Определение места жительства ребенка после развода

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение места жительства ребенка после развода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специфика работы адвоката не позволяет опубликовать окончательный и полный прайс-лист. Цена будет сильно зависеть от специфики именно вашего дела, от действий, которые будет необходимо предпринять адвокату, объема его работы. Звоните для более точной оценки стоимости услуг.

Соглашение о месте жительства и порядке общения с ребенком

Согласно п.3 ст. 65 СК РФ родители, в случае их раздельного проживания, согласовывают место жительства детей. Решить этот вопрос они могут как в судебном, так и в добровольном порядке, проведя переговоры друг с другом и заключив соглашение о месте проживания и порядке общения с ребенком.

В соглашении, кроме установления места жительства ребенка после развода родителей, могут быть обговорены порядок общения отдельно проживающей матери или отца с ребенком, способы получения образования детьми, методы воспитания и т.п.

Пункт «Порядок общения с ребенком» должен содержать в себе следующую информацию.

  • В каком порядке будет происходить передача ребенка «из рук в руки». Например, при встрече в определенном месте.
  • В какое время будет происходить встреча, и на сколько часов мать или отец будет забирать ребенка. Время обозначается в виде периодов, календарных дат, часов. Отдельным пунктом могут предусматриваться периоды каникул ребенка и отпусков у родителя.

Услуги семейного адвоката

  • Консультация по вопросам семейного законодательства.
  • Анализ и оценка конкретной ситуации.
  • Составление и подача искового заявления, в т.ч. встречного.
  • Сбор и оформление необходимых документов, доказательств.
  • Представление интересов в суде.
  • Определение место жительства и порядка общения с ребенком.
  • Ограничение или лишение родительских прав.
  • Восстановление родительских прав.
  • Обращение за взысканием алиментов.
  • Наследственные споры.
  • Расторжение брака.
  • Признание брака недействительным.
  • Раздел имущества.
  • Установление или оспаривание отцовства.
  • Усыновление, удочерение, установление опеки или попечительства.

Цены на ведение дела в суде под ключ

Услуга адвоката Цена
Споры о месте проживания и порядке воспитания ребенка От 50000 руб
Споры с органами опеки, попечительства, патронажа От 50000 руб
Установление или оспаривание отцовства в суде От 40000 руб
Усыновление детей в судебном порядке От 30000 руб

Суд при решении вопроса порядка общения с ребенком

При решении вопроса в судебном порядке учитывается:

  1. Дееспособность несовершеннолетнего. От возраста маленького человека напрямую зависит порядок определения общения ребенка с отцом. Всегда, когда дело касается грудного младенца, судья обычно отклоняет заявление отца забирать малыша от матери. В этом случае отец сможет видеть малыша только вместе с кормящей матерью. Однако, чем старше младенец, тем вероятней шансы родителя на свидания без наблюдателей. Когда ребенок переходит на обычное питание, он может иногда жить с папой. Факты таковы, возраст чада сильно влияет на шансы ближайшего родственника выиграть исковое прошение об определении порядка общения с ребенком, когда необязательно присутствие бывшей жены.
  2. Наличие заболеваний у малыша. Изучая заявление об определении порядка общения с ребенком, судья очень тщательно разбирает вопрос самочувствия малыша, дабы убедиться в ответственности обоих родителей.
  3. Насколько подходит жилище ребенку. Когда рассматривается прошение на то, что отпрыск будет жить у другого родителя какое-то время, суд изучит жилищную обстановку. Важна чистота всех комнат, факт наличия подходящих условий для нахождения малыша в этом помещении. Таков процесс определения порядков общения детей с отцом, с матерью или передача отпрысков под опеку.
  4. Привычное расписание для малыша. Когда ребенок уже ходит в разные образовательные учреждения, а второй родитель хочет свиданий по будням, он должен сделать все, чтобы малыш продолжал жить в привычном графике. Готовность соблюдать расписание не направит споры об определении порядка общения с ребенком в положительное русло, ответ судьи может стать любым.
  5. Расстояние между домами опекунов. Очень часто родители живут в разных концах города, а ежедневные поездки на большие расстояния негативно влияют на психическое настроение малыша. Определение в подобной ситуации порядка общения с ребенком в суде будет исходить из взглядов на ситуацию последнего.
  6. Влияние воспитания близких на психику растущего человека. Возражения на определение порядка общения с ребенком разбираются, когда отец или мать отсутствовали для чада долгое время или отрицательно влияли на его взросление. В этом случае свидания родителя с малышом невозможны без присутствия опекуна, пока несовершеннолетний полностью не привыкнет к его присутствию.

Учет мнения ребенка при определении места жительства

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом их мнения.

Статьей 57 СК РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 ППВС № 10.

В данном пункте указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

Читайте также:  Регистрация аренды земельного участка: госпошлина и сроки

Однако в п. 4 ППВС от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет, судье следует исходить из положений статьи 57 СК РФ.

Согласно ее положениям ребенок вправе быть заслушанным при рассмотрении дела, затрагивающего его интересы.

При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

В разъяснения ВС указано, что следует руководствоваться вышеуказанным постановлением.

Опрос ребенка требуется проводит с учетом его возраста и развития в присутствии педагога. Опрос должен производиться в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, то есть без родителей.

Суд должен выяснить, какое воздействие на него оказывали родители или другие заинтересованные лица и не является ли его мнение следствием такого внушения. Осознает ли ребенок собственные интересы, как их обосновывает.

Безусловно его мнение учитывается, но не является определяющим. Суд оценивает, прежде всего, интересы ребенка.

Например, подросток может хотеть остаться с одним из родителей потому, что он его не контролирует и позволяет делать что угодно – не ходить в школу, не выполнять домашнее задание.

Естественно, что подобная вседозволенность не соответствует его интересам, поэтому такое мнение не должно учитываться.

Нравственные и личные качества родителей

Суду необходимо будет предоставить характеристики с места жительства родителя, с места его работы. Ходатайствовать в суде о допросе свидетелей, которые могут подтвердить, какими качествами обладает родитель, желающий, чтобы ребенок проживал именно с ним, какие у родителя с ребенком отношения. Не лишним будет предоставить суду характеристику на несовершеннолетнего ребенка из детского сада либо школы, подтверждающую, кто из родителей принимает активное участие в образовательном процессе несовершеннолетнего ребенка.

Судом будет учитываться и социальное поведение родителей, привлечение их к уголовной и административной ответственности, наличие у родителей судимости, а также состоит ли кто-то из родителей на учете в психоневрологическом либо наркологическом диспансере.

Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.

Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.

Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.

С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.

Читайте также:  Увольнение по соглашению сторон с получением компенсации

Какие обстоятельства учитываются при рассмотрении дела

Порядок определения судом места жительства ребенка сводится к исследованию в гражданском процессе следующих обстоятельств:

  • возраст ребенка. Это первое, на что суд обращает внимание. Как правило, чем меньше ребенку лет, тем больше его зависимость от матери и тем сильнее ребенок в ней нуждается. Поскольку проживание без мамы может сильно подействовать на психику малыша, для того, чтобы суд определил место жительства ребенка с отцом, должны иметь место какие-то исключительные обстоятельства. После того, как ребенку исполнилось 10 лет, его мнение выслушивается в судебном процессе, и является для суда обязательным. В соответствии с судебной практикой, то обстоятельство, что судом при рассмотрении иска не было учтено мнение ребенка соответствующего возраста, является нарушением, и решение суда может быть отменено;
  • отношение ребенка с родителями, а также с братьями и сестрами. Это обстоятельство тоже является очень важным;
  • возможность родителей создать ребенку все необходимые условия для его развития, как физического, так и духовного. Доказательствами возможности создания таких условий, в числе прочего, как раз являются подготовленные и представленные в суд органом опеки акты исследования жилищных условий, в которых проживает ребенок;
  • насколько близко к дому расположены школа или иные учебные развивающие заведения, в которых занимается ребенок (кружки, секции, студии), с кем ребенок будет туда добираться;
  • личные качества родителей, их социальное поведение, наличие и отсутствие судимостей у кого-либо из них, совершение административных правонарушений.

Если судом назначалась психолого-психиатрическая экспертиза, то заключение эксперта является одним из доказательств, которые принимаются судом во внимание, и не предопределяет решение об определении места жительства. Однако прогнозы психолога, безусловно, имеют значение и для суда, и для органа опеки.

Также вы имеете право самостоятельно предоставить суду любые документы, которые могут помочь вам выиграть дело:

  • справку из детского сада о том, что это вы приводите и забираете ребенка, никогда не задерживаетесь и принимаете активное участие в его жизни, аккуратно одеваете ребенка, посещаете мероприятия и т.д.;
  • характеристики от соседей о том, что они часто видят вас с ребенком на совместных прогулках, ребенок вежливый, хорошо воспитан, аккуратно одет;
  • документы о праве собственности на квартиру, в которой вы проживаете;
  • чеки об оплате необходимых ребенку вещей (компьютера, планшета, книг, одежды, игрушек, велосипеда) или занятий (секций, кружков) ) и др.

Можете пригласить в суд любых свидетелей, которые могут сказать о ваших взаимоотношениях с ребенком, его привязанности к вам и вашей заботе о нем (например, классного руководителя, соседей, воспитателя).

Семейный кодекс устанавливает, что родители имеют равные права и обязанности в сфере воспитания детей. Но в действительности порядок общения с детьми устанавливает тот человек, с которым они непосредственно проживают. Чтобы защитить свои права на ребёнка, второй родитель инициирует смену места его жительства.

Ещё одна проблема – недостаточная забота бывшей супруги о несовершеннолетнем. Отец может считать, что мать уделяет недостаточно внимания ребёнку, не покупает ему необходимых вещей, не занимается дополнительным образованием и т.д.

Часто иск об определении места проживания малыша подаётся для изменения порядка уплаты алиментов. Отец считает, что отдаёт бывшей жене слишком большую сумму, и она неверно распоряжается средствами. Если в ходе судебного разбирательства подобный мотив будет выявлен, то требования гражданина не будут удовлетворены. В этой ситуации человеком движет желание ухудшить положение бывшей супруги, но не позаботиться о несовершеннолетнем гражданине.

Законодательное регулирование вопроса

Вопрос определения места жительства детей лежит в компетенции Семейного кодекса. Так, ст. 24 СК обязывает суд определять будущее место прописки несовершеннолетнего в рамках бракоразводного процесса между родителями, а п. 3 ст. 65 СК содержит общие правила, которыми следует руководствоваться при рассмотрении спора.

Регулируя данный вопрос, СК определяет лишь общие положения. Пробелы в законодательстве и разночтения на практике выявляют необходимость уточнения процессуальных вопросов.

Чтобы унифицировать судебную практику, ВС РФ принял постановление Пленума ВС РФ № 10 от 27.05.1998, которое разъясняет ряд вопросов и указывает, что должен учитывать суд при рассмотрении споров о месте жительства ребенка.

Практика правоприменения обобщена в «Обзоре практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей» утв. Президиумом ВС РФ от 20.07.2011. В нем описаны решения районных и городских судов, особенности толкования ими положений, выводы суда высшей инстанции и другие полезные сведения.

Исковое заявление об определении места жительства ребенка (образец) 2019

1 715 просмотров

Расторжение брака при наличии общих детей не самая приятная процедура, однако и после развода бывшим супругам приходится тратить немало времени и нервов на урегулирование конфликтных ситуаций. Одной из первых «детских» проблем еще на стадии развода или же некоторое время после него становится подача искового заявления для определения места жительства ребенка.

Иногда каждый из родителей заинтересован в оставлении ребенка у себя, но куда чаще ребенок становится лишь инструментом воздействия на другого родителя. При столь неблаговидных помыслах нет шансов добиться удовлетворения иска в суде, но как быть родителю, который всей душой и сердцем желает оставить ребенка у себя?

Выход лишь один – обращение в суд с исковым заявлением об определении места жительства ребенка.

Порядок общения с детьми после развода: график, время и часы

В своем иске об установлении порядке общения с ребенком истец вправе просить суд детально регламентировать количество и период встреч с ребенком, их продолжительность, формы, виды и место общения с ребенком.

Конкретное число возможных встреч и их продолжительность устанавливается с учётом интересов ребенка, а также интересов его матери, права которой попирать тоже недопустимо.

Во внимание суд принимает все факты, начиная от обучения, заканчивая состоянием здоровья

Пример. Отцу нельзя будет получить разрешение на общение с ребенком в дни дополнительных занятий у последнего, если такие встречи будут проходить во время занятий или же затруднят присутствие ребенка на них. также едва ли будет возможно съездить с ребенком в отпуск во время учебного года.

Читайте также:  Программа «Молодой специалист на селе»

Примерные варианты формулировок из судебных решений, которыми был урегулирован порядок общения с малышом, а также часы и время:

  1. Разрешить Иванову И.И. забирать несовершеннолетнего Иванова А.И. из школы по средам в период времени с 15.00 до 17.00 часов с учетом школьного расписания и в дальнейшем проводить с ним время до 22.00 вечера.
  2. Разрешить Иванову И.И. забирать к себе домой по адресу *адрес* для временного проживания несовершеннолетнего Иванова в период летних каникул на срок не более 14 календарных дней.
  3. Установить график общения несовершеннолетнего Иванова А.И. с отцом Ивановым И.И, по четным дням каждого месяца в период времени с 18.00 до 20.00 по предварительному уведомлению матери Иванова А.И. – Ивановой С.В.

Это лишь единичные из возможных формулировок, которые может быть регламентирован порядок общения с ребенком.

В частности, суд вправе детально прописать все условия общения родителя и ребенка, включая:

  • период времени с привязкой к годам, кварталам, месяцам или дням;
  • часы, как в относительной величине (с… по …), так и в строго фиксированной (на более 2 часов, к примеру);
  • определенные временные периоды или события, такие как каникулы, выходные, отпуска родителей и т.д.
  • места общения и временного проживания;
  • отдельные действия родителя (посещение ребенка в школе, посещение развлекательных мероприятий и т.д.).

Говоря проще, желающий определения судебного порядка общения с ребенком излагает все свои пожелания в иске. Суд определяет – возможно ли их удовлетворение или же нет.

При возможности установить предлагаемый порядок общения, суд в решении прописывает все условия и выносит вердикт. А уже потом мать ребенка, с которой проживает несовершеннолетний, будет обязана исполнить данные условия в решении суда.

В какой суд обращаться: родовая и территориальная подсудность

Гражданские дела по определению порядка общения с ребенком относятся к подсудности районных судов.

Исковое заявление следует подавать в суд того района, в котором проживает (зарегистрирован по месту жительства) ответчик.

Альтернатива подсудности возможна только в том случае, если истцом выступает родитель, при котором находится несовершеннолетний ребенок (те случаи, когда родитель, с которым проживает ребенок, хочет установить время встреч с ребенком второго родителя), при этом одним из требований в исковом заявлении заявлено расторжение брака.

Иными словами, истец может выбрать подсудность только при наличии одновременно двух условий:

  • В иске заявлено требование о расторжении брака
  • При истце находится несовершеннолетний ребенок

Во всех других случаях выбор истцом подсудности для иска об определении порядка встреч с ребенком не предусмотрен, иск об определении порядка общения с ребенком подается строго в порядке общей подсудности – в суд по месту жительства ответчика (статья 28 ГПК РФ).

Учет мнения ребенка при определении места жительства ребенка

Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом мнения детей.

Статьей 57 Семейного кодекса РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

Однако в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет, судье следует исходить из положений статьи 57 СК РФ, согласно которой ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Опрос ребенка требуется проводит с учетом его возраста и развития в присутствии педагога. Опрос должен производиться в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, то есть без родителей.

Суд должен выяснить, какое воздействие на него оказывали родители или другие заинтересованные лица и не является ли его мнение следствием такого воздействия. Осознает ли ребенок собственные интересы, как его обосновывает и т.д.

Таким образом, мнение ребенка учитывается, но не является определяющим. Суд оценивает, прежде всего, интересы ребенка. Например, ребенок может хотеть остаться с одним из родителей потому, что родитель его не контролирует и позволяет делать что угодно (не ходить в школу, не делать уроки и т.д.). Естественно, что подобная вседозволенность не соответствует интересам ребенка. Поэтому такое мнение ребенка не должно учитываться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *