Как оформить инвалидность после изменений 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность после изменений 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

  • Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
  • Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.

Новый порядок прохождения МСЭ

Еще раз: по Постановлению № 588, с 01.07.2022 гражданин вправе выбирать формат освидетельствования — очный или заочный. В некоторых случаях по ходу дела потребуются оба.

Очное освидетельствование проводится:

  • если выявлены несоответствия в экспертных заключениях или возникли сомнения в их достоверности;
  • если требуются дополнительные обследования;
  • для разработки программы реабилитации и адаптации;
  • по желанию самого гражданина или его законного представителя.

Главное не только то, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, но и сокращение количества бумаг, которые потребуется носить из кабинета в кабинет. Минтруд обещает, что благодаря электронному взаимодействию, данные будут передаваться между учреждениями в цифровом формате, а результаты экспертизы — направляться в личный кабинет на ЕПГУ.

В остальном все по-старому: медицинская организация в направлении на МСЭ указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:

  • состояние здоровья гражданина;
  • степень нарушения функций органов и систем организма;
  • состояние компенсаторных возможностей организма;
  • проведенные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

В первичном направлении на МСЭ не указывают на необходимость проведения иных медицинских обследований гражданам:

  • имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень;
  • направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.

Могут ли работать инвалиды третьей группы?

Инвалиды третьей группы могут работать в государственных и частных организациях, так как этот статус подразумевает сохранение человеком трудоспособности. Тем не менее, и сам инвалид, и его работодатель, должны соблюдать ряд правил, чтобы не навредить и без того слабому здоровью. Для этого установлены особые ограничения в работе, на которые наниматель может опираться при вынесении окончательного решения по трудоустройству.

Читайте также:  Как подать на алименты в другом городе

Если человека приняли на работу, руководство должно обязательно учитывать все рекомендации и индивидуальную программу реабилитации. Список может содержать наличие обязательных технических приспособлений или запрет на конкретные виды деятельности.

Инвалиды третьей группы не могут работать при следующих условиях:

  • Неблагоприятные внешние факторы – шум, высокая влажность, плохое освещение, несоблюдение температурного режима.
  • Наличие особых химических факторов, таких как слишком пыльный или загрязненный воздух.
  • Наличие патогенной микрофлоры на рабочем месте.
  • Повышенные физические нагрузки, стоячая или чересчур подвижная работа.
  • Нагрузки на психику и нервную систему – слишком эмоциональные виды деятельности, ночные смены, монотонная работа.

Дополнительная помощь для инвалидов

Финансовая помощь — не единственная мера поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды. Дополнительную помощь можно получить в различных сферах жизнедеятельности:

  • Трудовые условия. Гражданин должен дать официальное согласие на сверхурочную работу, а также в выходной день, днем или ночью. Кроме того, трудовая деятельность не должна причинять дополнительный вред здоровью.
  • Использование общественного транспорта. Дети-инвалиды могут пользоваться транспортом бесплатно, также данной льготой могут воспользоваться инвалиды I, II групп, а также граждане с ограниченным зрением или двигательными возможностями.
  • Есть возможность водить ТС при условии, что будет установлен специальный знак. Кроме того, можно бесплатно парковаться.
  • Скидки на приобретение медицинских препаратов. Льгота предусмотрена в размере 50 или 100% в зависимости от того, работает ли гражданин.
  • Посещение общественных мест. Инвалиды I, II группы имеют право посещать медицинские учреждения без очереди и другие общественные места (в магазинах, поликлиниках).
  • Проживание. Согласно установленным нормативам, пенсионер не должен проживать на площади менее 36 м², что в два раза больше, чем для человека с нормальным здоровьем. Денежные средства выделяются из государственного бюджета для специализированного оборудования и устройств.
  • Получение социального жилья. Инвалиду предоставляется жилье при оформлении договора соцнайма. Для начала гражданина ставят на учет. Для инвалидов-сирот предоставление жилья осуществляется без очереди.

Важно отметить, что данный список неполный. Чтобы узнать более подробную информацию о льготах, достаточно посетить официальный сайт ПФР или прочитать закон о соцзащите. На государственном уровне предусмотрена гибкая система поддержки инвалидов различных категорий, что позволяет поддерживать уровень жизни граждан на должном уровне.

Можно ли обжаловать решение бюро, проводившего медико-социальную экспертизу

Если пациент не согласен с вынесенным комиссией решением, он вправе обжаловать его. Ему еще раз рекомендуется ознакомиться с Законом 1024н об инвалидности. В нем содержатся все необходимые ему данные.

Далее пациент оформляет жалобу и передает ее в Бюро МСЭ, проводившее освидетельствование именно на инвалидность, или в Главное Бюро МСЭ.

Эксперты в течение 3 дней отправляют бумаги и документы в Главное бюро МСЭК.

Именно там назначается дата повторного переосвидетельствования. Дата утверждается в течение 1 месяца с момента получения от пациента бумаг.

Если больной вновь не доволен полученным результатом, он может разрешить главному эксперту созвать комиссию с новым составом врачей.

Но ему придется повторно отправить жалобу в Федеральное бюро. Причем свое несогласие он может выразить в течение 1 месяца с момента проведения последней экспертизы.

А если он вновь не доволен результатом, свои претензии он может направлять в суд.

Условия получения бессрочной инвалидности

Инвалидность признается бессрочной, если степень поражения здоровья человека такова, что значимое улучшение его состояния по признанию современной медицины в принципе невозможно. В таком случае автоматически отпадает необходимость постоянного подтверждения, что гражданин не может трудиться и нуждается в госообеспечении. К таким состояниям, например, относят масштабные поражения головного мозга, обширные злокачественные опухоли, неизлечимые тяжелые заболевания психического характера.

Также необходимость подтверждать наличие инвалидности не требуется:

  • Если состояние больного полностью стабильно в течение длительного срока (от 15 лет). Данное правило распространяется на первую и вторую категории.
  • Нетрудоспособным мужчинам и женщинам старше 55 и 50 лет соответственно, чье состояние не изменилось за последние пять лет.
  • Инвалидам – ветеранам боевых действий.
  • Людям, достигшим пенсионного возраста.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).

Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.

Читайте также:  Как исполняются обязанности временно отсутствующего сотрудника?

Бессрочная инвалидность

Существует перечень болезней, при которых инвалидность указывают без срока освидетельствования. Туда входят такие заболевания как: цирроз печени, врождённый остеогенез, полная потеря зрения или слуха, наследственные дефекты, аномалии и т.д. Если у пациента обнаружена патология из списка, то бессрочную инвалидность он сможет получить при первом прохождении экспертизы.

При оформлении учитываются определённые условия назначения, но оформляется она точно так же, как и инвалидность с указанием сроков. Возможен отказ в бессрочной группе, если человек подал ложные документы, не был подтверждён диагноз или по его состоянию это не предусмотрено.

Требования для приобретения такого статуса постоянно меняются, в список болезней могут вноситься новые.

Детская инвалидность и инвалид детства

К инвалидам детства относятся лица, у которых ограниченные возможности организма установлены до 18 лет и остаются после достижения совершеннолетия. Сам термин «детская инвалидность» подразумевает врождённые пороки, которые могут передаваться по наследству или иными способами.

Данная категория является отдельной и не относится к 1, 2 либо 3. Не стоит путать с понятием «ребёнок-инвалид», так как к нему относятся граждане, которые теряют свой статус после 18 лет. В данном случае инвалидом является взрослый гражданин, при соблюдении следующих условий: имеет выраженное нарушение организма или травму, приведшую к этому, достиг совершеннолетия, обладал статусом «ребёнок-инвалид».

Государство также оказывает материальную, социальную, трудовую помощь. Предоставляются различные налоговые вычеты, пособия по получению образования, компенсации и т.д.

В нашей стране на данный момент много людей с ограниченными способностями. В зависимости от той группы, к которой они принадлежат, оказывается различная помощь и услуги. Государство поддерживает инвалидов и на постоянной основе изменяет законодательство в этой сфере и вносит другие условия для улучшения их жизни.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Читайте также:  Входят ли мобилизованные сотрудники в среднесписочную численность?

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Предоставление инвалидности детям

Пререкания родителей, опекунов и общественников касаются оформления детской инвалидности. Солидный пакет меддокументов, частые освидетельствования – все это не оказывает положительного влияния на состояние ребенка. Одним из важных критериев для экспертов является уровень ограничения жизнедеятельности. Для несовершеннолетних характерна быстрая динамика физиологического развития, которую необходимо оценить на заседании. В прошлом году на базе двух субъектов апробировали новую классификацию заболеваний, которая включает индивидуальный детский раздел. Уже обнаружены недочеты в существующей системе экспертизы, ранее в нее не были включены редкие онкозаболевания. По итогам этого года будет сформирована новая классификация для педиатрических медико-социальных комиссий.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *