Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные акты и ненормативные акты: понятие и отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.
Локальные нормативные правовые акты
В соответствии с Законом о НПА
локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций
В соответствии с ТК РБ:
локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;
Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.
Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.
Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.
К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.
Виды нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).
На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка. К их видам относятся:
- Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
- Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти – Государственная дума.
- Указы, принимающиеся президентом государства.
- Постановления, над которыми работает правительство страны.
- Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
- Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.
На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления — областными губернаторами и администрациями.
Предложения по усовершенствованию данной тематики
После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.
Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.
Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.
Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.
Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.
Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права.
Примеры НАОХ
Решение органа власти об амнистии
Приказ о проведении профилактических прививок
Решение налогового органа по результатам налоговой проверки
В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:
«… от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.).».
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Если для принятия локального нормативного акта законодательством или уставом образовательной организации предусмотрены предварительные согласования или учет мнения коллегиальных или представительных органов, их необходимо выполнять. В противном случае положения локального нормативного акта могут быть оспорены участниками образовательных отношений или проверяющими органами, в дальнейшем – признанными недействительными. Признание положений локального нормативного акта недействительными влечет за собой отмену управленческих решений, принятых на их основе и оформленными распорядительными актами.
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Оспаривание ненормативных правовых актов
Право на оспаривание ненормативного правового акта предусмотрено Гражданском, Гражданским процессуальным, Налоговым, Арбитражным процессуальным кодексами РФ.
В качестве предмета оспаривания выступают решения, действия или бездействия вышеуказанных государственных органов и должностных лиц. Помимо субъектов, принявших ненормативные акты или осуществивших оспариваемое действие (бездействие), важную роль при рассмотрении таких дел играет область общественных правоотношений, в которой и возникли конфликтные ситуации.
Как правило, в эту сферу входят экономические отношения, связанные с предпринимательской деятельностью или обеспечением доступа к ней. В качестве заявителя могут выступать юридические лица, образования граждан, прокурор и государственные органы.
Согасно ст. 198 Арбитражного-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом
. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Прошение подает гражданин или организация исключительно в защиту собственных прав и интересов. При этом заявитель должен доказать такое нарушение. Заявление должно содержать следующие сведения:
- наименование органа или лица, которое приняло оспариваемый ненормативный правовой акт или совершило оспариваемое действие (бездействие);
- данные о решении – номер, дата, название;
- время совершения действия или бездействия;
- указание на нарушенные права и законные интересы;
- ссылки на правовые акты, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
- требование признать акт недействительным.
Подобная категория дел рассматривается судьями первой инстанции единолично в сроки, не превышающие 90 дней со дня подачи заявления. В данный период включено как время на подготовку дела к проведению разбирательств, так и временные рамки на принятие решений. В исключительных случаях срок может быть продлен до 180 дней.
При этом за арбитражным судом закреплено право требовать документацию или другие доказательства, которые нужны при рассмотрении дела, если граждане или юридические лица не подают их самостоятельно. Вынося решение, суд указывает на соответствие закону ненормативно-правового акта, а также на нарушенные права и интересы.
В резолютивной части решения суда указываются о признании недействительным ненормативного правового акта законным/незаконным/законным в части и отражается объем удовлетворенных требований. Одновременно суд предписывает органам, осуществляющим публичные полномочия, устранить допущенные нарушения.
Комментарий к ст. 201 АПК РФ
Рассмотрение дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) может быть окончено принятием:
— определения о прекращении производства по делу при наличии оснований, предусмотренных ст. 150 АПК (возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ст. 150 АПК следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления. При принятии отказа производство по делу подлежит прекращению). В частности, подлежит прекращению производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта, если в процессе рассмотрения будет установлено, что этот акт является нормативным. В то же время отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя. Окончание либо прекращение исполнительного производства само по себе не препятствует рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»);
— определения об оставлении заявления без рассмотрения по правилам гл. 17 АПК. Например, суд оставляет без рассмотрения поданное в порядке гл. 24 АПК заявление о признании незаконными решений (действий, бездействия) уполномоченного органа, принятых (совершенных) в рамках реализации его полномочий по представлению интересов Российской Федерации в деле о банкротстве (применяемых в нем процедурах), если возникающие в связи с реализацией данных полномочий споры подлежат разрешению в деле о банкротстве (п. 23 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016);
— решения по существу заявленного требования по правилам гл. 20 АПК.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, осуществляющих публичные полномочия, судом принимается одно из следующих решений:
— об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными, незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы заявителя, и об обязанности административного органа устранить нарушения прав и законных интересов или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее заявление;
— об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными. Такое решение принимается, когда оспоренный акт соответствует закону и обстоятельствам его принятия или пропущен без уважительных причин срок обращения в суд.
Решение принимается по правилам, предусмотренным гл. 20 АПК. Решение по делу должно быть мотивированным, полным, понятным, исполнимым, иметь ссылки на законы, нормативные правовые акты (в зависимости от сферы спорных правоотношений применяемые нормы права могут быть из любых отраслей права), учитывать в каких-то случаях международные договоры и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во всяком случае из решения должно ясно следовать мнение суда о проверенном ненормативном акте, решении, действиях (бездействии) с точки зрения законности и влиянии на права заявителя.
В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ, а также на обзоры судебной практики ВС РФ, утвержденные Президиумом ВС РФ. Однако не может иметь обратную силу и применено судом постановление ВС РФ, принятое после периода времени, относящегося к спору, и содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение лица, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений, действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (Постановление КС РФ от 28.11.2017 N 34-П).
Специализированные ЛНА
Правда, стоит помнить, что практически в любом правиле будут присутствовать те или иные исключения. Здесь в роли таковых выступают особые, также обязательные нормативные бумаги, касающиеся исключительно определенных отраслей. Ярким примером деятельности, нуждающейся в разработке и внедрении дополнительной, но не менее важной документации, является обыкновенная школа.
Традиционные образовательные учреждения функционируют, в том числе и с задействованием определенной системы оценок, основы которой, конечно же, закрепляются в бумажном формате. Причем каждое ОУ составляет свой список критериев, предназначенных для применения к учащимся, основываясь на рекомендациях и постановлениях из следующего списка:
- Федеральный закон №273-ФЗ.
- Официальная программа «Развитие образования на 2022 год».
- Приказ Минобрнауки №462.
- Постановление Минобразования РФ №1324 и так далее.
Подобных примеров множество: в рамках той или иной сферы всегда найдутся регламенты, используемые исключительно для нее. Конечно, такое положение дел слегка усложняет процесс составления НПА для людей, не слишком разбирающихся в особенностях законодательных нормативов.
Изменение и отмена ЛПА
Понимание того, какие документы — это локальные акты, а какие нет, представляется в виде ключа к грамотной организации рабочего процесса. Нетрудно догадаться, что все поправки, вносимые в представленные бумаги, должны оформляться путем выпуска соответствующих приказов. Причем самостоятельно варьировать различные условия, прописанные в подобных бланках, работодатель не может от слова совсем. Предупреждать персонал о грядущих формациях следует не менее, чем за два месяца до их финального утверждения в рамках предприятия. Именно о таком правиле рассказывают выкладки, присутствующие в ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке выполняется и отмена всевозможных НПА, регламентировать которую можно в любой момент.
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
на временные акты;
акты неопределенно длительного действия.
Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный или ненормативный характер.
Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной властей. В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, регламенты) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе самих этих органов. К ним относятся акты руководителей органов законодательной власти, прокуроров, председателей судов. Судьи выносят также постановления по делам об административных правонарушениях.
Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены. Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.
Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.
Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные – однократно.