Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно сказать ГИБДД, если остановили за сплошную. Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем как опротестовывать выписанный протокол, нужно поинтересоваться у сотрудника ГИБДД, каким способом зафиксировано нарушение. Если уполномоченное лицо предоставит фото или видеоматериал, где заметно, как водитель совершает неправомерные действия, то доказать свою невиновность не получится.
Когда инспектор говорит, что сам видел маневр,то можно попробовать оспорить решение.Для этого нужно обладать достаточными доказательствами своей невиновности.
Опротестовать постановление можно и в том случае, если нарушение зафиксировал регистратор. Камера снимает только факт пересечения сплошной линии, не учитывая обстоятельств данного действия.
Как можно оспорить решение
Так, если водитель совершил маневр из-за крайней необходимости, то это не считается несоблюдением ПДД. Следовательно, наказание отменят. Штраф аннулируют и в случае некачественно нанесенной разметки, в других ситуациях, предусмотренных действующим законодательством.
Чтобы опротестовать постановление, обращаются к начальнику ГИБДД, чей сотрудник назначил взыскание или откуда пришла квитанция.
Составляется жалоба, в которой указывают:
- название автоинспекции, куда направляют обращение;
- личные данные;
- сведения о российском удостоверении личности;
- контактную информацию – адрес, телефон;
- суть претензии;
- дату;
- подпись с расшифровкой.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 стать�� 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».
Таблица штрафов за пересечение сплошной разметки
Для удобства все рассмотренные выше штрафы представлены в виде таблицы:
Нарушение | Наказание |
Обгон | Первое нарушение: 5 000 рублей или лишение на 4 — 6 месяцев. Повторное нарушение: лишение на 1 год (или 5 000 рублей при использовании камер). |
Объезд препятствия | 1 000 — 1 500 рублей |
Поворот или разворот | 1 000 — 1 500 рублей |
Выезд на выделенную | 3 000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге. 1 500 рублей — в остальных регионах. |
В остальных случаях | предупреждение или 500 рублей |
Удачи на дорогах!
При выезде с прилегающей территории был совершен поворот налево с выездом на встречную. Сотрудник ДПС составил протокол и передал документы в суд.
Пострадавший обратился за консультацией в нашу компанию. Благодаря профессионально проведенному юристами опросу сотрудников ДПС и найденных свидетелей удалось выяснить противоречия в показаниях, обжаловать административный протокол и сменить наказание в виде лишения водительских прав на более лёгкое. В ходе судебного заседания юристам удалось изменить меру наказания водителю на штраф в размере 1000 рублей. Водительские права были сохранены.
В подобных случаях водителю необходимо четко зафиксировать произошедшее событие нарушения ПДД, грамотно пообщаться с инспектором и также тщательно зафиксировать все моменты нарушения в составлении протокола правонарушения. После этого необходимо обратиться к автоюристам для защиты своих интересов. Как правило, в зависимости от ситуации, адвокаты будут работать над тремя возможными вариантами решения проблемы:
- Замену лишения водительских прав на наказание в виде штрафа;
- Переквалификацию в нарушение ПДД с наименьшей санкцией;
- Оправдание водителя, как самый желанный вариант.
Юристы компании «Главная дорога» подскажут, какой из трех вариантов решения проблемы следует выбрать. Они вместе с вами продумают линию защиты и убедительно укажут на все имеющиеся недостатки в административном материале в суде. Так же существуют способы убедить суд в перевесе смягчающих обстоятельств над отягчающими.
Наша практика показывает, что при правильно выстроенной линии защиты удается сохранить водительское удостоверение в 90% случаев.
Обгон тихохода через сплошную
Иногда автомобилистам приходится разбираться с сотрудниками ГИБДД после обгона тихоходов. Таковыми считаются не просто медленно едущие автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут передвигаться быстрее 30 км/час. Их обгонять можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Поэтому если все в порядке, смело можно заявлять инспектору ГИБДД, что никакого нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать тихоход и проверить, что он просто не способен двигаться быстрее.
«Если же водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил юрист Демченко.
Но есть исключения. Например, если водителю пришлось так действовать в состоянии крайней необходимости. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан внять такому объяснению, потому что оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.
Также Демченко советует обратить внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дорогу может и не догадываться о ее наличии, если она стерта или покрыта наледью. Об этом сразу же нужно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть его в место совершения неоднозначного маневра.
Если вы совершили обгон и вас за это остановил работник ГАИ ГИБДД, то в процессе составления им протокола об административном правонарушении не стойте без действия. Начните фотографировать все вокруг хотя бы на смартфон. Даже если ваша камера не очень хорошо фотографирует, не нужно отказываться от фиксации происходящего. Если состояние разметки уже плохое и ее трудно расшифровать, то имея фотографии ее можно много добиться в суде. Чтобы судья не воспринял вас, как человека, уклоняющегося от ответственности, важно, чтобы на фотографию или видео попала трасса, разметка, обозначения и расположение вашей машины.
Свое несогласие или другую интерпретацию проблемы важно отобразить в протоколе в письменном виде собственноручно. Обязательно убедитесь, что он составляется максимально правильно и информация в нем соответствует действительности. Предпринимайте всевозможные меры, чтоб судья получил оправдательные доводы в вашу пользу, если работник ГАИ ГИБДД не захотел разбираться в ситуации.
Маневры, которые повлекут за собой штрафные санкции
Как вы поняли, выезд вперед предыдущего авто не всегда сопряжен с правонарушениями. Можно обогнать соседа на пунктирной разметке или опередить его на параллельном потоке. Однако существуют четкие рамки, когда нельзя обгонять. К таким запрещающим маневрам относятся:
- Обгон тихоходного транспортного средства через сплошную черту. Такой автотранспорт не может ехать быстрее 30 км/ч, но об этом необходимо предупреждать. Установленный знак «Тихоходный транспорт» позволит другим шоферам обгонять медленно движущийся автотранспорт даже при наличии дорожного знака, запрещающего обгон. К данному виду ТС относятся: тракторы, повозки гужевые, снегоуборочные и асфальтоукладывающие машины.
- Обгон автобуса на остановке через сплошную разметку. В отличие от других, стоящих на пути предметов, такая разновидность запрета действует всегда.
- Обгон по двойной сплошной линии наказывается как штрафом, так и лишением прав. Разрешается он только в результате возникшего препятствия на пути, который невозможно объехать со стороны обочины. В свете измененных правил ДД поврежденные автомобили «на ходу» должны освобождать путь транспортному потоку. Они обязаны как можно быстрее покинуть проезжую часть и встать на обочине. Наносится двойная разметка на широкой автотрассе при 4 полосном движении.
- В зоне действия пешеходного перехода. Иногда рисуют поперечную черту перед «зеброй» в знак того, чтобы водитель начал торможение и остановился до нее. Обгонять или опережать тем более возбраняется на данном участке пути.
Когда пересечение сплошной не является нарушением
Существует несколько исключений, когда пересечение продольной разметки не является нарушением. Например, при объезде препятствия, выезд на сторону, предназначенную для встречного движения не является правонарушением, но только в случае, если нет возможности объезда с правой стороны.
При возникновении аварийной ситуации, необходимо совершить торможение, при этом не менять направление движения. Многие автолюбители, пытаясь избежать ДТП, совершают манёвр и выезжают на встречную полосу, тем самым обрекая себя на материальную ответственность или лишение прав. Но, если водителю в суде получиться доказать, что автомобиль оказался на «встречке» в результате удара, то он будет полностью освобожден от ответственности и нарушение будет аннулировано. Одних слов будет явно недостаточно для доказательства правоты в суде, видеозапись с регистратора или пара свидетелей помогут куда сильнее.
Условия совершения обгона
В случае, когда водитель решается совершить обгон, он может оценить сложившуюся ситуацию в течение нескольких секунд. За это время он должен обратить внимание на:
- наличие или отсутствие запрещающих знаков, разметки;
- сигнал светофора;
- зоны, в которых запрещено совершать обгон. Это касается ж/д, перекрестков, мостов и пр.;
- видимость «встречки»;
Внимание!
Если этот трюк планируют провести в условиях тумана, то лучше отказаться от этой идеи.
- ширину дороги. Если она узкая, то совершить маневр не удастся;
- примерную дистанцию и скорость ТС, движущегося по встречной полосе, чтобы избежать ДТП;
- техническое состояние своей машины. Необходимо быть уверенным в том, что получится разогнаться до нужной скорости, чтобы совершить обгон;
- поворотники ТС, которые движутся спереди и сзади авто, чтобы не столкнуться с ним.
После всего этого стоит еще раз оценить расстояние до машины, которая движется по встречной полосе, и после этого можно обгонять.
Но важно помнить и о том, что как начать следует правильно маневр, так и его завершить.
Оспаривание постановления
Если после обгона ТС останавливает сотрудник ДПС, объясняя свои действие нарушением правил дорожного движения, то доказать невиновность можно несколькими способами:
- ошибки в разметке ее может не быть вовсе или нанесена она неправильно (нет предупредительной линии). Помимо этого, часто разметка испачкана грязью или стерта, поэтому ее не видно и предугадать появление сплошной невозможно;
- нарушение не было зафиксировано на камеру в суде устное свидетельство запрещенного приема не пройдет. Помимо этого, если инспектор ГИБДД утверждает, что он заснял пересечение сплошной линии, но не показывает материал, то водитель имеет право подписать протокол и указать в нем, что он не согласен с выдвинутым обвинением.
На обжалование постановления есть 10 дней. Основания для этого следующие:
- постановление ошибочно. На фото другое авто или не видно факта нарушения ПДД;
- за рулем не владелец ТС;
- водитель не согласен с вынесенным решением.
Для этого стоит обратиться в районный суд или отделение ГИБДД, выписавшее постановление. Если жалоба будет отклонена, то придется уплатить штраф.
Чтобы не лишится ВУ или своих денег, необходимо правильно совершать обгон. Но иногда, по независящим от водителя причинам, нарушить правила все же приходится. В таких случаях нужно знать свои права и отстаивать их.
Существуют ситуации, которые возникают на дороге ежедневно. К ним относятся типичные нарушения при осуществлении обгона:
- Водитель совершил полноценный маневр. При этом абсолютно не важно, был ли установлен на дороге запрещающий знак или нет. Как правило, типичным нарушением является пересечение сплошной при обгоне.
- Водитель не завершил маневр. Управляющий автомобилем только начинает обгон через сплошную, но, оценив дорожную ситуацию и сделав вывод, что она складывается неблагоприятным образом, он возвращается на исходную полосу. Это также считается нарушением, при совершении которого водителю грозит ответственность.
- Неоднократный обгон через одну или двойную сплошную. Санкции в отношении водителя, совершившего повторное нарушение в течение 12 месяцев, намного строже.
Таким образом, необходимо понимать, что не только совершенный обгон через сплошную по встречке наказуем.
Административная ответственность
Каждого нарушителя интересует то, что будет за обгон через сплошную (одинарную или двойную). Минимальный денежный штраф составляет 1000-1500 рублей. Компенсацию в данном размере должны выплатить водители, которые объехали препятствие (например, зону ДТП) по полосе, предназначенной для встречного движения, при этом преодолеть его можно было по обочине.
Вопреки распространенному мнению, неправильный обгон тихоходного транспорта или объезд остановившегося на специальном участке автобуса чреват штрафом в размере 5000 рублей. Кроме того, уполномоченный орган вправе принять решение об изъятии водительского удостоверения на срок до 6 месяцев.
Относительно того, какой штраф за одну сплошную, если ее пересечение связано с выездом на встречную полосу, но не сопряжено с последующим совершением поворота или разворота. В этом случае водителю придется заплатить 5000 рублей или лишиться прав на срок от 4 месяцев до полугода. Если нарушение совершено повторно, документ, разрешающий управлять транспортным средством, изымается на 1 год.
Не нужно сразу же после остановки транспортного средства объясняться перед уполномоченным лицом. Необходимо выяснить, имеются ли у инспектора видео- или фотоматериалы. При их наличии нужно попросить с ними ознакомиться. Если нарушение действительно четко зафиксировано, дальнейшие разбирательства нецелесообразны.
Если же никаких доказательств нет, кроме того, что обгон через сплошную видел инспектор, не следует признавать свою вину. Объяснить это можно отсутствием существенной доказательной базы.
Важно понимать, что если у инспектора имеются фото или видеоматериалы, на которых четко визуализируется нарушение, отпираться бессмысленно. Подобные попытки могут привести к тому, что у водителя изымут водительское удостоверение на длительный срок. При этом раскаяние считается смягчающим обстоятельством. Если не спорить с уполномоченными лицами, имеющими существенную доказательную базу, можно отделаться штрафом или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:
Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».
Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».
Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.