В России при ремонте по ОСАГО будут учитывать цену аналогов запчастей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России при ремонте по ОСАГО будут учитывать цену аналогов запчастей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно сообщению Центробанка, с 11.09.2022 г. берут в расчет расценки аналоговых автозапчастей в ценовых справочниках для определения стоимостного показателя авторемонта по ОСАГО, если оригинальной детали нет на рынке. Это применимо к маркам ТС, вне зависимости от государства их производства для обеспечения равных условий для автовладельцев.

Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО

До 11.09.2022 г., если оригинальной запчасти нет на рынке, сведения о ее цене не попадали в справочник. Из-за этого возникают осложнения при возмещении вреда по ОСАГО. Новый необходимый подход позволяет рассчитывать платежи по аналоговой стоимости, при этом отсеяв плохие автозапчасти.

Подход ЦБ, по словам страховщиков, позволяет определить цену авторемонта по расценкам на автозапчасти, имеющихся на рынке, и если в сегменте есть «не оригинал», то учитывают его цену. Тогда авторемонт по ОСАГО обеспечивается хорошими автозапчастями, присутствующими на рынке, которые встречаются по приемлемой цене и есть возможность дешевле отремонтировать поврежденную машину. Это подстрахует рынок от необъективного ценового роста на автозапчасти и позволит предотвратить возрастание расценок автостраховок.

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17: В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Поставки комплектующих для производства автомобилей стали одной из первых жертв пандемии коронавируса – еще даже до того, как ее назвали пандемией. Китайские заводы и фабрики, закрывшиеся на карантин, перестали отгружать запчасти и компоненты, а чуть позже то же произошло и с европейскими производителями. Но потом проблема поставки комплектующих ушла на задний план – в России и мире были проблемы серьезнее.

Карантинные меры начали снимать только с июня, и уже тогда стало ясно, что автозапчасти в России подорожали на 10-15%, а по некоторым позициям оригинальных запчастей даже появился дефицит. Проблема была и в закрытых на карантин заводах, и в закрытых границах, а еще в России на время самоизоляции закрылись центральные склады поставщиков запчастей. А еще примерно тогда же дал о себе знать упавший рубль – и после отмены ограничений запчасти заметно подорожали.
Как рассказал нам Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр», на поставки запчастей из Китая приходилось до 80% всего объема – соответственно, этот сегмент пострадал тогда сильнее других. Что касается собственно продаж, через интернет компании стали продавать треть всего объема – против 22% до пандемии.

Отсутствие в продаже оригинальных компонентов и завышенные цены на них стали причиной того, что некоторые водители стали отказываться от услуг официальных поставщиков в пользу аналогов. Как отмечают эксперты, зачастую цена на одну и ту же запчасть отличается на 40% – хотя разница лишь в названии. Так, часть продукции брендируется именем автопроизводителя, а другая часть – именем производителя запчастей.

А еще за 2020 год спрос на автозапчасти вырос на 25% – такие данные дает «Авито Авто», а в автосервисы владельцы транспорта начли обращаться на 73% чаще. Причин может быть несколько:

  • у автовладельцев появилось много свободного времени, и они предпочли заняться ремонтом. Например, водители начали чаще спрашивать прокладки и ремкомплекты для ремонта двигателей;
  • автомобиль в условиях отмены движения общественного транспорта был единственным средством передвижения;
  • многие подрабатывали курьерами в период самоизоляции, что означает усиленный износ автомобилей.

Что интересно, рост спроса на запчасти и ремонт был даже с учетом того, что автовладельцы полгода могли не проходить техосмотр перед покупкой полиса ОСАГО (хотя до вступления в силу реформы техосмотра диагностическую карту чаще просто «покупали»).

Это подтверждает и Максим Меженков из компании «Мой Автопрокат» – по его словам, россияне начали выбирать автомобиль как более безопасный вид транспорта и чаще путешествовать по стране в условиях закрытых границ. А из-за девальвации рубля и падения доходов автовладельцы вынуждены покупать более дешевые запчасти и обращаться в неофициальные сервисы.

Вообще же очередное подорожание запчастей лишь укрепило уже имеющийся тренд – как рассказали нам эксперты, за последние 2 года рост цен составил 30%, и это еще не предел.

Еще с лета поставщики автозапчастей пересчитали цены с учетом ослабевшего рубля – а учитывая его волатильность, в цену они могут закладывать и более высокие значения (чтобы не потерять деньги, если между поставкой и расчетами рубль снова потеряет пару позиций).

Но не только доллар влияет на стоимость – так, если запчасти производятся в России с относительно неплохим уровнем локализации, доллар может и не повлиять на стоимость запчастей. Другими словами, в запчасти поднимется в цене только та часть стоимости, которая приходится на импорт, все остальное дорожать не должно. С автозапчастями из Китая ситуация примерно такая же – к китайской валюте рубль ослаб примерно на те же 20%, но определенная часть стоимости приходится на рублевую составляющую.

В реальности у роста цен на запчасти могут быть и другие причины. Например, расходы на доставку товаров из Китая выросли примерно вдвое – все дело в недоступности морских контейнеров для перевозки. Это связано и с пандемией, и с очередной торговой войной США и Китая: контейнеровозы доставили товары из Китая в США, но обратно не отправились – американская экономика остановлена на локдаун, да и до сих пор действуют некоторые ограничения на торговлю. Чуть позже контейнеровозы скопились и возле берегов Европы по той же причине.

Однако это касается скорее официальных дилеров, которые поставляют запчасти через другие страны. В Россию же китайские запчасти поставляются железной дорогой – но и там тарифы на контейнерные перевозки выросли, пусть и всего на 3,7%.

Тем не менее, такая ситуация отразится на ценах за тяжелые и объемные запчасти – например, на двигатели или КПП в сборе, лобовые стекла или кузовные детали. Более мелкие запчасти из-за доставки подорожают лишь на 1-3%, что в масштабах общего роста цен будет практически незаметно.

Кстати, более дорогие запчасти испортят жизнь водителям не только при ремонте – это повлияло и на стоимость полисов ОСАГО. Дело в том, что страховая премия (стоимость полиса) рассчитывается в зависимости от стоимости ремонта. А среднестатистическая «корзина запчастей» подорожала на 23% – причем официально, в справочнике стоимости запчастей. Поскольку страховые компании теперь вправе более гибко устанавливать тарифы, рост стоимости запчастей сделает ОСАГО для «рискованных» водителей еще дороже.

Самый жесткий дефицит комплектующих был зафиксирован весной прошлого года – тогда проблемы были такими, что завод «Волгабас» вообще остановил производство (еще до самоизоляции и нерабочих дней). Со временем поставки наладились, но отдельные запчасти все еще сложно достать.

Читайте также:  Как не платить налог с продаж?

Проблемы с поставками запчастей существуют, отмечают представители отрасли – виной тому снова нехватка места в контейнерах из Китая. Нехватка запчастей характерна для некоторых брендов вроде Hyundai, Jaguar, Land Rover. Так, по некоторым позициям Hyundai клиентам приходится ждать до трех месяцев.
Что касается запчастей для европейских марок, проблем тут меньше – дефицит есть разве что на самые ходовые запчасти, и то связано это с проблемами при сертификации поставок. А, например, по Volkswagen проблем с поставками нет вообще – наличие запчастей обеспечивает центральный склад, а при необходимости можно заказать недостающие запчасти из Европы.

К настоящему времени дефицита запчастей практически нет, говорит Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, есть заметный рост цен на отдельные позиции (до 20%), также подорожали расходные материалы для импортных брендов премиум-класса. В свою очередь, Максим Меженков со ссылкой на экспертов отмечает, что 33% опрошенных сервисов подтвердили – проблемы с поставками все же есть.

О проблемах с поставками некоторых запчастей рассказал нам и Евгений Афанасьев из группы компаний SRG. По словам эксперта, дефицит связан с проблемами логистики, а также с сокращением производства.

Правда, можно найти некоторые истории от автовладельцев на форумах, где они жалуются на долгие сроки поставок. Например:

  • владелец Subaru из Нижнего Новгорода попал в ДТП в ноябре прошлого года, но заказанные в декабре запчасти придут только в марте этого года. При этом на другой японский автомобиль в семье, Mitsubishi ASX, запчасти приходят в течение недели;
  • владелец Skoda Rapid из Москвы попал в ДТП в октябре 2020 года и отдал авто официальному дилеру в ремонт. К ремонту до сих пор не приступили – дилер ждет поставки запчастей;
  • владелец Skoda Rapid из Архангельска попал в ДТП октябре прошлого года, но до декабря автосервис так и не дождался заказанной в Чехии детали для ремонта;
  • владелец Range Rover из Москвы по гарантии ждал поставки сломавшегося стартера из Великобритании вдвое дольше, чем нужно – 15 дней вместо одной недели.

Соответственно, тотального дефицита запчастей нет (все же в России есть склады у поставщиков, которые смягчают проблему), но по некоторым позициям придется ждать очень долго. Особенно если речь идет о поставке оригинальной запчасти от официального поставщика из-за границы.

Рынок автозапчастей в России достаточно неплохо развит – есть несколько крупных поставщиков и множество более мелких, которые сотрудничают с интернет-магазинами, представляющими, по сути, сайт и пункт выдачи заказов. Все организовано так, чтобы клиент получил то, что ему нужно и в сжатые сроки.

Работает это примерно так:

  • клиент заходит на сайт интернет-магазина и вводит в строке поиска артикул нужной ему запчасти;
  • система ищет запчасть по складам разных поставщиков и выдает весь список – с разными ценами (от наименьшей к наивысшей), разными сроками поставки и даже показывает вероятность поставки – сравнивая число доставленных заказов с общим их числом;
  • параллельно клиенту показывают аналоги этой же запчасти, но уже от других производителей – часто намного дешевле, при этом запчасть фактически будет той же самой;
  • есть системы скидок, а иногда клиент получает более низкую цену, если соглашается с тем, что вернуть запчасть не получится (если он заказал не то, и товар не подошел).

Тем не менее, так россияне покупают пока только треть заказов – тогда как 67% они покупают в сервисных центрах, где тут же производится замена. Какая-то часть приходится на гарантийный ремонт, какая-то – на ремонт по ОСАГО или каско.

Но в России все еще легко купить контрафактную деталь неизвестного происхождения и с неизвестным качеством. Таких запчастей в прошлом году россияне купили на 27 миллиардов рублей, это примерно 2,4% от всего рынка. Правда, стоит отличать контрафактную деталь от вполне нормального аналога.

Так, запчасти можно разделить на несколько групп:

  • то, что продает официальный дилер. Все запчасти будут брендированными (например, они будут идти с марками Lada, Ford, GM и т.д.);
  • аналоги оригинальных запчастей. Как правило, их производят те же компании, что и делают брендированные запчасти для официальных представительств. Примеров много – например, Valeo производит компоненты для BMW, Ford, GM и других производителей, но также выпускает запчасти и под своим брендом – гораздо дешевле. А Lemforder – официальный поставщик компонентов для VW, Audi, Volvo и других компаний, но под своим именем продает все то же, еще и дешевле;
  • запчасти с известным брендом, которые произведены без его согласия. Как правило, это банальная подделка, произведенная в кустарных условиях на подпольном заводе (а иногда – после окончания смены на официальном заводе).

Первые два варианта – абсолютно приемлемый вариант (а второй – еще и намного дешевле первого), тогда как контрафактные запчасти могут иметь абсолютно непредсказуемое качество, и в некоторых ситуациях могут стоить жизни водителю на дороге. В крупных интернет-магазинах такой продукции, скорее всего, не будет – а на рынке или в сомнительных магазинах запчасти лучше не покупать вообще.

Еще один вариант сэкономить – небольшие магазины автозапчастей, имеющие сертификацию на продажу продукции определенных брендов. За счет размера они могут оперативно «достать» ту или иную запчасть, не продадут контрафакт, а часто и цены у них ниже, чем в других магазинах.

Правда, покупая запчасти в интернет-магазинах, нельзя забывать о гарантии. Дело в том, что в большинстве случаев гарантия распространяется только на запчасти, которые устанавливает автосервис (необязательно фирменный, главное – официально оформленный). Поэтому, даже если установка запчасти очень простая, но стоит деталь дорого, лучше все же заехать на сервис, объяснить ситуацию и попросить установить запчасть и выдать документ об этом.

Сто требует доплату за ремонт по осаго

Для ремонта по страховке вам нужно приехать в автосервис с документами о ДТП. Точный список документов сообщим вам после того, как обработаем ваше обращение о произошедшем страховом событии.

Если ваша машина не старше 2 лет, вы сможете отремонтировать ее у официального дилера — если его представительство есть в вашем регионе.

Это решение совместно принимают сотрудники Тинькофф Страхования и специалисты на станции технического обслуживания после осмотра пострадавшего автомобиля.

Многие водители не знают, что лучше – ремонт или выплата по ОСАГО в 2021 году. Ведь в каждой ситуации необходимо рассматривать все плюсы и минусы. Если был выбран первый вариант, то алгоритм действий для получения возмещения будет следующим:

  1. При наступлении страхового случая, а именно ДТП, необходимо выполнить все пункты, предусмотренные ПДД (освободить проезжую часть, оказать первую помощь, включить аварийный сигнал, установить соответствующий знак).
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, если имеются пострадавшие лица, или оформить европротокол, если ущерб получили только транспортные средства. Но следует понимать, что в этом случае компенсация не составит более 100 тысяч рублей.
  3. Взять все данные от второй стороны, обменяться страховками, заполнить полностью бланк об аварии.
  4. Сообщить в страховую фирму о наступлении описанного в договоре риска. Сделать это необходимо в течение 5-ти дней, если в аварии никто не пострадал и был использован европротокол.

Важно знать! Ремонт по ОСАГО может потребовать доплаты в том случае, если был превышен установленный законом лимит в 400 тыс. рублей или был нанесен ущерб в более 50 тыс. рублей, а сотрудники ГИБДД вызваны на место не были.

Читайте также:  Как досрочно вернуть водительские права после лишения в 2022 году

В остальных случаях требовать внесения дополнительных средств станция технического обслуживания не имеет права. Если такое произошло, пострадавшая сторона должна обратиться в страховую компанию с претензией, в качестве досудебного способа урегулирования вопроса. Если реакции на нее не последует, защищать свои интересы предстоит в суде.

Ремонт является одним из самых распространенных способов возмещения причиненного ущерба по полису ОСАГО и КАСКО. Но, несмотря на это, он часто получается некачественным из-за использования китайских автозапчастей или неподходящих аналогов, работы некомпетентного персонала или неоплаты страховой полного комплекса манипуляций, необходимых для восстановления.

Законом предусмотрены определенные ситуации, в которых автостраховщик не может предоставить компенсацию ремонтных работ. В этом случае полагается выплата деньгами. Это часто называют исключениями:

  • Автомобиль был полностью уничтожен.
  • Владелец ТС умер в ДТП.
  • Группа инвалидности или серьезная травма.
  • Нет договора страховой с компаниями, осуществляющими ремонт автомобилей.
  • Было достигнуто соглашение с клиентом о выплате компенсации при наступлении страхового случая.
  • Центробанк требует провести оформление денежных выплат, поскольку ранее были зафиксированы многочисленные нарушения с проведением ремонтных работ.
  • Станция, где предлагается восстановить авто, не соответствует установленным требованиям.

В некоторых случаях, если износ транспортного средства слишком большой, компания может предложить собственнику получить денежное возмещение. Исчерпывающего списка просто не существует, все решается в индивидуальном порядке.

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Как получить полное возмещение урона?

Чтобы на ваш автомобиль установили новые детали в соответствии со стандартом, необходимо внимательно оформить заявление на выплату. Особое внимание обратите на графу, разрешающую применение б/у запчастей. Иногда рядом требуется ставить галочку или подпись. Получив ваше согласие на начальном этапе оформления компенсации, страховщик обязательно этим воспользуется.

Аналогичная ситуация может сложиться с доплатой недостающего размера выплаты. Чтобы минимизировать объем компенсации компании предлагают клиенту доплатить за восстановление ТС якобы недостающую до полного покрытия издержек сумму. Пункт 17 и абз. 2 п. 19 статьи 12 № 40-ФЗ разрешает страховщику брать доплату с пострадавшего. Поставив галочку возле строки о доплате, вы соглашаетесь на предложенные условия.

Внимание! Максимальный лимит ответственности полиса автогражданки составляет 400 тыс. руб. за вред, причиненный имуществу невиновной стороне. Нехватку денег на ремонт, когда убытки превышают по расчетам 400 тыс. руб., страховщик взыскивает с виновника, но никак не с потерпевшего заявителя.

Могут ли поставить неоригинальные запчасти?

Компания по автострахованию, определяя смету предстоящих расходов, согласно п. 3.6.4 Единой методики расчетов по ремонту ОСАГО, обязана использовать данные о заменяемой части или узле автомобиля, которые содержатся в каталогах запчастей конкретной модели и марки, составленных производителем. В случае отсутствия сведений, используют информацию из прайс-листа, программы поставщика детали по его уникальному номеру. А при замене исходить из общего правила – замена соответствует установленным требованиям и не сможет негативно повлиять на безопасную эксплуатацию.

Если страховая компания и исполнитель работ применяют в калькуляции и ремонте неоригинальные детали, страхователь вправе поинтересоваться о наличии на заменах номеров, присвоенных производителем. Их не должно быть на неоригинальных элементах, а в случае их наличия, речь идет об использовании подделки.

Тем не менее, зачастую при послеаварийном ремонте автомобиля с существенным пробегом возникает проблема поиска оригинальных деталей давно снятых с производства моделей. В этом случае закон однозначно рассматривает возможность замены вышедших из строя деталей запчастями б/у или аналогами, не ухудшающими качество эксплуатации машины.

Данный выход из положения дает шанс для мастерских значительно уменьшить стоимость восстановления, ссылаясь на невозможность получения оригинальных комплектующих от поставщиков и их отсутствие на складах. В связи с ограниченностью срока, отводимого на ремонт по обязательному страхованию, открывается лазейка для подмены равноценных оригинальных деталей аналогами на вполне законных основаниях.

Первое на что автолюбитель имеет право – это полноценное восстановление машины. Другими словами, автовладелец вправе получить транспортное средство из автосервиса в том состоянии, в котором оно находилось до повреждений. Это право закреплено законом «об ОСАГО» № 40-ФЗ статьей 12 п. 15.1. Вот выдержка из этой статьи:

Страховая компания или независимый эксперт после проведения осмотра поломок ТС выписывает направление на проведение ремонтных работ в СТО. Она платит восстановительную стоимость повреждений авто в том размере, который устанавливается благодаря единой методике расчета по ущербу автотранспорта.

Сейчас принцип расчета по единой методике заключается в том, чтобы поврежденный автомобиль был отремонтирован по максимальной величине трат. Например, до происшествия на дороге транспортное средство имело оригинальные детали и запчасти. Соответственно из автосервиса оно должно выпускаться в аналогичном состоянии. ТС должно быт с установленными оригинальными запасными частями, узлами или агрегатами. Об этом гласит пункт 3.1 ст. 12 того же закона № 40-ФЗ РФ.

Единая методика расчетов по ОСАГО основывается на каталоге. Он содержится список автодеталей с их принадлежностью к фирме или заводу-изготовителю. Названия запчастей должны указываться на русском языке с их полным наименованием для определенной марки авто. Существует электронная база данных, если отсутствует каталог на бумажном носителе. Списку автозапчастей соответствует прайс-лист с указанием цены на каждый товар.

Замена одних деталей на другие (узлы, запчасти, агрегаты) не должна никоим образом ухудшать качественные характеристики автотранспорта. Поскольку оригинальные запасные части имеют свой каталожный номер, то именно они и будут служить заменой при поломках. Неоригинальные запчасти не содержат каталожные номера и не могут заменять «родные» автозапчасти автомобиля. Данный регламент основан на пунктах 3.6.4 и 3.1 обсуждаемой ЕМ (единая методика).

Вывод напрашивается сам. При установке не оригинальных или бывших в употреблении автозапчастей страховая организация не восполняет потери клиента в полном объеме. Такие действия противоречат законодательству, а не оригинальные детали, по сути, представляют фальшивую подделку.

Как добиться качественного ремонта?

Что делать, если вы подписали заявление с включением доплаты или с установлением б/у автодеталей? Вполне возможно, что вы попали в ситуацию, когда страховая организация настаивает на ремонтировании только по ее условиям. Существует выход из положения по результату экспертизы при выпуске транспортного средства из мастерской. Приведем пошаговое руководство в данных обстоятельствах:

Даем согласие на восстановление ТС посредством бывших в употреблении или неоригинальных запчастей.

  • Принимаем машину из автосервиса совместно с экспертом, который установит несоответствия теперешнего состояния авто с первоначальным.
  • Указываем в оценочном акте несоответствие транспорта техническим требованиям и его первоначальному состоянию. В связи с чем вы не можете принять машину из СТО.
  • Возвращаете транспортное средство в автомастерскую с претензией к праву установки либо заводских, либо новых фирменных деталей, запчастей, узлов, агрегатов.

Бампер и ОСАГО – законодательная база

Итак, сначала выясним то, что очень важно знать при рассмотрении вопроса о замене, ремонте, страховых выплатах и окраске бампера. А именно, что так или иначе регулирует этот вопрос в правовом поле:

  • Федеральный закон ФЗ-40 предписывает, что основным принципом ОСАГО является гарантия возмещения любого вреда застрахованному имуществу автовладельца – бампер, являясь имуществом, также как, к примеру, и крыло, дверь, двигатель и другие, которое стоит денег, является в том числе объектом обязательств страховой компании по возмещению, и за его повреждения страховая должна заплатить,
  • этот же правовой акт говорит о том, что страховая организация может направить собственника машины с повреждённым бампером на ремонт или выплатить деньгами; право выбора конкретного вида возмещения принадлежит страховой,
  • Верховный суд указывает, что восстановление авто после ДТП по ОСАГО должно быть приведено в такое состояние, которое было до аварии (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2020 г.),
  • а вот Единая методика (далее – «ЕМР») расчёта восстановления регулирует конкретные правила возмещения за разбитый или поцарапанный бампер, и именно на этот нормативный акт мы будем ссылаться ниже.

Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году

В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, использование деталей-аналогов в расчетах выплат по ОСАГО будет сдерживать подорожание полисов.

Оригинальные компоненты сегодня либо дико дорогие, либо вовсе недоступные. В то же время процветает рынок заменителей — их делают те же предприятия, по тем же стандартам качества и на том же оборудовании. И фактически неоригинальные детали по качеству ничем не уступают брендовым запчастям. Поэтому решение Центробанка открывает дорогу к полноценному восстановительному ремонту авто без необоснованной ценовой гонки.

Однако эксперты видят и риски. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в ремонте сегодня ключевое место занимают сроки поставок запчастей: чем они короче, чем детали дороже.

При этом справочники РСА содержат минимальные и близкие к ним ценники на детали, которые могут доставляться в течение нескольких месяцев. А длительность восстановительного ремонта, согласно пункту 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО, не может превышать 30 дней с момента передачи автомобиля в сервис.

В такой ситуации страховая компания предпочитает откупиться живыми деньгами. Но даже выплаты без учета износа и со всеми неустойками зачастую не покрывают фактических затрат на ремонт. Кроме того, как заявляет Антон Шапарин, отмена запрета на установку аналогов практически исключает ремонт оригинальными деталями даже при их наличии на рынке.

Нововведение также не вызывает оптимизма у председателя Движения автомобилистов Виктора Похмелкина. По его словам, автомобилисты в итоге окажутся в проигрыше, поскольку страховые компании, пытаясь уменьшить компенсацию, совершенно логично будут стремиться ремонтировать машины не просто аналогами, а наиболее дешевыми из них.

Закон 2020 года о ремонте по ОСАГО

Итак, сначала перечислим основные постулаты действующего законодательства о страховании и выясним важные тонкости направления на ремонт, потому как их необходимо знать, а неисполнение страховщиком своих обязанностей может повлечь дополнительные «бонусы» для потерпевшего.

  • Срок выдачи направления, равно как и выплаты, составляет 20 дней, кроме праздничных нерабочих; за каждый день просрочки «капает» по 1% неустойки (нужно подавать отдельное требование о возмещении) – п.21 статьи 12 ФЗ-40.
  • Срок самого ремонта – 30 дней; за нарушение этого срока неустойка составляет 0,5% (п.15.2 статьи 12).
  • Для автомобилей не старше 2 лет – ремонт только у официального дилера (абзац 4 пункта 15.2 статьи 12).
  • Дальность ближайшего автосервиса – не более 50 км или транспортировка машины силами страховой (абзац 2 пункта 15.2 статьи 12).
  • Требование доплаты за ремонт – только в случае письменного согласия потерпевшего (последний абзац п.17 и абзац 2 пункта 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО).

Есть ещё целый ряд более незначительных требований к восстановительному ремонту по ОСАГО, но они менее распространены. Чаще всего нарушаются сроки и требование доплаты за ремонт.

Ремонт не у «официалов» – слетаем с гарантии: это правда?

Нет. Это миф, рождённый, пожалуй, самими авторизованными дилерскими центрами в угоду привязки к себе клиентов после покупки ими автомобиля. И дело тут не столько в том, что дилер просто не узнает, если вы по направлению на ремонт от страховой восстановите машину в другом сервисе. Дело именно в том, что «официалы» просто лукавят, и закон на вашей стороне.

Но какой закон? Конечно же, О защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП)! Просто приведём несколько важных фактов:

Из этих 3 пунктов можно сделать простой вывод: в любом случае, где бы вы ни ремонтировали автомобиль, при обращении по гарантии в будущем официальный дилер обязан доказать тот факт, что та или иная поломка возникла в результате некачественного ремонта, а такого понятия, как «автоматически слететь с гарантии» не существует, и это незаконно.

Итак, теперь мы выяснили, что даже если вы согласитесь на направление на ремонт от страховой и отремонтируете свою машину после ДТП не у официального дилера, то автоматически слететь с гарантии вы не сможете.

Но что делать, если мы принципиально не хотим ремонтироваться не у официалов, не доверяем автосервису по направлению?

Что с утратой товарной стоимости

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

Может ли такой расчет заменить экспертную оценку

Подобные вычисления не смогут полноценно заменить оценку эксперта. Однако благодаря использованию каталога РСА вы сможете максимально близко рассчитать примерную сумму страховых выплат. И в случае несогласия со специалистом вправе предъявить аргументированную претензию. Если ваши доводы окажутся убедительными, то страховая компания пересчитает размер компенсации. Сутяжничать по заведомо проигрышному делу СК не любят.

Единый справочник РСА для поиска стоимости запчастей помогает страховым компаниям установить размер компенсаций по ОСАГО. Цена деталей средняя по рынку, из числа аналогов. Оригинальные з/ч сервис не ищет. Вместе с этим эксперты-техники руководствуются расценками квалифицированных автосервисов, которые восстанавливают аварийные ТС по договорным условиям со страховщиками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *