«Новые Известия»: миграция граждан РФ внутри страны обнуляет регионы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Новые Известия»: миграция граждан РФ внутри страны обнуляет регионы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новый прогноз, подготовленный для «Проекта единого плана по достижению национальных целей до 2030 года» говорит о том, что в 2021 году численность населения РФ сократится на 290 тысяч, в 2022-м — на 238,1 тысячи, в 2023-м — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. Суммарно за 2020-2024 годы — более чем на 1,2 миллиона человек. Прирост населения прогнозируется только в 2030 году. Об этом сообщил телеграм-канал «Майский указ».

Надо рассчитывать только на миграцию

Как сказал » Правде. Ру» директор Института демографии Высшей школы экономики (ВШЭ) Анатолий Вишневский, население России сокращается, начиная с 1993 года, когда жителей РФ насчитывалось 148,6 миллиона человек.

А на начало этого года — 146,7 миллионов, и это с населением Крыма в 2 миллиона человек, которого ранее в составе страны не было. То есть, «тенденция на сокращение населения идёт постоянная», сказал эксперт.

По его мнению, сокращение численности населения РФ в 2020 году более чем на 352 тысячи человек, что это в 11 раз больше, чем год назад, может быть вызвано эпидемией коронавируса, то есть, увеличением смертности, но одновременно и снижением рождаемости.

«У нас то больше пожилых людей, то меньше женщин в материнском возрасте, и эти колебания у нас уже идут 75 лет», — отметил Анатолий Вишневский.

По мнению демографа остановить сокращение численности населения России может только миграция, но для того, чтобы воспользоваться этим ресурсом нужны серьезные программы, «потому что неконтролируемая миграция вызовет всякие сложности, конфликты».

Та миграция, которая была до пандемии — 250 -260 тысяч в год, неспособна переломить тенденцию. Её надо удваивать, отметил Анатолий Вишневский.

«Никто в мире, за исключением стран Африки, Азии не увеличивает население за счет рождаемости. Население Европейского союза в целом уже давно немножко растет только за счет притока мигрантов. Я не знаю, печальная или не печальная это тенденция, но жить надо в этих условиях», — сделал вывод Анатолий Вишневский.

Как сказал в интервью «Правде.Ру» ведущий научный сотрудник лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС Андрей Коротаев, в майском указе была заложена довольно «рискованная стратегия»: предполагалось, что естественный прирост будет достигнут за счет очень заметного сокращения смертности. То есть, рождаемость подрастет ненамного, зато уровень смертности очень сильно снизится.

«Пока этого не видно. На выходе у нас получается, что и рождаемость остается ниже уровня замещения, и смертность не снижается до нужного уровня. И, конечно, COVID добавил новых проблем», — сказал Андрей Коротаев.

По его словам, спад был бы большим, если бы не меры, принятые в России в 2005 году (материнский капитал).

Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 2035 года

Специалисты Росстата составили демографический прогноз до 2035 года. Ожидаемая продолжительность жизни оценивается в трех вариантах: низкий, средний и высокий.

Год

Низкая вариация

Средняя вариация

Высокая вариация

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

2023

58

71

59

72

57

71

2024

58

71

59

72

57

70

2025

58

72

59

72

57

71

2026

58

72

59

72

57

71

2027

60

73

61

73

58

71

2028

61

74

62

74

59

72

2029

61

74

62

74

60

72

2030

62

74

63

75

60

73

2031

63

74

63

75

61

73

2032

64

75

64

76

62

74

2033

64

75

65

76

63

74

2034

65

76

65

76

63

75

2035

65

76

65

76

64

75

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

Миграционная ситуация в РФ

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Поуехавших сделают понаехавшими

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

Читайте также:  Какие пособия по беременности и родам будут начисляться в 2023 году?

12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

«Человек не раб своего государства», — говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Он считает планы правительства разумной мерой, которая упрощает жизнь людям. Возможность иметь несколько паспортов разных стран соответствует мировой практике, добавил Вишневский.

Сейчас обязательный отказ — это формальная норма законодательства, и проверить, вышел ли человек из гражданства иного государства или нет, практически невозможно, отметила заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. «В условиях глобализации, расширения контактов, поездок очень трудно заставлять людей выбирать что-то одно. Это мировой тренд — более лояльное отношение к наличию гражданства другого государства», — сказала РБК Чудиновских.

Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.

Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.

На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.

Читайте также:  Госпошлина за лицензию на оружие в 2023 году: цена, размер

Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.

Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.

А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.

«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.

Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.

Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.

Президент также отметил, что в числе приоритетов остается сохранение и популяризация русского языка и меры поддержки его преподавателей. Российский лидер рассказал о поставках методической, учебной и художественной литературы в общеобразовательные учреждения других стран, а также о поддержке победителей олимпиад по русскому языку.

  1. Общие положения
  2. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
  3. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.
  4. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
  5. Условия формирования и реализации миграционной политики
  6. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств -участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.
  7. В 2012 – 2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
  8. На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.
  9. В 2012 – 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3 – 4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.
  10. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.
  11. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.
  12. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 – 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
  13. В 2012 – 2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:

Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.

Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.

Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Основные виды миграции:

  • Трудовая;
  • Сезонная;
  • Временная миграция.

Литература[править / править код]

  • Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • Этнология и политика. Научная публицистика
  • Демоскоп. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее
  • Демоскоп. Внутренняя миграция и рынок труда
  • Демоскоп. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета
  • Демоскоп. И. А. Алешковский. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика
  • Демоскоп. Независимая газета. Безлюдные пространства
  • Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее (Опубликовано в: Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008 / -М.: UNDP, 2009. с. 80-96. Автор главы Н. В. Мкртчян)
Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2023 году

Учебный проект «Проблемы миграции в современной России и пути их решения»

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры — неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Год Миграционный прирост (из сёл в города) (тыс. человек) Миграционный прирост (из городов в сёла) (тыс. человек)
1990 73,9 -73,9
1991 -183,4 183,4
1992 -460,6 460,6
1993 -70,4 70,4
1994 -20,2 20,2
1995 -1,7 1,7
1996 -57,5 57,5
1997 -43,7 43,7
1998 32,4 -32,4
1999 -199,6 199,6
2000 -38,1 38,1
2001 -15,7 15,7
2002 -27 27
2003 -23,7 23,7
2004 -693,9 693,9
2005 -204,1 204,1
2006 -52,4 52,4
2007 52 -52
2008 -113,2 113,2
2009 -87,1 87,1
2010 17,4 -17,4
2011 -62,6 62,6
2012 -87,3 87,3
2013 -67 67
2014
2015 -10,4 10,4
2016 4,9 -4,9
2017 76,9 -76,9
2018 44,8 -44,8

Попробуем решить 2 типа задач.

  • Как найти миграционный прирост по таблице?
Виды миграции Количество прибывших, чел. Количество выбывших, чел.
Миграция внутри страны 1 940 000 1 940 000
Внутри регионов 1 750 000 1 750 000
Между регионами 190 000 190 000
Международная (на ПМЖ) 26 000 15 000

Для определения миграционного прироста нужно считать только международную миграцию. Действуем по формуле: МП = П – В = 26 000 – 15 000 = 11 000 чел.

Коротко можно назвать такие основные причины миграции населения:

  • Экономические, когда человек уезжает из родных мест, поскольку не может обеспечить себе и близким нормальное существование. Причины трудовой миграции, например, в настоящее время во многом связаны с «утечкой умов» из СНГ в США, Западную Европу, а также с поисками обычной работы в более обеспеченных странах, где предлагают высокую оплату и комфортные условия труда.
  • Социальные, когда мигранты выбирают новое место жительство для удовлетворения не только первичных потребностей в еде и жилище, но и в поисках более приятных и комфортных условий проживания. Социальные причины миграции – это также вступление в брак, желание реализовать себя, дать детям возможность учиться в престижных учебных заведениях.
  • Причины миграции населения в современном мире могут быть культурными, когда люди возвращаются на историческую родину: как пример можно рассматривать массовый переезд граждан еврейского происхождения в Израиль в 50-70-е гг. ХХ века.
  • Политические мотивы – при несогласии с политикой существующего в стране строя и власти. Политические причины миграции, как правило, наблюдаются в странах с тоталитарным, тираническим режимом.
  • Военные причины, ведение боевых действий – также серьезные факторы, которые заставляют миллионы покидать свои дома, перебираясь в более безопасные регионы. Яркий пример – ситуация в Сирии, когда огромные массы людей начали массово покидать районы боев и уезжать в другие страны. Многие при этом претендуют на статус беженцев.

График миграции населения россии 2021

Религия Количество последователей Процент от общей
численности населения
Христианство 106 994 621 73.3 %
Нерелигиозные и атеисты 23 646 833 16.2 %
Ислам 14 596 811 10.0 %
Иудаизм 291 936 0.2 %
Народные верования 291 936 0.2 %
Буддизм 145 968 0.1 %

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *