1. Место и роль региональных и местных налогов в налоговой системе рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Место и роль региональных и местных налогов в налоговой системе рф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).[1]

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Объектом изучения данной курсовой работы являются региональные и местные налоги.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.[3]

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Рассмотрим основные моменты каждого из региональных налогов более подробно:

Транспортный налог является одним из региональных налогов и устанавливается НК и законами субъектов Российской Федерации «О транспортном налоге».

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.[8]

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Налог на имущество организаций.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имуще��тво (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового Кодекса.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.[2]

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес.

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Налогоплательщиками этого регионального налога признаются организации или индивидуальные предприниматели, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.

Прямое налогообложение позволяет управлять экономической составляющей государства, так как оно избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства.

Прямые налоги делятся на две категории: налоги на доходы и налоги на источники доходов.

В свою очередь, прямые налоги подразделяются на[7] (рисунок 2):

– реальные – облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра-перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика;

– личные – учитывают платежеспособность налогоплательщика, и призваны, в наибольшей степени, принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы. К личным налогам относятся подоходные налоги, налоги с наследства и дарения и др.

Прямые налоги

Реальные

Личные

– налог на имущество физических лиц;

– транспортный налог;

– земельный налог;

– налог на имущество организаций

– налог на доходы физических лиц;

– налоги на прибыль организаций;

– налог на наследование или дарение

Рис. 2. Виды прямых налогов

Разделение прямых налогов на реальные и личные основывается на том, что личными налогами облагаются совокупность всех доходов или имущество налогоплательщика, а реальные – отдельные вещи налогоплательщика.

В налоговой системе прямое налогообложение определяет способность налогоплательщиков осуществлять налоговые выплаты, т.е. напрямую облагать налогом лиц и организации[8].

Социально-экономическая сторона прямого налогообложения раскрывается через функции налогов, к которым относятся[9]:

– фискальная – направлена на обеспечение государства финансовыми ресурсами. Собранные налоги расходуются для создания государственных денежных фондов и материальных условий, необходимых для функционирования государства;

– регулирующая – позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. В соответствии с данной функцией налоги выступают регулятором экономической системы (либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность).

Таким образом, прямые налоги делятся на два вида: личные и реальные. Личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, при этом доход и имущество учитываются индивидуально для каждого налогоплательщика, принимается во внимание и его финансовое положение. Реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика. Прямые налоги играют основную роль в формировании бюджетов субъектов государства и местных бюджетов.

В пункте 2.3 была отмечена важнейшая проблема прямого налогообложения – недополучение доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Так, недоимка по налоговым платежам в 2016 году составила 614,9 млрд. рублей, что составляет 59,6% от общей задолженности. В первую очередь это связано с уклонением, как физических лиц, так и организаций от полной уплаты налогов. Иными словами, организации укрывают точные полученные доходы от своей деятельности, а физические лица получают зарплаты в так называемых «конвертах», что способствует недополучению огромных денежных средств в бюджетную систему государства. В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на правильные и четко сформулированные направления по развитию и совершенствованию налоговой системы государства, которые способствовали бы снижению проявления неуплаты налогов[15].

Читайте также:  Техосмотр по новым правилам - 2022 год

Так, недоимка по налогу на прибыль в 2016 году 70,3 млрд. рублей (11,4% от общей недоимки). К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в «желтых» конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов.

Недоимка по НДПИ в 2016 году составила 3,5 млрд. рублей (0,5% от общей недоимки). Основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются:

– преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых;

– отсутствие целевого источника финансирования геологоразведочных работ;

– распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным;

– отсутствие рентного подхода, то есть не учитывается качество добываемых полезных ископаемых, рентабельность месторождений.

Помимо этого, налог на добычу полезных ископаемых широко применяется в современной горнодобывающей промышленности. В частности, данный налог взимается с компаний, добывающих нефть и газ – важнейшие продукты, во многом определяющие благополучие российского бюджета. Как собственник недр, государство может и должно взимать плату с частных и государственных компаний – добытчиков нефти и газа. По идее, эта плата (рента) должна «срезать» сверхприбыли добытчиков, которые те получают благодаря повышенной рыночной ценности добываемых ими нефти, газа, газового конденсата.

Однако применение для этой цели налогового инструмента – НДПИ нельзя считать обоснованным ни в теоретическом плане, ни для практических нужд. В теоретическом плане любой налог взимается без предоставления плательщику какого-либо материального эквивалента; при добыче же полезных ископаемых этот эквивалент присутствует. Поскольку плательщик получает весомое встречное удовлетворение, налицо не налог, а хозяйственный платеж[16].

Недоимка по НДФЛ в 2016 году составила 2,1 млрд. рублей (0,3% от общей недоимки). Основными недостатками налога на доходы физических лиц являются:

– отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;

– инвентаризационная стоимость недвижимости существенно отличается от рыночно й;

– отсутствие регистрации и оценки в органах технической организации значительного количества вновь возведенной недвижимости физическими лицами.

Таким образом, ключевой проблемой прямого налогообложения является недополучение доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, что связано с уклонением, как физических лиц, так и организаций от полной уплаты налогов. Данной проблеме способствуют следующие недостатки прямых налогов:

– к числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о «налоговых каникулах» для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.д.;

– основными недостатками налога на добычу полезных ископаемых являются: преобладание фискальной направленности платежей на добычу полезных ископаемых, отсутствие целевого источника финансирования геологоразведочных работ, распределение налоговой нагрузки между субъектами налогообложения является неравномерным, отсутствие рентного подхода, то есть не учитывается качество добываемых полезных ископаемых, рентабельность месторождений;

– основными недостатками налога на доходы физических лиц являются: отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов, инвентаризационная стоимость недвижимости существенно отличается от рыночно й, отсутствие регистрации и оценки в органах технической организации значительного количества вновь возведенной недвижимости физическими лицами.

Для решения сложившихся проблем налоговой системы Российской Федерации возникает вопрос о необходимости ее реформирования. В связи с этим рассмотрим Основные направления политики РФ.

Основные направления политики РФ подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство РФ о налогах и сборах и внесения их в Правительство РФ. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

В 2018 году приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики включают в себя создание эффективной и стабильной налоговой системы, задачей которой является обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на стимулирование, а также поддержка инвестиций в области здравоохранения и образования.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированной бюджетной системы.

Налог на доходы физических лиц является самым собираемым налогом в консолидируемый бюджет Российской Федерации в 2016 году (согласно анализу, приведенному в пункте 2.2) и его сумма возросла на 7,51% в сравнении с 2015 годом.

В настоящее время в РФ НДФЛ выполняет экономические функции и не несет никакой социальной направленности, следовательно, российская система налогообложения доходов физических лиц далека от идеала и имеет ряд проблем[17], в том числе:

– низкий уровень доходов;

– недостаточный уровень налоговой грамотности;

– низкий уровень предоставляемых государством общественных благ;

– отсутствие действенного механизма для осуществления социальной, перераспределительной и воспроизводственной функции посредством НДФЛ.

Одной из главных проблем НДФЛ является плоская шкала налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции. Единая ставка не позволяет учитывать наличие у граждан высоких доходов, а значит, не способствуют повышенному налоговому изъятию с высоких доходов и их перераспределению, что отбрасывает назад принцип социальной справедливости.

Решение данной проблемы возможно при введении прогрессивной шкалы налогообложения, но для ее необходимо легализовать доходы граждан страны и создать действенный механизм налогового контроля государства.

Таким образом, с изменением налоговой ставки налога на доходы физических лиц появится возможность сохранить фискальное значение налога и повысить социальную справедливость налога. Наряду с реформированием шкалы налогообложения доходов физических лиц для решения имеющихся проблем, необходимо принять следующие меры:

– повышение уровня доходов населения;

– ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначности;

– построение системы социальной поддержки населения;

– поднятие планки дохода, не облагаемого налогом, что позволит увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и как следствие снять социальное напряжение в обществе;

– увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

– ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

– повышение качества, предоставляемых благ государством;

– проведение разъяснительной и воспитательной работы с налогоплательщиками, а также совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;

– повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

Налог на добычу полезных ископаемых занимает второе место среди доходов (удельный вес 20,2% от всех доходов), поступивших в консолидированный бюджет от прямого налогообложения в 2016 году.

Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной.

Для достижения решения проблем НДПИ необходимо:

– создание четкой понятийной базы налога, которая в целом сосредотачивает в себе термины и понятия различных сфер общественных отношений;

– соверш��нствовать экономический механизм природопользования с целью расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

– проведение мероприятий по упорядочиванию и дифференциации налоговой нагрузки, что позволит нефтедобывающим компаниям вести рентабельную добычу нефти до полного истощения запасов. При действующей системе изъятия налоговых доходов, в эксплуатацию вовлечены наиболее качественные запасы, что приводит к неуклонной деградации отечественной минерально-сырьевой базы;

– упростить порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых;

– проведение мероприятий, целью которых является организация учета затрат по каждому лицензионному участку в целом и по его отдельным участкам, что повысит прозрачность, стабильность и предсказуемость налогообложения добычи полезных ископаемых.

Следует отметить, что основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства.

Налог на прибыль является самым низким среди доходов (удельный вес 19,1% от всех доходов), поступивших в консолидированный бюджет от прямого налогообложения в 2016 году.

Несмотря на то, что отмечается положительная тенденция поступлений денежных средств от налога на прибыль (на 6,59% в 2016 году в сравнении с 2015 годом), на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, для достижения решения проблем уплаты налогов на прибыль необходимо[18]:

Читайте также:  Списание спецодежды: причины, нормы, порядок

– отладить механизм администрирования доходов населения и прибыли организаций с целью выявления необлагаемых доходов и прибыли;

– упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским, в частности, заменить декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды упрощенными расчетами по авансовым платежам, а также отменить особые правила определения некоторых показателей в налоговом учете, если применение этих правил нецелесообразно;

– установить размер стандартного налогового вычета на каждого работника не ниже суммы потребительской корзины;

– разработать прогрессивную шкалу доходов, отвечающую современным экономическим реалиям в обществе с учетом доходов работающего населения;

– снизить налоговое бремя по налогу на прибыль организаций для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для вновь созданных организаций);

– исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участникам в целях увеличения ее чистых активов;

– оптимально распределять средства по указанным налогам между бюджетами бюджетной системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

На 1 января организация имеет транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке:

– грузовые автомобили с мощностью двигателя 220 л.с. – 28 единиц;

– легковые автомобили с мощностью двигателя 100 л.с. – 10 единиц.

В течение года приобретены транспортные средства и зарегистрированы в ГИБДД: грузовые автомобили с мощностью двигателя 220 л.с. (5 единиц – 11 мая, 4 единицы – 20 августа); легковые автомобили с мощностью двигателя 95 л.с. (5 единиц – 15 сентября).

Рассчитать: общую сумму транспортного налога за год. Указать сроки подачи налоговой декларации и сроки уплаты налога за год.

Решение:

В соответствии с федеральным законом № 110-ФЗ с 1 января 2003 года, отменяются налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев автотранспортных средств. В то же время, с этой даты вводится новый транспортный налог (глава 28 НК РФ). Принцип взимания транспортного налога похож на налог с владельцев автотранспортных средств.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили,…, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы, устанавливаемый ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, аналогичен по схеме порядку определения налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств, который содержался в ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ, Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах:

6,5 руб.* 220 л.с.* 28 автомобилей = 40 040 руб. – организация должна перечислить налог в бюджет за год, за грузовые автомобили.

2,5 руб.* 100 л.с.* 10 автомобилей = 25 00 руб. – организация должна перечислить налог в бюджет за год, за легковые автомобили.

6,5 руб.* 220 л.с.* 5 автомобилей *8/12 = 4 767 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 11 мая.

6,5 руб.* 220 л.с.* 4 автомобилей *5/12 = 2 383 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 20 августа.

2,5 руб.* 95 л.с.* 5 автомобилей *4/12 = 396 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 15 сентября.

40 040 + 25 000 + 4 767 + 2 383 + 396 = 72 586 руб.. — общая сумма транспортного налога.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Лекция 2

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей плюс свод регулирующих налогообложение законов, структура и функции государственных налоговых органов. Налоговая система включает в себяне только перечень взимаемых налогов и ставки к ним, но и сами законы, устанавливающие данные налоги, и органы, занимающиеся начислением и контролем за исполнением установленного законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» — рисунок 4.

Основные признаки и элементы налога

Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:

  • Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
  • Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
  • Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
  • Налог взимается регулярно
  • Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.
Читайте также:  Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы

Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:

  • Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
  • Объекты налогообложения и единицы обложения.
  • Налоговой базе.
  • Налоговой ставке.
  • Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
  • Налоговому периоду.
  • Налоговым льготам.

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно — работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

ЕНВД. Кому то повезло. Или нет?

Спецрежим представляет собой систему, при которой единый налог заменяет уплату налог на прибыль, налога на имущество, НДС и ЕСН. Для предприятий, работающих в Москве, он не представляет особого интереса. Если только Вы не собираетесь заниматься наружной рекламой. А вот для тех, кто собирается работать – именно работать, а не просто регистрироваться в области и регионах – это очень актуальная тема.

Налог устанавливается местными органами самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ, и вводится в действие в отношении определенных видов деятельности. С полным перечнем которых можно ознакомиться в статье 346.26 НК РФ. Одной из особенностей ЕНВД также является возможность применять разные налоговые режимы в отношении различных видов деятельности. Например, осуществляя розничную торговлю в Московской области, которая попадает под уплату ЕНВД, и розницей в Москве, Вам придется совмещать два налоговых режима (ЕНВД и ОСНО/либо УСН) и вести раздельный учет по таким операциям.

Считается налог исходя из физических показателей и ставок налога – вмененного дохода на один физический показатель. Например, при оказании ветеринарных услуг налог рассчитывается исходя из количества работников, ставка налога 7500 рублей в месяц за одного сотрудника. Или розничная торговля, при которой налог рассчитывается исходя из площади торгового зала или из количества торговых мест. И так далее.

Говорить о том, насколько этот режим выгоден или нет, сложно. Это зависит от каждой конкретной ситуации и бизнеса. Однако в любом случае ЕНВД платится с некого «мифического» показателя базовая доходность, которую устанавливает нам законодатель. И которая может совершенно не соответствовать действительности.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов — регулирующая Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: — регулирование рыночных, товарно — денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано: — регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей — система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то пособие, как правило, исчисляется на основе предыдущих средних заработков за определенный период. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании -до 100 чел., в других отраслях производственной сферы — до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы -до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов.

Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров — не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги. Другая функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на нучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Подводя итоги, можно сказать, что имеются основания и причины для некоторого усовершенствования и реформирования налоговой системы России. Также, эти причины можно рассмотреть несколько в другом ракурсе:

1. Политические

К политическим следует отнести следующие: принятие новой Конституции, большая самостоятельность региональных и местных властей и связанной с этим перераспределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня, необходимость демократический преобразований в том числе и во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками.

2. Экономические

Дальнейшее развитие рыночных отношений, появление финансового, фондового, рынка, рынка страховых услуг, нарастание процесса интегрирования российской экономики в мировую.

3. Правовые

Появление новых правовых институтов, изменение правовых отношений, избыток и частое несоответствие «налоговых» и «неналоговых» законов и подзаконных актов, отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность налоговых документов, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве, создающая возможности легального и нелегального ухода от налогообложения, практически полное отсутствие механизмов и процедур и, как следствие, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, чрезмерно жесткий подход к наказаниям за налоговые правонарушения при отсутстствии четкого определения состава этих нарушений и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *