Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация по безопасности дорожного движения для специалистов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
БДД – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества аварий, а также их тяжести и последствий. Чтобы регулировать права и обязанности всех участников дорожного движения, был разработан ряд законов и нормативно-правовых актов. Контролируют данную область сразу несколько спецподразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт.
Порядок проведения аттестации регламентирован. Прежде всего обучающемуся нужно подготовить комплект документов. Перед экзаменом комиссия проверит удостоверение личности, заявку на прохождение тестирования (с ФИО, занимаемой должностью и местом работы), диплом о высшем образовании и диплом о профильной переподготовке. Помимо этого, сотрудник компании должен дать свое согласие на обработку персональных данных.
На заметку! Образец заявления опубликован на официальном сайте Роставтотранса. При желании его можно скачать на любой электронный носитель, заполнить и распечатать.
Обучающийся должен своевременно прийти на аттестацию, поскольку любое опоздание будет расценено как неявка. После проверки сопроводительной документации гражданин получит уведомление о регистрации (до начала тестирования). Далее ответственный соберет подписи всех присутствующих, а секретарь комиссии проведет краткий инструктаж. На этом подготовительный этап считается пройденным.
Как только все организационные моменты будут закончены, обучающихся пригласят в кабинет. Каждый инженер должен вытянуть по билету. Конверт с заданием вскрывается перед комиссией. На подготовку выделяется 30 минут. Если человек справился с вопросами раньше, он может дать ответы досрочно. В конце совет по аттестации вынесет решение и зафиксирует его в соответствующем бланке.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Программа повышения квалификации «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»
Во время обучения на курсах слушатели изучат ряд разделов, в том числе:
- Правовая подготовка: транспортное и трудовое законодательство РФ, актуальные изменения.
- Классификация подвижного состава, его технические характеристики.
- Требования по поддержанию надлежащего технического состояния подвижного состава.
- Материально-техническое обеспечение эксплуатации автотранспортных средств.
- Технология транспортных процессов: эксплуатация автотранспортных средств, управление и финансы, обеспечение безопасности дорожного движения и жизнедеятельности.
- Система управления безопасностью дорожного движения.
- Сбор, обработка и анализ информации о ДТП.
- Влияние дорожного и человеческого фактора.
- Организация работы по безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии.
- Контроль технического состояния автотранспортных средств.
- Контроль здоровья водителей.
- Страхование на транспорте.
- Ответственность должностных лиц за обеспечение безопасности дорожного движения.
Какие знания Вы получаете в процессе профпереподготовки
Профессиональная переподготовка «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»
будет интересна студентам последних курсов колледжей и высших учебных заведений, а также лицам, уже имеющим среднее или высшее образование, по другому профилю. Таким образом, дипломом о высшем образовании по направлению группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» быстро и эффективно восполняется получением дополнительного профобразования в
Национальном технологическом университете
.
Выпускники НТУ, закончившие обучение по программе профпереподготовки «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»
, знают:
- основы трудового законодательства;
- правила ОТ, ТБ, ПБ и безопасности дорожного движения;
- правила тех. эксплуатации автомобильного транспорта,
- системы планирования и учета автоперевозок;
- организационные моменты рабочего процесса и т.д.
Профессиональная переподготовка «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»
позволяет Вам:
- заниматься предупреждением ДТП на местах проведения дорожных работ;
- следить за правомерным допуском водителей к управлению ТС;
- обеспечивать прохождение сотрудниками обязательных медосмотров;
- следить за соблюдением режима труда и отдыха;
- организовывать стажировку новый сотрудников.
Данное предложение будет интересно не только лицам, решившим освоить дополнительную профессию, но и корпоративным клиентам. Чем больше различных задач может выполнять один специалист, тем большую ценность он будет иметь для работодателя. Таким образом, инвестирование в образование действующих сотрудников является рациональным решением ввиду неутихающего в стране кризиса.
Круг обязанностей ответственного за БДД
Должностная инструкция такого сотрудника объемная. Ему требуется многое знать и уметь. Это все он применяет в трудовой деятельности. Она заключается в организации работы персонала, сталкивающегося с транспортными средствами.
Обязанности специалиста БДД следующие:
- заниматься разработкой мероприятий, предупреждающих возникновения ДТП, и следить за ходом их выполнения;
- вести учет происшествий на дороге и нарушений ПДД, которые совершили работники организации. Специалист БДД анализирует причины и подготавливает отчеты;
- подавать предложения руководителю компании о предотвращении дорожно-транспортных происшествий. Они должны быть разработаны лично;
- сверять данные о ДТП, совершенные сотрудниками организации с теми, что предоставляет Госавтоинспекция;
- участвовать при создании документации, касающейся безопасности на дорогах;
- заниматься агитационно-массовой работой с коллективом: вести лекции, показывать фильмы по БДД;
- доносить информацию до водительского состава и других сотрудников, касающуюся аварийности на дорогах;
- участвовать в выявлении причин, повлекших происшествие, и находить нарушение норм безопасности движения, связанные с недостатками организации;
- вести контроль над допуском водителей в рейс только на исправных автотранспортных средствах;
- следить за прохождением шоферов медкомиссии перед выходом на линию;
- помогать руководителям подразделений организации давать инструктаж по БДД;
- заниматься ведением журнала проверок и оформлением документов;
- проверять, насколько правильно соблюдают должностную инструкцию подчиненные;
- участвовать в работе комиссий, обследующих дороги и улицы по пути следования автомобилей предприятия;
- сообщать Госавтоинспекции о ДТП с работниками и транспортом организации.
Специалист по БДД также контролирует соблюдение шоферами трудового режима и отдыха.
Перечисленные обязанности закреплены в должностной инструкции. Там же указаны взыскания для этого сотрудника. Если в случившемся дорожно-транспортном происшествии будет его вина, аттестация аннулируется и удостоверение станет не действительным.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.
Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.
2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
3. Проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.
4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.
Обязанности специалиста по БДД
- Ключевая обязанность ответственного за безопасность дорожного движения заключается в том, что он персонально обязан вести техническую документацию по использованию автомобилей.
У ТС должны быть диагностические карты техобслуживания, путевые листы с нумерацией, учет которых ведется в журнале. Хранение путевых листов должно быть организовано в соответствии с номенклатурой дел компании.
Важно, чтобы расходы по ГСМ соответствовали летним и зимним нормам выдачи. Если нужно заменить автошины, трансмиссионную жидкость, моторное масло, должна быть сделана соответствующая отметка в журнале по техобслуживанию авто. Кроме того, ответственный за БДД должен составить схему размещения автотранспорта в гараже, а также технологическую карту передвижения ТС по территории компании.
- Следующая важная обязанность ответственного за БДД – контролировать допуск водителей к рейсу.
Многие специалисты допускают ошибку, думая, что если у сотрудника есть водительская справка, которую он всегда носит с собой, значит, его можно допустить к рейсу. В реальности все обстоит иначе. Водительская справка необходима для выдачи гражданину водительского удостоверения. Предварительный медосмотр проводится для того, чтобы выполнить оценку рисков получения профессиональных заболеваний в производственных условиях в организации.
Ответственный за БДД должен следить за тем, чтобы данные требования соблюдались. Служба охраны труда может оказать методическую помощь и осуществить надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Задача ответственного за обеспечение БДД – строго исполнять требования этой службы.
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.
По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.
Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:
- отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
- свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Обучение на специалиста по БДД
Если вы желаете работать в этой сфере, то начать стоит с получения высшего технического образования. Специалисты этой категории подают документы в вузы с направлением подготовки «Техника и технологии наземного транспорта». Выпускник проходит аттестацию, получая разрешение на работу в рассматриваемой сфере.
Аттестацию необходимо проходить после каждых 5 лет работы, срок обучения зависит от выбранной программы и базового высшего образования. Заметим, что аттестация может быть проведена раньше в том случае, если на предприятии, где работает инженер по БДД, нарушаются правила безопасности при эксплуатации автотранспорта.
Если образование непрофильное, то в обязательном порядке необходимо проходить курсы переподготовки. На этом этапе специалист либо сам подает документы на обучение, либо же его направляет компания, в которой он работает.
Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД
Итак, перед вами стоит задача подбора человека на должность специалиста по БДД. Начать следует с оценки квалификации претендента. К данному специалисту выдвигаются законом оговоренные квалифицированные условия:
- наличие высшего образования «Техника и технология наземного транспорта» плюс аттестация для подтверждения профпригодности;
- высшее образование по любому другому направлению плюс профпереподготовка плюс аттестация.
Аттестация бдд происходит согласно Порядка No 106 от 20.03.2017. Аттестацию проводит специальная комиссия.
Требования к ответственному за бдд при лицензировании:
- Претенденту предстоит подать заявку на аттестацию онлайн на официальной страничке в интернете ФБУ «Росавтотранс».
- Следует подготовить документы (заявление, оригиналы и копии паспорта, диплом и его копию, свидетельство о переподготовке и его копию).
- Пройти тестирование в 20 вопросов за 30 минут. Тестирование будет засчитано, если будет насчитано минимум 18 верно данных ответов.
- По итогу успешной проверки знаний оформляется протокол и по запросу на руки может быть выдана выписка из него.
На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.
2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.
2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.
2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.
2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.
2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.
2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.
2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.
2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.
2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.
2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.
2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.
2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.
2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.
2.16. [Другие должностные обязанности].
Должностные обязанности специалиста по БДД на предприятии
Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.
Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.
Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:
- мероприятий по предотвращению ДТП;
- отчетов об их проведении и полученных результатах;
- проектов внутренних нормативных актов;
- материалов для инструктажей водителей.
На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.
Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.
Обязанности ответственного за бдд в школе 2021 с какого числа
- порядок заполнения и ведения путевой документации;
- последовательный алгоритм действий при ДТП;
- правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:
- наличие опасных участков на маршруте;
- места для возможного отдыха на маршруте;
- количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
- правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
- алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.