Приватизация муниципальной квартиры: порядок и правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация муниципальной квартиры: порядок и правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере — продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.


Плюсы и минусы приватизации квартиры

Преимущества приватизации Недостатки приватизации
Жилье достается бесплатно На собственников полностью ложатся расходы по капитальному ремонту дома, что сказывается на увеличении квартплаты
Став полноправным владельцем квартиры, жилец может ее продать, подарить или указать в завещании в любой момент Каждый год придется платить налог на недвижимость
Исчезает необходимость регулярно оплачивать аренду муниципального жилья Поспешив приватизировать небольшую квартиру, можно упустить по-настоящему шикарное жилье, ведь второй раз воспользоваться возможностью не получится

Кто вправе приватизировать квартиру?

Право на то, чтобы принять участие в оформлении собственности на жилье, имеют все те, кто прописан в квартире, предоставленной в распоряжение по социальному найму. В некоторых случаях возможно также вовлечение в данный процесс родственников и граждан, уполномоченных на осуществление приватизации. Однако любой человек из числа зарегистрированных в квартире, на которую переоформляется право собственности, может отказаться от участия в процессе, о котором идет речь. При этом он сохранит право на проживание в ней. Бесплатная приватизация жилья доступна россиянам только один раз.

Куда обращаться гражданам, пожелавшим оформить квартиру в собственность? Как правило, такими вопросами занимается орган исполнительной власти в структуре муниципального образования. Рассмотрим специфику деятельности данных структур подробнее.

Можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире

Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.

Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.

Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.

ВАЖНО! Согласие иных жильцов требуется только в том случае, если они проживают непосредственно с нанимателем в одной комнате. Им потребуется написать заявление, в котором указать, что они не против переоформления. Также необходимо их присутствие при осуществлении процедуры.

Порядок, как приватизировать комнату в муниципальной квартире, почти ничем не отличается от переоформления всей недвижимости. Нанимателю также требуется собирать бумаги, в список которых входит паспорт, бумаги из БТИ, справка об отсутствии задолженностей и прочее.

Коммунальные квартиры имеют важное отличие от других жилых помещений. Оно заключается в наличии мест, предназначенных для общего использования. К ним относится кухня, санузел, коридор, кладовка, прихожая. Пользоваться этими частями недвижимости все жильцы имеют право в равной степени. Порядок пользования определяется ими согласованно.

Нанимателю потребуется выделить долю из этих мест. Рассчитывается она следующим образом: складываются все площади жилых комнат, сумма разделяется на площадь комнаты, переведенной в частное владение. В итоге получится значение, которое и будет считаться долей нового собственника во всех местах общего доступа.

После определения доли необходимо зафиксировать ее документально. Все жильцы коммуналки должны подписать бумагу, тем самым подтверждая, что они не против размера доли. Если кто-то из проживающих лиц не желает ставить свою подпись, можно обратиться в суд.

Читайте также:  Новые сроки декларирования и уплаты налога по УСН

Выделение долей не означает, что каждый жилец будет пользоваться только частичкой помещения, к примеру, половиной ванны. Это физически невозможно. Выдел необходим для того, чтобы просто закрепить свое право на места общего пользования.

После получения права собственности гражданин имеет возможность продавать свою комнату, сдавать другим людям и совершать прочие сделки, доступные каждому владельцу недвижимости.

Что такое приватизация квартиры и зачем она нужна

Итак, давайте начнём разбираться, что же такое приватизация жилья, и зачем она нужна. В первую очередь, стоит разобрать само понятие «приватизация». Что такое приватизация?

От латинского «privatus» — частный – это форма перехода государственного имущества к частным лицам, при которой изменяется юридический статус приватизированной недвижимости и осуществляемая государством.

Данный процесс известен обществу ещё со времен Древнего Рима, в котором носила название «ager publicus» и использовалась в целях перераспределения общественных земель. Далее в Европе она происходила в форме секуляризации, то есть изъятии церковной собственности в пользу государства. Наиболее широкое внедрение процесса приватизации происходило в 1980–1990 годы, когда были охвачены более 100 государств в мире, в том числе в России.

Какие есть законные основания для осуществления приватизации

В целом, определение приватизации уже позволяет ответить на данный вопрос. Но если обращаться к российским законам, то Закон «О приватизации» говорит следующее: «законное основание для приватизации — это договор социального найма».

То есть приватизация это процесс, который осуществляется исключительно по причине того, что гражданин (семья) проживает в жилом помещении по заключенному им договору соцнайма. В данном случае также необходимо руководствоваться тем, кто может включать договор социального найма. Это также можно обнаружить в нормах российских актов. Если кратко, то право на соцнайм имеют те лица, которые признаны малоимущими или нуждающимися.

Соответственно, если у вас уже есть собственная квартира, у вас благополучная экономическая обстановка в семье, то заключить договор соцнайма и последующим приватизировать квартиру у вас не получится.

Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда

В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.

Особенности приватизации бывших общежитий

На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

Читайте также:  Как индивидуальному предпринимателю получить декретные выплаты

Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.

Какое жильё допускается приватизировать собственность?

Получить в собственность можно не только жилые помещения, состоящие в государственном фонде, но и земельные участки. Если жильё было признано аварийным, то возможность приватизации утратила силу.

Запрещено приватизировать служебные квартиры, комнаты в государственных общежитиях, а также квартиры в закрытых военных городках. Все запреты установлены на законодательном уровне.

Получить в собственность муниципальную землю можно в следующих случаях:

  1. Земля была передана конкретному лицу под индивидуальное жилое строительство.
  2. Получена в аренду земля для строительства гаража, дачи или сада.
  3. Земля выдана без ограничений по сроку владения.
Читайте также:  Маткапитал. Можно ли купить на него авто? Сколько будет составлять в 2023?

Достоинства и недостатки приватизации.

Далеко не всегда целесообразно приватизировать квартиру или комнату в коммунальной квартире. В начале рассмотрим достоинства приватизации.

После получения права на собственность, владелец может:

  • Оставить недвижимость по наследству. Для этого в завещании нужно указать недвижимость вместе с остальной собственностью. Если квартира не будет приватизирована, то в ней продолжить все те, кто был в ней зарегистрирован.
  • Продать, подарить, сдавать в аренду, передать в банк под залог при получении кредита. Все эти операции можно проводить, не боясь того, что жильё будет изъято.
  • Изменять перепланировку в муниципальной квартире без согласия администрации запрещено. После получения прав на собственность, данное согласие не нужно.
  • Перевести приватизированное жильё в нежилой фонд. Социальное жильё выдаётся только нуждающимся, что запрещает переводить его в нежилой фонд.
  • Самостоятельно зарегистрировать в квартире или в комнате других граждан. В муниципальной квартире разрешено регистрировать только членов семьи. Желание прописать других лиц требует разрешение муниципалитета. Если площадь жилья не будет соответствовать количеству проживающих по нормативам, то всех проживающих зарегистрировать не удастся. Несовершеннолетних можно регистрировать независимо от площади жилья.
  1. Если вы живёте в квартире по договору социального найма или получили её от государства при советской власти, то можете эту недвижимость приватизировать, то есть бесплатно получить её в собственность.
  2. Приватизировать жильё можно один раз за всю жизнь. Но если вы участвовали в приватизации, когда вам не было 18 лет, то два.
  3. Все зарегистрированные в квартире должны подписать согласие на приватизацию или отказ от неё. Если кто‑то колеблется, ничего не выйдет.
  4. Несовершеннолетние участвуют в приватизации по умолчанию. Отказ возможен только через органы опеки.
  5. Важнее всего в приватизации — собрать полный пакет документов. Какие бумаги понадобятся, знают в ответственном за процесс органе местной администрации.

Пошаговая инструкция приватизации муниципальной квартиры

Перед тем, как начать процедуру, нужно убедиться, что все проживающие на жилплощади готовы стать её сособственниками. Те, кто отказывается от получения в собственность доли в квартире, должны написать отказ и заверить его у нотариуса. Больше от них ничего не потребуется.

На практике такое встречается нечасто и связано, в основном, с упрощением имущественных вопросов в будущем. Однако, следует помнить, что отказ одного из супругов от части квартиры означает, что при разводе она автоматически перейдёт тем, на кого оформлена, и не будет участвовать в разделе имущества. В случае смерти отказавшегося приватизированная квартира не станет частью наследственной массы, так как не относится к совместно нажитому в браке имуществу.

Как приватизировать квартиру в 2021 году?

Предусмотрен бесплатный перевод жилья из муниципальной собственности в частную.

Важно! Приватизация реализуется бесплатно одним человеком однократно.

Однако, оформление справок потребует материальных затрат.

Так, средняя стоимость:

  • выписки из ЕГРН (ранее кадастрового паспорта) составит в пределах 1 000 руб.;
  • выписки информации из домовой книги 100 руб.;
  • справки, свидетельствующей о праве на приватизацию 100 руб.;
  • договор приватизации 1 500 руб.;
  • госпошлины за регистрацию недвижимого имущества в Росреестре 2 000 руб.

Стоимость дополнительных бумаг у нотариуса будет завить от его тарифов.

Таким образом, итоговая средняя стоимость приватизации жилья составит около 4 000 руб. (без учета помощи нотариуса) в зависимости от конкретной ситуации. Все тарифы регламентируются Налоговым Кодексом РФ.

Программа по приватизации работает для всех граждан одинаково и не содержит веских ограничений на ее реализацию. Однако есть и исключающие случаи, при существовании которых в приватизации будет отказано.

Вероятность отказа в приватизации повышается при следующих обстоятельствах:

  • если человек уже приватизировал другое или это же жилье;
  • когда дом признан аварийным;
  • наличии задолженности по оплате коммунальных услуг свыше 6 месяцев.
  • не допускается разгосударствление общежитий и недвижимости в городах закрытого типа военными.

Приватизация квартиры военнослужащего по договору соц найма возможна, если город имеет статус открытого.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *