Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассчитывать налоговую базу переходного периода необходимо только тем, кто будет использовать метод начисления по налогу на прибыль. Тут сразу же встает вопрос: а могут ли бывшие упрощенцы начать сразу после перехода на ОСНО применять кассовый метод по налогу на прибыль (например, чтобы избежать необходимости в расчете налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль)?

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

УСН с 1 января 2023 года

Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.

Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:

  1. организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
  2. организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
  3. доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
  4. для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
  • на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;

Примечание

Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.

  • как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;

Примечание

В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).

  • в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.

При расчете базы переходного периода нужно в обязательном порядке учитывать и переходящие расходы. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации должны признать в составе расходов «расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса».

Таким образом, в общем случае в состав переходных расходов организация, применявшая УСН, должна включить суммы непогашенной на 01.01.2023 г. кредиторской задолженности перед своими поставщиками (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Иначе говоря, в расходы переходного периода (в январе 2023 г.) следует отнести суммы произведенных в период применения УСН расходов, которые до конца этого года организация не успеет оплатить. При этом не имеет значения, какой объект при УСН сейчас использует организация: «доходы» или «доходы минус расходы» (письмо Минфина России от 03.05.2017 № 03-11-06/2/26921).

Если речь идет об организации, которая занимается перепродажей ювелирных изделий, то здесь нужно учитывать нюансы, поскольку в отношении покупных товаров расходы при УСН возникают только после того, как выполнены все три условия: изделия приняты к учету; изделия оплачены поставщику; изделия реализованы.

Поэтому если речь идет о кредиторской задолженности непосредственно за покупные изделия, момент ее признания в «прибыльных» расходах зависит от того, успеет компания продать эти изделия в период применения УСН или нет. Если на момент смены налогового режима неоплаченные ею товары еще числятся на балансе компании, то их стоимость можно учесть при расчете налога на прибыль только по мере их реализации (в обычном для ОСН порядке, установленном подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Обратите внимание, здесь не возникает расходов переходного периода.

Если же до перехода на ОСН компания успела реализовать покупные товары, но их не оплатила, то стоимость таких товаров нужно включить в состав расходов переходного периода.

А еще могут быть покупные ювелирные изделия, которые компания купила и успела оплатить в этом году, но реализовываться они будут только в следующем году, когда уже будет применяться ОСНО. Стоимость таких товаров в периоде применения УСН не была отнесена на расходы, поэтому продавец сможет учесть их в будущем году. Но только это будут не расходы переходного периода, учитываемые в январе 2023 г., а расходы, учитываемые по мере реализации этих изделий (определение ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289 по делу № А72-339/2014, п. 1.4 письма ФНС России от 09.01.2018 № СД-4-3/6).

Нельзя не затронуть вопрос об НДС, учтенном в стоимости переходящих товаров, которая будет учтена в «прибыльных» расходах в следующем году – периоде применения ОСНО. Положения п. 6 ст. 346.25 НК РФ позволяют принимать к вычету «суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения».

Но для этого, во-первых, должны быть в наличии счета-фактуры, полученные ранее от поставщиков, поскольку именно этот документ служит основанием для вычета (п. 1 ст. 169 НК РФ). А во-вторых, по мнению чиновников, принять такой НДС к вычету могут только те, кто до перехода на ОСНО применял УСН с объектом «доходы минус расходы». Поэтому если фирма сейчас работает на УСН с объектом «доходы», то вычетом НДС с переходящих расходов она, к сожалению, воспользоваться не сможет (письмо Минфина России от 07.04.2020 № 03-07-11/27295).

Читайте также:  Классификатор причин несчастных случаев и видов происшествий на производстве

Для тех, кто имеет возможность воспользоваться правом на вычет НДС, это право возникает в том налоговом периоде, в котором организация перешла с УСН на общий режим, т.е. в I квартале 2023 г. (письмо Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/2/77709). При этом вычетом «налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникает право на налоговые вычеты» (письмо ФНС России от 27.02.2015 № ГД-3-3/743).

Кто и как будет платить новый налог

Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников во время июльской пресс-конференции отмечал, что существует «запрос общества» на расширение видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые.

— Мы исходим из того, что разрешено должно быть все, что прямо не запрещено. Под запрет, безусловно, будет подпадать деятельность, которая лицензируется, которая требует специальных разрешений, и розничная торговля, — отметил Игорь Скринников.

Все остальное, добавил он, МНС предлагает «к разрешению» для самозанятых. Сейчас уже подготовлен законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс, и предполагается, что там будет расширен перечень видов деятельности, которыми смогут заниматься физлица с 2023 года.

В МНС Onlíner уточнили, что уплата налога на профессиональный доход в бюджет будет осуществляться с 2023 года ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным месяцем).

При этом предоставление налоговых деклараций по налогу на профессиональный доход не предусмотрено и не потребуется.

Для уплаты налога на профессиональный доход физлицо обязано будет использовать смартфон или компьютер, а также установить приложение «Налог на профессиональный доход». Оно уже тестируется, и «к концу 2022 года цифровая платформа будет окончательно готова для использования».

В ведомстве также напомнили, что налог на профдоход составит 10% от размера выручки для тех самозанятых, которые будут получать доход от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, при условии, что величина такого дохода в год не превысит 60 тыс. белорусских рублей. В случае превышения этой суммы величина налога составит 20%.

При этом, если доход самозанятому будет поступать от нерезидентов (физических лиц и субъектов хозяйствования) или физических лиц — резидентов, то ставка налога составит 10% от выручки независимо от ее размера.

Экспортерам ускорят возмещение НДС

Силуанов, в свою очередь, сообщил, что кабмин предлагает «обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за 3 года налогов, дающим право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд рублей«.

«Предусматривается снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС», — отметил первый вице-премьер.

Как сообщалось, в начале февраля, отвечая на вопрос о перспективах введения налога с продаж в качестве источника для пополнения региональных бюджетов в случае отмены налога на движимое имущество, Силуанов отмечал, что в прошлом этот налог не в лучшей степени себя зарекомендовал. «Но какие-то источники, я сейчас не хочу забегать вперед, для субъектов РФ могут быть предложены в обмен на сложный для бизнеса налог на движимое имущество», — сказал он.

Законопроект также предусматривает снижение с 1-го января 2019-го года совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30% и установление тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 22%.

«Установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% (вместо общеустановленного тарифа в размере 26%) в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет в 2021-м году к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 948,22 млрд. рублей, в 2022-м году — в размере 1 трлн. 16,27 млрд. рублей, в 2023-м году — в размере 1 трлн. 86,52 млрд. рублей, в 2024-м году — в размере 1 трлн. 171,41 млрд. рублей», — говорится в финансово-экономическом обосновании.

Покрывать недостаток средств придется из бюджета. В результате трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ вырастет на 502,6 млрд. рублей в 2019-м году и на 554,1 млрд. рублей в 2020-м, подсчитали авторы документа.

Сейчас общая ставка страховых взносов для работодателей составляет 30% (из которых 22% направляются в Пенсионный фонд, 2,9% и 5,1% — в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования). Ставка в 30% является льготной: согласно принятым ранее проектировкам, ее действие прекращается с 2021-го года, что увеличило бы нагрузку на работодателей до 34%. Таким образом, установив новый тариф в 30%, Правительство РФ предлагает отказаться от повышения этой ставки в будущем.

На что пойдут вырученные деньги от повышения НДС

Поскольку сумма дополнительной прибыли вследствие повышения НДС существенная, ее планируют использовать на выполнение очередных «Майских указов» Владимира Путина, подписанных по окончании президентских выборов. Чтобы выполнить указы, нужно 8 триллионов рублей, а таких денег, безусловно, в бюджете нет.

Некоторую часть средств выручат от повышения пенсионного возраста. Дополнительные средства будут зачислены от повышения до 20 процентов НДС. Кроме того, дополнительная сумма появится благодаря размещению ОФЗ и повышению налога на добычу полезных ископаемых. Ну, а остальные деньги будут взяты у народа, который и без того ощутит последствия такого решения правительства.

По мнению экономистов, из-за поднятия на 2 процента НДС может ухудшиться российская экономика, вырастут цены, труднее станет жить россиянам. НДС для воздушных перевозок на Дальний Восток, вероятно, обнулят. Проект закона уже внесли в ГД. По нынешнему законодательству, услуги облагаются налогом в 10 процентов, но исключение будет в случаях, когда пункт отправления/назначения находится в Крыму, Севастополе и Калининградской области. В данных случаях НДС будет нулевой.

Ключевые изменения и когда они вводятся?

С 1 января 2022 года:

  • Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.

Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.

Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.

Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.

Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.

Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.

Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.

Читайте также:  Как оформить льготы ветеранам труда в Улан-Удэ в 2022 году

Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.

Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.

Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.

Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.

Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.

  • Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.

С 1 июля 2022 года:

  • Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
  • На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».

С 1 января 2023 года:

  • Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
  • Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым пол��зным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

Нулевая ставка по налогу на прибыль

Для IT-компаний поправки в НК РФ обнулили ставку по налогу на прибыль.

Речь идет об аккредитованных российских организациях, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют ПО и базы данных, а также оказывают услуги/выполняют работы по их разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению. Сейчас такие компании уплачивают налог на прибыль по льготной ставке 3%. Теперь же за налоговые (отчетные) периоды 2022–2024 годов ставка налога для них составит 0% (абз. 1 п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Чтобы претендовать на применение нулевой налоговой ставки в 2022–2024 годах организация должна удовлетворять следующим условиям:

  • наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
  • доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода – не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период – не менее 7 человек.

Для компаний временно «заморозили» рост кадастровой стоимости недвижимого имущества, используемой для расчета налога на имущество организаций.

С учетом принятых изменений налоговая база в отношении объектов недвижимости за налоговый период 2023 года будет определяться как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года (п. 2 ст. 375 НК РФ). Данное правило будет действовать при изменении кадастровой стоимости в сторону увеличения.

Таким образом, в 2023 году организациям не стоит опасаться увеличения налога на имущество, и налог они заплатят по кадастровой стоимости текущего года. Исключение составят случаи изменения кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимого имущества вследствие изменения их характеристик (например, по причине достройки). В этих случаях налог придется платить уже по новой стоимости объектов. Такие же правила (в части применения кадастровой стоимости имущества, установленной на 1 января 2022 года) будут действовать также при расчете и уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Кого коснется новый закон

Нововведения затронут предпринимателей, выставляющих своим клиентам и контрагентам НДС. Очевидно, что это компании, находящиеся на общем налоговом режиме — ОСН. Плательщики ЕНВД, ПСН и упрощенки новшества никак не затронут. Им не придется менять бухгалтерию, перенастраивать онлайн-кассы и обновлять программное обеспечение.

Также ничего не меняется для тех, кто работает по льготной ставке НДС — 10% или 0%. Это продавцы медицинских и детских товаров, книжной продукции (ставка 10%) и те, кто выдает лицензии и взимает пошлины (ставка 0%)

Однако если вы не работаете с НДС — не спешите радоваться. Даже если технически все останется на своих местах, кое к чему следует подготовиться. Об этом — следующий пункт.

Откуда есть пошел НДС

Фискальная история

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века. Там, где он прижился, власти, как правило, не мыслят себе без него доходную часть госбюджетов и уверены, что НДС — это необходимость и бюджетное благо. Однако США и Япония прекрасно обходятся без этого налога. Говорят, что Билл Клинтон в пору своего президентства как-то раз рискнул поднять вопрос о вводе НДС, но тут же получил в ответ хладнокровный отпор: американские экономисты заявили ему, что в странах, где действует НДС, налоговое бремя в целом почти на 40% превышает аналогичный показатель тех государств, где этот налог не применяется. Может быть поэтому в России есть сторонники замены НДС налогом с продаж.

Первый блин

Впервые о возможности взимании такого универсального косвенного налога, как НДС, заговорили в Германии сразу по окончании Первой мировой войны. Инициатором этих разговоров стал Вильгельм фон Сименс, один из руководителей , уже успевшей к тому времени превратиться в крупную транснациональную корпорацию. К 1919 году эта промышленная группа потеряла большую часть своей иностранной собственности, утратила почти все патентные права за рубежом и в целом понесла серьезные финансовые убытки размером почти в половину ее капитала. Не в лучшем положении находились и другие предприятия Германии — страны, проигравшей большую войну и оказавшейся в том числе и в экономической зависимости от победителей.

Читайте также:  Всеобщая мобилизация в Украине: список болезней, с которыми не заберут на войну

Для того чтобы стимулировать немецкую экономику, Вильгельм фон Сименс выступил с предложением реформировать налоговую систему Германии и, в частности, внедрить новый косвенный налог, который смог бы в значительной степени пополнить государственную казну, но основная уплата которого ложилась бы на плечи конечного потребителя, а не на производителей. Развитие этой истории прервала скорая смерть фон Сименса, и об НДС все забыли почти на полвека.

В ЕС — с НДС

Идея введения этого налога возродилась уже во Франции после Второй мировой вой­ны. В 1954 году французский экономист, руководитель Дирекции по налогам и сборам Министерства экономики, финансов и промышленности Франции Морис Лоре детально разработал и предложил правительству схему обложения НДС в том виде, в котором она существует по сей день.

Появление нового налога не стало большой неожиданностью. Ему предшествовали два эволюционных скачка французской налоговой системы. В 1937 году страна перешла от взимания налога с оборота на единый налог на производство. Спустя 11 лет, в 1948 году, была внедрена система раздельных платежей, когда производители платили общий налог с суммы продаж за вычетом налога, который входит в стоимость приобретаемых ими комплектующих. А еще через шесть лет, к 1954 году, уже окончательно оформилась идея нового налога, призванного заменить собой предыдущие схемы.

Инициатива Лоре имела под собой и еще одно очень веское основание. В 50-60-е годы ХХ века в Западной Европе велась активная работа по созданию общего рынка, который в дальнейшем послужил фундаментом для строительства Евросоюза. Необходимо было оформить экономические взаимоотношения между странами, входящими в этот альянс, и, в частности, урегулировать все нюансы налогообложения.

Действовавшие в тот момент налоги, например налог с оборота или налог с продаж, не способствовали тому, чтобы все страны-участницы в результате оказывались в равном положении. Ведь если комплектующие для товара производились в одной стране, материалы для них — в другой, а конечная продукция выпускалась в третьей, то основной доход от взимания налога с оборота получал тот, кто оказывался в конце этой цепочки.

Новый налог на добавленную стоимость позволял не только адекватно распределить налоговые сборы между всеми взаимодействующими сторонами, но еще и «скрыть» новое бремя от прямого взгляда конечного потребителя, который был и остается его основным плательщиком. Для человеколюбивой Европы психологический фактор был не менее важен, чем экономический. Косвенный НДС так надежно спрятан в цене товара или услуги, что в условиях свободного рынка рассчитать его реальную итоговую величину довольно сложно.

После недолгого обсуждения правительство Франции приняло решение для начала «обкатать» схему взимания нового налога на одной из тогдашних французских колоний — в Кот-д’Ивуаре. Эксперимент был признан настолько успешным, что уже в 1958 году Франция ввела НДС в собственную налоговую систему, а в 1967 году директивой Совета ЕЭС налог на добавленную стоимость был признан основным косвенным налогом в Европе. Этот же документ обязывал страны, входившие в европейское сообщество, в пятилетний срок, до конца 1972 года, законодательно утвердить новый сбор для субъектов экономической деятельности на своей территории. При этом размер ставки этого налога национальные правительства могли определять самостоятельно.

Что будет, если не обновить кассу?

Ничего хорошего. Во-первых, если не сменить формат фискальных документов на актуальную версию, кассовый аппарат вообще может перестать отправлять данные ОФД и в налоговую. В худшем случае это может быть классифицировано как работа без онлайн-кассы вообще. Штрафы за такие выкрутасы самые большие — от 30 тысяч рублей для юридических лиц. Индивидуальные предприниматели заплатят чуть меньше — от 10 тысяч. Если не поменять ставку НДС с 18 на 20%, нарушение попадает под статью о применении контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям. За это ИП заплатит от 1,5 до 3 тысяч рублей, а организация — от 5 до 10 тысяч.

Не забывайте, что касса на то и онлайн, чтобы держать всех предпринимателей под контролем. То, что вы не поменяли размер НДС, налоговая увидит моментально — ей достаточно сделать запрос оператору фискальных данных.

Но есть и хорошая новость. Согласно письму Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2021 года, в течение I квартала штрафовать никого не будут. Это время дается тем, кто не успел обновить кассовые аппараты для работы с новой ставкой НДС. Таких, по некоторым данным, около 40% от всего числа зарегистрированных онлайн-касс.

При этом в кассовой чеке будет указана ставка НДС 18 процентов, но во всех отчетных документах налог должен составлять 20%. Продавать товар и оказывать услуги нужно также с НДС равном 20%.

Что делать с онлайн-кассой

Кассовый аппарат должен пробивать чек со ставкой НДС 20% с 1 января 2019 года. Для этого устройство нужно обновить. Изменение ставки НДС еще и завязано со сменой формата фискальных документов — ФФД. Для тех, кто не в курсе: кассовый чек — это и есть фискальный документ. И он с будущего года будет другим — изменится состав реквизитов, указываемых в чеке.

Сейчас большинство кассовых аппаратов работают с ФФД версии 1.0. Для перехода на работу по новой ставке их нужно обновить до версии 1.05. После обновления в чеке автоматически будет указана новая ставка НДС — 20%.

Как узнать версию ФФД, по которой работает ваш кассовый аппарат? Есть несколько способов сделать это:

  • посмотрите на отчет об открытии смены. Это небольшой чек, который касса распечатывает при запуске в начале рабочего дня. Там указана актуальная версия формата фискальных документов;
  • указание о ФФД есть также в настройках онлайн-кассы. Поизучайте меню и найдите пункт “номер версии ФФД”;
  • зайдите в личный кабинет на сайте вашего оператора фискальных данных — ОФД. Там номер версии ФФД можно отыскать в любом кассовом чеке;
  • в личном кабинете кассового аппарат также может быть указана версия формата фискальных данных. Зайдите в пункт “Терминалы” и посмотрите, стоит ли № ФФД.

Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?

В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.

Налоги:

— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.

— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.

— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.

Сборы:

Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *