Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челяб��нская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:  Восстановление срока принятия наследства

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Инструкция, как рассчитать транспортный налог

Транспортный налог рассчитывается по формуле:

ТН = НБ х НС, где:

  • НБ – налоговая база
  • НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты

Формула усложняется, если компания:

  • вносит авансовые платежи
  • хочет воспользоваться налоговыми льготами
  • применяет разные коэффициенты

Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:

ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:

  • Кв – коэффициент владения ТС
  • Кп – повышающий коэффициент
  • АП – авансовые платежи
  • НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик

Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.

Порядок расчёта и уплаты транспортного налога

С 1 января 2021 года ФНС России от ГИБДД или Гостехнадзора получает информацию о всех транспортных средствах зарегистрированных юридическими лицами На основании полученных данных налоговики формируют сообщения (уведомление) об исчисленном транспортном налоге и отправляют налогоплательщикам одним из 4 способов:

  • по электронным каналам связи — через оператора ЭДО;
  • через личный кабинет на сайте ФНС;
  • по почте на адрес компании;
  • передают лично руководителю под подпись.

При этом сроки, в течение которых ИФНС должна это сделать, зависят от ситуации:

  • от 10 дней со дня формирования уведомления, но не позже 6 месяцев со дня истечения срока его уплаты (1 марта следующего года) — когда налог считают по отчётному году;
  • до 2 месяцев со дня получения данных — если необходимо пересчитать налог за предыдущие годы;
  • до 1 месяца со дня получения информации из ЕГРЮЛ — если организация находится в стадии ликвидации.

Сроки уплаты авансовых платежей

Транспортный налог — региональная пошлина, а значит правила его выплаты разнятся в зависимости от региона регистрации транспорта. В некоторых субъектах РФ вообще нет предписания перечислять АТН.

Читайте также:  Как уволиться по собственному желанию, находясь в отпуске?

Возьмем для примера фирмы, прошедшие регистрацию в Московской области. Здесь обязательство выплачивать авансы по ТН предусмотрено региональным законом. Крайний срок перечисления выплаты — последнее число месяца, наступившего по истечении НП.

В большинстве регионов АТН должны перечисляться в бюджет:

за I кв. — до 30.04;

за II кв. — до 31.07;

за III кв. — до 31.10.

Субъектами РФ не могут быть определены сроки уплаты АТН, которые наступали бы раньше сроков, определенных НК РФ.

Законами субъектов РФ также могут быть предусмотрены различные льготы.

За дату выплаты АТН будет учтен день передачи платежки в отделение банка. Ближайший рабочий день после крайнего срока еще не будет считаться просрочкой, но при условии, что во время оплаты межбанковские расчеты еще не были закрыты.

Если платеж был просрочен, назначается пеня, начисляемая за каждый день просрочки, даже за выходные и праздничные дни.

Размер пени = (СР х СЗ х Д) : 300, где

СР — актуальная ставка рефинансирования;

СЗ — сумма задолженности;

Д — кол-во просроченных дней.

Пример города, предприятия которого освобождены от расчета АТН, — г. Москва.

Расчёт при возникновении/прекращении собственности

Стабильность во владении транспортом зачастую нарушается. В течение отчётного года машина может как выбыть из собственности, так и наоборот – появится. Когда такое происходит, появляется показатель обладания, отображающий срок владения машиной и долю вхождения этого периода в общий год.

Показатель владения в различных регионах страны – различен.

Рассмотрим оба случая и как следует его учитывать в вычислении суммы аванса.

При постановке на учёт:

  • до 15 числа – следует учесть возникновение;
  • после 15 числа – не следует учитывать.

При снятии автомобиля с учёта:

  • до 15 числа – не следует учитывать;
  • после 15 числа –следует учесть возникновение.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Читайте также:  Уведомление о невозможности представления

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Ответственность за неуплату налога

В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК).

Способы подачи заявлений и отчётности по ТН

Все документы по транспортному налогу могут быть сданы в ИФНС как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Приём заявлений на льготу от физ. лиц и предпринимателей, а также регистрация налоговой декларации от организаций могут быть осуществлены несколькими способами:

  • документы можно принести лично и сдать в ИФНС;
  • передать в налоговую через законного представителя;
  • ещё один способ — дистанционный — отправить пакет документов Почтой РФ (заказным письмом с описью вложения);
  • декларацию по транспортному налогу можно отправить онлайн с портала ФНС РФ, для этого открыт ресурс налоговиков «Налогоплательщик ЮЛ», зайти в программу можно по ссылке, для формирования отчётности ответственному лицу необходима усиленная электронная подпись и дополнительное программное обеспечение;
  • заявление на получение налоговой льготы владелец ТС может оформить из Личного кабинета налогоплательщика с WEB сайта налоговой службы. При этом у гражданина должна быть усиленная неквалифицированная электронная подпись;
  • ещё один онлайн-способ подачи заявления — через портал госуслуг, завизировав сообщение усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Учтите: при дистанционной сдаче в ИФНС заявления на льготу и копий нужных документов (почтовым отправлением, посредством портала госуслуг или сайта налоговиков), инспектора будут запрашивать в органе, который выдал документ, подтверждение подлинности сданной на проверку скан-копии. Поэтому для оптимизации процесса рекомендуется завизировать копии у нотариуса.

Ответ из ИФНС поступает заявителю или декларанту тем же способом, что и предоставление. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

В некоторых случаях налоговики могут отказать в приёме документов:

  • сдача документов не в той форме, обратите внимание, что формы заявления и декларации новые;
  • нет нужных реквизитов заявителя или нужной подписи;
  • не предоставлены документы, удостоверяющие личность ФЛ, или подтверждающие полномочия представителя;
  • сдача пакета не в ту инспекцию.

Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу

Платить транспортный налог должны те лица (юридические или физические), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения ТН (ст. 357 НК РФ). При этом порядок расчета и уплаты налога для организаций и граждан различен: организации исчисляют налог самостоятельно, а за физлиц сумму налога рассчитывает налоговый орган на основании сведений из ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу может вводиться только для организаций (пп. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Граждане уплачивают налог единовременно на основании полученного из налоговой уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Начиная с налога за 2020 год юрлица тоже будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. А подавать в ИФНС декларации по ТН они перестали. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *