Как оформить инвалидность ребенку: все этапы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность ребенку: все этапы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первую группу инвалидности при ДЦП дают детям с резко выраженными ограничениями физической и интеллектуальной деятельности. У таких детей слабо сформированы или совсем отсутствуют навыки самообслуживания, передвижения, общения, контроля за своими поступками.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Как оформить статус для получения льгот

Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.

Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.

ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.

Документы для получения инвалидности ребенку

Установленный законодательством РФ порядок получения инвалидности ребенку, включает в себя следующий пакет документов:

  1. Оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (в случае достижения ребенком 14 летнего возраста предоставляется оригинал и копия паспорта).
  2. Заявление одного из родителей (либо опекуна) на прохождение МСЭ, копии и оригиналы документов, подтверждающих личность.
  3. Направление из социальной службы или лечебного учреждения (больницы либо поликлиники). Направление на медико-социальную экспертизу выдается мед.учреждением, где непосредственно наблюдается ребенок.
  4. Оригиналы и копии документов, которыми подтверждаются нарушения функций организма (результаты исследований и обследований, выписка из стационара, заключения специалистов, история болезни и другое).
  5. Характеристика, представленная учебным заведением, где обучается ребенок. Характеристика выдается на основании запроса от лечащего врача, заверяется лично директором учреждения, а также круглой и квадратной печатью.

Размер пенсии по инвалидности на ребенка

Ежемесячная пенсия по инвалидности на ребенка предполагает также и компенсационные выплаты, поступающие на протяжении всего назначенного срока. При этом размер таких выплат устанавливается на основании размера пенсии ребенка-инвалида и зависит от региона проживания.

Важно отметить, что суммарный размер пенсии и компенсационной выплаты должен быть не ниже размера, установленного городским минимумом.

В целях усиления социальной защиты граждан, которые воспитывают детей-инвалидов, Президентом России 26 февраля 2013 г. подписан Указ №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусматривающий установление соответствующих компенсационных выплат с 1 января 2013 г. Размер выплат дифференцируется на основании родственных отношений и составляет:

  • 5 500 рублей – родителям (усыновителям) либо опекунам (попечителям) ребенка-инвалида с детства 1-й группы или до 18 лет;
  • 1 200 рублей – другим лицам, имеющим причастность к воспитанию ребенка-инвалида.

Назначение вышеназванных выплат осуществляется без дополнительного предоставления заявления, на основании имеющихся в деле документов на ребенка-инвалида. В случаях если отсутствуют документы, подтверждающие родство либо статус опекуна, территориальные органы Пенсионного Фонда России обязаны дополнить пенсионные дела необходимыми документами. Размер социальных выплат составляет: Дети-инвалиды, инвалиды с детства 1-й группы – 12 082 рубля. Инвалиды с детства 2-й группы – 10 068 рублей.

Для оформления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, а также инвалидом с детства до 23 лет, в органный соцзащиты необходимо предоставить:

  • свидетельство о рождении ребенка-инвалида;
  • выписка из акта о прохождении МСЭ;
  • трудовая книжка родителя (опекуна), осуществляющего уход за ребенком-инвалидом;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту проживания;
  • справку из органов ЗАГС, подтверждающую основания внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (для одиноких матерей) или матери ребенка (для одиноких отцов).

Могут ли отказать в предоставлении инвалидности

Да, такое возможно. Решение об отказе в признании гражданина инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы и заносится в акт МСЭ. При проведении экспертизы с личным присутствием гражданина решение объявляется ему или его представителю в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

Важно! Гражданин (его представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ. А по его письменному заявлению бюро обязано выдать заверенные копии данных документов в этот же день.

Учреждения МСЭ не устанавливают диагноз, а руководствуются тем диагнозом, который был поставлен ранее. Тем не менее в комиссию МСЭ входят врачи, которые проводят комплексный анализ предоставленных документов, а при очном визите могут провести осмотр, опрос и обследование пациента. Это дает возможность уточнить какие-либо данные без прохождения дополнительных формальностей.

Документы, необходимые для предоставления в МСЭ

Для оформления детской инвалидности, родителям нужно представить следующие документы:

  • Направление, выписанное медицинским учреждением или управлением социальной защиты населения.
  • Заявление, написанное законным представителем ребенка.
  • Документы, свидетельствующие о наличии проблем со здоровьем: история болезни, амбулаторная карта, заключения врачей, выписки из поликлиники.
  • Характеристика из образовательного учреждения, написанная классным руководителем и подписанная директором.
  • Свидетельство о рождении для несовершеннолетних граждан до 14 лет.
  • Удостоверение личности родителя, который подает бумаги на оформление.
  • Справка из жилищно-эксплуатационной конторы, подтверждающая прописку.
  • Дубликаты всей необходимой документации.

Основания для установления инвалидности ребенку

Решение о признании статуса инвалида принимает комиссия бюро медико-социальной экспертизы, состоящая из узкоспециализированных врачей и врачей общей практики. Для того, чтобы принять такое решение, они изучают предоставленные документы и осматривают маленького пациента.

Что является основаниями для установления инвалидности:

  • проблемы со здоровьем, возникшие в результате травмы или болезни;
  • сложности с самообслуживанием, частичная или полная потеря самоконтроля, что приводит к проблемам с обучением и общением;
  • нуждаемость в мерах социальной защиты и медицинской реабилитаци

Необходимые документы

Перед тем, как ребенок будет проходить МСЭ, для специально созданной комиссии потребуется подготовить определенный перечень документов, в том числе:

  1. Паспорт или иной приравненный к нему документ (если ребенок достиг возраста 14 лет);
  2. Свидетельство о рождении;
  3. Справки, указывающие о результатах анализов;
  4. Акты, составленные узкими специалистами;
  5. Выписные эпикризы, подтверждающие отклонение состояния здоровья ребенка от нормы;
  6. Справка, указывающая на предварительный диагноз больного;
  7. Направление на МСЭ;
  8. Медицинская карта пациента;
  9. Характеристика на ребенка из детского сада или общеобразовательного учреждения, заверенная:
  • Воспитателем или классным руководителем;
  • Директором учреждения;
  • Двумя специальными печатями;
  1. Паспорт законного представителя ребенка;
  2. Заявление от родителей, выражающее согласие на проведение МСЭ в отношении воспитанника;
  3. Разовая справка по итогам МСЭ (при последующем прохождении переосвидетельствования).
Читайте также:  Дополнительное соглашение о совмещении должностей: образец 2021

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Новый порядок прохождения МСЭ

Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.

Очное освидетельствование проводится:

  • если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
  • если требуются дополнительные обследования;
  • для разработки программы реабилитации и адаптации;
  • по желанию самого гражданина или его законного представителя.

Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.

В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:

  • состояние здоровья гражданина;
  • степень нарушения функций органов и систем организма;
  • состояние компенсаторных возможностей организма;
  • проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
Читайте также:  Как рассчитать налог ЕНВД

В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:

  • имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
  • направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.

Основания для подачи документов

При определении оснований, достаточных для установления необходимости направления пациента на медико-социальную экспертизу (МСЭ), учитывается совокупность следующих факторов:

  • проблемы со здоровьем при наличии постоянного расстройства функциональности организма из-за болезней, травм, иных дефектов;
  • ограничения нормальной жизнедеятельности – под этим стоит понимать полную или частичную неспособность самообслуживания, общения, ориентации в пространстве и передвижения, также это относится к отсутствию контроля над своими действиями и к отсутствию варианта с полной реализацией обучающей и трудовой функции;
  • потребность в соцзащите и реабилитационных мероприятиях.

В 2018 г. был расширен перечень заболеваний, по которым может быть установлена бессрочная или срочная инвалидность на длительный период (от 5 лет). В частности, установление инвалидности бессрочно могут повлечь следующие заболевания:

  • хромосомные аномалии (в т. ч. синдром Дауна),
  • цирроз печени,
  • слепоглухота, глухота, слепота,
  • ДЦП,
  • фенилкетонурия.

На 5 лет теперь устанавливается инвалидность не только детям с лейкозами и злокачественными новообразованиями, но и при других болезнях, включая пороки развития челюстно-лицевой области, сколиоз, аутизм.

При 1-м медосвидетельствовании детей с тромбоцитопенией, сахарным диабетом инвалидность присваивается вплоть до наступления ребенку 14 лет.

Имеется перечень заболеваний, при которых МСЭ проводится заочно.:

  • болезни, влекущие повышенное артериальное давление, провоцирующие осложнения со стороны ЦНС;
  • болезни органов дыхания с выраженными дефектами дыхательных функций;
  • сахарный диабет с множественными функциональными нарушениями;
  • стенокардия 4 кл. и пр.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Этапы процедуры оформления инвалидности

Инициировать процесс получения группы по общим правилам может врач. С осмотра терапевта начинается первая стадия. Медицинское учреждение по месту прописки или пребывания, где лечится пациент, при наличии показаний выдает направление на медико-социальное обследование.

Таким образом, первым этапом становится запись и визит в поликлинику или больницу. По результатам осмотра (а также дополнительных анализов и обследований, если необходимо) медицинский специалист делает заключение о характере заболевания. Больной вправе сам потребовать направление на МСЭ. Если врач не увидит оснований, он должен оформить справку, официально фиксирующую отказ. Несогласие может быть обжаловано заявителем в вышестоящих инстанциях.

При наличии медицинских документов, подтверждающих увечья, пациент может взять направление и в территориальном органе соцзащиты. В местном представительстве потребуется предъявить выписки из истории болезней, медицинскую карту с заключением врачей и другие справки, свидетельствующие о текущем состоянии и предпосылках инициировать экспертизу.

Какие документы предоставить

Постановлением Правительства регламентировано, что для оформления и получения инвалидности на заседании медико-социальной комиссии нужно собрать следующий перечень бумаг и документов:

  • заявление о проведении МСЭ;
  • направление на заседание комиссии или справку об отказе;
  • паспорт или иное удостоверение заявителя;
  • при подаче заявки через доверенное лицо – нотариальный документ и паспорт представителя;
  • медицинские документы, необходимые для установления причины и свидетельствующие о праве заявителя на группу;
  • другие документы, имеющие отношение к причине увечий (акт о несчастном случае на производстве, подтверждение факта несчастного случая, ДТП);
  • заключение врача о невозможности лично явиться на заседание, в связи с чем его необходимо провести на дому.

Что произойдет по достижении 18 лет?

В восемнадцать лет детский статус инвалида «обнуляется», все пересматривается заново. Первое, что надо будет сделать – пройти переосвидетельствование медико-социальной экспертизы (МСЭ) во взрослой поликлинике.

Самое основное – льготы и выплаты – зависит от группы инвалидности. Ее ставят на основании оценки состояния комиссией врачей. Для прохождения МСЭ нужно собрать полный пакет документов и пройти необходимые обследования у специалистов, причем не тех, кто вел ребёнка с детства, а совершенно незнакомых с его историей. Так что полнота заполнения документации становится особенно важна!

Однако сами выписки из поликлиники, где до 18 лет наблюдался ребёнок, не очень-то влияют на решение комиссии. А что влияет?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *