Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.
Объективная сторона налогового правонарушения
Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия — неисполнения предписываемых законом обязанностей — например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены — действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.
Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического лица, содержащее признаки состава преступления, то есть деяния, предусмотренного уголовным законодательством. В таком случае к виновному лицу применяются меры ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)[1] налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена юридическая ответственность.
Налоговое правонарушение по своей сути носит финансово-правовой характер, поскольку оно обладает целым рядом юридически обоснованных признаков. Наиболее очевидным из них является противоправность, которая выражается в наложении НК РФ запрета на определенные действия. Исходя из этого положения можно определить первое отличие налоговых правонарушений от иных административных, при котором запрет на те или иные действия накладывается КоАП РФ[2].
Налоговое правонарушение, как и любое правонарушение, имеет свой состав. Состав правонарушения – это совокупность элементов и признаков, предусмотренных нормами публичного права, дающих основания классифицировать деяние как правонарушение, которое является основанием для привлечения к публично-правовым видам юридической ответственности. Состав налогового правонарушения – установленная законодательством о налогах и сборах совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением[3].
Значение состава налогового правонарушения заключается в том, что он выступает юридическим основанием ответственности и описывает юридически значимые признаки налоговых правонарушений, и позволяет отграничить налоговые правонарушения друг от друга и от смежных видов правонарушений.
Состав налогового правонарушения включает в себя такие элементы, как объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона[4].
Рассмотрим данные элементы более подробно.
Объектом именно налогового правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а также осуществлением налогового контроля.
Опираясь на теорию права, можно сказать, что объективная сторона налогового правонарушения – противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность[5].
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия – неисполнения предписываемых законом обязанностей – например: неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом.
Субъективная сторона налогового правонарушения выражается в юридическом обозначении вины. Структурными элементами вины являются сознание и воля. Форма вины определяется сочетанием волевого и интеллектуального элементов. В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ[6] налоговое правонарушение совершается умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало наступления вредных последствий таких действий (бездействий) либо сознательно их допускало.
Еще одним элементом состава правонарушения является субъект. Субъектом налогового правонарушения признаются лица, совершившие налоговое правонарушение. В соответствии со ст. 19 НК РФ к таким лицам относятся налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица. Наибольший интерес в данном случае представляет категория «иные лица». На вопрос о том, кого законодатель включает в данную категорию, отвечает ст. 107 НК РФ, в соответствии с которой ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ[7].
Помимо того к налоговым правонарушения законодатель в еще одной главе НК РФ – №18 – дает характеристику ответственности банков за нарушение налогового законодательства. Однако, законодателем допущена неточность, которая ограничивает ответственность только нормами главы 16 НК РФ, поскольку вопросы ответственности за нарушение в области налогообложения урегулированы также иными статьями НК РФ[8].
Наибольшая специфика налогового правонарушения проявляется при изучении видов правонарушений в сфере налогового законодательства.
В результате проведения анализа работы ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы были выявлены ключевые проблемы и намечены пути их решения.
Первая проблема – наличие несовершенств в нормативно-правовой базе по налогам и сборам, позволяющих осуществлять различные схемы уклонения от уплаты налогов.
Для решения данной проблемы необходимо заполнить пробелы в налоговом законодательстве. Например, необходимо внести изменения в ст. 88 НК РФ, ограничив возможное количество и сроки представления уточненных налоговых деклараций, например, не более трёх уточненных деклараций за период не более двух лет. Данный пробел позволяет налогоплательщику занижать налоговые обязательства.
Следующая проблема – недостаточно строгие меры ответственности, применяемые за совершение налоговых правонарушений.
В связи с этим следует ужесточить меры ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, например, следует:
а) увеличить сумму штрафа по ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ, ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ не менее, чем в 2,5 раза;
б) увеличить сумму штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений п.1 ст. 126 НК РФ с 200 до 1 000 руб.;
в) увеличить сумму штрафа по п.2 ст. 126 НК РФ не менее, чем в 2 раза;
г) ввести ответственность для организаций и индивидуальных предпринимателей за необеспечение сохранности первичных документов и бухгалтерских и налоговых регистров виде штрафа в размере 500 тыс. руб.;
д) дополнить п.3 ст. 114 НК РФ, ограничив уменьшение штрафа в связи с применением смягчающих обстоятельств — не более, чем в 4 раза.
Одна из проблем – это отсутствие единой базы данных контролирующих органов.
Следует создать на основании информации всех контролирующих органов единую базу данных, обеспечивающую доступ к информации этих органов в режиме реального времени. Это позволит повысить качество информационного обмена с контролирующими органами, что в свою очередь ускорит и упростит работу инспекции по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений, путем интеграции информации.
Так же необходимо усовершенствовать систему автоматизации процесса выявления налоговых правонарушений, чтобы высвободить значительные человеческие ресурсы, сократить бумажную волокиту и перенести основную нагрузку по обработке документов на автоматизированные системы.
На сегодняшний день при практическом применении новых технологий часто возникают сбои в системе, поэтому необходимо обеспечить стабильную работу электронных систем.
Целесообразно создать в структуре налоговых органов каждого региона, в том числе, в Пензенской области отдельную Межрайонную ИФНС по проведению выездных налоговых проверок, тем самым разделить процесс налогового администрирования, оставив при этом функции регулирования, планирования и камерального контроля за остальными инспекциями.
Создание ИФНС по проведению выездных налоговых проверок по Пензенской области позволит сконцентрировать усилия на предпроверочном анализе и проведении выездных налоговых проверок, что обязательно скажется на их качестве и эффективности, а также даст возможность обеспечить подразделение квалифицированным кадровым составом и уменьшит коррупционную составляющую.
Межрайонная ИФНС по проведению выездных налоговых проверок по Пензенской области должна выполнять следующие функции:
а) Организация и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению законодательства о налогах и сборах по области в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок и оформление их результатов.
б) Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности инспекции.
Предложенные меры позволят повысить эффективность работы налоговых органов по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений.
Выводы
В структуре налоговых проверок наибольший удельный вес занимают налоговые проверки по следующим налогам: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на прибыль организаций. При этом самая высокая результативность достигается при проверках налога на доходы физических лиц, исчисленного физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой и налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
В результате проведения анализа работы ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы были выявлены ключевые проблемы:
1) наличие несовершенств в нормативно-правовой базе по налогам и сборам, позволяющих осуществлять различные схемы уклонения от уплаты налогов;
2) недостаточно строгие меры ответственности, применяемые за совершение налоговых правонарушений;
3) отсутствие единой базы данных контролирующих органов.
В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» были разработаны меры по противодействию налоговым злоупотреблениям, которые направлены на уклонение от уплаты налогов. Одним из методов является чет��ое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками, так называемых фирм-«однодневок», а также налоговых схем с использованием оффшорных компаний.
Методы по формированию социального и гражданского самосознания можно считать одними из первых к применению. К ним относятся проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, формирование позитивного отношения к налогам, чтобы гражданин принимал во внимание не только личную выгоду от неуплаты налогов, но и негативные последствия для всего государства, и, следовательно, опосредованно и для этого гражданина тоже.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, уклонение от налогов – неизбежная проблема любого государства. Однако существуют меры по уменьшению масштабов уклонения от уплаты. Для этого необходимо:
1.Систематическое совершенствование законодательства, как в отношении налогов, так и в плане общего ведения бизнеса;
2.Усиление контроля и средств мониторинга денежных потоков, с помощью которых можно скрыть средства, с которых должен быть уплачен налог;
3.Увеличение «прозрачности» системы сбора и распределения налоговых средств, так как это увеличит доверие налогоплательщиков государству;
4. Информационная систематическая работа на всех уровнях со всеми слоями населения с целью донесения критически важной функции сбора и распределения налогов в государстве.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
1. Гладких В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: курс лекций / В.И. Гладких, А.К. Есаян. Москва: Юнити, 2020. 350 с.
2. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Кинсбурская. Москва, 2010. 25 с.
3. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса / В.Ю. Малахова // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136.
4. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России / В.Ю. Малахова, Н.Л. Денисов, М.М. Дайшутов // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.
5. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность / В.М. Малиновская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.
6. Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения / У.Э. Мамаева // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.
7. Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений / А.Д. Савенко // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции (г. Ставрополь, 17 — 18 сентября 2018 г.): сборник научных статей. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.
8. Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения / Д.Г. Селезнев // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.
9. Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере / Д.А. Томилов, О.А. Коротаева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: материалы XLII студенческой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, апрель 2018 г.): сборник научных статей / председатель редколлегии Н.В. Дмитриева. Новосибирск, 2018. N 7 (42). С. 787 — 791.
