Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый счет (ЕНС) для бизнеса с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Что будет с формой 4-ФСС и персотчетами
В связи с объединением ПФР и ФСС количество отчетов в эти ведомства с 2023 года сократится. Вместо отдельных форм введут единый отчет, который нужно будет сдавать в объединенный фонд.
В результате таких преобразований отпадет необходимость индивидуально заполнять и сдавать некоторые отчеты: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД. Нужные сведения объединенный фонд будет получать из нового отчета. В этот отчет так же будут включаться отдельным разделом сведения, которые сейчас отражаются в 4-ФСС.
Получается, что августовские обновления форм персонифицированной отчетности будут действовать всего несколько месяцев − до конца 2022 года. Согласно внесенным поправкам в правила заполнения СЗВ-ТД, бумажную форму в 2022 году вправе представлять только страхователи с численностью не более 10 человек, для остальных возможен исключительно электронный отчет (Постановление Правления ПФР от 21.04.2022 № 62п). Эти изменения для отчета ф. СЗВ-ТД в 2023 году будут уже не актуальными.
Структура плана счетов
План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.
В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:
- активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
- пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
- активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.
Аннотация к книге «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция»
В издании приведен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и полный текст Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н.
Издание предназначено для бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых и финансовых служб, студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и колледжей, юристов и руководителей организаций.
Номер счета бухгалтерского учета включает в себя 26 разрядов. Разряды 18 — 26 составляют непосредственно код счета бухгалтерского учета. Правила их формирования для всех типов государственных (муниципальных) учреждений одинаковы.
А вот порядок формирования первых 17 разрядов номера счета у казенных и бюджетных (автономных) учреждений различается. Основным отличием является то, что бюджетные (автономные) учреждения в 5 — 14-м разрядах номера счета проставляют нули, а казенные учреждения — соответствующие коды бюджетной классификации. Особенности формирования первых 17 разрядов номера счета установлены в п. 2 Инструкции N 162н, п. 2.1 Инструкции N 174н, п. 3 Инструкции N 183н.
Кроме того, при указании в 2018 году в разрядах 24 — 26 номера счета кодов КОСГУ необходимо учитывать новшества, внесенные в Указания N 65н Приказом N 255н.
Пояснения по разделам
№ раздела |
Наименование раздела | № счетов |
Пояснения к разделу |
I |
Внеоборотные активы |
01 … 09 |
Обобщение информации о наличии и движении активов:
|
II |
Производственные запасы |
10 … 19 |
Отражений данных о:
|
III |
Затраты на производство |
20 … 39 |
Учет данных о затратах по обычным видам деятельности (кроме затрат на продажу), связанных с:
|
IV |
Готовая продукция и товары |
40 … 49 |
Обобщений данных о наличии и движении:
|
V |
Денежные средства |
50 … 59 |
Учет данных о денежных средствах и их эквивалентах:
|
VI |
Расчеты |
60 … 79 |
Обобщений информации о всех видах расчетов компании в другими лицами (физическими и юридическими):
|
VII |
Капитал |
80 … 89 |
Отражение данных о капитале, резервах |
VIII |
Финансовые результаты |
90 … 99 |
Сбор всех расходов и доходов компании, а также подведение итоговых результатов деятельности, выявление прибыли или убытка |
|
Забалансовые |
001 … 011 |
Отражение данных о:
|
Проверка состояния печатей и штампов
Процедура бывает плановой, а может поводиться при наличии подозрений на использование поддельной печати. В любом из перечисленных случаев собирается специальная комиссия. По результатам проверки составляется акт, который передается руководителю организации. В нем излагаются выявленные проблемы, недочёты и рекомендации по их устранению.
При увольнении работника, генеральный директор направляет комиссию для установления факта наличия печатей, а также установления их подлинности. По итогам составляется акт приёма – передачи, с которым необходимо ознакомить нового сотрудника. Выявить подлинность печати опытный эксперт может даже визуально, если появляются подозрения, то для их подтверждения предмет исследования отправляют в лабораторию.
Истребование бухгалтерских регистров – не редкость
Споры между компаниями и ревизорами в подобных ситуациях возникают регулярно. Что неудивительно, ведь представлять чиновникам лишнего не хочется никому. Оперативное изготовление копий, их заверение, объединение в прошивки (см. Приложение № 18 к Приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) требует времени и сил. Возникнут и доптраты, которые фирме никто не возместит (расходы на бумагу, картриджи для принтера и копира, зарплату работников, брошенных на выполнение этой задачи, и др.).
Налоговая служба убеждена, что инспекторы вправе истребовать любые необходимые им документы (в том числе, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки бухгалтерских счетов, главную книгу). Ведь именно ИФНС, а не проверяемое лицо определяет полноту нужной первички, регистров, аналитических материалов. При этом перечень данных, на основе которых формируется объект налогообложения, не закрыт. Ревизорам же требуется всесторонняя, полная и объективная картина (Решение ФНС от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@).
Идентичный настрой и у специалистов Минфина, считающих, что фискалы во время ревизии имеют право ознакомиться, в том числе, с регистрами бухучета. Правда, если согласно учетной политике организация не ведет конкретные регистры, в частности, в форме карточек, штрафовать за их непредставление нельзя (см. письма от 25.01.2012 № 07-02-06/10 и от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228). Последняя мысль находит отражение в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07.
Соглашаются с чиновниками и многие суды. Наглядный пример – Постановление АС Центрального округа от 29.07.2015 № Ф10-2173/2015. Арбитры одобрили санкции по п. 1 ст. 126 НК РФ за неподачу затребованных «обороток», карточек и анализов счетов. Инспекторы имеют право посмотреть регистры бухучета, ведущиеся в установленном порядке, если содержащаяся в них информация необходима для проверки налогов. Схожие выводы можно найти в постановлениях АС Уральского округа от 22.03.2019 № Ф09-781/19, АС Центрального округа от 17.05.2018 № Ф10-1416/2018 и др. Как мы видим, эту точку зрения разделяет ВС РФ.
Правда, порой успех сопутствует и фирмам. Так, служители Фемиды отмечали, что, например, «оборотки» в фискальных целях не являются обязательными. Инспекторы не обосновали, каким образом эти регистры связаны с исчислением и уплатой налогов (постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018, от 26.03.2013 № А03-7357/2012). Иногда судьи устанавливали – в затребованных документах бухучета нет сведений, необходимых для налогообложения, стало быть, контролеры неправы (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 № А40-54137/11-116-156).
Однако при наличии регистров бухучета компании все же безопаснее их представить.
Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).
В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.
Подтверждающими сведения налогового учета (НУ) и являющимися обязательными к представлению в ИФНС, считаются (ст. 313 НК РФ):
3) расчеты базы налога.
Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.
Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов
Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.
Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки. Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.
Как исправлять первичку
Проект бухстандарта по документообороту предусматривает только один вариант исправления бумажной первички – зачеркнуть неверное и указать правильное.
Оказывается, разработчики руководствовались следующим. За первичный учетный документ отвечает конкретный работник, который его оформил. В случае его исправления нужно видеть как первоначальные ошибочные, так и исправленные сведения. Недопустимо, чтобы в бухгалтерском архиве было 2 документа, оформляющих один и тот же факт хозяйственной жизни.
По нашей информации, данному вопросу в ходе общественного обсуждения проекта стандарта было много предложений. Минфин рассматривает их и не исключено, что разрешить не только зачёркивать неверное.
Tags: актив, баланс, бухгалтер, капитал, кредит, налог, приказ, расход
Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).
В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.
Подтверждающими сведения налогового учета (НУ) и являющимися обязательными к представлению в ИФНС, считаются (ст. 313 НК РФ):
1) первичные документы;
2) регистры НУ;
3) расчеты базы налога.
Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.
Анализ карточки счета
Давайте проанализируем полученный отчет на примере:
- В первой колонке видим: какого числа было движение по счету – 30.06.2016г.;
- Во второй – каким документом вызвано движение по счету: документ поступления № 0у00-000011 от 30.06.2016г.;
- Далее какой товар поступил и на какой склад: поступили скрепки на склад – Склад Магазин №2;
- В следующей колонке – от кого пришел товар – ООО «Кнопка»;
- Также видим информацию: на какую сумму и в каком количестве оприходован товар – 4 237,29 руб. в количестве 500 шт.;
- Далее с каким счетом корреспондирует выдранный счет – счет 60.01;
- И в заключении видим текущее сальдо;
- Информация в двух других строках отчета аналогична той, которую только что рассмотрели:
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Структура бухгалтерского баланса
С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.
Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:
- Внеоборотные активы. Это нематериальные активы, основные средства компании, вложения в материальные ценности.
- Оборотные активы. В их числе сырье и материалы для производства, дебиторская задолженность, денежные средства и выручка на расчетных и валютных счетах, НДС по приобретенным ценностям.
- Капитал и резервы компании, включая нераспределенную прибыль.
- Долгосрочные обязательства сроком более 1 года.
- Краткосрочные обязательства со сроком возврата менее 12 месяцев, в том числе кредиторская задолженность от поставщиков, подрядчиков, будущие доходы.
Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:
Назначение вспомогательных производств
На крупных предприятиях в организационной структуре могут быть выделены вспомогательные подразделения, занимающиеся обслуживанием основного производства и, как правило, не производящие продукции.
Например, к вспомогательным производствам относятся:
- энергетические цеха по электроэнергии, газу, пару и других различных видов энергии;
- транспортное хозяйство по обслуживанию транспорта;
- ремонтные мастерские по ремонту ОС;
- мастерские по изготовлению строительных деталей, инструментов, запасных частей или обогащению строительных материалов в строительных организациях;
- вспомогательные подразделения по возведению нетитульных сооружений;
- добыче камня, гравия, песка, в том числе других нерудных материалов;
- лесозаготовке и лесопилению;
- засолке, сушке, консервированию с/х продуктов и т.д.
Тем не менее вспомогательные производства могут также оказывать услуги сторонним покупателям.
Расходы вспомогательного производства могут быть прямыми, то есть по непосредственной деятельности и частично косвенными по управлению и обслуживанию.