Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.
CONDITIONS OF INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION CONTRACT
1. As used in this contract: «ticket» means this passenger ticket and baggage check or this itinerary/receipt if applicable, in the case of an electronic ticket, of which these conditions and the notices form part; «carriage» is equivalent to «transportation»; «carrier» means all air carriers that carry or undertake to carry the passenger or his baggage hereunder or perform any other service incidental to such air carriage; «electronic ticket» means the Itinerary/Receipt issued by or on behalf of Carrier, the Electronic Coupons and, if applicable, a boarding document; «Warsaw Convention» means the Convention for the Unification of Certain Rules relating to International Carriage by Air signed at Warsaw, 12th October 1929, or that Convention as amended at the Hague, 28th September 1955, whichever may be applicable; «Montreal Convention» means the Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air signed at Montreal, 28 May 1999.
2. Carriage hereunder is subject to the rules and limitations relating to liability established by either the Warsaw Convention or the Montreal Convention unless such carriage is not «International Carriage» as defined by that Convention.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПАССАЖИРАМ
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчиваются не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Время отправления в билете указано местное.
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях:
• нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством требований;
• отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему авиационными правилами;
• если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
• отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
• отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна;
• наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
Информацию о дополнительных условиях перевозки пассажир может получить непосредственно у перевозчика или уполномоченного им агента.
«Passenger Ticket and Baggage Check» (hereinafter referred to as «ticket») is the document which certifies the conclusion of contract between passenger and carrier indicated in the «carrier» box in the flight coupon for the air carriage of passenger and his(her) baggage.
This ticket is valid for domestic and international air transportation.
Комментарии к статье 786 ГК РФ, судебная практика применения
В пп. 1, 2, 5-7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» содержатся следующие разъяснения:
Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира — это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса РФ).
Отношения из договора перевозки пассажира и багажа регулируются также законом о защите прав потребителей
В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Отсутствие, неправильность или утрата билета еще не основание для признания договора перевозки незаключенным или недействительным
Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).
Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Законность взимания дополнительной платы за оформление билета
Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).
При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).
Обязанность доставки пассажира и багажа в случае прекращения поездки по причинам аварии, неисправности
Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и подысканном (предоставленном) перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется перевозчиком — владельцем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты (пункт 53 Правил перевозок пассажиров). В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что транспортное средство не будет предоставлено в такой срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков (статьи 328, 393 и 405 ГК РФ). При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по независящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию (пункт 3 части 1 статьи 23 Устава).
Порядок перевозки пассажиров и грузов
Порядок перевозки пассажиров и грузов различен.
Так, перевозка пассажиров осуществляется в следующем порядке:
- Пассажир заключает договор и в доказательство приобретает билет установленного образца.
- Перед открытием доступа к воздушному судну перевозчик производит регистрацию пассажира на основании билета и удостоверения личности (паспорта), досмотр его вещей на предмет выявления обстоятельств, препятствующих допуску к перелету. Перевозчик взвешивает предъявленный пассажиром багаж. В п. 81 Общих правил отмечается, что регистрация оканчивается не позднее чем за 40 минут до момента отправления транспорта.
- Сотрудниками таможенных и иных государственных служб обеспечивается проведение установленных законом видов контроля.
- Перевозчик обеспечивает посадку пассажиров на борт и перелет воздушного судна по установленному маршруту.
Процедура же перемещения грузов выглядит так:
- Отправитель груза заключает договор и предъявляет груз.
- Перевозчик принимает груз, предварительно обмерив имущество, проверив фактическое состояние груза, оформив документацию по его приему-передаче и оплате в рамках соглашения, после чего оформляется грузовая накладная.
- Перевозчик готовит документы о грузовой коммерческой загрузке на определенный рейс.
- Груз доставляется в место назначения.
- Перевозчик уведомляет получателя груза о его прибытии и передает ему имущество.
Правила авиаперевозок пассажиров
Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.
Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:
- Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
- В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.
При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:
- заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
- обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
- организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
- вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.
Субъекты договора воздушной перевозки пассажира
В соответствии с пунктом 1 Правил, данные Правила определяют условия воздушной перевозки пассажира и вещей пассажира (включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь), перевозимых на борту воздушного судна, на основании договора воздушной перевозки пассажира, а также права и обязанности субъектов воздушной перевозки (перевозчика, пассажира и лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок). Из вышеприведенного ясно, что основные обязанности перевозчика — доставить пассажира в пункт назначения (указанный в билете) и создать для этого необходимые условия. В.В. Залесский основные обязанности перевозчика описывал таким образом: «…Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения; б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки…». Итак, перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров и багажа регулярными рейсами, которые осуществляются в сроки и порядке, предусмотренными договором воздущной перевозки пассажира.
Пассажир оплачивает перевозку. В силу данного юридического факта он становится кредитором по отношению к авиаперевозчику. Данное обстоятельство позволяет пассажиру требовать от авиакомпании выполнения предусмотренных договором воздушной перевозки действий. Мнение автора подтверждается выводами В.В. Кулакова: «…возможность требовать определенных действий (бездействия) обязанного субъекта» Рассмотрим подробнее, какие обязательные условия должен создать и выполнить перевозчик при бронировании, оформлении перевозки пассажира и багажа, при регистрации и перевозке пассажира.
Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа на определенный рейс и дату (бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа. Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.
При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик обеспечивает: 1. Предоставление пассажиру достоверной и полной информации о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, а также об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку и другую сопутствующую информацию. 2. Подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
В российском праве применяется подход наступления деликтной ответственности по правилу lex loci delicti. В соответствии с ГК РФ, если вред наступил в другой стране, нежели чем в стране совершения деликта, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране . Если пассажир, имеющий билет с открытой датой отправления, обращается с просьбой о бронировании перевозки, а перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то перевозчик (или уполномоченный агент) должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место и провозная емкость того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу. При бронировании перевозки с пересадкой пассажира в аэропорту, указанном в билете, в течение двадцати четырех часов с одного рейса на другой рейс для дальнейшего следования по маршруту перевозки (далее именуемый — аэропорт трансфера), перевозчик обязан обеспечить бронирование и получить подтверждение о бронировании на всех участках перевозки, в том числе — на участках, где воздушная перевозка выполняется другими перевозчиками, позволяющее пассажиру прибыть на регистрацию в обозначенное время для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра, а также перегрузить багаж на другой рейс и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоторые ученые указывают на наличие политичсских, производственных и бытовых договоров . Договор воздушной перевозки пассажира является гражданско-правовым договором и направлен на удовлетворение бытовых нужд гражданина (пассажира). Перевозчик обязан указывать провозную плату в перевозочном документе. При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик также обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки.
Что такое регулярные и чартерные рейсы и методы их регулирования
Регулярные полеты по международным рейсам осуществляется по воздушным трассам, заранее оговоренным в международных соглашениях о воздушном сообщении.
Национальное законодательство о МЧП содержит прямую отсылку к нормам Чикагской конвенции.
В статье 127.3 кн.10 Гражданского Кодекса Нидерландов указано, что режим права собственности относительно самолетов и прочего воздушного транспорта, который был внесен в национальный реестр, регулируется законами того государства, в котором данный транспорт был зарегистрирован как определено в статье 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (от 07.12.1944 года).
Главной целью Чикагской конвенции является правовое регулирование международных сообщений в воздушном пространстве, а также коммерческой деятельности, связанной с ними. В ней прописан перечень коммерческих воздушных свобод. Эта конвенция является основой Международной организации гражданской авиации (ICAO), в рамках которой производится разработка международных регламентов для авиации.
Международными воздушными перевозками грузов считаются те перевозки, места назначения и отправления которых располагаются на территориях разных государств. Также к таким перевозкам относятся те, точки назначения/отправления которых территориально располагаются на территории одного государства, однако маршрут доставки предусматривает остановки на территории стороннего государства.
Воздушные перевозки грузов подразделяются на следующие формы:
- смешанные грузовые — когда одновременно осуществляется перевозка как грузов, так и пассажиров;
- специальные грузовые — это отдельные перевозки, рассчитанные на перемещение только грузов.
В свою очередь, смешанные перевозки подразделяются на перевозки грузов, располагающихся в специально отведенных для них отсеках на пассажирском воздушном судне и в конвертируемых самолетах грузопассажирского класса. Грузовые отсеки пассажирских самолетов предназначаются для особо ценных и срочных отправок. Перевозки в конвертируемом транспорте предполагают использование самолетов с салоном, приспособленным как для перевозки людей, так и для перемещения грузов. Такой салон может быть переоборудован в полной мере — для исключительно грузовых перевозок, либо быть переделанным частично — в этом случае половина салона предназначается пассажирам, другая используется под грузы.
Грузы, располагающиеся в оборудованных под них самолетах, перевозятся регулярными и чартерными рейсами.
К регулярным рейсам относятся перевозки, которые осуществляются по договорным авиалиниям согласно опубликованного расписания.
Для перевозок грузов выделяются специальные, грузовые, авиалинии. Их регулирование производится в соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении, а также согласно коммерческим соглашениям, заключенным между авиакомпаниями, использующими договорные авиалинии.
Регулярные рейсы международного значения могут выполняться согласно межправительственным соглашениям о воздушных сообщениях. Для упрощения классификации такие договорные линии обычно подразделяют на так называемые свободы воздуха.
- Право осуществления транзитного пролета без выполнения посадки на территории государства, которое предоставляет данное право.
- Право выполнять пролет на территории иностранного государства с осуществлением посадки, носящей некоммерческие цели (например, дозаправка топливом, техобслуживание, ремонтные работы и тому подобное), при этом право на выгрузку или посадку/размещение грузов и пассажиров, а также почты не предоставляется.
- Право высадки на территории иностранного государства пассажиров, а также выгрузки грузов и почты, которые были взяты на борт воздушного транспорта на территории того государства, чью национальную принадлежность имеет этот транспорт.
- Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию государства, к которому обозначенное судно имеет принадлежность, право распространяется также на грузы и почтовые отправления.
- Право приемки на территории иностранного государства пассажиров, которые направляются на территорию любого третьего государства, а также грузов и почты, которые адресованы туда же, а также право высадки пассажиров и выгрузки грузов и почтовых отправлений, которые были посажены/размещены на любой подобной территории.
- Право осуществлять перевозку пассажиров/грузов/почты между третьими государствами через территорию государства, к которому относится транспорт.
- Право выполнения перевозок пассажиров/грузов/почты между территориями третьих государств без захода на территорию государства, к которому воздушный транспорт имеет национальную принадлежность.
Главная роль в правовом регулировании воздушных сообщений коммерческого назначения отводится двусторонним соглашениям о воздушном транспорте. Подобные документы заключаются на основании образцов, которые содержатся в типовых проектах — это Чикагская (1944 год) и Страсбургская (1959 год) конвенции. Чаще всего подобные соглашения составляются по чикагскому типу. В заключительном акте Чикаг��кой конвенции содержится стандартная форма для составления двусторонних соглашений об обмене коммерческими правами для регулирования международных воздушных сообщений.
На современные конвенции, касающиеся воздушного транспорта, большое влияние было оказано соглашениями между Великобританией и США — «Бермуды-1» и «Бермуды-2». Эти соглашения оговаривали тарифные ставки, а также определяли объемы международных перевозок. В настоящее время между многими странами заключаются договоры смешанного типа на основе Чикагской и Бермудских конвенций.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Договор воздушной перевозки пассажиров
1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2011 года № 1522
При отсутствии у пассажира указанных документов он и дети, следующие вместе с ним, к проезду по именному билету не допускаются.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.
В статье анализируются понятия и особенности существующих договоров в сфере авиационных перевозок, соотношение договоров воздушной перевозки в зависимости от вида перевозки, а также основные черты договора на выполнение авиационных работ. Отмечаются основные элементы и правовая природа каждого договора, а также специфика их понимания и практического применения.
Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на морском транспорте — коносамент.
Моментом заключения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.
В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:
- договор внутренней перевозки;
- договор международной перевозки.
Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.
- страны грузополучателя;
- страны транзитной остановки;
- страны транзитного пролета.
При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.
К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:
- цена груза, заявленная грузоотправителем;
- ответственность контрагентов;
- условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
- взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.
Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.
- Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
- Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
- Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
- Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.
Договор аренды транспортного средства без экипажа
Заключая такой транспортный договор, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ).
Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля):
- марку, модель и цвет транспортного средства;
- идентификационный номер (VIN);
- номер и модель двигателя;
- государственный регистрационный номер (знак).
Срок аренды транспорта без экипажа определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок.
Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах.
И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому:
- определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта;
- оказать арендодателю какие-либо услуги;
- предоставить арендодателю право пользования какой-либо вещью, находящейся в собственности;
- передать арендодателю в собственность какую-нибудь вещь, товар, материалы;
- обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали).
ст 103 Воздушный кодекс РФ 2021
В случае задержки рейса по техническим причинам или из-за неблагоприятных метеорологических условий, пассажир вправе не отказываться от билета, а согласиться на ожидание рейса. В этом случае пассажиру должны быть предоставлены следующие услуги:
1) при ожидании более 2 часов: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечение прохладительными напитками;
2) если ожидание составляет более 4 часов, то пассажиру должно быть предоставлено горячее питание;
3) при задержке вылета более 8 часов пассажир имеет право на размещение в гостинице и доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, а также организацию хранения багажа.
Кроме того, пассажир имеет право после перелета подать претензию к перевозчику о выплате компенсации за задержку рейса из расчета 25 рублей за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета. А также потребовать полного возмещения убытков, понесенных в связи с задержкой рейса.
По вполне понятным причинам дешевле заказывать авиабилеты, которые сразу охватывают все ваше путешествие, складывающееся из нескольких пунктов назначения. Или просто туда и обратно. «Не важно, что предложенный путь не очень удобен, если смогу, то закажу билеты другим самолетом, а потом воспользуюсь остатком перелета», – наивно думает пассажир. И каково же его удивление, когда, пропустив первый сегмент полета, на пути обратно он узнает, что его билет аннулирован.
В данной ситуации пассажир может отстоять свое право на возмещение аннулированного перелета только в суде. Суды достаточно часто ссылаются на п. 27 Федеральных авиационных правил, вынося решения в пользу пассажира. Однако здесь ничего не говорится о том, что компания обязана перевезти пассажира ближайшим рейсом или в какой-то иной срок. Поэтому добираться в конечный пункт назначения пассажиру придется за свой счет.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ ответственность за просрочку доставки багажа пассажира в пункт назначения, а также его утрату или повреждение, несет перевозчик. Заключение договора перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией.
Если пассажир, прибыв в пункт назначения, обнаруживает, что багаж пропал в дороге, то нужно сразу обратиться в службу розыска багажа в аэропорту и составить акт.
В случае нахождения и возвращения вещей владельцу пассажир может написать претензию авиакомпании, перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
Кроме того, пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги, как то оплата стоимости такси в целях получения багажа или возмещение расходов на вещи первой необходимости или одежду, которые пассажиру пришлось купить в процессе ожидания багажа. Все расходы должны быть подтверждены чеками.
Расходы за полностью утраченный или поврежденный багаж, который не был застрахован, компенсируются из расчета 600 рублей за килограмм веса багажа. Сохраненные чеки за купленные вещи могут резко увеличить счет претензии к перевозчику.
Зафиксировать факт потери багажа или его повреждения можно у стойки авиакомпании или в отделе розыска багажа. Сотрудники авиакомпании обязаны выдать вам бланк отчета о повреждениях.
Все перечисленные правила касаются исключительно внутренних перевозок. Если пассажир планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, то ему следует внимательнее ознакомиться с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать либо недавно ратифицируемая Россией Монреальская конвенция, либо действующее законодательство иностранного государства.
При использовании воздушного транспорта законодатель наиболее детально прописал статус и возможности такой стороны, как пассажир. Это связано с повышенной опасностью данного вида транспорта. А потому более четко прописаны правила перевозки особых категорий пассажиров – например, людей с ограниченными физическими возможностями или малолетних детей.
Особенность именно договора воздушных пассажирских перевозок – проведение предполетного досмотра пассажиров и их предварительной регистрации на тот конкретный рейс, который указан в проездных документах. На этом этапе пассажиру может быть отказано в допуске на борт самолета, что приведет к прекращению действия договора. И это при определенных обстоятельствах не будет считаться нарушением договорных обязательств со стороны перевозчика.
Еще одна особенность – возможность заключения индивидуального договора на фрахт отдельного судна для конкретного пассажира или их группы (чартер).
Эксперты говорят о том, что договор воздушной перевозки пассажиров можно отнести к категории публичных. ГК РФ определяет данную категорию как договор, на основании которого коммерческая структура обязана выполнить работы, оказать услуги или реализовать товары для любого субъекта, обратившегося за такой услугой, работой или товаром. Иными словами, авиаперевозчик обязан продать билет любому обратившемуся гражданину и затем осуществить его перевозку.
Также следует отметить, что данный вид договоров относится к категории консенсуальных. Иными словами, при его заключении достаточно согласия сторон по всем существенным условиям договора – перевозчик предлагает вариант доставки до места назначения, а пассажир с этими условиями согласен, что и подтверждает оплатой услуги по тарифу. Как тако��ой договор сторонами при этом не подписывается. Его подтверждением (удостоверением) является разве что билет, который сейчас может быть в том числе и в электронном виде.
Хотите поделиться?
Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.
Комментарий к статье 103 ВзК РФ
1. Комментируемая статья определяет основные условия договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты в соответствии с п. 7 ФАП воздушных перевозок. Иные условия договора воздушной перевозки должны содержаться в Правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
2. Договор воздушной перевозки багажа в названии статьи не указан, поскольку неразрывно связан с договором воздушной перевозки пассажира и служит дополнительным по отношению к нему. Однако в юридической литературе преобладает мнение о том, что это два разных договора, различающихся по своим отдельным признакам.
Так, договор перевозки пассажира взаимный (права и обязанности есть у обеих сторон), возмездный, консенсуальный (считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора).
Договор перевозки багажа взаимный, возмездный, реальный, поскольку заключается в момент сдачи багажа к перевозке (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2006. Ч. 2. Гл. 38 «Транспортные обязательства». С. 467, 471).
При воздушных перевозках пассажиров и багажа регулярными рейсами данные договоры будут являться публичными. При этом перевозка багажа оплачивается сверх провозной платы за перевозку пассажира только в части превышения установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее десяти килограммов на одного пассажира (п. 122 ФАП воздушных перевозок).
3. Договоры воздушной перевозки груза или почты являются взаимными, возмездными и реальными, если осуществляются регулярными рейсами (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 440).
4. В соответствии с п. 6 ФАП воздушных перевозок перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу, ведущему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством сертификата соответствия или другому лицу, однако он остается ответственным за действия перечисленных лиц перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем.