Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды коррекционных школ в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.
Прежде чем начать поиск коррекционной школы, необходимо получить заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и подписать документ о согласии родителей. В Москве и Московской области есть много специализированных заведений, которые находятся в разных районах, но какие критерии необходимо учитывать при выборе школы для ребёнка?
- Местонахождение. В идеале, учреждение должно находиться в шаговой доступности, но в огромном городе такое совпадение маловероятно, поэтому стоит обратить внимание на заведения, которые расположены в вашем районе и находятся вблизи метро, чтобы ребёнок мог самостоятельно добраться домой и в школу.
- Тип учреждения и стоимость услуг. В государственных учреждениях обучение бесплатное, а в частных заведениях за все услуги необходимо платить. При личном посещении школы необходимо уточнить полную стоимость образования и дополнительных услуг (кружков, массажей и т.д.). Родителям необходимо отталкиваться от их заработка.
- Дополнительные услуги. Необходимо узнать информацию и лично посмотреть состояние школы, комнат для проживания. Уточнить, есть ли внеклассные мероприятия, оздоровительная физкультура и массажи, а также какие специалисты, помимо преподавателей, работают в учреждении.
- Штат преподавателей. От квалификации и опыта преподавателей зависит качество образования. Конечно, можно просто самостоятельно посмотреть дипломы и опыт работы специалиста, но лучше обратиться к родителям, чьи дети учились или учатся в данном заведении, узнать информацию о квалификации, отношении преподавателей к ученикам.
- Отзывы. Перед посещением коррекционной школы стоит изучить отзывы других родителей, чтобы узнать, где работают опытные преподаватели, где хорошие условия проживания и столовая со вкусной едой, а также где есть дополнительные секции, чтобы ребёнок находился в благоприятной обстановке и при этом получал качественное образование. У большинства учреждений есть собственные сайты, на которых также можно узнать дополнительную информацию.
Типы коррекционных учреждений
Существует 8 типов учреждений, которые учитывают особенности каждого ребёнка:
- 1 тип предназначен для учеников с нарушениями слуха (глухие или слабослышащие). Такие заведения делают упор на социальную и бытовую адаптацию, а также на работу над речью, произношением.
- 2 тип подходит для детей с частичной потерей слуха, речевыми проблемами, но с сохранёнными навыками говорения. Преподаватели делают упор на разработку речи при помощи постоянной практики. Они создают специальную слуховую и речевую среду с использованием аппаратуры, формирующей естественную речь.
- 3 и 4 типы созданы для незрячих и слабовидящих, поздноослепших детей, а также детей с остаточным зрением.
- 5 тип предназначен для школьников с тяжёлыми нарушениями навыков говорения, в том числе с заиканием.
- 6 тип создан для детей с болезнями опорно-двигательной системы (ДЦП, спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами). В большинстве случаев, рядом с такими школами находятся неврологические и психиатрические больницы.
- 7 тип подходит для учеников, которые отстают в психическом развитии (слабая память, внимание, эмоциональная неустойчивость). Воспитатели работают над когнитивными способностями ребёнка и формируют у него навыки к обучению.
- 8 тип предназначен для умственно отсталых детей. В таких учреждениях их учат читать, писать, считать, развивают социальную и бытовую адаптацию. Для развития моторики и освоения профессий, в школах создают столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские.
Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:
- местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
- тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
- стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
- дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
- преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
- отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.
Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу
Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.
Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.
Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.
Коррекционные школы в Москве
Новочерёмушкинская улица, 50к2
будни с 08:00 до 19:00
Первая частная коррекционная школа в Российской Федерации.Обучение детей с ОВЗ. Отделение общеобразовательных программ. Отделение адаптивных программ…
г. Малый Афанасьевский переулок, 7
В школе работают высококлассные харизматичные педагоги, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели,…
Московская область, Одинцово, Молодёжная улица, 46
будни с 09:00 до 16:00
10 причин выбрать частную начальную школу-студия «Первые ступени»: Доверительная, по-семейному комфортная, атмосфера позволит Вашему ребёнку…
город Ленинский проспект, дом 97, корпус 3
Очень хорошая школа-интернат в Москве!
будни с 08:30 до 14:20
ул. Добролюбова 21АкБ
ОАНО “Школа Подсолнух” – частная начальная общеобразовательная школа для детей с интеллектуальными нарушениями, с множественными нарушениями, с…
Октябрьская улица, 58
улица Ефремова, 12с2
Банкетный комплекс «Leader Space» Аренда зала от 6000 р./час. У нас есть все для Вашего мероприятия! В нашем стильном и просторном зале Вы…
город Ленинский проспект, дом 97, корпус 3
Очень хорошая школа-интернат в Москве!
будни с 08:30 до 15:25
1.Педагоги от бога (работа на результат) 2.Адекватные цены 3. Приятная атмосфера 4. Кружки и студии необычные (например:японское фехтование) и …
будни с 08:30 до 17:10
Текстильщиков 1-я, 5/8
будни с 08:30 до 15:55
Большая Очаковская, 25
будни с 09:00 до 15:15
Армянский пер, 3/5с9
будни с 08:45 до 14:05
Академика Пилюгина, 14Б
будни с 08:30 до 15:10
Товарищеский пер, 3/5с1
будни с 08:30 до 18:00
Черноморский бульвар, 8
будни с 08:15 до 16:00
будни с 09:00 до 16:10
Ленинский проспект, 85
будни с 07:00 до 19:00
Ленинский проспект, 85а
будни с 07:00 до 19:00
Балашиха, Андрея Крупешина, 3
будни с 08:30 до 18:00
будни с 09:00 до 18:00
Ленинский проспект, 90а
будни с 08:30 до 14:15
Тружеников 1-й пер, 18
будни с 08:30 до 18:00
будни с 10:00 до 18:00
Ленинский проспект, 90Б
ежедневно с 09:00 до 18:00
Ленинский проспект, 72/2
будни с 09:00 до 19:00
Специальные классы V вида
Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.
Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.
Коррекционный класс в обычной школе
В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.
Преимущества интеграции:
+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
+ они находятся в коллективе.
Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.
Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу
Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.
Лучшие коррекционные школы Москвы в 2022 году
Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:
- местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
- тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
- стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
- дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
- преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
- отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.
Обычно после прохождения ПМПК специалисты дают родителям советы, в какое именно коррекционное заведение лучше отдать ребенка, исходя из степени тяжести и характеристики нарушения здоровья, чтобы максимально развить способности, компенсировать психические и физические недостатки.
Личное посещение и знакомство с руководством и педагогами необходимо, чтобы убедиться в дисциплине, чистоте, заботе о детях.
Важные моменты при посещении:
- являются ли логопед, психолог, дефектолог приходящими или штатными;
- место в рейтинге общеобразовательных учреждений данного вида в городе;
- есть ли группа продленного дня;
- какова наполняемость классов;
- какое общее впечатление.
Лучшие школы для аутистов в Москве
У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.
Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:
— I – для слабослышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV – для слепых и слабовидящих;
— V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;
— VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;
— VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.
Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.
В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.
Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ
Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.
Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.
Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.
В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.
Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ
Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.
Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.
Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.
Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.
Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.
Специальные классы VIII вида
Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.
Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.
Модернизация Каховской ветки необходима, чтобы включить ее в состав Большой кольцевой линии.
Экспозиция подготовлена совместно с Государственным биологическим музеем им. К.А. Тимирязева, а также Русским обществом .
При входе на станцию с карты спишется полная оплата разовой поездки, но спустя несколько минут часть денег вернется на .
Основное требование к организации ресурсного класса – присутствие в одной группе не более 8 детей. Обучающие длятся на группы в зависимости от уровня развития и типа нозологий. При этом возможно присутствие в одной группе детей с разными отклонениями. Например, ребенок на инвалидной коляске может обучаться в одной группе с глухими детьми при условии, что для них информация транслируется через сурдопереводчика или информационное табло.
При сложных нозологиях, например, ДЦП, требуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Но и в этом случае возможно создание группы, если участие принимают минимум 2 педагога.
Для обучения в общеобразовательной школе детей со сложными нозологиями организуются группы совместного пребывания с родителями.
При индивидуальной системе обучения важно присутствие тьютора – специалиста, который сопровождает учебную деятельность «особенных» детей, помогает им войти в школьную среду. Он отвечает за правильную организацию учебного процесса, создание доступной среды.
Функции тьютора:
- помощь в зачислении в школу, в подготовке документов для поступления;
- организация рабочего места в классе и места отдыха в классе;
- адаптация общественных мест и прилегающей территории в соответствии с требованиями законодательства для создания безопасной среды;
- обеспечение особого школьного режима, при котором ребенок с инвалидностью будет получать полноценное образование, но не уставать;
- помощь в принятии «особенного» одноклассника, проведение бесед с другими детьми;
- поддержка ученика с инвалидностью освоиться в новой среде, не испытывая психологический дискомфорт;
- наблюдение за учениками с инвалидностью.