1 См. подробнее: Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136; Малахова В.Ю., Денисов Н.Л., Дайшутов М.М. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.
2 См. подробнее: Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.
3 Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9 — 10.
4 Гладких В.И., Есаян А.К. Преступления в сфере экономической деятельности: Курс лекций. М.: Юнити, 2020. С. 227.
5 Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.
6 Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.
7 Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.
Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.
Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступление ее регулируется нормами права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Виды и порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства
Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель- щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.
При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.
Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля.
Субъект налогового правонарушения
Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ может быть как физическое лицо, так и организация.
Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является вменяемым. Физическое лицо, которое к моменту совершения налогового правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста, к налоговой ответственности привлечь нельзя (ст.109 НК РФ).
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.
Налоговый кодекс РФ в ст. 11 определяет понятие «организации» через определения российских организаций и иностранных организаций как участников налоговых правоотношений.
Российские организации — это все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России.
Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их организационно-правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями.
Иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность
Согласно ст.112 Налогового кодекса Российской Федерации только суд имеет право определять, является обстоятельство, имеющее место при совершении налогового правонарушения, обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента.
Налоговые органы, в том числе налоговый орган, принимающий на основании акта налоговой проверки решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента к налоговой ответственности, а также вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента на решение о привлечении к налоговой ответственности, такой возможности не имеют.
Полномочия суда по уменьшению взыскиваемого штрафа при наложении налоговой ответственности объясняются тем, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц на основании п.7 ст.114 НК РФ только в судебном порядке.
Именно суд, определяя размер штрафа при наложении на налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента предусмотренных гл.16 НК РФ санкций за совершенное налоговое правонарушение, должен оценить доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства уменьшить размер взыскиваемого штрафа согласно п.3 ст.114 НК РФ не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл.16 НК РФ, согласно которой он подлежит наказанию.
В совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что п.3 ст.114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Учитывая это, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Установление законодателем дифференцированного по размеру взыскания за правонарушение, а также наличие возможности его снижения позволяют наложить взыскание с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств дела.
Статья 112 НК РФ прямо называет два вида обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Первый — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Такие обстоятельства могут быть различны — болезнь правонарушителя или членов его семьи, потеря работы, серьезные материальные затруднения. Данные обстоятельства должны быть связаны с правонарушением, являться его причиной. Так, материальные затруднения предпринимателя могут оказать непосредственное влияние на неполную уплату налога, но вряд ли препятствуют своевременному представлению налоговой декларации.
Вторым видом обстоятельств, смягчающих ответственность, является совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
В таких ситуациях лицо действует вынужденно, свобода его воли определенным образом ограничивается внешним воздействием. Принуждение может касаться различных сторон жизни лица и быть как физическим (избиение, ограничение свободы), так и психическим (угрозы причинить физический вред самому субъекту или его родным, лишить материальной помощи, разгласить конфиденциальные сведения). Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальную опасность для лица. Материальная, служебная и иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается по настоянию другого лица, которое может существенно повлиять на материальное, служебное или моральное положение правонарушителя (выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить, распространить позорящие сведения).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, законом не ограничен. Как следует из подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, смягчающими суд может признать и другие обстоятельства.
На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.
Исходя из формулировок обстоятельств, характеризующихся как обстоятельства, смягчающие ответственность, можно прийти к выводу, что они применимы по отношению к физическим лицам. Однако суды при рассмотрении конкретных дел к смягчающим вину юридического лица обстоятельствам относили тяжелое финансовое положение предприятия, продажу им продукции (товаров) государственным учреждениям в кредит, получение средств от реализации продукции (работ, услуг) не денежными средствами, а товарами (бартер) и иные обстоятельства.
По мнению судей, рассматривающих дела о налоговых правонарушениях и применяющих положения ст.ст.112 и 114 НК РФ, не все обстоятельства, связанные с деятельностью юридических лиц и заслуживающие положительной оценки, можно отнести к числу смягчающих. Таковыми можно признать только те обстоятельства, которые существовали на момент совершения налогового нарушения и под воздействием которых (полностью или частично) оно было совершено.
Феномен налоговой ответственности
Налоговые правоотношения регулируются целым рядом законодательных и иных нормативных правовых актов. Прежде всего, это Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)1, федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом; законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления. При этом существует правовой приоритет НК РФ по сравнению с федеральными налоговыми законами. Некоторые вопросы налогового права регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2; Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ)». Особые составы в отношении налогов, уплачиваемых на таможне при осуществлении экспортно-импортных операций, содержатся в Таможенном кодексе РФ.
Несмотря на обширное налоговое законодательство1, исчерпывающий перечень видов налоговых правонарушений содержит Налоговый кодекс, который и определяет ответственность за их совершение (ст. 106). Одновременно не должны применяться меры ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные другими нормативными актами. Поэтому соответствующие статьи Закона «Об основах налоговой системы» утратили силу с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»». Нормы других актов, устанавливающие ответственность за налоговые правонарушения, не могут быть использованы, т.к. противоречат ст. 106НК.
В ст. 108 НК (п. 1) сказано, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс же предусматривает порядок привлечения к ответственности не только по налоговому законодательству, но по ряду других. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и 1 сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 10 НК). Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 3 ст. 10 НК).
Приведем несколько примеров. Так, в ст. 108 (п. 3) указано: «Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации». УК РФ предусматривает ответственность граждан за уклонение от уплаты налога (ст. 198 УК) и от уплаты налога организацией (ст. 199 УК).
В ст. 108 (п. 4) Налоговый кодекс предусматривает порядок привлечения к ответственности по уголовному, административному и иному законодательству: «Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации».
Установленный Налоговым кодексом порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения дает основания, на наш взгляд, говорить о признании законодателем налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и 15 НК (п. 1 ст. 10). Так, ст. 114 регламентирует правила применения налоговых санкций, ст. ст. 116-127 предусматривают ответственность за конкретные виды налоговых правонарушений.
- 1. Назовите виды ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.
- 2. Что является мерой ответственности за налоговые правонарушения?
- 3. За какие нарушения наступает ответственность в виде штрафных санкций?
- 4. С каких счетов налогоплательщика взыскиваются недоимки по налогам, пени и штрафы?
- 5. Можно ли взыскать налог за счет имущества налогоплательщика?
- 6. Какие обстоятельства исключают вину лица в совершении налогового правонарушения?
- 7. Какие обстоятельства смягчают вину лица за совершение налогового правонарушения?
- 8. По каким статьям Уголовного кодекса РФ предусмотрены наказания за налоговые преступления?
- 9. Может ли правонарушитель налогового законодательства одновременно быть привлечен и к административной, и к налоговой ответственности?
- 10. Какое обстоятельство отягчает вину за налоговое нарушение?
Виды ответственности за нарушения налогового законодательства
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НАУКЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА. 7
1.1. Понятие и правовая природа ответственности за налоговые правонарушения. 7
1.2. Специфика института ответственности за нарушение налогового законодательства. 16
1.3. Причины нарушения налогового законодательства и обстоятельства, смягчающие, отягчающие и освобождающие от ответственности за налоговое нарушение. 28
Выводы по главе 1. 35
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. 36
2.1. Налоговая ответственность за налоговые правонарушения. 36
2.2. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства. 47
2.3. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. 55
Выводы по главе 2. 65
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ. 67
3.1. Актуальные проблемы и пути совершенствования института ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в РФ. 67
Выводы по главе 3. 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 88
Актуальность темы исследования. Налоговая политика представляет собой часть государственной экономической политики, цель которой заключается в формировании эффективной налоговой системы. Налоговая политика — это комплекс мер, реализуемых государством в сфере налогов и сборов, и контроль за поступлением средств в государственный бюджет.
Низкая эффективность контроля приводит к тому, что налогоплательщиками изыскиваются разнообразные способы уклонения от уплаты налогов, что обусловливает снижение поступления налоговых доходов в бюджет, невыполнение государственных социальных программ, усиление напряженности в обществе. Проблемы изучения взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, порядок проведения налоговых проверок и применение мер ответственности за совершение налоговых правоотношений в настоящее время не утратили своей актуальности.
В российском налоговом праве тема ответственности за совершение налоговых правонарушений является одной из наиболее актуальных. В течение всего периода налоговой реформы ответственность за нарушение налогового законодательства представляет большой интерес как для теоретиков, так и для практиков.
Налоговый метод является основным в формировании государственного бюджета. Более 80% доходов бюджетной системы приходится на платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и другие обязательные платежи активно применяются государством и органами местной власти в ходе управления различными сферами общественной жизни.
Происходят изменения в ставках налогов, объектах налогообложения, отмена одних льгот и введение новых, уточнение источников уплаты налогов. Однако проблема нарушений в сфере уплаты налогов и сборов не теряет актуальности. Эту проблему не удалось в полной мере решить даже развитым цивилизованным государствам. Правосознание граждан нашей страны оставляет желать лучшего, поэтому уровень нарушений законодательства о налогах и сборах остается достаточно высоким. Необходимо совершенствование государственного механизма принуждения к нарушителям налогового законодательства. В качестве такого механизма выступает привлечение нарушителей к юридической ответственности за нарушения законодательства в о налогах и сборах. При этом ответственность в налоговой сфере не исчерпывается лишь статьями Налогового Кодекса РФ. Нарушение налогового законодательства при определенных условиях влечет применение мер ответственности, установленных административным или уголовным законодательством. Практика свидетельствует, что понимание природы юридической ответственности, знание ее важнейших принципов позволяет налогоплательщикам успешно избегать сложных конфликтных ситуаций и неоправданных финансовых потерь.
В настоящее время российское законодательство о налогах и сборах все еще находится в стадии формирования, включая нормы, регулирующие ответственность за нарушение налогового законодательства. Это связано с тем, что сфера налоговых правоотношений — одна из наиболее динамичных. Хозяйственная деятельность включает в себя множество разнообразных ситуаций, каждая из которых нуждается в собственном подходе, и в то же время должна рассматриваться в строгом соответствии законам.
Степень разработанности проблемы: в течение последних десяти лет вопросы ответственности за совершение налоговых правонарушений рассматривались в диссертациях Д.Т. Алиевой, А.З. Арсланбековой, Л.Р. Балашян, Д.Б. Будникова, Э.И. Калантаровой, В.А. Кинсбурской, В.А. Красницкого, С.В. Лушаева, Е.В. Морозова, М.М. Нарусова, В.В. Николова, Ю.В. Рудовер, А.С. Селиванова, Т.С. Шейхова и др. Тем не менее, данная тема по-прежнему остается актуальной и нуждается в дополнительном исследовании.
Объект исследования: налоговое законодательство Российской Федерации.
Предмет исследования: ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах РФ.
Цель исследования: изучение института ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и правовую природу ответственности на налоговые правонарушения.
- Изучить специфику института ответственности за нарушение налогового законодательства.
- Определить причины нарушения налогового законодательства и рассмотреть обстоятельства, смягчающие, отягчающие и освобождающие от ответственности за налоговое нарушение.
- Изучить налоговую ответственность за налоговые правонарушения.
- Провести анализ административной ответственности за нарушение налогового законодательства.
- Исследовать уголовную ответственность за нарушение законодательств о налогах и сборах.
- Выявить актуальные проблемы и предложить пути совершенствования института ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в РФ.
Теоретическую базу исследования составили работу отечественных ученых, рассматривающих тему юридической ответственности и ответственности за налоговые правонарушения, таких как: С.Н. Братусь, Е.Г. Васильева, К.Н. Васкевич, Н.В. Витрук, А.А. Гогин, А.Н. Головкин, И.В. Дементьев, Д.З. Залибекова, В.Н. Иванова, А.В. Карташов, А.А. Козырев, Л.Ю. Кролис, И.И. Кучеров, С.В. Лушаев, С.Г. Пепеляев, Х.В. Пешкова, А.А. Сапфирова, И.М. Середа, И.Н. Соловьев, А.А. Тедеев, Р.С. Футо, Д.Н. Черник, Е.К. Шилехин, Ю.Д. Шмелев и др.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Налоговым, Уголовным, Уголовно-процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях РФ, а также другими законодательными и нормативными актами.
Введение.
Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
Налогоплательщик должен информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со статьей 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит пять тысяч рублей за каждый факт несообщения сведений.
Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ. Штраф составит от 10 до 20 МРОТ (от 1000 до 2000 рублей).
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется для него штрафом в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (п. 1 статьи 122 НК РФ), если при этом его действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как было отмечено в разделе «Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 НК РФ и статьей 122 НК РФ, очень похожи. Нередко налоговики пытаются привлечь налогоплательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Подобного рода действия неправомерны. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18 января 2001 г. N 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение.