Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.

Резервы на УСН / «Гарант-Сервис» г. Ярославль

Компании на УСН вправе не резервировать суммы под некоторые расходы. Однако есть и такие виды резервов, которые «упрощенец» создавать обязан.

Многие бухгалтеры на «упрощенке» считают, что резервы — это некоторые абстрактные счета, которые должны использовать только крупные компании. Такое мнение ошибочно.

Абсолютно все фирмы должны при совпадении определенных условий формировать резервы.

Сразу скажем, что в налоговом учете «упрощенцы» создавать резервы не вправе. Дело в том, что для таких фирм в Налоговом кодексе прописан закрытый перечень расходов, в котором отчисления на резервы не предусмотрены*(1). Да и в принципе это было бы нелогично, ведь при «упрощенке» расходы признаются только после их фактической оплаты*(2).

Какую сумму долга можно включить в резерв

В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.

Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.

Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.

Восстановление резерва

Восстанавливают резерв по сомнительным долгам, когда:

  • долг начинает постепенно погашаться;
  • долг полностью погашается;
  • права на долг были переданы третьему лицу, которое платежеспособно.

Способы создания резервов по сомнительным долгам

Каким образом в компании происходит создание резерва должно быть определено в учетной политике. Рекомендуются следующие способы:

  • Интервальный. При таком способе создания и использования резерва размер отчислений рассчитывается каждый месяц (либо каждый квартал) в процентах от суммы долга, в зависимости от длительности просрочки;
  • Экспертный. При таком способе резерв создают по каждому долгу на сумму, которая не будет погашена.
  • Статистический. При статистическом способе создания резерва, отчисления определяются исходя из данных организации за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторской задолженности конкретного вида.

В тех случаях, когда в компании применяются первый или второй способ, если тот долг под который создали резерв признан безнадежным, его списывают за счет этого резерва.

Особенности начисления резерва

Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.

Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:

Критерий

Учет

Основания

бухгалтерский

налоговый

в бухучете

в налоговом учете

Право образования

обязанность при наличии долга

право

п. 70 ПБУ

№ 34

ст. 266 НК РФ

Предмет долга

резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной

исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы

Сроки образования задолженности

сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило

сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки

Размер резерва

Без ограничений

Не более 1/10 от выручки

Отнесение затрат

Прочие расходы

Внереализационные расходы

П. 11 ПБУ 10/99

Формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг — дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервирование — один из методов оценки активов и имущества организации [8].

Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то необходимо отметить следующее.

С одной стороны, нормы п. 70, а также п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.

С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [9].

По мнению Минфина России, нормы п. 70 Положения устанавливают возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 мес. после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [19].

Следует напомнить, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [9].

Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения

 Срок возникновения сомнительной 
задолженности
 Сумма, в которой задолженность 
включается в резерв, %
Более 90 дней 
 100 
От 45 до 90 дней 
 50 
Менее 45 дней 
Не увеличивает сумму резерва 

Особенности формирования резервов по сомнительным долгам формально не определены законом. Организации должны без помощи других создавать надлежащие положения и устанавливать их во внутренних положениях. Потому нужно учесть принятые особенности регулирования финансовых резервов компании. Среди них:

  • основание создания: для этого вида резервов требуются показатели инвентаризации дебиторки;
  • размер сумм отчислений может быть определен индивидуально для каждого контрагента (аналитический учет сомнительных долгов). При всем этом учитывается доходность каждого контрагента (настоящая финансовая возможность и возможность полного либо частичного взыскания задолженности);
  • метод создания резерва может быть выбран организацией без помощи других, отталкиваясь от специфичности бизнеса и нюансов самого долга.
Читайте также:  Какие сроки рассмотрения уголовного дела в суде первой и апелляционной инстанции

Существует три вероятных метода создания резервного фонда по сомнительным долгам:

  • интервальный: сумма начислений рассчитывается в каждом отчетном периоде (месяце, квартале) методом расчета процента от суммы долга, который может варьироваться в зависимости от степени отсрочки платежа;
  • экспертный: расчетный размер долга, который не будет выплачен вовремя, в разрезе каждого должника будет равен сумме резервных отчислений;
  • статистический: данные исследуются за несколько периодов одновременно по различным видам долгов.

Организация обязана зарегистрировать установленный вариант расчета и его особенности в собственной учетной политике. Необходимо зарегистрировать надлежащие условия для каждого типа задолженности. К примеру, для способа интервалов должны быть указаны расчетный период и процент вычетов; для экспертного — аспекты состоятельности должника и др.

Образец приказа создания резерва по сомнительным долгам составляется в форме приказа от руководителя. В нем обязательно отражаются данные: учитывается НДС или нет, срок оплаты, условия создания.

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Учет в налогообложении

Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.

Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:

  • если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
  • если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
  • запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.

Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.

Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (абз. 6 п. 4 ст. 266 НК РФ).

При этом безнадежным долгом признается сомнительный долг, нереальный для взыскания из-за того, что:

  • истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности устанавливается равным трем годам (ст. 196 ГК РФ);
  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения в соответствии с гражданским законодательством. Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа. Порядку прекращения обязательств на основании акта государственного органа посвящена ст. 417 ГК РФ;
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации. По общему правилу, установленному ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

При этом признание организации, являющейся должником, фирмой-«однодневкой» не дает оснований для списания возникшей по этой организации дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.3@).

Таким образом, организация, имеющая просроченную дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из перечисленных оснований. При этом имеющаяся дебиторская задолженность (просроченная) должна быть отражена в регистрах бухгалтерского учета.

При наличии нескольких оснований для признания задолженности безнадежной (например, истечение срока исковой давности и ликвидация организации-должника) задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания задолженности безнадежной (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).

При этом от налогоплательщика не требуется осуществления каких-либо действий для взыскания дебиторской задолженности или проведения мероприятий по признанию дебиторской задолженности безнадежной, а именно предъявления претензий, проведения инвентаризации дебиторской задолженности или принятия специального приказа. Такие выводы следует из Письма Минфина России от 30.09.2005 N 03-03-04/2/68, а также из судебной практики (например, Постановления ФАС Уральского округа от 18.10.2011 N Ф09-6500/11, ФАС Поволжского округа от 20.01.2011 N А72-2931/2010).

Налогоплательщику, который определяет сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. Датой отнесения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности на внереализационные расходы будет дата истечения срока исковой давности.

На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Действиями должника, свидетельствующими о признании им своего долга, могут быть:

  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • подписание акта сверки задолженности, т.е. письменное подтверждение признания наличия задолженности;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга и т.п.

При этом срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило указанные действия, и без какого-либо ограничения (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2007 N 20-12/036354).

Читайте также:  Налоговый учет (НУ) в 2022 году: суть, правила постановки, свидетельство

Налогоплательщику, который определяет сумму дебиторской задолженности на основании акта государственного органа, вынесенного, например, в связи с невозможностью ее взыскания, следует иметь в виду следующее. Вопрос о том, можно ли признать безнадежным долг, если у налогоплательщика имеется на руках постановление судебного следователя-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа, является спорным.

Ранее Минфин России указывал, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

А основанием для уменьшения налоговой базы по таким суммам может быть документ, подтверждающий факт исключения должника из реестра юридических лиц, или погашение требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре его банкротства (Письмо Минфина России от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/88).

А в Письме от 22.10.2010 N 03-03-05/230 Минфин России пояснил, что при окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором н�� прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.

В этой связи он считает необходимым внесение изменения в ст. 266 НК РФ в части уточнения порядка признания долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, безнадежными. Но до внесения соответствующих изменений в ст. 266 НК РФ, учитывая, что в рассматриваемом случае невозможность взыскания долга подтверждена в установленном порядке актом государственного органа, а также с учетом позиции Минюста России (Письмо Минюста России от 25.11.2009 N 16-1893), вопрос о признании указанной задолженности безнадежной должен, по мнению Минфина России, решаться с учетом сложившейся судебной практики.

Так, в Определении ВАС РФ от 07.03.2008 N 2727/08 по делу N А60-3260/2007-С6 высказана правовая позиция, согласно которой, руководствуясь п. 2 ст. 266 НК РФ, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также принимая во внимание основания прекращения исполнительного производства, суд сделал вывод об обоснованном включении обществом суммы долга в состав внереализационных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.

При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Таким образом, учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также правовую позицию ВАС РФ, изложенную в Определении от 07.03.2008 N 2727/08 по делу N А60-3260/2007-С6, дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Закона N 229-ФЗ, признают безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании п. 2 ст. 266 НК РФ.

Позднее в Письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/352 Минфин России однозначно разъяснял, что основанием признания дебиторской задолженности безнадежной может являться постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенное на основании пп. 3 — 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ.

К такому же выводу приходили и арбитражные суды. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 N 09АП-15987/2011-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу N А40-11990/11-115-39 данное Постановление было оставлено без изменения) сделан вывод, что дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания (пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ), признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и в соответствии со ст. ст. 265 и 266 НК РФ уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов.

Суммы и даты образования безнадежных долгов должны быть подтверждены:

  • договором, в котором указана дата срока платежа;
  • актами приемки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);
  • платежными поручениями, а также актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказом руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.

При этом нормы гл. 25 НК РФ не предоставляют налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность. Соответственно, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой, например, срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

Указанные разъяснения содержатся в Письмах УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026842@, УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 N 16-15/035618.1@.

При этом если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и отразила данное решение в своей учетной политике, сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва.

Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 14.11.2011 N 03-03-06/1/750).

Рассчитывая резерв в последующие периоды, необходимо учитывать п. 5 ст. 266 НК РФ.

Иными словами, после того как сумма резерва по сомнительным долгам рассчитана на отчетный (налоговый) период с учетом требований ограничения в размере 10%, она корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного (налогового) периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Полученная после этой корректировки сумма резерва по сомнительным долгам направляется на погашение убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.10.2004 N 03-03-01-04/1/67).

В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

Таким образом, при расчете резерва по сомнительным долгам в последующие отчетные (налоговые) периоды необходимо:

  • рассчитать сумму резерва на отчетный (налоговый) период;
  • скорректировать ее на остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Корректировка производится в следующем порядке:

  • если сумма создаваемого резерва больше, чем остаток предыдущего резерва, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • если сумма создаваемого резерва больше, чем остаток предыдущего резерва, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

О порядке корректировки суммы создаваемого в последующих отчетных (налоговых) периодах резерва по сомнительным долгам Минфин России разъяснял следующее. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, указанное ограничение распространяется на всю сумму резерва по сомнительным долгам, включающую сумму не полностью использованного резерва и сумму досоздаваемого резерва. Пунктом 5 ст. 266 НК РФ определено, что если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Учитывая изложенное, если сумма резерва по сомнительным долгам в текущем отчетном периоде, исчисленная с учетом 10%-ного ограничения, оказалась меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу налогоплательщик должен включить в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/1/165).

Если организация не использовала созданный резерв по сомнительным долгам ни в какой части и в полном объеме переносит его на следующий отчетный (налоговый) период, то сумма вновь создаваемого резерва, определяемая в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ (не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода), также должна быть скорректирована в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/97).

А в случае, если налогоплательщик принял решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5).

Кроме того, при принятии организацией решения не создавать больше в налоговом учете резерва по сомнительным долгам, ей следует учитывать, что:

  • при этом в учетную политику необходимо внести соответствующие изменения. А решение о внесении изменений в учетную политику для налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода;
  • прекращение использования резерва по сомнительным долгам может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и налоговом учете

С таким явлением, как дебиторская задолженность, сталкиваются руководители и бухгалтеры любых предприятий. И каждый из них заинтересован в том, чтобы минимизировать свои убытки от работы с недобросовестными (либо не очень предприимчивыми) контрагентами. Помочь в этом может резерв по сомнительным долгам, созданный в организации. Но при его использовании важно помнить о том, что в бухгалтерском учете и налоговом учете это понятие имеет некоторые отличия и нюансы.

Для начала о том, что представляет собой «резерв по сомнительным долгам» и какую задолженность можно считать сомнительной. Данный резерв – это финансовое отражение дебиторской задолженности предприятия/организации, позволяющее составить максимально верное представление об активах.

Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода) по следующему алгоритму:

Срок неисполнения обязательств, дней Действия
Менее 45 Не создавать
От 45 до 90 В объеме 50% от суммы долга
Свыше 90 На полную сумму долга

При неиспользовании резервов в течение года, идущего за годом их отражения в учете, они должны быть списаны 31 декабря на счет 91, субсчет «Прочие доходы».

Основные правила бухучета резерва

Для учета резерва по сомнительным долгам Планом счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 63. Аналитика на нем должна вестись раздельно по каждому долгу (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Учет резерва на отдельном счете обусловлен требованием п. 6.7 ПБУ 9/99 (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н) об отражении в бухучете выручки от продаж в полном ее объеме вне зависимости от факта создания резерва по ней.

Поскольку резерв сомнительных долгов относится к величинам оценочного значения (п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), при изменении факторов, влияющих на его размер, осуществляется изменение суммы резерва (п. 2 ПБУ 21/2008). Причем это изменение может влиять как на данные текущего периода, так и на данные будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008).

Существовать неиспользованная часть резерва может не дольше чем до окончания года, следующего за годом его создания (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности), что не мешает по этой же задолженности создать новый резерв.

Операции создания, изменения, списания (восстановления) резерва учитываются через прочие доходы (расходы), т. е. в корреспонденции счета 63 со счетом 91. На это есть указание в следующих документах:

  • в положении о бухучете и бухотчетности (п. 70);
  • ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 11);
  • ПБУ 21/2008 (п. 4).

А вот использование резерва для той цели, ради которой он создавался (списание безнадежного долга), создаст проводку по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности).

С порядком списания безнадежной дебиторки, а также с образцами документов, ознакомьтесь в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к расчетному примеру.

Как списать безнадежную задолженноть в бухучете см. в материале «Списание дебиторской задолженности бухгалтерские проводки».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *