любовника своей жены.
Согласно УК Украины (Кримінального кодексу України), в случае необходимой обороны (ч. 4 ст. 36 УК) и в случаях крайней необходимости (ч.3 ст. 39 УК) лицо не подлежит уголовной ответственности, если вследствие сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством (угрожавшей опасностью), оно не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты (соответствие причиненного вреда этой опасности)».
Ч. 1 ст. 66 УК «Обстоятельства, смягчающие ответственность» включает в качестве таковых сильное душевное волнение, вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего.
Ст. 116 «Умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» – карается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Ст. 123 УК «Умышленное тяжелое телесное повреждение, совершенное в состоянии сильного душевного волнения» предполагает значительное снижение наказания.
На сегодняшний день состояние аффекта в УК – Кримінальному кодексі України (ч. 2 ст. 19) – определяется как состояние невменяемости, а лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими вследствие временного расстройства психической деятельности, не подлежит уголовной ответственности.
Человек переживает состояние аффекта в случае какой-либо травмирующей ситуации, при неприятном разговоре с собеседником или в результате вызванных отрицательных эмоций. Среди множества факторов, способных спровоцировать данное поведение, психологами выделяются такие самые распространенные причины:
- опасная ситуация, угрожающая человеку и способная нанести ему вред (сюда относятся прямые и косвенные угрозы);
- конфликт, происходящий между двумя или несколькими личностями, а также ситуация, вызванная чрезмерными эмоциями;
- нехватка времени, объясняющаяся необходимостью быстро реагировать в критические моменты;
- поступки других людей, затрагивающие личностную самооценку и, тем самым, травмирующие чувства человека;
- воспоминания, негативно сказывающиеся на комфортном существовании;
- особенности индивида относительно его нервной системы и психики (устойчивость, сила);
- повышенные эмоции и импульсивность;
- регулярное повторение событий, травмирующих психику;
- неожиданные действия раздражителя, когда человек не имеет определенного плана действий.
Аффективно-когнитивное взаимодействие: аффективные переживания как провоцирующие факторы ролевого поведения
Помимо того, что дискретные аффекты и настроения позволяют настроиться на пациента, они оказывают на аналитика провоцирующее влияние, заставляя его реагировать непосредственно — например, отвечать раздражением на раздражение, критикой — на зависть или надменность, сочувствием — на печаль и т. д. Возможные реакции одного человека на эмоции другого разнообразны. Когда пациент сознательно и бессознательно реагирует определенным образом, аналитик в силу своих собственных имеющихся в данный момент или характерологических наклонностей может ответить на его эмоции или выбрать одно из множества других возможных направлений. По сравнению с относительной легкостью, с которой аналитики могут оставаться эмпатически настроенными к проявлению у пациентов дискретных аффектов и настроений, интенсивные аффективные состояния требуют от аналитика большей включенности. Нередко эта включенность принимает форму специфических аффективных и ролевых ответов, которые пациент ожидает обнаружить у аналитика. Восторженный пациент не хочет, чтобы аналитик вмешался и помог ему скорректировать его состояние или осознать возникшие у него иллюзии; скорее такой пациент нуждается в том, чтобы аналитик был включен в его переживание либо в роли человека, которого любят — объекта восторженной привязанности, — либо в роли покровителя, вдохновителя, соратника в достижении цели, если любимым человеком является кто-то другой. Пациенту нужно, чтобы аналитик был включен, а не просто слушал и интерпретировал: был рядом, реагировал, сопереживал, соглашался, спорил — словом, тем или иным способом интенсифицировал состояние пациента и присоединялся к нему. Следуя своим представлениям о том, как обрести или сохранить чувство жизненности или связности — каким бы неадаптивным или непостоянным оно ни было, — пациент стремится сделать так, чтобы аналитик отвечал из роли, согласующейся с его аффективным состоянием или его дополняющей. Сталкиваясь с ожиданиями пациента, аналитик должен совершить сложный акт эмоционального балансирования — найти золотую середину между аффективными и когнитивными процессами. Аналитик должен быть достаточно эмоционально задействованным, чтобы воспринимать любые согласующиеся или дополняющие реакции, которые возникают в результате ролевого взаимодействия — раздражение, возмущение, симпатию, ревность, скуку, сексуальное возбуждение, сонливость и т. д. (Racker, 1968).
Иногда аналитик может реагировать с непосредственностью, которая удивляет как его самого, так и пациента. Один пациент, подвергавшийся в детстве эмоциональной фрустрации со стороны родителей, рассказывал, как хватал своего сына и изо всех сил его тряс всякий раз, когда тот его провоцировал. На протяжении долгого времени аналитик боролся с своей нетерпимостью и фрустрацией, когда из-за сильнейших чувств стыда и вины пациент становился словно глухим, а затем сонливым, в результате чего было невозможно обсудить ни один эпизод. В дальнейшем, после того как было проработано нежелание пациента обсуждать свое агрессивное поведение, он начал постепенно осознавать проблемы и прорабатывать их — то обращаясь к тому, как к нему плохо относились родители, то к своим нынешним вспышкам гнева. То, что он тряс сына, было для него эквивалентом того, как он тряс перекладины своей детской кроватки, отчаянно пытаясь заставить подойти к себе страдавшую депрессией спящую мать. Когда последний сеанс недели приближался к концу, аналитик подумал, что, хотя, как ему казалось, пациент в целом был добрым и благожелательным человеком, иногда ему было трудно испытывать к нему дружелюбные чувства. В состоянии отчаяния, которое редко проявлялось вовне, пациент спросил аналитика, обратившись к нему по имени: «Но что же мне делать?» Аналитик без какой-либо рефлексии ответил смесью раздражения, властности и настойчивости: «Быть его другом». Сеанс закончился тем, что пациент стоял и ошеломленно смотрел на такого же ошеломленного аналитика, а затем сказал: «О, именно это я должен делать. Быть его другом». Эта фраза стала лейтмотивом ассоциаций в течение нескольких месяцев дальнейшей работы.
В данном случае аналитик был эмоционально включен и в состояние гнева и фрустрации пациента, и в его состояние «эмоционально фрустрированного ребенка». Этим фрустрированным ребенком был как сам пациент, так и его сын. В двух модельных сценах были систематизированы трансферентные и контртрансферентные конфигурации, проявлявшиеся в ходе терапии. Одна из них относилась к переживанию эмоционально фрустрированного ребенка в детской кроватке, отчаянно пытающего привлечь к себе внимание своей матери. Другая сцена отображала то, как органически слабослышащий отец становился глухим, когда его сыну было плохо. Перенос повторял первоначальные взаимодействия матери и отца с сыном; при этом аналитик оказывался в позиции фрустрированного, обескураженного и/или раздраженного человека, когда пациент сначала «становился глухим», а затем сонливым. То есть аналитик ввергался в эмоциональное состояние отчаявшегося ребенка, который не мог привлечь к себе внимание глухого отца и спящей матери. Лечение сдвинулось с мертвой точки, когда после продолжительной аналитической работы пациент стал способным выдерживать колебания между двумя состояниями, вызванными чувствами вины и стыда, то есть между состояниями нетерпимого, фрустрирующего взрослого и беспомощного, оставленного, фрустрированного ребенка. Смещение эмоционального состояния пациента от «глухого» и спящего (как его родители) к фрустрированному и отвергнутому (каким он воспринимал себя в детстве) позволили аналитику наладить контакты с пациентом как фрустрированным ребенком. Этот переход произошел в результате того, что пациент мог теперь выносить воспоминания о том, как он был фрустрирован, раздражен и подавлен и в роли жертвы, и в роли мучителя. Прежде в тех случаях, когда пациент «сбегал» в глухоту и сонливость, аналитику приходилось оставлять попытки помочь пациенту справляться с болезненными переживаниями фрустрации и разочарования, чтобы содействовать продвижению анализа посредством исследования или же рефлексивного понимания происходившего. Единственная цель, возможная для них обоих, была обусловлена мотивацией пациента, сводившейся к его желанию ощущать спокойствие, вернувшись в активное состояние контакта.
Задав вопрос «Что же мне делать?», пациент указал не только на восстановление контакта, но и на переход от состояния беспомощного отчаяния к вере в то, что что-то можно сделать. Ответ аналитика «Быть его другом» отразил основанное на его собственном опыте позитивных контактов с пациентом понимание аналитиком того, что тот являлся человеком, способным к установлению отношений дружеской привязанности, а не ограничиваться взаимодействиями по типу жертва-мучитель.
Задавая вопрос, пациент отказался от своего пессимистического убеждения в том, что он был обречен переживать ту или другую сторону аверсивных отношений со своими недоступными, нерефлексивными родителями, а также сумел осознать и выдержать свое чувство стыда, унижение и фрустрацию. Спонтанный ответ аналитика отразил то, что было нужно фрустрированному ребенку-пациенту от своих родителей и что было нужно сыну пациента от своего отца. Но еще важнее то, что, достигнув успеха после многочисленных обескураживающих нарушений клинического взаимодействия, пациент мог теперь испытывать дружеские чувства к стремящемуся ему помочь аналитику и уважение к самому себе (а также к своему сыну).
Техники, содействующие обретению чувства безопасности
Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний? Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, «любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры» (Friedman, 1995, p. 446). Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к «объекту», а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991). Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние. Такое утверждение пациентом себя помогает уменьшить асимметрию между собой и «экспертом», пробуждая аффекты эффективности и компетентности, создающие противовес разрушительному состоянию. Часто может присутствовать дополнительный фактор. Пациент со своих позиций может определить роль аналитика в разрыве контакта (Hoffman, 1983), и часто эта атрибуция делается в терминах аффектов и аффективных состояний: «Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите». Или: «Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю». Или: «Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую». Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе «примерить» атрибуцию. Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.
Аффект: понятие и значение
Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?
Рагулина А.В., к.ю.н, ст. преподаватель Московская государственная юридическая академия
Аффект — это психическое состояние, ограничивающее возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.
«Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида, ситуаций, внешних и внутренних раздражителей и отражают их смысл и отношение к потребностям человека».
Эмоции — это реакции субъекта на воздействующий раздражитель или на результат собственных действий. Эмоции связаны со всеми жизненными функциями организма, но в первую очередь они оказывают влияние на психику человека.
«Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, проникают в каждый психический процесс».
Сильные и кратковременные эмоциональные переживания, наступившие в результате воздействия определенных раздражителей, в психологии именуются аффектами. Причем необходимо учитывать, что эмоции и состояние аффекта — это не одно и то же. Если эмоции воспринимаются индивидом как неотъемлемая часть своего «Я», то «аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека».
Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке.
Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.
Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.
В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли.
Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение.
«С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».
Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.
Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения.
Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.
Специалисты в области судебной психиатрии и судебной психологии, а также юристы оценивают состояние аффекта как обстоятельство, которое, безусловно, ограничивает способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния и руководить им.
«Аффективное поведение обладает минимальной степенью свободы, хотя и не утрачивает ее полностью». Поэтому совершение преступления в состоянии аффекта является смягчающим наказание обстоятельством.
Далее необходимо отметить, что само по себе состояние аффекта будет признано судом смягчающим обстоятельством только при наличии определенных условий.
Как следует из смысла ст. ст. 107 и 113 УК, для возникновения рассматриваемого состояния необходимо, чтобы ему предшествовали описанные в законе действия потерпевшего. То есть понятие аффекта в психологии и понятие аффекта в уголовном праве не совпадают.
Во-первых, в психологии не конкретизируются отрицательные раздражители, которые могут вызвать состояние аффекта. В УК же четко говорится об обстоятельствах, способных вызвать рассматриваемое состояние.
К последним относятся: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего, противоправные или аморальные действия (бездействия) потерпевшего, длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Во-вторых, в психологии понятия аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения не являются тождественными. В уголовном праве, напротив, между ними стоит знак равенства.
Ограниченная способность субъекта осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими позволяет считать совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения обстоятельством, смягчающим наказание, только в том случае, если аффект возник внезапно.
В УК РСФСР 1960 г. признак внезапности означал, что сильное душевное волнение должно возникать неожиданно, без разрыва во времени между обст��ятельствами, его вызвавшими и последовавшими за ним, либо умышленным убийством, либо умышленным тяжким или менее тяжким телесным повреждением.
«Если убийство, хотя и в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противозаконными действиями потерпевшего, происходит спустя более или менее значительное (продолжительное) время после этих противозаконных действий потерпевшего, оно не может квалифицироваться по ст.
104, поскольку у виновного имелась реальная возможность трезво и всесторонне взвесить все последствия своего поведения».
Вместе с тем, незначительный разрыв во времени между убийством и противоправными или аморальными деяниями потерпевшего не исключает возможности квалификации совершенного убийства по ст. 107 УК РСФСР.
Как известно, аффект — кратковременное сильное душевное волнение. Состояние сильного душевного волнения формируется у лица очень быстро.
Такое состояние возникает внезапно как для самого человека, так и для окружающих. «Доказательство наличия аффекта есть внезапность его возникновения. Это его органическое свойство».
Видимо, поэтому УК РФ, так же как и предыдущий УК, обязательным признаком аффекта считает его внезапность.
Поскольку сильное душевное волнение может быть вызвано лишь действиями потерпевшего, указанными в ст. ст.107 и 113 УК РФ, то необходимо установить связь между деянием потерпевшего и аффективной реакцией. «Состояние сильного душевного волнения должно быть внезапно возникшим. Внезапность его возникновения тесно связана с возникновением мотива».
Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.
- Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.
- Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.
НЕАДАПТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТА И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Процесс-модель регуляции аффекта, описанная в предыдущих разделах, может помочь при рассмотрении вопроса о том, какой вклад неадаптивная регуляция аффекта способна вносить в проблемы психического здоровья. Решения об идентификации, отборе, реализации и мониторинге могут расцениваться как неадаптивные, когда они не соотносятся с аффективным состоянием, на которое нацелены, текущими мотивами человека и/или условиями контекста54-56. В этом разделе мы рассматриваем, как каждое из этих решений может стать неадаптивным. Мы используем отдельные примеры манифестации проблем психического здоровья, такие как различные симптомы, синдромы и расстройства. Важно отметить, что даже говоря об определенном механизме применительно к определенной манифестации, мы не подразумеваем, что данная манифестация не может быть связана с другими механизмами, а данный механизм не может быть вовлечен в другие манифестации проблем психического здоровья.
ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЛЕЧЕНИЯ
Оценка и лечение нездорового аффекта находятся в центре внимания многих психотерапевтических подходов, включая когнитивно-поведенческую терапию96, диалектико-поведенческую терапию97, вмешательства, основанные на принятии и осознанности98-101, эмоционально-фокусированную терапию102, тренинг регуляции аффекта103 и терапию эмоциональной регуляции104. Рассматриваемая нами система дополняет эти подходы, выдвигая четыре основных положения, которые могут найти применение в клинической оценке, а также лечении.
Во-первых, данная система предполагает, что проблемы с различными аффективными состояниями, такими как эмоции, реакции на стресс, импульсы и настроения, могут быть проанализированы в рамках единых положений. Во-вторых, неадаптивный аффект обычно возникает из определенной комбинации неадаптивного формирования аффекта и неадаптивной регуляции аффекта. В-третьих, неадаптивная регуляция аффекта может возникнуть на базе решений об идентификации, отборе, реализации и мониторинге. Наконец, аффективные процессы имеют одинаковое значение для проблем психического здоровья и психологического благополучия. В данном заключительном разделе мы кратко обсудим применение каждого из этих положений для целей оценки и лечения.
Лечение аффективных расстройств
В медицинской практике лечение аффективных расстройств разрабатывается индивидуально для каждого пациента. Требуется учитывать присутствующую симптоматику, наличие дополнительных заболеваний. При разработке программы проводятся процедуры, призванные:
- купировать активную стадию заболевания, если она присутствует;
- устранить причину, вызвавшую патологию;
- провести психотерапевтическую работу;
- с помощью социальной работы повысить адаптационные способности.
Состав комплексного подхода к проведению терапии всех типов синдромов включает:
- применение медикаментозного лечения;
- психотерапия;
- социальная реабилитация.
Типы аффективных расстройств
Все типы аффективных расстройств описываются в международном классификаторе под шифром МКБ 10 эпизоды F30-39. В соответствии с классификатором типы определяются следующим образом:
- F30 маниакальный эпизод, устанавливается только в случае разового проявления заболевания, при повторении медики устанавливают факт биполярного расстройства;
- F31 биполярное расстройство психики, характеризующееся повторением случаев;
- F32 депрессивный эпизод, сопровождающийся падением активности присутствием депрессивного настроения, повышенной усталостью, снижением аппетита, бессонницей, снижается уверенность в себе и самооценка. Может быть легким, выраженным и тяжелым.
- F33 рекуррентное депрессивное расстройство выделяется по наличию повторяющихся эпизодов депрессии. Перепады настроения, со сменой мании эйфорией, отсутствуют. Старт заболевания возможен в любом возрасте. В том числе в детстве. При маниакальном эпизоде, особенно в случае повторения, переводится в разряд биполярного расстройства.
- F34 устойчивые расстройства настроения, длящиеся годами, часто на протяжении всей жизни, но недостаточно тяжелы для классификации, как легкий депрессивный или гиппоманиакальный эпизод.
- F38 Другие расстройства настроения, которые не попадают под перечисленные типы.
- F39 БДУ (аффективный психоз).
Диагностика аффективных расстройств
В случае резких перепадов настроения можно предположить присутствие аффективных расстройств. Общим для всех типов этих диагнозов становится возможная связь с сезонностью. Обострения часто бывают связаны с климатической сменой природных условий. Активизация диагноза прямо связана у большинства пациентов со стрессовыми ситуациями.
Самостоятельно пациент или его близкие могут только предположить возможное присутствие подобного диагноза. Для точного определения требуется визит к врачу. Установка проводится после личной консультации психологом или психотерапевтом. Аффективные расстройства полностью не вылечиваются. С целью исключения рецидивов наблюдение у врача будет пожизненным.
При установке диагноза проводятся лабораторные исследования: ЭЭГ, анализ крови. В первую очередь они призваны исключить присутствие дополнительных диагнозов. МРТ или КТ для проведения исследований не используются.
Симптомы аффективных расстройств
Внешние проявления зависит от вида нарушения и степени тяжести развития заболевания.
Часто люди с аффективным расстройством симптомы болезни не замечают или игнорируют. Это связано с тем, что у них отсутствует критика к собственному состоянию. Поэтому здесь важно внимательность и забота со стороны близких людей.
К основным моментам, на которые следует обратить внимание, относят:
- резкие перемены настроения от «плюса» к «минусу», которые длятся от 2-3 недель до нескольких месяцев;
- изменения в поведении и восприятии себя и окружающего мира, например, увеличение собственной значимости;
- скачки мыслительной деятельности и речи: то быстрая и невнятная, то медленная и заторможенная.
Рассмотрим признаки аффективного расстройства в зависимости от фазы настроения. Для депрессивного эпизода характерно:
- ночная бессонница и/или дневная сонливость;
- подавленное угнетенное настроение;
- апатия;
- заторможенность в движениях;
- речь медленная;
- отсутствие аппетита;
- мрачные мысли, иногда суицидального характера;
- отсутствие интереса к прежним увлечениям.
При маниакальном варианте расстройства наблюдаются противоположные признаки:
- усиление аппетита;
- чрезмерная подвижность, живая мимика, активная жестикуляция;
- быстрая, невнятная речь, скачки с одной темы на другую;
- человек берется за большое количество дел, но редко доводит их до конца;
- повышение сексуального желания;
- высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
- бредовые мысли и идеи, касательно собственной значимости.
Методика: Ориентировочная шкала эмоционального благополучия.
Инструкция. С помощью этой таблицы вы можете оценить уровень вашего эмоционального благополучия. Обведите кружком цифры, соответствующие тем ответам, которые вам больше всего подходят.
Текст опросника
Оценка |
||||
Согласен в значительной мере |
Согласен в некоторой степени |
Не согласен совершенно |
||
1 |
У меня много друзей |
2 |
1 |
0 |
2 |
Похоже, я нравлюсь людям |
2 |
1 |
0 |
3 |
Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор |
2 |
1 |
0 |
4 |
Мне просто приспособиться к внезапным изменениям ситуации |
2 |
1 |
0 |
5 |
Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь |
2 |
1 |
0 |
6 |
Мне легко любить других людей |
2 |
1 |
0 |
7 |
Мне нравится моя работа (учеба) |
2 |
1 |
0 |
8 |
Мне просто выражать свои чувства |
2 |
1 |
0 |
9 |
Обычно я счастлив |
2 |
1 |
0 |
10 |
Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком |
2 |
1 |
0 |
11 |
Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотели бы общаться |
2 |
1 |
0 |
12 |
Мне бы не хотелось многое менять в себе |
2 |
1 |
0 |
Общее количество очков: |
Как проявляется состояние аффекта?
Психологи описывают аффект как взрывное состояние, в которое человек впадает на несколько минут под влиянием сильных эмоций. При этом он полностью теряет способность контролировать или здраво оценивать свои действия, поскольку его сознание отключается. Зато физические возможности выходят на максимум, делая человека более сильным и быстрым – чтобы он мог справиться с любой угрозой.
Аффект – это мощнейший механизм самообороны, предусмотренный природой. Он помогал нашим предкам эффективно сражаться с хищниками и недругами, защищая себя, семью или племя. Это глубинный инстинкт, буквально природный автопилот, забирающий управление у сознания, чтобы максимально жёстко и решительно справиться с критической ситуацией.
В современном мире состояние аффекта – это сугубо негативное явление. Оно часто приводит к тому, что человек непроизвольно наносит вред окружающим. Главная проблема заключается в том, что люди нередко впадают в это состояние не из-за ощущения опасности, а из-за крайней степени возмущения (например, во время разгоряченного политического спора).
Для аффективных состояний характерны такие особенности как:
- внезапное возникновение;
- взрывное протекание и быстрое завершение;
- полное отсутствие контроля над своими действиями;
- сильнейшее физическое возбуждение;
- «туннельное» зрение;
- отсутствие запоминания (в большинстве случаев).
Как правило, в состоянии аффекта сознание полностью отключается, поэтому человек в большинстве случаев не помнит, что делал. Однако изредка незначительные отрывки памяти сохраняются, и в таких случаях люди отмечают, что не видели ничего, кроме объекта агрессии.