Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение малого предпринимательства — что это и кто к нему относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации
Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:
- Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
- Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
- Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
- Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.
Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.
Государственный реестр и категории МСП: основные критерии
Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.
Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:
- Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
- Полное имя любого ИП или же название юрлица.
- ИНН налогоплательщика.
- Место жительства или нахождения.
- Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.
Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:
- Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
- Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
- Контракты по госзакупкам.
- Партнерства с государственными заказчиками.
Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.
Поддержка МСП периодически вызывает нарекания со стороны бизнес-сообщества.
«Через крупнейшую площадку для поддержки малого и среднего бизнеса — корпорацию МСП — можно ждать одобрения (кредита для малого и среднего бизнеса. — Прим. «Секрета») до полугода. Для подачи заявки в большинство банков нужно собрать огромный пакет документов, и даже если менеджер говорит: «Вам предварительно одобрили кредит на такую-то сумму», — то ждать всё равно месяц-полтора», — рассказал «Секрету» гендиректор компании «ТД Зевс» Илья Ильинов.
По мнению Счётной палаты, институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) установлены льготы, как налогового, так и экономического характера.
Понятия СМСП, Малые предприятия, Средние предприятия, Микропредприятия определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ указывает:
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)
Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МБ является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран (например, в Европейском Союзе).
Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.
Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.
Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:
1) наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
2) разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;
3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ;
4) выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МБ из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;
5) наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.);
6) рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций;
7) взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.
Сколь большое значение придается развитию МБ, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США Закону о малом бизнесе. В нем провозглашается: «Защита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы, с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство».
За последние годы Конгресс США принял не менее десяти законов по вопросам малого бизнеса, причем они не отменяли предыдущих законов (что характерно для нашей практики), а только дополняли и конкретизировали их.
Сторонние проверки малых предприятий
Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.
Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.
Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.
Государственная поддержка малого бизнеса
Малый и средний бизнес в России нуждается в поддержке на государственном уровне. Для этого были созданы специальные госпрограммы. Для малых предприятий разработана специальная система налогообложения УСН. С ее помощью предприниматель может выплачивать 6% от доходов, или 15% от прибыли. Такая система намного выгодней ОСНО.
Государственная помощь малому и среднему бизнесу способствует сокращению убыточных предприятий, только за последние полгода показатель их уменьшился в 2,5 раза.
Для малых предприятий существуют специальные предложения по предоставлению кредитных денег. Ведь без дополнительных вливаний очень трудно развивать и расширять свое дело. Опытные предприниматели в кредитовании видят возможность расширения ассортимента или улучшении качества предоставляемых услуг. Ведь порой взять кредит намного проще, чем искать инвесторов, которые будут согласны вкладывать денежные средства в развитие малого бизнеса.
В банках разработано множество программ, с помощью которых предприниматель может без проблем взять кредит и по удобной ему схеме возвращать деньги. При этом, получить деньги можно не только на развитие уже действующей фирмы, но и на открытие нового бизнеса.
Для тех, кто только открывает свой бизнес, созданы специальные консультационные центры, которые находятся в центрах занятости, там же можно обучиться на курсах для малого бизнеса с видео уроками и т.д., а еще возместить потраченные средства на государственную регистрацию юридического лица. Подав на рассмотрение в центр занятости свой бизнес-план, при его утверждении вы получите субсидии на развитие бизнеса.
Чем хорош статус МСП.
Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.
Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:
- сниженные налоговые ставки:
- ОМС -5%
- отчисления в пенсионный фонд — 10%
- отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
- упрощенный бухгалтерский учет:
- использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
- возможность вести учет по УСН,
- не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
- официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
- государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
- бюджетное субсидирование и инвестирование:
- субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
- компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- сокращенные сроки проверок:
- проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
- в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
- небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.
Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.
Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.
Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.
При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.
А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.
В заключение настоящей курсовой работы хотелось бы отметить, что субъекты малого предпринимательства играют огромную роль в экономики государства. Без малого предпринимательства не обходится не одна страна в мире, поскольку это одно из основных направлений экономики и пополнение бюджета всех уровней, которые в свою очередь оказывают поддержку государству или региону, зарплата сотрудникам бюджетной сферы и оплата пенсий.
Субъекты малого предпринимательства больше переориентированы в область торговли и предоставления услуг. Неоднородно малое предпринимательство распределено по регионам страны, а это недостаток бюджетных ассигнований и рабочих мест, что приводит государство на разработку новых государственных программ, чтобы оказать поддержку региону.
Финансовая поддержка Корпорации МСП с одной стороны очень интересное направление государства с целью поддержки малого предпринимательства и снижения нагрузки по процентам. Это определённо востребованные продукты и очень перспективное направление для банковской и предпринимательской деятельности. Банки видят свой интерес, что можно привлекать больше заемщиков под более низкие проценты, поскольку потерю маржи по процентам банка компенсирует государство из бюджета. В связи с чем, банки будут получать свой недополученный доход, а субъекты малого предпринимательства нужно все равно находить прибыль, чтобы заплатить проценты по кредитам и налоги государству. С другой стороны, при таком круговороте обременения налогами и государственной поддержки, по сути, сами субъекты малого предпринимательства, а также потребители товара или услуг, оказывают себе финансовую поддержку только при участии государства: в виде указов, постановление, распоряжений и т.д.
Конечно, для развития малого предпринимательства будет не простое время, нужно будет научиться работать, и даже выживать в новых реалиях налогового бремени. Необходимо будет пересматривать внутреннюю политику компаниям, чтобы остаться равноправным участником рынка.
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, но и юридические лица. Среднегодовая численность сотрудников — не более 100 человек. Территориальная деятельность этих компаний небольшая. В список их сферы деятельности входят:
- магазины;
- фирмы с небольшим объемом производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- турфирмы;
- медицинские кабинеты (стоматологические и т. д.);
- образовательные и учебные курсы и т. д.
Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов.
В 477-ФЗ от 29.12.2014 указано, чем отличается коммерческая деятельность малого предприятия — вновь зарегистрированным ИП предоставляются двухлетние налоговые каникулы. Новых предпринимателей не посещают Санэпидемнадзор и пожарная инспекция, у них не проверяют лицензирование деятельности. Возможность получения налоговых каникул есть у предпринимателей, которые:
- проходят регистрацию в первый раз;
- осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
- оказывают услуги населению.
По 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при поступлении жалований от потребителей на нарушение норм закона проводится ревизионная проверка.
Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса. Необходимо придерживаться ограничений по доходу, количеству работников и доле участия в уставном капитале (ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007). Если вы превысите лимиты, вас не сразу лишат статуса МСП, а сохранят его в течение трех календарных лет.
Субъекты МСП имеют определенные льготы:
- им разрешается держать в кассе любое количество денег, и их за это не оштрафуют;
- у них есть возможность вести упрощенный бухгалтерский учет и начислять амортизацию 1 раз в год;
- для них установлены преференции в государственных и муниципальных закупках.
Минпромторг ежегодно формирует перечень субъектов малого и среднего предпринимательства и направляет его в ФНС России. Налоговики вносят коррективы в Единый реестр.
Основные плюсы малого бизнеса:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- небольшие расходы на ведение предпринимательской деятельности;
- возможность быстро реагировать на изменения в рыночной сфере;
- высокая оборачиваемость собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, вовлечение населения в рабочий процесс.
Преимущества средних компаний:
- создание новых рабочих мест;
- большая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- конкурентоспособность;
- финансовая мобильность.
Плюсы крупных предприятий:
- обеспечение экономической стабильности в стране;
- изменение внешней среды бизнеса;
- экономия производственных издержек;
- внедрение в бизнес современных технологий;
- экспансия на мировых рынках и т. д.
По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки.
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Например, вот основные минусы малого бизнеса:
- большой уровень экономического риска;
- зависимость от более крупных игроков на рынке;
- высокое влияние персонала на конечный результат;
- невысокий профессионализм управленцев;
- сложности при получении кредитов и субсидий.
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше накопления, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
- жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
- трудности при получении лицензий и патентов;
- периодическая нехватка денежных средств в обороте.
Риски владения крупной компанией:
- избыточная экономическая концентрация;
- локализация хозяйственных отношений;
- блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.