Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Орловской области действует новая социальная норма потребления электроэнергии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
- жилой и нежилой площади квартиры;
- числа прописанных на жилплощади;
- принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
- использования электрической печи для приготовления пищи;
- способа отопления;
- нахождении жилья в городе или сельской местности.
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
- для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
- семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.
Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?
Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.
При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:
- число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
- норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
- тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.
Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.
Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:
- если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
- если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.
Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.
Средние данные о потреблении бытовых электроприборов
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Тариф по двум зонам (пик и полупик)
В пределах социальной нормы потребления |
Сверх социальной нормы потребления |
|||
01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | 01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 4,83 | 5,07 | 6,67 | 7,00 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
2. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 3,38 | 3.55 | 4.67 | 4,90 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,06 | 2,16 | 2,84 | 2,98 |
3. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 3,38 | 3.55 | 4.67 | 4,90 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,06 | 2,16 | 2,84 | 2,98 |
4. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 3,38 | 3.55 | 4.67 | 4,90 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,06 | 2,16 | 2,84 | 2,98 |
5. Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 3,38 | 3.55 | 4.67 | 4,90 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,06 | 2,16 | 2,84 | 2,98 |
6. Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 4,83 | 5,07 | 6,67 | 7,00 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
7. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) | 4,83 | 5,07 | 6,67 | 7,00 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Соц норма электроэнергии на человека Ростовская область в 2022 году
В 2018 году вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак дал поручение главам Минэнерго России, Минэкономразвития РФ и ФАС подготовить проекты нормативных документов, согласно которым предлагается установить для жителей многоквартирных домов и частных домов социальную норму потребления электроэнергии. За потребление электричества больше этой нормы будут установлены повышенные тарифы. В планах было ввести такие тарифы с 1 июля 2019 года.
Ожидалось, что норма потребления будет устанавливаться на одну отдельно взятую квартиру:
- в пределах 300 кВт/ч по льготному (стандартному) тарифу;
- в пределах от 300 кВт/ч до 500 кВт/ч — по повышенному тарифу;
- свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному» тарифу.
Однако в январе 2019 года принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов.
«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
Иван Тургенев «Отцы и дети»
Реклама на cайте
В пределах социальной нормы потребления | Сверх социальной нормы потребления | |||
01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | 01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Круглосуточно | 4,20 | 4,41 | 5,80 | 6,09 |
2. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
3. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
4. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
5. Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 2,94 | 3,09 | 4,06 | 4,26 |
6. Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества | ||||
Круглосуточно | 4,20 | 4,41 | 5,80 | 6,09 |
7. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Круглосуточно | 4,20 | 4,41 | 5,80 | 6,09 |
Закон о ветеранах труда орловской области льготы
а также ежемесячное пособие на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на детей, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — до достижения возраста 18 лет, в размере 350 рублей.
- 50% скидка при оплате за обучение детей в государственных организациях дополнительного образования, муниципальных организациях дополнительного образования в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей;
- первоочередное предоставление путевок в государственные учреждения области, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, для детей, обучающихся в государственных общеобразовательных организациях области на условиях, установленных Законом Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ «Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области»;
- ежегодная выплата единовременного пособия многодетной семье к началу учебного года на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, в размере, установленном Правительством области;
- обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях области, муниципальных общеобразовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам осуществляется в соответствии со статьей 13 Закона Орловской области от 6 сентября 2013 года N 1525-ОЗ «Об образовании в Орловской области»;
- бесплатная выдача лекарственных препаратов по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
- компенсация в размере:
- 30% расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, поставке бытового газа в баллонах, отоплению (теплоснабжению, в том числе поставке твердого топлива при наличии печного отопления) — в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области. Указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда;
- 50% расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению (за исключением поставки бытового газа в баллонах) — для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению (за исключением поставки бытового газа в баллонах) — для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления природного газа, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, независимо от вида жилищного фонда;
- 30% расходов на оплату электроснабжения — для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% расходов на оплату электроснабжения — для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления электрической энергии, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, независимо от вида жилищного фонда;
- 30% расходов за услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов — для членов многодетных семей, проживающих в жилых домах. Указанная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
- первоочередное предоставление в установленном законодательством Российской Федерации и Орловской области порядке земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств;
- однократное предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в соответствии с Законом Орловской области от 3 октября 2013 года N 1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области»;
- выделение в первоочередном порядке многодетным родителям (усыновителям), единственному родителю (усыновителю), создающим крестьянское (фермерское) хозяйство, льготных кредитов и ссуд для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства.
На чем основан норматив
И владельцы частного сектора, и жильцы многоквартирных домов вправе перейти на плату за электроэнергию без счетчика. При составлении договора на потребительские услуги производится расчет в индивидуальном порядке.
Обратите внимание! В каждом регионе страны действуют свои нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика.
При их составлении по внимание берутся такие факторы:
- климатические особенности региона;
- местность, где находится строение (город или село);
- амортизационные особенности здания;
- общая площадь, принадлежащая абоненту;
- усредненный уровень доходов населения в регионе;
- количество прописанных на конкретной площади жильцов (независимо от факта проживания).
В таблице ниже представлены для сравнения нормативы некоторых регионов России. Показатели меняются в зависимости от потребительских условий.
Нормативный показатель потребления э/э на 1 человека, кВтч/м
Условия | Москва | Санкт-Петербург | Челябинск |
В квартире установлена газовая плита (с проживанием 1 человека) | 50 | 78 | 100 |
При наличии газовой плиты в квартире, где проживает семья | 45 | 48 | 90 |
1 жилец с электрической плитой | 80 | 111 | 180 |
Семья в квартире с электроплитой | 70 | 63 | 130 |
Обратите внимание! Как видно из таблицы, нормативы меняются в зависимости от наличия или отсутствия в квартире электрической плиты, а также количества проживаемых там человек. Чем прохладнее регион, тем данный показатель будет выше.
Также составляется список жизненно необходимых электрических приборов, имеющихся у потребителя: отопительные котлы, электроплиты для приготовления пищи, водонагреватели (бойлеры), холодильники и т.п. Перечень приборов, подлежащих к учету, составляется региональной администрацией.
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
- жилой и нежилой площади квартиры;
- числа прописанных на жилплощади;
- принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
- использования электрической печи для приготовления пищи;
- способа отопления;
- нахождении жилья в городе или сельской местности.
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
- для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
- семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.
Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2022 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.
Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:
- количества комнат в жилом помещении;
- количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
- многоквартирный или частный дом;
- имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
- используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
- жилье находится в черте города или в сельской местности.
Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:
Город | Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч | Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч | ||
---|---|---|---|---|
С газовой плитой | С электроплитой | С газовой плитой | С электроплитой | |
Москва | 94 | 144 | 32 | 49 |
Санкт-Петербург | 139 | 196 | 47 | 67 |
Новосибирск | 156 | 213 | 53 | 73 |
Пермь | 185 | 263 | 63 | 89 |
Волгоград | 123 | 173 | 42 | 59 |
Вологда | 97 | 147 | 33 | 50 |
Ярославль | 81 | 108 | 28 | 37 |
Омск | 97 | 165 | 33 | 56 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 35 | 54 |
Тюмень | 135 | 210 | 46 | 72 |
Пермь | 117 | 192 | 40 | 65 |
Казань | 123 | 173 | 42 | 59 |
Ростов-на-Дону | 132 | 182 | 45 | 62 |
Барнаул (Алтай) | 176,56 | 232,01 | 60,04 | 78,88 |
Новосибирск | 108 | 156 | 37 | 53 |
Самара | 103 | 124 | 35 | 42 |
Что влияет на размер норматива
В связи с правилами расчёта, потребителю предпочтительнее устанавливать счётчик для определения суммы оплаты. В этом случае размер счёта окажется значительно ниже, чем при расчёте по нормам.
Но иногда неудовлетворительное состояние систем энергоснабжения или нежелание владельца препятствуют установке индивидуального прибора учёта. В этом случае не остаётся иного выхода, кроме назначения суммы оплаты путём расчёта по нормативам.
Показатель норматива определяется следующими факторами:
- площадь жилого и нежилого назначения в квартире;
- количеством жильцов, зарегистрированных на данной жилплощади;
- нахождением жилья в частном секторе или многоквартирном доме;
- наличием электроплиты для готовки;
- способом организации отопления;
- принадлежности объекта к городской или сельской местности.
Нормы рассчитываются опытным путём, после анализа результатов фактических замеров показателей для нескольких потребителей в различных регионах страны и разбитых на несколько групп.